Трамблер: что это такое в машине

Устройство

Принцип работы системы зажигания заключается в накоплении и преобразовании катушкой зажигания низкого напряжения (12В) электрической сети автомобиля в высокое напряжение (до 30000В), распределении и передаче высокого напряжения к соответствующей свече зажигания и образовании в нужный момент искры на свече зажигания.
В работе системы зажигания можно выделить следующие этапы: накопление электрической энергии, преобразование энергии, распределение энергии по свечам зажигания, образование искры, воспламенение топливно-воздушной смеси.

Механический прерыватель осуществляет непосредственное управление процессом накопления (первичной цепью) и отвечает за замыкание/размыкание питания первичной обмотки. Контакты прерывателя можно увидеть, заглянув под крышку распределителя. Пластичная пружина подвижного контакта прижимает его к недвижимому контакту. Их размыкание выполняется только на короткий срок, а конкретно, в момент, когда набегающий кулачок валика привода оказывает давление на молоточек подвижного контакта.

К контактам подключен конденсатор, который не даёт им обгорать. Электроразряд поглощается и искрение уменьшается. Параллельно в цепи создаётся низкое напряжение обратного тока, которое положительно сказывается на исчезновении магнитного поля.

Прерыватель находится в корпусе распределителя зажигания, и это части классической системы зажигания.

Ещё один важный узел – центробежный регулятор опережения зажигания, механизм, предназначенный для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя.

Центробежный регулятор размещён внутри корпуса прерывателя-распределителя.

Как правило, он работает совместно с вакуумным регулятором, оба являются составной частью прерывателя-распределителя. Называется он центробежным от вида силы, использующейся для реализации изменения опережения.

На приводном валу прерывателя расположена пластина, на которой размещены два грузика. Грузики свободно сидят на осях и стянуты пружинами. Причём пружины обладают разной жёсткостью, что необходимо для предотвращения резонанса. При этом, кулачок прерывателя и планка с двумя продольными прорезями надеты на верхнюю часть приводного валика. В продольные прорези планки входят штифты грузиков.

Вращение передаётся от приводного валика к кулачку через грузики, штифты и планку с прорезями. Чем быстрее вращается приводной вал, тем больше расходятся грузики, тем на бо́льший угол проворачивается кулачок по ходу вращения относительно контактной группы прерывателя. С увеличением оборотов угол опережения зажигания увеличивается. С уменьшением числа оборотов центробежная сила уменьшается, пружины стягивают грузики, кулачок поворачивается против хода его вращения, контакты прерывателя замыкаются позже и угол опережения зажигания уменьшается.

Если на двигателе применено бесконтактное электронное зажигание — тогда вместо кулачка проворачивается экран бесконтактного датчика момента искрообразования.

Если механический прерыватель оборудован транзисторным коммутатором, то, в этом случае, он управляет только им, а тот, в свою очередь, отвечает за управление процессом накопления энергии. Такая конструкция существенно превосходит аналогичные устройства без транзисторного коммутатора, так как здесь контактный прерыватель более надежный, чему способствует протекание сквозь него тока меньшей силы, а значит, пригорание контактов во время размыкания практически полностью исключается. Соответственно, конденсатор, параллельно подключенный к контактам прерывателя, тут просто не нужен, а в остальном – система полностью идентична классическому варианту. Обе системы, имеющие механический прерыватель, обладают общим названием — «контактные системы зажигания».

Системы с транзисторным коммутатором, оборудованные бесконтактным датчиком (импульсным генератором), могут быть индуктивного типа, основанными на эффекте Холла или относиться к оптическому типу. В данном случае, место механического прерывателя занимает импульсный датчик-генератор с преобразователем сигналов, который, посредством транзисторного коммутатора, осуществляет управление накопителем энергии. Как правило, датчик-генератор расположен внутри распределителя, конструкция которого ничем не отличается от конструкции аналогичной детали в контактной системе, поэтому указанный узел получил название «датчика-распределителя».

Замена

Как можно заменить трамблер своего автомобиля самостоятельно и возможно ли это? Да, это действительно можно сделать даже в условиях гаража. Чтобы осуществить демонтаж такой детали, потребуется снять минусовую клемму с АКБ. Теперь нужно полностью убрать высоковольтные проводки, ведущие к крышке, отключить от вакуумного корректора шланг. Затем снять кронштейн, аккуратно поддерживая все провода.

Заметьте что установка нового трамблерчика осуществляется в определенном положении. Так например в вазовской девятке, она возможна лишь в одном роторном положении, что безусловно существенно облегчает весь процесс. И никакие пометки не нужны, это банальный миф, который придумывают себе владельцы машин.

Другими словами установка заключается всего лишь в помещении новой детали на законное штатное место. Конечно же все гаечки нужно хорошенько подтянуть, чтобы обеспечить должную фиксацию к движку. Вот и вся замена.

Из каких элементов состоит БСЗ

БСЗ – это модернизированная трансформация КСЗ. В ней механический прерыватель заменен датчиком. Сегодня таким зажиганием оснащается большинство отечественных моделей и иномарок.

Использование БСЗ позволяет значительно увеличить мощностные показатели силовой установки

Особенно важно, что снижается топливный расход, а также выбросы СО2

Катушка зажигания БСЗ

Одним словом, БСЗ включает целый ряд компонентов, среди которых особое место занимает выключатель, регулятор импульсов, коммутатор и т. д.

БСЗ – устройство, которое аналогично контактной системе зажигания, имеет целый ряд положительных сторон. Однако, как утверждают некоторые эксперты, не лишено и минусов.

Рассмотрим основные элементы БСЗ, чтобы составить более обзорное представление.

Датчик Холла

Регулятор импульсов или ДЭИ* — данный компонент предназначен для создания электроимпульсов низкого напряжения. В современной технопромышленности принято использовать 3 типа ДЭИ, но в автомобильной сфере широкое применение нашел лишь один из них – датчик Холла.

Как известно, Холл – гениальный ученый, которому первому пришла в голову идея рационально и эффективно применять магнитное поле.

Состоит регулятор этого типа из магнита, пластины-полупроводника с чипа и затвором с выемками, которые собственно и пропускают магнитное поле.

ДЭИ – датчик электроимпульсов

Датчик Холла

Регулятор конструктивным образом соединяется с трамблером, тем самым способом, образуется устройство единого типа – регулятор-трамблер, внешне схожий во многих функциях с прерывателем. Например, оба имеют аналогичный привод от коленвала.

КТТ

Коммутатор транзисторого типа (КТТ) – полезнейший компонент, служащий для прерывания электричества в цепи катушки зажигания. Конечно же, КТТ функционирует в соответствие с ДЭИ, составляя вместе с последним единый и практичный тандем. Прерывается электрический заряд за счет отпирания/запирания выходного транзистора.

Катушка

И в БСЗ катушка выполняет те же функции, что и на КСЗ. Отличия, безусловно, имеются (подробно представлены ниже). Кроме этого, здесь применяется электрокоммутатор, осуществляющий прерывание цепи.

БСЗ-катушка надежнее и лучше во всех отношениях. Улучшается пуск силовой установки, эффектнее становится работа мотора на разных режимах.

Как функционирует БСЗ

Вращение коленвала силовой установки воздействует на тандем трамблер-регулятор. Таким образом формируются импульсы напряжения, передающиеся на КТТ. Последний создает ток в катушке зажигания.

Схема функционирования БСЗ

Далее высокое напряжение передается из катушки на трамблер. В распределителе его принимает центральный контакт, от которого ток и передается по всем бронепроводам на свечи. Последние осуществляют воспламенение горючей смеси, и ДВС запускается.

Как только увеличиваются обороты коленвала, ЦРОЗ* осуществляет регулирование УОЗ**. А если нагрузка на силовую установку меняется, то за УОЗ отвечает уже вакуумный датчик.

ЦРОЗ – центробежный регулятор опережения зажигания

УОЗ – угол опережения зажигания

Безусловно, трамблер сам по себе, будь он старого или нового образца, является обязательным элементом системы зажигания автомобиля, способствующий появлению качественного искрообразования.

В трамблере нового образца устранены все недочеты распределителя контактного. Правда, новый распределить стоит на порядок дороже, но это окупается, как правило, впоследствии.

Как и было написано выше, при эксплуатации БСЗ применяется новый распределитель, не имеющий контактную группу. Здесь роль прерывателя и соединителя выполняют КТТ и датчик Холла.

Назначение и виды трамблёров

Основной распределитель «шестёрки» располагается на горизонтальной площадке, сделанной слева от клапанной крышки мотора. Вал агрегата, заканчивающийся шлицами, входит в приводную шестерню внутри блока цилиндров. Последняя вращается цепью газораспределительного механизма и одновременно крутит вал масляного насоса.

Под установку распределителя на блоке двигателя предусмотрена специальная площадка

Трамблёр выполняет в системе зажигания 3 функции:

  • в нужный момент разрывает электрическую цепь первичной обмотки катушки, отчего во вторичной образуется импульс высокого напряжения;
  • поочерёдно направляет разряды к свечам согласно порядку работы цилиндров (1—3—4—2);
  • автоматически корректирует угол опережения зажигания при изменении оборотов коленчатого вала.

Трамблёр занимается распределением импульсов по свечам и обеспечивает своевременное искрообразование

Различные модификации «шестёрок» комплектовались разными типами распределителей:

  1. ВАЗ 2106 и 21061 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,6 и 1,5 л соответственно. Из-за высоты блока на модели устанавливались трамблёры с длинным валом и механической контактной системой.
  2. Автомобили ВАЗ 21063 комплектовались двигателем 1,3 л с низким блоком цилиндров. Распределитель — контактного типа с укороченным валом, разница для моделей 2106 и 21063 составляет 7 мм.
  3. На обновлённую серию ВАЗ 21065 ставились бесконтактные трамблёры с длинным штоком, работающие совместно с системой электронного зажигания.

Разница в длине валов 7 мм обусловлена различными объёмами моторов, применяемых на «шестёрке»

Разница в длине приводного вала, зависящая от высоты блока цилиндров, не позволяет использовать деталь ВАЗ 2106 на двигателе объёмом 1,3 л — распределитель попросту не сядет в гнездо. Ставить запчасть с коротким валом на «чистую шестёрку» тоже не выйдет — шлицевая часть не достанет до шестерни. Остальная начинка контактных трамблёров одинакова.

Будучи молодым неопытным водителем, лично столкнулся с проблемой разной длины штоков распределителей зажигания. На моих «Жигулях» ВАЗ 21063 в дороге обломился вал трамблёра. В ближайшем автомагазине приобрёл запчасть от «шестёрки» и начал устанавливать на авто. Результат: распределитель не вставился до конца, между площадкой и фланцем остался большой зазор. Позже продавец объяснил мою ошибку и любезно заменил деталь на подходящую к мотору 1,3 л.

Настройка различными приборами

Существуют несколько видов проверки распределителя, каждый из которых подразумевает собственный прибор.

Стробоскоп

Стробоскоп для распределителя

Один из популярных вариантов проверки – стробоскопом. Прибор цепляется к электросети автомашины. Обязательно снимается и заглушается шланг вакуум-корректора. Мотор заводится и прогревается до нужного градуса, при котором он уверенно будет держать обороты на ХХ. Затем ослабляется болт-фиксатор трамблерного корпуса, а свет стробоскопа направляется на коленвальное колесико.

Трамблер проворачивается до тех пор, пока риска на шкиве не встанет напротив метки на ГРС механизме. В этом положении фиксируется трамблерный корпус.

Лампочка

Обычная лампочка тоже может стать прибором для настройки. Является стандартным вариантом, инструкцию о проведении которой можно найти в публичной автолитературе. Главное – это наличие 12-вольтовой лампочки и двух проводов. Коленвал проворачивается как нужно, риска коленвального колеса ставится заданным образом, бегунок устанавливается напротив бронепровода 1-го цилиндра.

Подключение лампочки осуществляется так: после включения 4-й скорости, один из проводов соединяется с проводом, идущим от распределителя к катушке. Второй провод интегрируется с массой автомобиля. Также следует не забыть ослабить болт-фиксатор, а из крышки распределителя вынуть центральный провод.

Искра

Искра трамблера

Для опытных автолюбителей и профессионалов ориентиром для регулировки может стать искра. Коленвал ставится в правильное положение, вытаскивается главный бронепровод и ставится на расстоянии 5 мм от массы.

Опять же, болт-фиксатор ослабляется, после чего включается зажигание. Корпус распределителя проворачивается по ходу ЧС на 10-20 градусов. После этого трамблер аккуратно вращается обратно пока не пробьет искра. Это и есть момент истины – корпус трамблера фиксируется в данном положении.

На слух

Опять же, способ для опытных. Для некоторых случаев он не годится, так как дает не совсем точные показания. Однако данная настройка может помочь доехать до населенного пункта. Регулировка этого типа проводится следующим образом: ДВС запускается, болт-фиксатор ослабляется. Корпус проворачивается так, чтобы нашлось такое положение, при котором обороты силовой установки будут максимальными. Зафиксировать трамблер следует на несколько градусов по ЧС.

В завершении любого из вышеприведенных методов проводится итоговая проверка. Ее цель – сверить, продиагностировать конечные результаты. Они проверяются на машине, при езде. ДВС прогревается, на ровном участке дороги набирается скорость 40-50 км/ч. После задействования 4-й скорости, резко вдавливается педаль акселератора в пол. Автомобиль после характерных цоканий мотора, станет постепенно повышать скорость.

Проверка распределителя стробоскопом

Если никаких звуков слышно не будет, придется провернуть распределитель против ЧС на одно деление. Эта процедура обязана проводится до момента, пока этот шум не появится.

Узнав, как отрегулировать распределить несколькими способами, можно значительно усовершенствовать свои знания в области авторемонта.

Смотрите видеообзор о том, как настроить трамблер, чтобы он лучше работал. Кстати, в видео описывается также процесс проведения модернизации.

Раннее зажигание

Чтобы добиться самой большой мощности, а также обеспечить достаточно экономичный режим, нужно производить воспламенение немножко раньше, нежели поршень придет в положение верхней мертвой точки. Это называется углом опережения зажигания. Но не стоит переусердствовать, так как слишком раннее зажигание приведет к тому, что вся топливовоздушная смесь успеет воспламениться до того, как поршень окажется в верхней мертвой точке.

Это приведет к тому, что на верхнюю поверхность поршня начнет действовать выталкивающая сила. Он по инерции движется вверх, но сила взрыва не дает ему это сделать. Поэтому так важна правильная установка распределителя зажигания и регулировка угла опережения. Естественно, снизится мощность мотора, возникнут какие-либо стуки. Если он заведется, то работа будет неустойчивой и обязательно окажется заметным перегрев.

Распространенные неисправности трамблера

Сложная конструкция, обилие мелких элементов обусловливают большое разнообразие неполадок, которые могут возникнуть в работе трамблера. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них:

  • повреждение крышки — проявляется нестабильностью работы двигателя, его дерганием, провалами оборотов, во влажную погоду — глохнущим мотором. Неполадки могут быть механическими (трещины, сколы, попадание влаги внутрь крышки) либо химическими (окисление скрытых под крышкой контактов);
  • перегорание предохранителя бегунка — в результате становится невозможна передача электричества на катушку зажигания;
  • выход из строя конденсатора, приводящий к подаче на свечи избыточного напряжения;
  • нарушение геометрии вращения вала, его заклинивание либо прогиб, повреждение корпуса трамблера — являются следствием серьезных механических повреждений, требуют полной замены вышедшей из строя детали.
  • вакуумный регулятор зажигания — приходит в негодность при разрыве либо загрязнении диафрагмы.

Отметим, что это лишь наиболее распространенные неисправности — на практике можно столкнуться и с другими проблемами, выявить которые сможет только специалист.

Из чего состоит устройство

Компоненты трамблера – это целый мир. Каждый из элементов играет важную роль в функционировании не только распределителя, но и всей системы зажигания. Рассмотрим основные детали, влияющие на работу устройства.

1. Ротор Этот компонент функционирует в тандеме с шестерней распредвала.
2. Прерыватель Деталь содержит кулачковую муфту, функционирующую в комплекте с центробежной муфтой.
3. Бегунок Обязательный элемент, фиксируемый к валу. Он вращается одновременно с валом.
4. Катушка Деталь имеет двойную обмотку, обязательный элемент электрики.
5. ВК Регулятор вакуумный, четко обеспечивающий опережение зажигания. Основным компонентом ВК, в свою очередь, является конденсатор, поглощающий части заряда и защищающий контакты от возможного оплавления.

ВК-контроллер – это регулятор, способный оказывать влияние на УОЗ

Особенно это важно бывает, когда меняется нагрузка автомобильной силовой установки. Отдельно вносятся коррективы в работу компонентов распределительного устройства

Схема вакуумного регулятора опережения зажигания

Специалисты рекомендуют определять производительность с помощью дросс-заслонки.

По сути, ВК-контроллер являет собой закрытую полость. Внутри конструкции имеется диафрагма, обеспечивающая наилучшие рабочие характеристики. Одна из полостей направлена в сторону карбюратора.

В процессе разрядки диафрагма устремляется вперед и от этого сжимается диск подвижного типа, а также кулачок-прерыватель. По текущей ситуации, корректируется время срабатывания.

Распределитель способен видоизменять искрообразовательный момент, оказывая таким образом на действующие характеристики силовой установки влияние.

В распределителях определенных видов нередко устанавливается октан-корректор. Компонент отвечает за скорость вращения валика.

Трамблер и его устройство

Примечательно, что на самых первых моделях трамблера октан-корректор регулировался вручную. Это добавляло лишние хлопоты водителям. Современные компоненты функционируют полностью автоматически.

Октан-корректор трамблера – элемент важнейший, иначе бы его не ставили. Нормально функционировать без него определенный вид распределителя не может. Именно этот регулятор меняет УОЗ, если владельцем заливается топливо с другим ОЧ.

Что касается самой конструкции регулятора, то внешне октан-корректор напоминает две пластинки, наделенные еще стрелкой. На последней имеются особые риски, посредством которых регулируется УОЗ. Кстати, такая же стрелка монтируется и на силовую установку.

Каким бы ни был идеальным трамблер автомобиля, время, технический прогресс и стремление человека повысить эксплуатационный комфорт не стоят на месте. Бесконтактная система зажигания, это, безусловно, шаг вперед.

Она является конструктивным продолжением контактно-транзисторной системы зажигания. Отличие – вместо прерывающей и размыкающей контактной группы установлен датчик бесконтактного типа.

Новая система сегодня штатно устанавливается на все известные иномарки, некоторые модели отечественных авто. Преимущества этой системы перед старой налицо: снижается в несколько раз расход топлива, уменьшается количество выбросов, повышается мощность силовой установки. Благодаря новой системе зажигания лучше и качественнее сгорает также топливно-воздушная смесь.

Бесконтактная система зажигания схема

Бесконтактная система зажигания включает в свой состав ряд элементов, среди которых наиглавнейшее значение имеет, конечно же, трамблер. Он соединяется со свечами и интегрируется с катушкой зажигания. Для этого используются специальные бронепровода.

Классический принцип функционирования БСЗ представлен в таблице ниже.

1 При вращении коленчатого вала двигателя датчик-распределитель формирует импульсы напряжения и передает их на транзисторный коммутатор.
2 Коммутатор создает импульсы тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания.
3 В момент прерывания тока индуцируется ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания.
4 Ток высокого напряжения подается на центральный контакт распределителя.
5 В соответствии с порядком работы цилиндров двигателя ток высокого напряжения подается по проводам высокого напряжения на свечи зажигания.
6 Свечи зажигания осуществляют воспламенение топливно-воздушной смеси.

Что касается корректировки УОЗ, то за это в бесконтактной системе в ответе бывает РОЗ. В ходе изменения нагрузки на мотор, регулирование УОЗ уже осуществляет ВК-регулятор.

Таким образом, зная содержимое трамблера, принцип его функционирования, назначение и преимущества, можно многое понять для себя.

Устройство и ремонт бесконтактного трамблёра

Устройство распределителя, действующего совместно с системой электронного зажигания, идентично конструкции механического трамблёра. Здесь также имеется пластина с подшипником, бегунок, центробежный регулятор и вакуумный корректор. Только вместо контактной группы и конденсатора установлен магнитный датчик Холла плюс металлический экран, закреплённый на валу.

В бесконтактном распределителе главную роль играет магнитный датчик, посылающий сигналы коммутатору

Как функционирует бесконтактный трамблёр:

  1. Датчик Холла и постоянный магнит расположен на подвижной площадке, между ними вращается экран с прорезями.
  2. Когда экран перекрывает поле магнита, датчик бездействует, напряжение на выводах нулевое.
  3. При повороте валика и прохождении прорези магнитное поле достигает поверхности датчика. На выходе элемента появляется напряжение, передающееся электронному блоку — коммутатору. Последний даёт сигнал катушке, вырабатывающей разряд, поступающий на бегунок трамблёра.

В электронной системе зажигания искрообразованием занимается коммутатор и катушка, трамблёр только определяет момент подачи разряда на свечи

Бесконтактный распределитель более надёжен в работе — датчик Холла и подшипник приходят в негодность гораздо реже из-за отсутствия механической нагрузки. Признак поломки измерителя — отсутствие искры и полный отказ системы зажигания. Замену произвести легко — нужно разобрать трамблёр, открутить 2 винтика крепления датчика и вытащить из паза соединительный разъем.

Магнитный датчик крепится двумя винтами к площадке подшипника

Неисправности остальных элементов трамблёра аналогичны старой контактной версии. Методы устранения неполадок подробно описываются в предыдущих разделах.

Контактно-транзисторная система зажигания

С целью оптимизации схемы разработчики добавили в конструкцию транзисторный коммутатор, который устанавливается в первичной обмотке. Его управление производится с помощью контактов прерывателя.

Принципиальная схема показана ниже.

Особенность системы в том, что применение дополнительного устройства позволило снизить ток в цепи и продлить ресурс контактной группы прерывателя (она стала меньше подгорать).

Контактно-транзисторная схема, благодаря незначительным изменениям, получила лучшие характеристики, если сравнивать ее с классическим вариантом зажигания. Из-за применения транзистора в системе был добавлен новый узел — коммутатор.

Преимущество транзистора в этой схеме в том, что даже небольшого тока, направленного на управление (в базу), достаточно для контроля тока большей величины.

Как уже отмечалось, новая система контактно-транзисторного типа имеет небольшие отличия от прежней версии системы. Ее особенность заключается в особых характеристиках, которыми не может похвастаться стандартная контактная схема.

Главное отличие заключается в том, что прерыватель взаимодействует напрямую с транзистором, а не с «бобиной». В остальном работа контактно-транзитной системы аналогична.

Как только происходит прерывание тока в первичной обмотке, во второй цепи возникает импульс высокого напряжения.

Если не обращать внимания на конструктивные особенности и принципы подключения коммутатора, можно выделить одно главное преимущество — возможность повышения первичного тока, благодаря применению транзистора.

При этом удается решить ряд задач:

  • Увеличить зазор между свечными электродами;
  • Поднять вторичное напряжение;
  • Устранить проблемы с пуском при низкой температуре;
  • Оптимизировать процесс образования искры;
  • Поднять число оборотов и мощность мотора.

Еще одна особенность контактно-транзисторной схемы заключается в необходимости использования катушки с отдельной первичной и вторичной обмоткой.

Рассмотренные изменения схемы позволили снизить нагрузку на контактную группу прерывателя и уменьшить проходящий через нее ток. В итоге контакты служат дольше, а надежность системы возрастает.

Несмотря на рассмотренные плюсы, нельзя не отметить и ряд минусов контактно-транзисторной системы, которые связаны с работой прерывателя.

Так, в схеме формируется искра в момент, когда происходит разрывание тока в «бобине». Ток, который поступает в транзистор, имеет достаточную величину для влияния на работу детали.

Кроме того, уменьшение тока на контактной группе прерывателя негативно сказывается на определенных характеристиках системы.

Трамблер

Трамблером (от английского trembler

– «дрожать») сегодня называют распределительный механизм зажигания, определяющий момент образования импульсов высокого вольтажа в системе зажигания. Помимо того, трамблер используется для равномерного распределения электричества между цилиндрами бензиновых двигателей.

Составляющие трамблера

В большинстве случаев механизм состоит из:

  • вакуумного регулятора;
  • прерывателя электрического тока с низким напряжением;
  • распределителя электрического тока с высоким напряжением;
  • центробежного регулятора.

Но это лишь механизмы внутри механизма, а если разобрать трамблер более детально, то он будет состоять из:

  • уплотнительного кольца;
  • вакуумного корректора;
  • муфты;
  • корпуса;
  • регулировочных шайб;
  • упорной шайбы;
  • центробежного регулятора;
  • стопорной шайбы;
  • опорной пластинки;
  • индикатора Холла;
  • экрана для защиты от пыли;
  • бегунка.

Как правильно настроить трамблер?

Этап 1

Вначале извлеките из устройства и заземлите ВВ-кабель, затем зафиксируйте коленчатый вал в верхней «мертвой» точке (к примеру, для 92-го бензина это 4-5°). Помните, что при этом обязательно наличие сжатия в первом цилиндре.

Этап 2

Отключите кабель от устройства, параллельно подключите лампочку между контактом и этим кабелем. В отсутствие лапочки можете использовать мультиметр. Прибор подключите к прямой сети в 20В и соедините с контактом кабеля на трамблере. Такой кабель всего один, поэтому ошибки быть не должно. Проверьте зазор на контакте.

Этап 3

Прокручивайте трамблер синхронно бегунку до тех пор, пока не потухнет лампочка. При этом значение мультиметра будет составлять примерно 0,45В. Далее начните аккуратно прокручивать трамблер в обратном направлении и момент, на котором загорится лампочка, возьмите в качестве точки зажигания.

Этап 4

Установите распределитель, зафиксируйте крышку. Как только частота оборотов начнет падать, поверните трамблер приблизительно на 2° назад. После этого устройство можно фиксировать.

Этап 5

Резко выжмите педаль газа. Если после этого мотор не заглох, значит, настройка была произведена правильно. Остается только отрегулировать грузики во время разгона, но об этом вы можете узнать из инструкции к конкретной модели трамблера (она должна идти в комплекте с устройством, если оно не б/у, конечно).

С трамблером могут случиться разные неполадки, но самой серьезной из них является повреждение или разрушение датчика Холла. Если со всеми остальными можно справиться «голыми руками», визуально определив причину поломки, то для выявления повреждения индикатора потребуется компьютерная диагностика. Напомним, функция этого датчика следующая: при высокой температуре он расширяется и тем самым глушит транспортное средство.

В итоге хотелось бы отметить, что согласно личному опыту автомобилистов мастеров, действительно способных выявить неисправность, связанную с электрикой автомобиля, не так уж много. Поэтому отнеситесь к вопросу со всей серьезностью. Но если правильно настроить трамблер и эксплуатировать его строго по инструкции, то с подобными проблемами вы столкнетесь нескоро. На этом все, удачи на дороге!

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Основные различия традиционной и бесконтактной систем зажигания

При работе бензинового двигателя искрообразование (то есть подача высокого напряжения на свечу) происходит в момент, когда осуществляется размыкания низковольтной цепи питания катушки зажигания. В традиционной системе в качестве такого «выключателя» выступают контакты механического прерывателя, которые периодически размыкаются при соприкосновении с кулачками вращающегося ротора трамблера.

Именно этот узел и был заменен при переходе на бесконтактную систему. Управляющий сигнал в ней формируется специальным сенсором (индуктивным, оптическим или датчиком Холла), установленным под крышкой распределителя. Электрический импульс поступает на полупроводниковый коммутатор, который и осуществляет управление первичной обмоткой катушки зажигания.

На заметку! В полной мере назвать систему зажигания большинства современных автомобилей (средней ценовой категории) бесконтактной все-таки нельзя. Дело в том, что контакты, установленные в крышке распределителя, все равно участвуют в процессе искрообразования, ведь, именно, через них и бегунок высокое напряжение подается на свечи.

Неисправности трамблёра, их признаки и причины

С учётом того, что конструкции трамблёров контактного и бесконтактного типа почти не отличаются, их неисправности также идентичны. К наиболее распространённым поломкам прерывателя-распределителя можно отнести:

  • выход из строя контактов крышки;
  • подгорание или износ бегунка;
  • изменение расстояния между контактами прерывателя (только для контактных трамблёров);
  • поломка датчика Холла (только для бесконтактных устройств);
  • выход из строя конденсатора;
  • повреждение или износ подшипника подвижной пластины.

Рассмотрим неисправности более детально в контексте их признаков и причин.

Выход из строя контактов крышки

Учитывая, что контакты крышки изготовлены из сравнительно мягких материалов, их износ неизбежен. Кроме этого, они нередко подгорают, ведь через них проходит ток в несколько десятков тысяч вольт.

Чем больше износ контактов, тем больше вероятность их подгорания

Признаками износа или подгорания контактов крышки являются:

  • «троение» силовой установки;
  • усложнённый запуск двигателя;
  • снижение мощностных характеристик;
  • нестабильный холостой ход.

Подгорание или износ контакта бегунка

С бегунком ситуация аналогична. И хотя его раздающий контакт выполнен из металла, со временем изнашивается и он. Износ приводит к увеличению зазора между контактами бегунка и крышки, что, в свою очередь, провоцирует образование электрической искры. В итоге мы наблюдаем те же симптомы нарушения работы двигателя.

Бегунок также подвергается износу с течением времени

Изменение величины зазора между контактами

Межконтактный зазор в прерывателе трамблёра ВАЗ 2101 должен составлять 0,35–0,45 мм. Если он выходит из этого диапазона, возникают сбои в системе зажигания, что сказывается на работе силового агрегата: двигатель не развивает необходимой мощности, автомобиль дёргается, расход горючего увеличивается. Проблемы с зазором в прерывателе возникают довольно часто. Владельцам автомобилей с контактной системой зажигания приходится регулировать контакты как минимум раз в месяц. Основная причина подобных неполадок — постоянные механические нагрузки, которым подвержен прерыватель.

При изменении установленного зазора нарушается процесс искрообразования

Поломка датчика Холла

При возникновении проблем с электромагнитным датчиком в работе мотора также начинаются перебои: он запускается с трудом, периодически глохнет, автомобиль дёргается при разгоне, обороты плавают. Если же датчик вообще сломается, запустить двигатель вам вряд ли удастся. Из строя он выходит нечасто. Основным признаком его «смерти» является отсутствие напряжения на центральном проводе высокого напряжения, выходящем из катушки зажигания.

Если датчик выйдет из строя, двигатель не запустится

Неисправность конденсатора

Что касается конденсатора, то он также выходит из строя редко. Но когда это происходит, начинают подгорать контакты прерывателя. Чем это заканчивается, вы уже знаете.

При «пробитом» конденсаторе контакты прерывателя подгорают

Поломка подшипника

Подшипник служит для обеспечения равномерного вращения подвижной пластины вокруг вала. В случае его неисправности (закусывания, заклинивания, возникновения люфта) регуляторы угла опережения зажигания работать не будут. Это может стать причиной детонации, увеличения расхода топлива, перегрева силовой установки. Определить, исправен ли подшипник подвижной пластины, можно только после разборки трамблёра.

При неисправности подшипника возникают перебои в регулировании УОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector