Калькулятор расхода топлива

Нормы расхода топлива

Примеры базовых нормативов расхода топлива для наиболее распространенных на территории РФ автомобилей приведены в таблице. Документация учитывает машины, предназначенные для перевозки пассажиров, среднетоннажные грузовики, магистральные автопоезда и автобусы. Отдельный раздел посвящен грузовым шасси с установленными надстройками типа «фургон» и специальным транспортным средствам. По мере появления на рынке техники новых моделей тракторов или автомобилей в нормативную документацию вносятся корректировки.

Модель Рабочий объем, л Тип топлива Норма, л на 100 км пути
Chevrolet Niva 1,69 бензин 10,3
Lada Granta ВАЗ-21901 1,596 бензин 8,4
Lada Vesta 1,596 бензин 8,5
ЛАЗ-4202 не указан солярка 35,0
ЛАЗ-695, модификации с мотором ЗиЛ-130 не указан бензин 41,0
ЛАЗ-695, модификации с мотором ЗиЛ-375 не указан бензин 44,0
БелАЗ-537Л не регламентируется солярка 100,0
ГАЗ-52-06 не указан бензин 22,0
КамАЗ-54118 не указан солярка или сжиженный природный газ 6,5+23,5

Приказ учитывает автомобили, оснащенные специальными надстройками. Нормативный расход на перемещение складывается из затрат горючего базовым шасси с корректировкой из-за увеличения веса машины. В нормативном акте предусмотрены шасси, изготовленные с начала 60-х гг. XX в. Например, в документации имеются упоминания о подъемных кранах АК-75, установленных на грузовике ЗиЛ-164. Помимо расхода горючего по пробегу возможен подсчет затрат топлива на 1 час работы установленного на шасси оборудования.

Быстрые способы рассчитать расход топлива

Несмотря на только что сказанное, быстрые методы расчёта расхода топлива автомобиля бывают, всё же, необходимы

Во-первых, не у всех есть желание и время заострять на этом внимание несколько месяцев подряд. Во-вторых, быстрый способ можно применить несколько раз, постоянно меняя условия

Например, посчитать расход топлива зимой, а второй раз летом. Потом отдельно на трассе и в городе. По итогу можно будет собрать отличающиеся, но вполне конкретные показатели. А из них — некие усреднённые.

Собственно, быстрых способов есть два, и оба они предполагают заправку бака автомобиля до полного. Пожалуй, это условие является ещё одним недостатком. Согласитесь, не каждый автолюбитель готов заправить полный бак только ради того, чтобы узнать расход топлива. Особенно, если он затеял это ради удовлетворения спортивного интереса. Многие регулярно ездят, что называется, «на лампочке». Потому, если вы из их числа, сразу переходите к небыстрым способам.

Быстрый способ №1

Хорош он не только тем, что за каких-то полчаса позволяет узнать расход топлива. Он почти единственный, если ваша машина ездит на газу. Все счастливые обладатели ГБО знают, что с контролем расхода этого вида топлива есть некоторые сложности. Приступим.

Алгоритм действий:

  1. Едем на заправку.
  2. Заливаем до полного.
  3. Отмечаем километраж.
  4. Ездим (чем больше, тем объективнее будут результаты).
  5. Возвращаемся на заправку.
  6. Засекаем пробег.
  7. Заправляемся опять до полного.
  8. Смотрим на колонке — сколько литров вошло.
  9. Получаем две заветные цифры — литры и километры.
  10. Подставляем их в одну из представленных выше формул.

Быстрый способ №2

Этот метод похож по принципу на предыдущий. Но у него есть пара существенных преимуществ. К ним мы ещё вернёмся, а пока что немного подготовимся. Собственно, чтобы рассчитать расход топлива этим способом, потребуется какая-нибудь ёмкость с возможностью точно измерить литраж. Многие берут пластиковую канистру, на боковушке которой имеется градация по литрам. От такого варианта лучше отказаться.

Во-первых, набирать в пластиковую тару горючее небезопасно. Да и не на всех заправочных станциях разрешат её использовать. Поэтому — берём нормальную стальную канистру, предназначенную для бензина. Отдельно запасаемся какой-либо мерной посудиной, с помощью которой можно будет измерить объём с высокой точностью. Продаётся в любом хозяйственном магазине.

Алгоритм действий:

  1. Заезжаем на заправку.
  2. Отмечаем километраж (обнуляем суточный или записываем общий).
  3. Заправляем полный бак.
  4. Дополнительно набираем топливо в канистру.
  5. Едем столько, на сколько примерно взяли с собой бензина в канистре.
  6. Фиксируем пройдённое расстояние.
  7. Компенсируем сожжённое топливо из канистры, измеряя попутно объём.
  8. Сколько вошло в бак, столько и было потрачено на пройдённое расстояние.
  9. Теперь у нас есть все нужные данные.
  10. Подставляем их в универсальную формулу и узнаем расход.

Теперь пару слов о преимуществах, упомянутых выше. Первый плюс описанного способа расчёта расхода топлива заключается в том, что вам необязательно после замеров посещать заправку. В некоторых случаях это и в правду не с руки. Второе преимущество — вы исключаете погрешность на случай недолива на заправке. То есть, если в предыдущем способе объём компенсированного топлива вы узнаёте по табло на колонке (а там часто и воздух засчитывается), то во втором — что сами намерили, то и будет.

Способ №1. «Полный бак и канистра»

Этот алгоритм расчета расхода топлива встречается на просторах Интернета чаще всего. Это странно, поскольку данный способ нельзя назвать очень точным. Более того, он сравнительно сложный и, к тому же, дорогостоящий. Ведь согласитесь, далеко не каждый автолюбитель, приезжая на АЗС, заливает топливо в бак до отсечки. Однако способ есть, и в рамках данного материала он имеет право быть.

Алгоритм такой:

  1. Берем с собой канистру для топлива и отправляемся на АЗС.
  2. Заправляем полный бак.
  3. Заправляем канистру.
  4. Обнуляем показания суточного пробега.
  5. Едем примерно 100 км в смешанном режиме (как вы ездите в среднем ежедневно).
  6. Записываем показания суточного одометра.
  7. Заправляем из канистры полный бак и по остатку определяем объем потраченного топлива.
  8. По вышеприведенной формуле считаем расход.

Пример. Допустим, начиная с полного бака вы проехали 150 км. Затем залили топливо из 20-литровой канистры в бак «до верху». В канистре осталось 6 литров. Это значит, что на пройденное расстояние ваш автомобиль потратил 20 – 6 = 14 литров топлива. Подставляем полученные цифры в уже известную формулу:

То есть расход на сотню в данном примере составил 9,3 литра.

Способы расчета расхода топлива

Расход в литрах на расстояние (обычно берется отрезок в 100 км пути) можно определить двумя способами: нормативным (расчетным) и практическим (по факту). При всем уважении к Минтрансу, разрабатывающему нормы, первый способ – сродни прогнозу погоды: надеяться можно, а верить не следует. Второй же более приближен к реальному. Его точность повышается с ростом количества произведенных замеров при эксплуатации машины в различных дорожных условиях и циклах езды (городском, загородном, смешанном). Справедливости ради приводятся описания обоих способов.

Наличие бортового компьютера позволяет контролировать даже мгновенный расход бензина

Нормативный метод

14 марта 2008 года Минтранс России опубликовал распоряжение № АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Данное распоряжение устанавливает повышающие коэффициенты в различных условиях эксплуатации и для разного состояния автотранспорта. При расчете берется т.н. базовая норма расхода топлива для определенной марки автомобиля (из нормативных документов того же министерства) и умножается на сумму подходящих коэффициентов. Этот метод используют бухгалтеры предприятий, учитывая при этом еще различные поправочные данные.

При выполнении вычислений «для себя» за базовую норму можно взять номинальный расход из паспорта автомобиля и применить следующие поправки, которые учитывают:

  1. Зимние условия эксплуатации. Центр +0,07, Юг +0,05, Урал +0,1-0,12, Север (включая Сибирь) +0,15, районы Крайнего Севера +0,2.
  2. Летние условия эксплуатации (при наличии кондиционера) +0,07.
  3. Густонаселенность. В городах с числом населения 0,1-0,25 млн +0,1, 0,25-1,0 млн +0,15, 1,0 -3,0 млн +0,2, более 3,0 млн +0,25.
  4. Возраст и пробег автомобиля. Более 100 тыс. км (либо 5 лет) +0,05, от 150 тыс. км (8 лет) +0,1.

Например, для исходных условий: расход по паспорту — 10 литров, зима, регион – Центральный, город с населением 1,5 млн человек, пробег 120 тыс. км, получаем следующий результат:

Q = 10,0 х (1 + 0, 07 + 0,2 + 0,05) = 13,2 л / 100 км.

Таким образом, нормативный расход бензина на 100 км с учетом эксплуатационных условий и состояния автомобиля должен составлять 13,2 литра (справедливо также для дизтоплива и газа). Для более точного расчета можно использовать большее количество поправочных коэффициентов.

Практический метод

Для проведения замера расхода топлива на 100 км по расстоянию необходимо выполнить ряд действий:

  • заправить полный бак и засечь километраж по показаниям одометра;
  • проехать энное количество километров в своем обычном режиме;
  • долить бензин до полного бака и посмотреть новое показание одометра. Рекомендуется вторую заправку делать на той же АЗС, причем на «своей» колонке, т.к. две рядом стоящие колонки могут наливать по-разному;
  • объем второй доливки топлива (согласно квитанции) разделить на разницу показаний одометра и умножить на 100 – это и будет искомый расход.

Если разделить наоборот (километры на литры), то узнаем сколько километров можно проехать на одном литре бензина. Умножив это значение на объем бака, получаем расстояние в км, которое можно проехать на одном баке без дозаправки. Такая информация будет полезной при планировании дальней поездки.

Постоянный контроль расхода топлива позволяет заправляться всегда на любимой АЗС

Есть еще старый, но очень точный способ измерения расхода: положите в багажник одну-две канистры с хорошо известным и точно отмеренным количеством бензина (лучше 20-ти литровых, чтобы реже останавливаться) и леечку. Ездите как обычно пока полностью не кончится бензин. Когда двигатель начнет «чихать» — остановитесь. Теперь нужно снять показания одометра. Заливаете канистру-две бензина и вперед – до следующей остановки. Кончилось топливо – засекли километраж, заправили. Таких циклов может быть бессчетное множество, которое определяется только вашим терпением. Но чем дольше вы «продержитесь», тем результат замера будет точнее. Потом выполняется простейший расчет по тем же общепринятым формулам.

Этот способ самый точный, но таит в себе «подводные камни»:

  • приводит к преждевременному износу (а иногда —  к поломке) топливного насоса;
  • если бензина в системе не осталось, то придется ее «прокачать»;
  • доливка из канистры в зимних условиях — занятие малоприятное.

Состояние дороги сильно влияет на расход топлива

Возьмите себе за правило производить контроль расхода хотя бы два раза в год и непредвиденные ситуации в дороге из-за нехватки горючего будут исключены. Кроме того, появившийся перерасход – это не только вопрос экономии, но и зачастую сигнал, что у автомобиля появились какие-то проблемы. А это уже предмет вашей безопасности.

https://youtube.com/watch?v=9-sCkhkgNcw

Что такое расход

Расход — уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств или иного имущества.

А теперь, все то же самое только простыми словами. Вам захотелось поесть — вы купили еды и съели ее. Это расход. Вам понравилась какая-то вещь, например, для развлечения — вы купили ее (цена стала меньше). Это расход.

Однако, тут возникает ряд тонкостей, суть которых сводится к части уменьшения экономических выгод. Поэтому приведу ситуации, когда такое имеет место.

Это расход, если ваш капитал уменьшился на какую-то сумму или же иное имущество

Самый простой пример. Это все то, что просто приводит к уменьшению ваших благ. Например, сломалась вещь и ее пришлось выкинуть, дали кому-то денег безвозмездно, потратили определенную сумму на периодические услуги (тот же интернет) и подобное.

А теперь чуть сложнее

Важно понимать, что если вы продаете вещь, то в этот момент появляется расход. Так как проданный товар уже не относится к вашему имуществу, то есть капитал уменьшился. Конечно, когда заказчик оплатит, то ваши экономические блага увеличатся, но это уже будет доходом

Конечно, когда заказчик оплатит, то ваши экономические блага увеличатся, но это уже будет доходом.

Однако, тут есть хитрый нюанс. Если же происходит обмен равноценного имущества, то это может и не приводить к уменьшению благ. Например, купили заготовки или сырье. Хоть деньги и были отданы, но общий капитал остался тем же самым (у вас же есть ресурсы равноценной стоимости). Другое дело, что когда вы из этих ресурсов сделаете продукт и продадите его, в этот момент и возникнет расход (так как уменьшится общий капитал).

Таким образом. Если вы приобретаете инструменты или ресурсы у кого-то, то у него возникают доходы и расходы, а у вас нет. Однако, когда вы из этих ресурсов сделаете продукт и продадите его (или окажете услугу), только в этот момент у вас появятся доходы и расходы.

Это расход, если уменьшается стоимость

В данном случае речь идет о том, что проходит время и стоимость имеющихся вещей падает. К примеру, купили технику, прошел год-другой. Даже если вы ей не пользовались, то ее стоимость все равно уменьшилась, а значит уменьшились экономические блага. Так же такие расходы могут относиться к финансовым вложениям. Например, взяли валюту, а она обесценилась.

Это расход, если возникли обязательства перед кем-то

К примеру, у вас заказали некую услугу или чтобы вы сделали какой-то продукт, при этом полностью оплатили услугу или продукт (реализовали; права на услугу или товар отошли клиенту), то есть у вас возникли обязательства перед клиентом. В такой ситуации, даже если еще ничего нет, то расходы уже возникли в виде этих услуг или товаров перед клиентом. Другое дело, что такие услуги и товары можно считать расходом только в том случае, когда они готовы и будут приняты клиентом.

Еще пример. Допустим, у вас есть знакомый, который делает стулья. Вы эти стулья перепродаете. Однако, вы еще эти стулья не оплатили. Пришел клиент и купил у вас их. У вас возникли обязательства. Однако, их можно считать расходами тогда, когда вы оплатите стулья знакомому.

Суммируя, расход не исчисляется совместно с доходом, а в большей степени связан с тем, приводит ли действие к уменьшению экономических благ или нет.

Факторы, влияющие на расход топлива

Мощность двигателя Чем больше мощность мотора, тем больше топлива он потребляет. Причем расход мощных моторов может быть в 2-3 раза выше, чем экономичных.
Возраст автомобиля Двигатели внутреннего сгорания появились еще в 19 веке и принцип работы с тех пор остался неизменным. Но несмотря на это, технологии постоянно совершенствовались в сторону экономичности и экологичности. Поэтому современные модели выигрывают в экономичности у выпущенных 10 лет назад.
Маршрут поездки Расход топлива при езде по трассе с минимальным количеством разгонов и торможений будет значительно меньше, чем в городе, с частыми остановками и разгонами.
Стиль вождения Спокойная плавная езда уменьшает потребление топлива мотором. Динамичная агрессивная езда сопровождается повышенным расходом.
Техническая исправность автомобиля Некоторые технические неисправности становятся причиной повышенного расхода топлива. Если вы обнаружили, что мотор стал прожорливее — пришло время пройти диагностику двигателя и узлов.

Не забывайте поддерживать нормальное давление в шинах.

Время года Прогрев перед поездкой зимой съедает дополнительное количество бензина. Если ездить каждый день, за зиму перерасход окажется существенным. То же касается и коротких остановок. Если летом можно глушить мотор после остановки, то зимой он часто остается работать для поддержания прогрева салона.

Езда с работающим кондиционером летом также негативно влияет на расход.

Пассажиры и багаж Чем больше пассажиров и багажа вы перевозите, тем больше топлива потребляет автомобиль. Особенно это касается компактных авто, для которых дополнительные пассажиры и багаж составляют значительный прирост к массе. Например, мужчина массой 100 кг добавит к массе компактного хэтчбека 10%. На столько же увеличится расход бензина.

Контроль расхода топлива

График, демонстрирующий факт хищения топлива

В связи с массовыми хищениями топлива в транспортных организациях и компаниях, остро стоит вопрос по контролю над его надлежащим расходованием. Для устранения растрат топлива, помимо жесткого нормирования расхода, широко используются технические методы контроля. Например, применяются датчики уровня топлива по изменению уровня в баке или по измерению проходящего топлива в топливной магистрали двигателя. Часто они являются составляющей частью систем мониторинга транспорта, которые позволяют операторам удалённо вести контроль как за местонахождением транспортных средств, так и за показанием датчиков. Современные высокоточные датчики топлива позволяют достичь точности в показаниях до +/- 1 %, что намного превышает точность штатных бортовых систем.

РАСЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА МОТОБЛОКА

Многие владельцы дачных участков и не только они зачастую задаются вопросом о том, каким же образом возможно произвести расчет потребления топлива у мотоблока при определенной работе.

Рассчитать потребление бензина у мотоблока можно только при непосредственной его работе. Для этого необходимо залить бачок топлива мотоблока по максимальному уровню бензином. Затем нужно производить вспашку земли. По завершении вспашки определенного участка необходимо замерить площадь вспаханного участка. После этого посчитать сколько горючего было потрачено на вспашку данного участка. Аналогично для всех других типов работ (уборка картофеля, мульчирование, покос и т.д.).

Рассчитывается это дело с использованием электронных весов. Берется простая тара с топливом и измеряется ее удельный вес. Затем на весах устанавливается тарирование. После этого нужно в бак долить бензина до прежнего уровня и тару с топливом обязательно вновь установить на весы. Электронные весы покажут разницу между канистрами топлива. Данная разница и будет итоговым показателем расхода горючего на площадь земли, с которой была произведена работа. В отличие от первого случая со спецтехникой, здесь потребление горючего ведется в килограммах.

При этом стоит помнить о том, что скорость работы мотокультиватора примерно должна составлять от 0,5 до 1 км за один час работы. На основании этого, производится общий расчет расхода топлива по часам. По установленным нормативам, от производителей мотоблоков имеются данные о среднем расходе топлива за один час работы. Для маломощных мотоблоков мощностью 3,5 л.с. расход колеблется в пределах от 0,9 до 1,5 кг за один час работы.

Мотоблоки средней мощности потребляют в среднем от 0.9 до 1 кг/час. Самые мощные устройства расходуют на один час от 1,1 до 1.6 кг.

Погрешности в расчётах

Ещё раз стоит подчеркнуть: и в том, и в другом случае речь идёт, понятное дело, лишь о приблизительных показателях расхода. Единого, так сказать – на все времена, показателя быть не может. Ведь одно дело – ехать по свободной скоростной автотрассе, где затраты горючего будут минимальными, а другое – передвигаться по оживлённому городу с его многочисленными перекрёстками, светофорами, пешеходными переходами, которые волей-неволей тормозят движение, увеличивают время простоя машины на холостом ходу и, естественно, заставляют тратить на поездку значительно больше топлива. Играют роль также состояние дороги и самого автомобиля, погодные условия и иные моменты.

Особенности подсчёта

Ранее расчет расхода топлива определялся при проведении заводских испытаний водителями-профессионалами при дорожных испытаниях на специальных треках, сейчас на части автозаводов этот метод сохранен, но применяется для выборочного контроля расхода топлива выпускаемыми автомобилями, проверка определяется внутризаводскими ТУ (техническими условиями), и обычно не публикуется.[источник не указан 2448 дней]. .
С возрастанием требований рынка была разработана методика промышленных стандартизированных испытаний, проводящихся на стендах. Эта методика позволила исключить какие-либо субъективные влияния и отличается высокой воспроизводимостью результатов.

Методика измерений расхода топлива и выбросов CO2 документально определяется Директивами EC 715/2007 и EC 692/2008.

Для более точных подсчётов выделяют специальные циклы, подробное описание циклов имеется в выше упомянутых Директивах.:

  • «городской» цикл — характеризуется большей интенсивностью изменения скорости автомобиля, в том числе необходимостью прогрева, работой двигателя во время стоянки на светофорах и в «пробках», а также разгонами и резкими сбросами скорости до нуля. Как следствие, повышенный расход топлива;
  • «загородный» цикл — характеризуется большей плавностью хода и стабильно удерживаемой скорости, близкой к крейсерской. Следствие: относительно низкий расход топлива[источник не указан 2448 дней];
  • «смешанный» цикл — является своего рода «золотой серединой», то есть подсчёт ведётся в условиях, когда используются и резкий «городской», и спокойный «загородный» стили вождения. Причём, не обязательно, чтобы «загородная» часть цикла осуществлялась вне города: главное — сохранение манеры езды как при «загородном» цикле.

Во время испытаний автомобиль находится в помещении испытательной лаборатории, на мощностном стенде — колеса автомобиля крутят барабаны стенда, автоматика (ранее водитель-испытатель) четко выполняет циклы разгона-торможения- равномерного движения. Анализ расхода осуществляется на основе анализа выхлопных газов (в некоторых модификациях теста в топливную магистраль врезается аппаратный расходомер).

Головное освещение, вообще все дополнительные электрические нагрузки, кондиционер и прочее выключены, автомобиль полностью исправен и обслужен, в бак залито эталонное топливо, сопротивление воздуха отсутствует.

Следует отметить, что публикуются именно эти данные, так как они могут быть в любой момент подтверждены на испытательном стенде. Эти данные позволяют объективно сравнивать между собой разные автомобили, или автомобили разных модификаций и т. п. Получив на этих испытаниях результат, что автомобиль «А» на 20 % экономичнее автомобиля «Б», мы вправе рассчитывать, что в реальной эксплуатации соотношение расхода топлива у «А» и «Б» будет аналогичным.

Но при всем при этом указанные нормативы EC 715/2007 и EC 692/2008 (а именно их указывают Производители автомобилей) ни в коей мере не могут быть нормами практического, эксплуатационного расхода или списания топлива при бухгалтерском учете.

Для целей списания топлива при эксплуатации автомобилей в России используются периодически переиздаваемые документы Минтранса РФ, и/или другие ведомственные акты (например, для военных — соответствующий приказ министра обороны и т. п.)

Как посчитать расход топлива и стоимость поездки

Самый простой способ рассчитать, сколько топлива автомобиль тратит на 100 км пути, требует от водителя заполнить полностью бензобак, а затем проехать небольшую дистанцию и посмотреть на результат. После этого расчет проводится по простейшей формуле Рт = Л/Км х 100, которая расшифровывается как:

Этот вариант прост, но эффективен: он позволяет получить актуальные данные о скорости потребления солярки. К сожалению, это несколько ограничивает точность метода, поскольку никакие дополнительные параметры не учитываются.

Вы также можете подсчитать потребление топлива, используя нормативную формулу Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативный расход в литрах; Hs – базовый расход в литрах на 100 км, заявленный производителем; S – текущий пробег, а D – уточняющий коэффициент (может как уменьшать, так и увеличивать результат).

Коэффициент подбирается по следующим правилам:

  • Кондиционер или система климат-контроля – плюс 7%;
  • Эксплуатация в городской черте (от 250 тыс. жителей) – плюс 15%;
  • После 100 тыс. км пробега и 5 лет эксплуатации – плюс 5%;
  • Проверьте нормативы для региона. В зависимости от климата может добавляться до 20%.

Чтобы как можно точнее посчитать расход топлива, калькулятор подойдет намного лучше. Зная количество пройденных километров и литраж израсходованного бензина, можно получить точные показатели расхода, не прибегая к самостоятельным расчетам.

Полученные данные можно использовать в нескольких целях:

  • Планирование расходов. Если обычно вы используете автомобиль только для внутригородских поездок, то имеет смысл рассчитать расход бензина перед тем, как отправиться в длительное путешествие. Используя калькулятор топлива онлайн, вы сможете получить даже более точные данные, включающие стоимость литра бензина.
  • Предотвращение неприятных ситуаций. Опытный автомобилист нередко оказывается в ситуации, когда нужно срочно куда-то доехать и не хочется тратить время на заправку. Зная расход бензина на 100 км, вы сможете прикинуть, сможете ли дотянуть до ближайшего заправочного пункта на оставшихся в бензобаке литрах.
  • Диагностика. Проверка скорости траты топлива должна проводиться по меньшей мере раз в полгода. Полученные данные следует сравнивать с базовыми показателями, заявленными производителем. Сильная разница в полученных данных может свидетельствовать о наличии неисправностей.

Базовые показатели — это норма, которой машина соответствует после того, как сходит с конвейера. Чтобы узнать нормативы потребления топлива для своей модели автомобиля, ознакомьтесь с таблицей.

Меню

  • КАЛЬКУЛЯТОР ОНЛАЙН
  • ПОЛЕЗНЫЕ КАЛЬКУЛЯТОРЫ
  • КОНВЕРТЕРЫ ВЕЛИЧИН
  • ИНТЕРЕСНОЕ

Как рассчитать нормы расхода ГСМ

Для расчета потребности в топливе для легковых машин используется уравнение вида А = 0,01*H*S*(1+0,01*D), где:

  • А — расчетный расход бензина или солярки;
  • H — базовый параметр, который берется из таблиц;
  • S — учитываемый пробег автомобиля (например, за сутки или рабочую неделю);
  • D — корректирующий коэффициент, учитывающий режим эксплуатации (например, размеры города или наличие в машине климатической установки с кондиционером).

Постановление Правительства содержит образец бланка, согласно которому утверждаются нормативы списания топлива в рамках предприятия. В документе указываются тип, марка и государственный номерной знак автомобиля, а также параметры расхода бензина или дизельного топлива в зимний и летний периоды. В приказе назначаются ответственные лица, которые контролируют соблюдение нормативов и обеспечивают ведение учетной документации. После подписания нормативного акта руководителем организации производится ознакомление с документом ответственных лиц.

Если в эксплуатации находится автобус, то применяется формула вида А = 0,01*H*S*(1+0,01*D)+G*T, где дополнительно введены индексы:

  • G — норматив затрат топлива на работу установленных автономных отопителей (измеряется в л/час);
  • T — среднее время функционирования автобуса с включенными нагревательными блоками.

При использовании тягача, работающего в сцепке с прицепом или полуприцепом, применяется уравнение вида А = 0,01*(M*S+K*L)*(1+0,01*D), где дополнительно введены коэффициенты:

  • M — усредненное значение затрат солярки или бензина при движении порожнего автопоезда;
  • S — суммарный пробег автопоезда за рейс;
  • K — нормативный параметр, определяющий объем сожженного горючего в транспортном режиме (измеряется в литрах на 100 тонно-километров);
  • L — объем выполненной транспортной работы, который определяется как произведение массы нагрузки на пройденную дистанцию с грузом).

При расчете экономичности самосвала на грузовом шасси (одиночки или сцепки), применяют формулу вида А = 0,01*H1*S*(1+0,01*D)+Q*W, где:

  1. Под индексом H1 подразумевается уравнение Р1+Р2*(U+0,5В). В данной формуле учитывается транспортный норматив Р1 затрат ГСМ (с половинной загрузкой). Если коэффициент частичного заполнения не учитывается, то он входит в параметр Р2 (индекс дополнительно включает работу с прицепом). Дополнительно учитывается вес прицепного оборудования В с половинной загрузкой.
  2. Прибавка Q*W подразумевает дополнительные затраты Q на горюче-смазочные материалы (учитываются за каждый рейс), умноженные на количество выполненных за рабочий день или смену рейсов W. Дополнительным критерием является тип топлива (жидкое или газообразное).

Пример определения затрат

Пример расчета для автомобиля ГАЗ-31105, оснащенного бензиновым мотором ЗМЗ-406 с нормативным расходом горючего 11,5 л на 100 км пути. Водитель заявил 50 км пробега в городе с количеством жителей 400 тыс. человек. Машина прошла еще 100 км в мелких населенных пунктах (число жителей до 100 тыс. человек), а также 250 км автомобиль проехал по загородным трассам. Эксплуатация производилась в зимнее время, что дополнительно повлияет на экономичность двигателя.

Последовательность расчета:

  1. Затраты горючего в крупном городе составят А1 = 0,01*11,5*50*(1+0,01*(15+10)) = 7,19 л. В уравнении учитываются увеличивающие коэффициенты из-за пробок в городе и снижения температуры окружающей среды.
  2. Расход бензина в мелких городах составит А2 = 0,01*11,5*100*(1+0,01*(5+10)) = 13,23 л.
  3. На шоссе было сожжено А3 = 0,01*11,5*250*(1+0,01*(10-7)) = 29,61 л. В уравнении учитывается снижение затрат горючего на 7% от нормативного параметра из-за равномерного режима движения на загородных трассах.
  4. Суммарный расход за отчетный период составляет А = А1+А2+А3 = 7,19+13,23+29,61 = 50,03 л.

Методика позволяет вывести среднюю норму затрат горючего для автомобиля (или нескольких машин одной модели с одинаковым силовым агрегатом), используемого на постоянных маршрутах или при стандартных условиях эксплуатации. В этом случае расчет упрощается, поскольку не требуется разбивать поездку на интервалы и вводить поправочные коэффициенты. Необходимо только учитывать температуру окружающей среды, выведя нормативы для летнего и зимнего времени.

Практический расчет расхода горючего для автотранспорта различной грузоподъемности

Нормативные расчеты топливных затрат грузового автомобиля (рассчитываются в л/100км) каждая автотранспортная компания ведет самостоятельно. Так же, как у электронных калькуляторов в Интернете, недостатком общепринятых методик подсчета становится базирование на средних показателях.В формуле Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) (1 + 0,01 х D) базовым показателем становится расход без груза в снаряженном состоянии (Hsan), который индивидуален у каждого грузовика. Меняются показатели расстояния пробега (S), работы с грузом в топливе (Hw) и километрах (W). Вводятся поправочные коэффициенты D (в процентах), по которым усредненно учитывается увеличение нормы расхода для зимы, крупных городов, возраста грузовика, использование кондиционера.Реальный расход топлива может не совпадать с нормативами, что влияет на выбор маршрута. Так, при транспортировке груза из Одессы в Кривой Рог логичен выбор маршрута через Николаев, Баштанку, Новый Буг, длина которого составляет 305 километров. Для тягача «Мерседес» с заводским нормативом расхода в 19,8 литра на 100 км подсчет на электронном калькуляторе даст результат в 60,39 литров.Расчет по нормативной формуле, с принятым предприятием нормативом работы с грузом в топливе (Hw) в 5 литров, более точен. Он учитывает загрузку грузом в 20 тонн и равен 0,01 х (19,8 литров х 305 + 5 л х 305) = 75,64 литра. К этой цифре нужно добавить прибавочный коэффициент в 15% для проезда 20 км через Николаев, который увеличит расход на 0,74 литра.В реальности к нормативному расходу топлива нужно добавлять 10% расхода горючего на участке разбитой дороги в 68 километров между Южным и Николаевым, где расход топлива увеличивается на 10% (1,68 л). Длина разбитых участков автотрассы между Баштанкой и Кривым Рогом составляет 120 км. На этих участках скорость фуры не превышает 40 км/час, а расход топлива увеличивается на 15% (около 5 литров). Следовательно, на разбитом маршруте к нормативному расходу нужно прибавить 7 литров дизтоплива. Общий расход составит 83,06 литра.Более длинный маршрут через Николаев, в объезд Херсона, Берислава, Новой Каховки, Орджоникидзе, составит 445 км. При расходе топлива в 111 литров он сократит время в пути на 2 часа и убережет подвеску фуры от преждевременного ремонта.Дополнительная норма расходования дизтоплива вводится для автопоездов. У автопоездов нормативное планирование расхода учитывает массу прицепа и грузоподъемность прицепа. Показатель загрузки (полной или неполной) учитывается в значениях Hw и W.При этом в расчетах по средним нормам не учитываются скорость движения, транспортировка груза по перегруженным автотрассам (движение в режиме «газ – тормоз»), маршруты по плохим дорогам (с регулярным торможением).Особенно труден расчет расхода дизтоплива для маршрутов по горной местности. Такие участки трассы  проходятся на пониженных передачах, для которых расход солярки значительно увеличивается.Опытные водители, частные перевозчики на собственных грузовиках не пользуются онлайн калькуляторами и поправочными коэффициентами. Расход топлива рассчитывается по собственным, эмпирически выведенным формулам, связанным с грузом автомобиля, общим весом тентованного или самосвального автопоезда, особенностями равнинного или горного маршрута. Для каждого режима движения и отдельных участков маршрута водитель оформляет отдельную табличку.  Правильно замерив и рассчитав расход топлива, водитель может планировать затраты на маршрутный пробег автомобиля, быть уверенным в успешном окончании рентабельной грузоперевозки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector