Правила маневрирования на дороге

ДТП в таких ситуациях случаются редко

Под окнами офиса Onliner тоже часто слышны гудки клаксонов и визг тормозов. На перекрестке пр. Дзержинского и 1-го Извозного переулка водители регулярно выясняют, кто и кому должен уступить.

Для автомобилистов, которые совершают разворот по проспекту, включена дополнительная секция и основной зеленый сигнал светофора. «Имеют преимущество», — ремарка ведущего рубрики.

Далеко не во время каждого светофорного цикла возникает конфликтная ситуация. А если два автомобиля встречаются, то водители, как правило, пытаются разъехаться — ширина проезжей части позволяет сделать это без проблем. В редких случаях траектории пересекаются, и тогда участники конфликта прибегают к помощи звуковых сигналов.

— Видно, что водитель Toyota не собирался уступать. А если бы Audi поехала, то… — комментирует возникшую ситуацию Юрий Краснов. — Водителей, которые не собираются уступать, сразу видно: они выезжают на такой скорости, что становится понятно — тормозить никто и не думал.

При этом, по наблюдениям ведущего «Разборов…», ДТП в таких ситуациях случаются довольно редко, поскольку автомобили движутся на небольшой скорости.

Что можно считать маневрированием

Маневрирование – это изменение траектории движения машины, а также его начало и завершение. Каждое действие выполняется по определенным правилам, большинство из которых записаны в п.8 ПДД. Значение имеет и то, где осуществляются маневры:

  • на обычном отрезке дороги;
  • на перекрестке,
  • на прилегающей территории,
  • на узком участке;
  • в зоне с полосой разгона или торможения.

Начало движения

Начало движения – первый маневр, который приходится выполнять машине, трогаясь с места, даже когда она следует дальше по прямой. Поэтому оно должно осуществляться в соответствии с условиями:

  • Заранее подать сигнал рукой или поворотником. Ведь начать двигаться может только прежде стоявший автомобиль, а в покое он находится на обочине, парковке, другом месте, не являющемся проезжей частью. Оттуда нужно выезжать, поворачивая. Конечно, машина останавливается и на светофоре, а потом может следовать прямо. Но здесь подавать сигнал не нужно, так как это не начало, а продолжение движения.
  • Не создавать опасности для других участников. Это значит, нужно пропустить тех, кто уже едет по дороге, а также пешеходов, если они переходят проезжую часть, или все происходит во дворе дома, жилой зоне. При этом движущиеся автомобили могут поворачивать, разворачиваться, им все равно следует уступать.
  • Прежде, чем тронуться с места, водитель должен убедиться, что его сигнал верно понят другими автомобилистами и пешеходами. Если он осознает, что его машину не видят, следует подождать.

Прилегающие территории

О маневрировании на прилегающей территории и при перемещении на нее с дороги общего пользования пункт 8 ПДД гласит:

Кроме того, если прилегающая территория – это двор дома, пешеходы там имеют преимущество, могут идти, где едут автомобили, и им всегда следует уступать. Еще нельзя использовать участок для сквозного проезда и двигаться со скоростью более 20 км/ч.

Перестроение

Перестроение означает смену полосы на параллельно идущую в том же направлении, это бывает нужно для выполнения:

  • обгона;
  • опережения;
  • поворота или разворота;
  • начала либо завершения движения.

Оно выполняется по установленным правилам:

  • перед началом действия следует включать поворотник или сигналить о намерении рукой;
  • выполняющий перестроение автомобиль обязан пропустить тех, кто едет прямо, не меняя ряд;
  • если две машины одновременно пытаются осуществить маневр, уступает тот, для кого оппонент является помехой справа.

Полосы торможения и разгона

Значения полос торможения и разгона заключены в их названиях. Эти участки отделяются от других рядов разметкой 1.8, их можно видеть рядом с перекрестками, остановками, зонами для разворота и на автомагистралях. Как правильно ехать там, где они есть:

  • Для поворота, разворота или остановки необходимо переместиться на полосу торможения и только там замедлять ход, чтобы выполнить нужный маневр. Так автомобиль оставит свободным ряд для машин, которые поедут дальше.
  • Для въезда на дорогу через полосу разгона нужно попасть на нее, потом набрать скорость в конце этого участка и вписаться в общее движение. При этом нельзя мешать тем, кто уже следует по дороге в любом ряду, то есть нужно их пропускать.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами

Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции — дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Сложное маневрирование на автомобиле

Чтобы сдать экзамен на автодроме, необходимо освоить пять «фигур»:

  •  Заезд в бокс задним ходом.
  •  Остановка и продолжение движения на эстакаде.
  •  Змейка.
  •  Параллельная парковка, осуществляемая задним ходом.
  •  Разворот.

Эти фигуры не очень сложные, но все равно у многих возникают трудности. И, более того, во время вождения в городе возникают задачи более серьезные.

Ниже представлены начальные приемы, которые необходимы при сложном маневрировании.

Представим, что на парковке «подперли» вашу машину, и вы не можете уехать. Если применить «многошаговое» маневрирование, то из этой ситуации возможно выбраться. Ситуация достаточно жизненная и послужит примером в данной статье.

Основные приемы сложного маневрирования

Если у вас есть выбор, то не стоит использовать «многошаговое» маневрирование. Надо постараться отыскать хозяина машины, которая подперла вашу. Например, опросить людей, находящихся рядом на парковке, или постучать по колесу, чтобы сработала сигнализация.

Если у вас недостаточно навыков вождения, а уехать нужно срочно, лучше вызовите такси. Потому как, задев чужую машину, придется вызывать сотрудников дорожной полиции, что займет гораздо больше времени.

При «многошаговом» маневрировании вам необходимо воспользоваться помощью других людей. Самостоятельно очень трудно управлять автомобилем и контролировать обстановку вокруг.В случае если помочь вам некому, необходимо двигаться с самой низкой скоростью. Даже если вы продвинулись всего на пару тройку сантиметров, следует выйти и осмотреться.

Если же вас попросят прийти на помощь, то не отказывайте. Все добрые дела возвращаются.Итак, вернемся к нашей ситуации.

Вы припарковались «носом» к ограждению, с обеих сторон стоят другие автомобили, и вас «подперли» сзади, оставив небольшой проезд между вами. Один только вариант – это пролезть между боковым авто и машиной, что позади. Но для обычной параллельной парковки здесь мало места. Чтобы совершить маневр, надо максимально тесно придвинуться к боковому автомобилю. Чтобы это сделать, нужно:

  • Максимально приблизиться к ограждению. Не двигаясь, выкрутить руль максимально в правую или в левую сторону, в зависимости от того, с какой стороны есть место позади вас.
  • Начинайте маневр и поезжайте до того момента, пока между вашей машиной и боковой с другой стороны не останется наименьшая дистанция.
  • Сдав слегка назад, начинайте поворачивать рулевое колесо в противоположную сторону до конца.Вы должны доехать до момента, пока дистанция не окажется минимальной либо до машины, которая находится позади, либо до той, что стоит сбоку ближе к вам.
  • Первая задача выполнена, теперь ваше авто оказалось в максимально правом или левом положении. Возможно, предыдущие шаги придется выполнить много раз, это зависит от свободного места на парковке.

Теперь нужно проехать между автомобилями. В первую очередь необходимо расположить свою машину так, чтобы правое заднее колесо очутилось возле заднего бампера бокового близкого к вам автомобиля.

Далее выкручивайте руль вправо (если боковой автомобиль, расположенный рядом с вами, находится справа) или влево (если находится слева) до конца.

Затем продолжайте сдавать назад. Остановитесь, когда в зеркале заднего вида вы сможете увидеть небольшое расстояние между автомобилем позади и задней частью вашей машины.

Если зазора нет, вы можете прокрутить руль на пол-оборота влево (если машина слева) или вправо. Если не получается, лучше прекратить пытаться, вы рискуете поцарапать машину.

Если все в порядке, поставьте машину прямо и продвигайтесь между дальней боковой машиной и той, что позади вас.

Далее следует выровнять автомобиль вдоль ограждения. Движение задним ходом необходимо продолжить до того момента, пока не станет возможным выкрутить руль влево (если ближний боковой автомобиль с правой стороны) или вправо (если с левой), не задев его.

Если за один раз маневр не удался, повторите выравнивание автомобиля. Поверните руль вправо (если ближний боковой автомобиль справа) или влево (если боковой автомобиль слева) до конца, пока дистанция до этого авто максимально не уменьшится.

Выкрутите руль до конца в другую сторону и сдайте назад, пока машина не упрется колесом в ограждение или не встанет в линию с ним.

Последние два пункта необходимо выполнять, пока машина не встанет параллельно ограждению.Остается задним ходом выехать с парковки.

Выполнение разворотов на 180 градусов.

Развороты транспортного средства на 180 градусов выполняются на минимальной скорости. В начале выполнения таких маневров рулевое колесо быстро поворачивают до упора, а перед завершением возвращают в исходное положение. При ширине проезжей части, недостаточной для разворота, нужно использовать заднюю передачу. При въезде (выезде) с гаража, при поворотах направо на перекрестках, необходимо учитывать, что траектории движения передних и задних колес автомобиля отличаются разными радиусами. Так радиус входа в поворот передних колес меньше задних. Задние колеса «не успевают» войти в поворот по следу передних. Поэтому при выезде с гаража поворачивать рулевое колесо рекомендуется не сразу, а только после выезда более половины автомобиля его длинны. При поворотах направо не стоит близко прижиматься к бордюрному камню.

Методы управления автомобилем в плотных транспортных потоках

Для водителя движение в плотных транспортных потоках связано с повышенным вниманием и большой напряженностью. Интенсивность движения с минимальными дистанциями делает все более обязательным правило соблюдение рядности

Это правило является основным условием максимально быстрого движения в потоке. Частое, неразумное перестроение с одной полосы движения на другую мешает движению всему потоку и может привести к созданию аварийных ситуаций и дорожно-транспортным происшествиям. Довольно часто на дороге встречаются водители — любители «слалома». Создавая много опасных ситуаций другим водителям, они много не выигрывают по времени. Это явно очевидно, при остановке на красный сигнал светофора. В плотном потоке скорость движения транспортного средства устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока. Двигаясь в стесненных условиях, водители быстро устают, теряют выдержку, пытаясь обогнать впереди идущий поток транспортных средств. Большинство аварий происходят при перестроении на соседние полосы, с участием автомобилей, движущихся в попутном направлении. Поэтому перестраиваться необходимо медленно и плавно, заранее включив указатель поворота, предварительно рассчитав безопасную траекторию движения

При движении в этих условиях очень важно правильно выбрать безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства. Она будет зависеть от состояния дорожного покрытия, скорости движения, условий видимости, технического состояния и массы автомобиля и средней скорости потока

Большая ответственность ложится на водителя-лидера. Его действия и поведение на дороге влияют на основной поток, поэтому они должны быть логически обоснованными и правильно выполняемыми. Основной задачей лидера является выбрать безопасную скорость в пределах установленных правилами дорожного движения, стараться двигаться с ней постоянно, без резких рывков и торможений. Двигаться за лидером в основном потоке немного сложнее. Необходимо постоянно наблюдать за его действиями, и за действиями водителей, находящихся сзади и сбоку.

Причины возможного торможения впереди идущих автомобилей определить трудно, так как обзор дороги ограничен. Поэтому нежелательно двигаться за грузовыми, крупногабаритными автомобилями и автобусами. Не стоит забывать и о безопасном боковом интервале, который зависит от тех же условий, что и дистанция. Если дистанция, выбранная водителем, необоснованна увеличенная, этим могут воспользоваться водители других транспортных средств, встраиваясь впереди него. Реагировать на действия таких водителей необходимо без лишних эмоций, спокойно и холоднокровно. При движении в городских условиях желательно заранее ознакомиться с маршрутом следования, внимательно следя за ограничениями, вводимыми на данной дороге дорожными знаками и разметкой.

В населенных пунктах в часы «пик» на остановках городского маршрутного транспорта часто останавливаются автобусы и троллейбусы. Видимость дорожной ситуации перед ними ограничена. Правила обязывают водителей уступать им дорогу, в случаях, когда они отъезжают от своей обозначенной остановки. В этих же условиях очень опасно двигаться за крупногабаритным транспортным средством на небольшой дистанции, так как водитель не имеет возможности правильно оценить обстановку впереди и своевременно принять меры для остановки. Поэтому, увидев перестраивающиеся или поворачивающие крупногабаритные автомобили или автобусы, постарайтесь создать им благоприятную обстановку для выполнения маневра.

Полезная информация:

  • Правила проезда перекрестка с круговым движением
  • Автоинструкторы, обучение вождению АКПП, МКПП

Мы в соцсети

Поделиться ссылкой:

Повороты

Повороты выполняются либо направо, либо налево, но вне зависимости от направления поворота существуют общие моменты:

  • необходимо предварительно перестроится в соответствующую
    полосу для движения (при повороте направо это крайняя правая полоса,
    при повороте налево это в зависимости от количества полос на проезжей
    части и наличия трамвайных путей: либо крайняя левая попутная полоса,
    либо средняя полоса, либо трамвайные пути попутного направления);
  • необходимо заблаговременно включить указатель поворота соответствующий направлению поворота;
  • необходимо уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на которой будет завершен поворот.

Существуют и отличия:

  • при повороте направо водитель обязан по возможности
    завершить поворот в крайней правой полосе, а при повороте налево он
    может выбрать для завершения поворота любую попутную полосу (при
    наличии реверсивного движения, также как и при повороте направо,
    завершать поворот необходимо в крайней правой полосе);
  • при повороте налево необходимо уступить дорогу встречным, двигающимся прямо или направо, выехав при этом на перекресток.

Есть два исключения, когда можно выполнить поворот не из
соответствующего ряда, например, повернуть направо не с крайнего
правого, а например, со второго или третьего:

если габариты транспортного средства не позволяют выполнить поворот с нужного ряда (при соблюдении мер предосторожности);
при въезде на перекресток с круговым движением (более подробно этот вариант мы рассмотрим чуть ниже).

Рис. 4 Выполнение поворота направо

При
повороте направо водитель обязан предварительно занять соответствующий
ряд (1), заблаговременно включить указатели поворота (2), завершить
поворот по возможности как можно правее (3) уступив дорогу пешеходам,
переходящим проезжую часть на которую он выезжает (4).

Рис. 5 Выполнение поворота налево

При
повороте налево водитель обязан предварительно занять соответствующий
ряд (1), включив заблаговременно поворотки (2), уступить дорогу
встречным, двигающимся прямо или направо выехав при этом на перекресток
(3). Завершить поворот можно в любом попутном ряду (4), уступив дорогу
пешеходам, переходящим проезжую часть на которой завершается поворот
(5).

Начало движения, маневрирование

8.1.

Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны, — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

8.2.

Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности

8.3.

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

8.4.

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.5.

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

8.6.

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

8.7.

Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

8.8.

При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.9.

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

8.10.

При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

8.11.

Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

8.12.

Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector