Почему в одних странах правостороннее движение, а в других

Война и политика

Массовый переход на правостороннее движение связывают, в первую очередь, с Наполеоном Бонапартом. Во время Великой Французской революции было измененено практически все, что можно было изменить, в том числе и сторона движения: согласно декрету 1789 года, левая сторона стала буржуазно-прогнившей, а правая — народной. Наполеон, будучи левшой и предпочитая садиться на лошадь с правой стороны, такой декрет не просто поддержал, а и требовал его неукоснительного соблюдения на всех завоеванных территориях. С этих самых пор направление движения стало не просто правилом разъезда на дорогах общего пользования, а превратилось в очень важный аспект геополитики. В частности, активно противостоящие Наполеону страны (Британия, Португалия и Австро-Венгрия) продолжили использовать левостороннее движение, а союзники Франции (Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания) перешли на правую сторону.

Что касается Российской Империи, то в 1812 году в рамках «Сampagne de Russie» войскам Наполеона было не до выбора стороны дороги, важнее было эту самую дорогу отличить от пересеченной местности. При этом указ о правостороннем движении для извозчиков и карет был подписан императрицей Елизаветой еще в 1752 году, в то время как первый европейский документ, регламентирующий направление движения, датируется 1756 годом — это английский билль о движении по Лондонскому мосту, грозивший штрафом в фунт серебра всякому, кто будет ездит, придерживаясь правой стороны.

Естественно, противостояние европейских государств (главным образом Франции и Британии) отразилось и на организации дорожного движения в колониях. Так, в США практически все крупные города перешли на правостороннее движение к концу XVIII века, когда была одержана победа в войне за независимость от британской короны и, соответственно, усилено французское влияние. А вот Канада, к примеру, вплоть до начала XX века оставалась частично левосторонней.

Если говорить о государствах, по тем или иным причинам сменившим направление движения, то следует упомянуть несколько знаковых примеров. Например:

  • Масса британских колоний при получении независимости перешли на левый руль: Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия, Гана;
  • Португалия перешла на левостороннее движение лишь в 1928 году, отказавшись от политических традиций в пользу удобства транспортного сообщения с Испанией и остальной Европой;
  • Японская префектура Окинава лишь с 1945 по 1977 год была правосторонней в связи с присутствуем американского военного контингента;
  • Корея отказалась от навязанного оккупационным японским режимом левостороннего движения в 1946 году;
  • Швеция перешла на правостороннее движение лишь в 1967 году, что привело к транспортному коллапсу в день «H» (DAGEN H)

mitchell Блог Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось

Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?

Откуда взялся «правый» руль ?

Почему в некоторых странах мира «правый» руль и левостороннее движениеИстоки

Вы никогда не задумывались, почему не на всех автомобилях руль слева? Англичане, например, задали бы прямо противоположный вопрос – почему не у всех руль справа? И в какой-то мере были бы правы. Потому что левостороннее движение имеет более глубокие корни, чем правостороннее, можно даже сказать, с него-то все и началось…

В древности, когда по дорогам ездили в основном всадники и конные повозки, движение было левостороннее – так было удобнее здороваться. По другой версии, левостороннее движение было более безопасным для воинствующих представителей феодального общества. Странник, например, рыцарь с копьем в руке, следуя по дороге, всегда старался занять левую «полосу движения», чтобы оружие было между ним и едущим навстречу потенциальным врагом.

Если же говорить о Востоке, в частности о Японии, то там причин для левостороннего движения было несколько. Первая – та же, что и у европейцев: оружие – меч самурая – должно было отделять его от врага. Более «мирное» объяснение – по японским правилам, торговцы и приезжие путешественники, направляясь в Токио, должны были придерживаться левой стороны дороги, а идущие из столицы – правой. Это вошло в привычку и впоследствии создало левостороннее движение.Перемены

Как же произошел переход к правостороннему движению?

По некоторым источникам, воинствующие пешеходы и всадники стали передвигаться по правой стороне дороги и поворачиваться друг к другу левым плечом с появлением щитов. Именно щит, а не меч призван был теперь в первую очередь защитить своего хозяина от возможного нападения встречных путников.

По другой, менее демократичной версии, виной всему был знаменитый завоеватель стран и народов – Наполеон. Весь секрет в том, что несостоявшийся властелин мира был левшой, и ему было удобнее здороваться и выхватывать оружие левой рукой. Свою привычку двигаться по правой стороне дороги он сначала навязал французской армии, а потом и всем завоеванным им странам. Правостороннее движение было взято на вооружение и в Америке, которая пыталась отбросить любые связи с британским прошлым.

Что касается Японии – законодательницы мод на Востоке, то здесь время от времени пытались менять правила. Выходили различные указы, изменяющие режим движения пешеходов, всадников и конных повозок, что вносило изрядную сумятицу в поведение участников дорожного движения и порой заканчивалось плачевно. В итоге в пользу «правого» руля решающую роль сыграла… железная дорога. Три страны – Франция, Америка и Великобритания – в конце XVIII века предлагали японскому правительству свои услуги по строительству железной дороги. Победило в этом «тендере» Объединенное королевство, и железнодорожная сеть, естественно, левосторонняя, была построена. Впоследствии схема движения по железной дороге стала определяющей и для перемещения всего остального транспорта по обычным дорогам. А если бы в тендере победила, скажем, Америка, возможно, сегодня японцы ездили бы, как и мы – с «левым» рулем. Впрочем, со времени строительства железной дороги и до нашего века правила, обуславливающие, по какой стороне дороги двигаться пешеходам и экипажам в Японии, еще несколько раз менялись. Окончательно решение ездить по левой стороне было принято японским правительством в 1924 году и вписано во все касающиеся дорожного движения законы государства.

Список стран с левосторонним движением машин

Сегодня у 53 из 193 стран — левостороннее движение транспорта. Для удобства выделим в перечень и зависимые территории.

Азия

  • Аомынь;
  • Бангладеш;
  • Бруней;
  • Бутан;
  • Восточный Тимор;
  • Гонконг;
  • Индия;
  • Индонезия;
  • Кипр;
  • Кокосовые острова;
  • Малайзия;
  • Мальдивы;
  • Непал;
  • Остров Рождества;
  • Острова Кука;
  • Пакистан;
  • Северный Кипр;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Шри-Ланка;
  • Япония.

Африка

  • Ботсвана;
  • Замбия;
  • Зимбабве;
  • Кения;
  • Лесото;
  • Маврикий;
  • Малави;
  • Мозамбик;
  • Намибия;
  • Свазиленд;
  • Острова Тристан-Да-Кунья, Святой Елены, Вознесения;
  • Сейшелы;
  • Танзания;
  • Уганда;
  • ЮАР.

Океания

  • Австралия;
  • Кирибати;
  • Науру;
  • Ниуэ;
  • Новая Зеландия;
  • Норфолк;
  • Соломоновы и Острова Кука;
  • Папуа-Новая Гвинея;
  • Питкэрн;
  • Самоа;
  • Токелау;
  • Фиджи.

В некоторых “правосторонних” странах по разным причинам принято левая сторона на железных дорогах. А у единственной в мире — Индонезии — все наоборот (влияние Голландии).

Что влияет на выбор направления в разных странах

Сегодня треть населения планеты придерживается левой стороны движения, и почти столько же всех автострад мира являются левосторонними. Таким образом, правостороннее движение используется намного чаще. Объясняется это историческими традициями и тем, что большинство людей на планете правши. Так, при поездках в конных упряжках наездник мог быстрее осуществить манёвр поворота в правую сторону (чтобы, к примеру, избежать столкновения с другим экипажем либо путником на узкой дороге), чем в левую, поскольку именно правая рука более сильная и лучше развита. Позднее, когда появились безлошадные экипажи, управляемые рычагом, водителям также нужно было прилагать немалые усилия для управления. Лучше выходило управлять правой рукой. Скорее всего, именно эта физиологическая особенность послужила поводом к тому, что традиционной, а позднее и нормированной, стала правосторонняя езда.

Важно!Несмотря на заверения приверженцев правого руля о большей безопасности левостороннего передвижения, специалисты утверждают, что направление движения никоим образом не влияет на количество ДТП. Безопасность на автострадах может обеспечить лишь исправный транспорт и чёткое следование ПДД

Однако есть и другие версии, которые утверждают, что передвижение по левому краю дороги появилось раньше (в частности, именно так передвигались в Римской империи). А первым задокументированным законом, который предписывал гражданам страны придерживаться левой стороны, стал принятый в Англии билль 1756 года. В нём говорилось о норме перемещаться именно таким способом по Лондонскому мосту. Закон устанавливал и штраф за нарушение — фунт серебра. Спустя четверть века в Британии на законодательном уровне было предписано ездить по левому краю всех дорог державы. Позднее, поскольку Великобритания стала колониальной державой, то все её колонии также должны были подчиняться этому закону и переходить на левостороннее передвижение. Так, традиция такой езды пришла в Индию, Пакистан и Австралию, где влияние Англии было очень высоко.

Если говорить о факторах, оказавших влияние на выбор направления движения в Европе и США, то историки утверждают, что здесь огромную роль сыграла Франция и её авторитет среди мирового сообщества в эпоху Наполеона. Так, страны, которые поддерживали политику французского императора (в частности, Швейцария, Голландия, Германия, Италия, Польша, Испания), последовали за французами и узаконили езду правостороннюю.

Те же, кто не разделял её и пребывал в противостоянии к главе Франции, — предпочитали передвигаться по левую сторону. Речь идет о таких странах как уже указанная выше Великобритания, а также Австро-Венгрия и Португалия. Исторические традиции повлиять на выбор направления движения не остановились на вышеперечисленных странах. На очереди стала Япония — страна восходящего солнца. Как утверждают историки, самураи на левом боку крепили свой меч. И чтобы не зацепить друг друга при скачках на лошадях, они расходились, поворачивая направо. Общегосударственное правило левостороннего движения было сформировано в XVIII столетии. А окончательно японцы утвердили его на законодательном уровне в 1927 году.

Интересен факт, что Америка сначала была сторонницей «левизны», но под влиянием французского генерала Мари-Жозефа Лафайета в XVIII веке предпочла правостороннюю езду.

Есть ещё ряд стран, которые со временем и, вероятно, под влиянием держав-соседей в ХХ веке сменили левостороннюю езду на правостороннюю. К таким, в частности, принадлежат Швеция, Чехословакия, Корея, Нигерия, Гана, Гамбия, Сьерра-Леоне. Обратный переход — с левого руля на правый — произвели лишь 2 страны: Самоа и Мозамбик. Первая — поскольку в государство было завезено солидное число бывших в употреблении авто, предназначенных для правосторонней езды. Вторая — под влиянием соседних держав.

Знаете ли вы?Шведы готовились перейти на правостороннюю езду на протяжении 4 лет. 3 сентября 1967 года в 4 часа 50 минут движение остановилось, а с 5 утра все водители переехали на другую сторону автострады. В шведской истории эта дата названа «День «Н»»: от швед. «högertrafik » «правостороннее движение ».

Правила смены стороны движения на границе

На стыке дорог с разными сторонами движения строятся пункты и развязки, порой просто огромные. Например, пункт между Лаосом и Таиландом или мост реки Такуту с развязкой между Бразилией и Гайаной. У континентального Китая это мост на границе с Гонконгом и развязка в 2 уровня у моста Лотос с Макао.

Въезд в страну, на “несоответствующем” стороне движения автомобиле зачастую легален. Новая Зеландия требует спецразрешение, Словакия вообще не регистрирует праворульные авто. Австралия же запретила леворульные: поставщики при ввозе обязаны переоборудовать.

Россия не так давно тоже едва не начала глобальный переход на правый руль — сказался ввоз японских подержанных машин. Но с повышением уровня жизни надобность в них отпала, а новенькие авто поставлялись уже с левым рулем.

Так или иначе, исследования на эту тему подтверждают, что вероятность ДТП не зависит от полосы движения или положения руля. Безопасность на дороге — только в руках водителя.

Где ещё левостороннее движение

Ещё в середине двадцатого века Великобритания была империей со множеством колоний. После получения статуса независимости в большинстве из них сохранился привычный тип передвижения.

Причиной появления “левизны” на дорогах Японии стала политическая дружба руководства страны с британскими властями. В 1859 году сэру Рутерфорду Алкоку, послу королевы Виктории, удалось убедить правление островного государства принять левостороннее движение.

На сегодняшний день по левой стороне дороги принято ездить на территории 52 стран. В Европе с Великобританией солидарны Ирландия, Кипр и Мальтийская Республика. В Азии это Япония, Индия и граничащие с ней Пакистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы, а также Тайланд, Индонезия, Восточный Тимор, Бруней, Сингапур и Малайзия.

Среди государств Северной Америки левой стороны в процессе езды придерживаются на Багамских Островах, в Антигуа и Барбуда, в Сент-Люсии, в Доминике, в Сент-Китс и Невис, в Гренаде, на Барбадосе, в Сент-Винсент и Гренадинах. Что касается Южной Америки, то здесь можно выделить Гайану, Суринам, Тринидад и Тобаго.

Страны, расположенные на юго-востоке Африканского континента также сохранили левостороннее движение. Это: Уганда, Кения, Танзания, Замбия, Мозамбик, Малави, Зимбабве, Южная Африканская Республика, Лесото, Эсватини, Ботсвана, Намибия, Маврикий и Сейшельские острова.

Австралийский союз также относится к государствам, утвердившим езду по левой половине дороги. Есть такие и среди соседствующих с ним стран Океании. В Новая Зеландии, Королевстве Тонга, Папуа-Новой Гвинее, на Фиджи, Соломоновых Островах, в Тувалу, Науру и Самоа тоже соблюдают левостороннее движение.

Левосторонние участки встречаются и в странах, где утверждено правостороннее движение. Например, улица генерала Лемонье в Париже; Высокий переулок в Одессе; разъезд на ул. Лескова в Москве и набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге.

Недостатки и преимущества левостороннего движения

праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения

Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.

Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге, что может привести к снижению непредвиденных ситуаций.
При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.

В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними. Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.

Подписывайтесь на наши ленты в

Еще до изобретения автомобиля человек заметил, что соблюдение общей договоренности осуществлять движение по одной стороне дороги способствует уменьшению столкновений транспортных средств и пробок. После того как распространённым стало передвижение на машинах, правительства большинства стран приняли соглашение о том, чтобы водители придерживались правостороннего движения. Однако некоторые государства, в силу различных особенностей, предпочли левостороннюю езду. Детальнее о том, сколько стран приняли такое решение и почему, – в нашем обзорном материале.

Страны, где движение авто левостороннее

Большинство жителей земного шара — правши. Поэтому не вызывает сомнения сама целесообразность по большей части правостороннего движения. Но и стран, в которых узаконено левостороннее движение, оказывается, не так уж и мало. 28 % всех автомобильных дорог на планете являются левосторонними. По левой стороне путешествуют 34 % всего земного населения, а это не так уж и мало. Как уже говорилось, основной причиной этого явилась колониальная политика в Англии. Левостороннее движение распространилось в бывших британских колониях и территориях, когда-то зависимых от Великобритании.

Вот страны Европы, где движение авто левостороннее: Великобритания, Мальта, Ирландия, Кипр. В Азии это Япония, Индия, Индонезия, Мальдивы, Макао, Пакистан, Таиланд, Непал, Гонконг, Сингапур и некоторые другие. Как видите, их довольно много! В Океании: Австралия, Фиджи, Зеландия. В Африке: ЮАР, Зимбабве, Уганда, Кения, Мозамбик. В Латинской Америке: Ямайка, Багамы, Барбадос, Суринам. Еще левостороннее движение в Японии. Можно перечислять и перечислять!

Выбор направления в разных странах

История ПДД и положения руля уходят в древность. Ученые полагают, что еще в 50 г. до н.э. извозчики подчинялись своду правил Цезаря: раскопки римской каменоломни говорят о левостороннем движении повозок. К тому же, на денарии выпуска того же года — разъезжающиеся по левой стороне всадники. Для последних эта сторона тем более предпочтительна — вооруженные группы постоянно перемещались, держа ударную руку с мечом наготове. Правостороннее движение зародилось, когда разгуливание с оружием перестало быть нормой и начала играть физиология: правшам (коих большинство) проще было разъезжаться, управляя повозкой сильной, правой рукой. Постепенно это стало нормой.

Так и в России: сначала сторона избралась стихийно и естественно. Позже, в 1752 году императрица Елизавета указом официально определила движение по правой стороне.

В Японии тоже все начиналось со всадников-самураев: возившие катану за поясом, они от греха подальше придерживались лева. В 1603-1867 годах традиционно направляющиеся в японскую столицу двигались слева, постепенно это разошлось по всей стране.

В 1756 году на Западе вышел билль о движении по Лондонскому мосту — слева. Через 20 лет “Дорожный акт” ввел левую полосу по всей стране, позже — и на железнодорожных путях.

Англию принято считать главным зачинщиком левостороннего движения в мире. Естественно, и ее колонии двигались по аналогичной полосе.

Францию же часто связывают с началом правостороннего движения: в 1789 — парижский декрет, чуть позже — Наполеон утвердил такой порядок. В начале 19 века его сторонники — испанцы, немцы, голландцы, швейцарцы, итальянцы и поляки последовали его примеру. Тогда как противостоявшие — британцы, австро-венгры, португальцы — перешли на левую. Франция позже повлияла и на других.

Те же Штаты: в конце 18 века, благодаря генералу М-Ж.Лафайету, они плавно сменили движение на правостороннее, кроме Канады (до 1920 года).

Влияет ли сторона движения на безопасность

Специалисты утверждают, что сторона передвижения по трассе на безопасность никак не влияет, это вопрос привычки и опыта водителя. Однако можно отметить ряд недостатков при езде на праворульных автомобилях в правосторонних странах и на леворульных – в левосторонних. Так, если перед машиной движется грузовик или автобус, возникают трудности с обзором. Можно не заметить встречного транспорта, обгон становится проблематичным. Но зато у водителя появляется возможность выхода не на проезжую часть, а на тротуар.

Ещё одно затруднение, возникающее в автомобилях с правым рулём – это расположение коробки передач с левой стороны от водителя. Всё-таки у большинства людей ведущая рука – правая и им переключать скорость удобнее именно ей, а приходится левой.

Что касается поездов, электричек, метро и трамваев, то в этих случаях тип движения совсем никакого влияния на безопасность не оказывает. Кстати, не всегда направление железнодорожного транспортного потока совпадает с автомобильным. Существуют правосторонние страны с левым вектором перемещения на железных дорогах . А в Индонезии автомобили едут по левой половине трассы, а железнодорожный транспорт – по правой колее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector