Причины окисления клемм автомобильного аккумулятора и способы их восстановления

Содержание:

В чём разница между окислением плюса и минуса

У автомобилистов возникают разные вопросы. Некоторых интересует, почему окисляется именно минусовая клемма их аккумулятора. Ведь с плюсовой всё нормально.

Другим же важнее знать, из-за чего окисляются плюсовые клеммы на аккумуляторах, поскольку с минусами ничего такого порой и не происходит.

В действительности разницы между окислениями на той или иной клемме как таковой нет. Ведь два контакта, пусть и разнополярные, изготавливаются на основе одного материала. Кислоте всё равно, какой у клеммы потенциал. Он может быть как положительным, так и отрицательным.

Окисление обычно возникает из-за того, что нарушается герметичность штыря, являющегося контактом. И жидкость попадает на поверхность.

Единственным исключением можно считать нарушение плотности контакта между проводом и клеммой. Тогда будет в большей степени страдать именно минус.

https://youtube.com/watch?v=r6D5X0HpTSk

Зачем смазывать клеммы аккумулятора

Как часто вы наблюдаете на клеммных выводах своего аккумулятора белёсый налёт? Это результат различных химических реакций, которые в народе называют окислением, хотя в данном случае этот термин не совсем точный. Но в любом случае такой налёт, во-первых, снижает площадь контактного пятна, что приводит к уменьшению проводимости и ухудшению работы аккумулятора. Во-вторых, такие реакции действуют на клеммы разрушающее, разрыхляя их структуру, что также уменьшает проводимость и создаёт риск поломки контактной группы.

Сейчас мы рассмотрим основные факторы риска, на основании которых вы сможете сделать вывод, стоит ли смазывать для защиты клеммы своего аккумулятора.

Естественное окисление

Практически все вещества, а особенно металлы, контактирующие с воздухом, в той или иной мере вступают в реакцию с кислородом. Этот процесс называется окислением. Свинец – металл, но скорость его оксидирования относительно невелика, в отличие от меди или железа. Если вы зачистите шкуркой свинцовую клемму, первое время она будет блестеть, как и положено металлу. Но очень быстро, буквально за несколько минут, поверхность металла тускнеет – это и есть окисление. Но плёнка окисла на свинце тонкая, внутрь кислород проникает медленно, поэтому скорость коррозирования изделий из этого металла очень низкая. Но свой вклад в нарушение проводимости естественное окисление вносит.

Кислотное разрушение

Гораздо более разрушительным является воздействие электролита на клеммы. Налёт в виде хлопьев белёсого вещества, похожего на рыхлый снег – это и есть результат химической реакции между кислотой и свинцом с образованием хлорида свинца.

Чем грозит такая белая каша на клеммах, кроме неэстетичного вида? Поскольку плёнка, как в случае окисления свинца, здесь не образуется, кислота способна проникать через налёт внутрь практически без помех, продолжая своё разрушительное воздействие. Если не позаботиться о принятии превентивных мер, кислота в состоянии «съесть» клемму буквально за несколько месяцев.

Откуда же она берётся в зоне контакта? Обслуживаемые типы автомобильных аккумуляторов оснащаются пробками для доливки электролита. В этих пробках обычно имеются технологичные отверстия для обеспечения газоотвода. Если их не будет – в результате электрохимических реакций внутри АКБ будут выделяться пары водорода и кислоты, особенно при зарядке. Они накапливаются в верхней части корпуса и могут привести к взрыву, если давление превысит критическое.

Вот через эти отверстия и происходит выброс паров электролита наружу.

Бытует мнение, что кипение электролита возможно только при постановке батареи на зарядку с помощью внешнего зарядного устройства, и этот процесс можно контролировать. Это не так. Существует немало факторов, способствующих перегреву аккумулятора и, как следствие, закипанию электролита:

  • при наличии короткого замыкания банок (характерно для возрастных АКБ);
  • в случае перезаряда аккумулятора (например, при нарушениях в работе реле напряжения на генераторе);
  • при разрушении пластин батареи;
  • летом – из-за отсутствия нормального теплоотвода как в самом аккумуляторе, так и подкапотном пространстве.

Отметим, что при разрушении свинца кислотой восстановлению клеммы не подлежат.

Солевое разрушение

Не менее разрушающим фактором считается воздействие на клеммы солей калия/натрия, которыми у нас по-прежнему посыпают дороги зимой в рамках борьбы с обледенением дорог. Но даже если для этого используются спецсредства, трудно предположить, что они совершенно безвредны для металла. А значит, они так или иначе проникают в моторный отсек и попадают на контактную зону АКБ, приводя к постепенному разрушению клемм. В чём его суть? Соли металлов отлично растворяются в воде, образуя электролитическую жидкость. Попадая на электроды батареи, находящиеся под напряжением, они вступают в реакцию электролиза, что и приводит к разрушениям металла в контактной зоне.

Надеемся, вы уже поняли, надо ли смазывать клеммы АКБ смазкой в целях профилактики. А теперь перейдём к рассмотрению вопроса, какие составы считаются лучшими.

Основные причины возникновения белого налета (окисления) на клеммах аккумулятора

1. Состояние аккумулятора (протекание электролита). Часто протекания электролита происходит при перезаряде аккумулятора — причиной может быть генератор и цепи зарядки батареи.

Так же причиной могут стать неправильная плотность электролита или замыкания ячеек аккумулятора.

Не стоит так же забывать о качестве корпуса аккумулятора. Зачастую имеют место протечки электролита из-за образовавшихся трещин или щелей.
Окисление клеммы очень часто случается по причине попадание электролита на клемму через щель у  контакта батареи. Часто щель образуется из-за вибрации клеммы и расшатывания клеммы в корпусе аккумулятора.
 2. Неисправности в электросети автомобиля. Первопричиной может стать плохой контакт между клеммой и контактом аккумулятора.
Так же причиной могут быть плохие контакты в реле, контактных группах и других узких местах проводки.3. Засорение вентиляционных отверстий банок аккумулятора —  что может приводить к повышению давления электролита внутри аккумулятора с последующим вытеканием его через не штатные отверстия.
Зачастую окисление скорее всего сигнализирует о необходимости скорой замены аккумуляторной батареи. Каковы бы ни были причины появления реакции с электролитом на клеммах аккумулятора, вытекания кислот плохо влияет не только на здоровье но и на состояние вашего автомобиля.


дырка в кузове и днище автомобиля — последствия вытекания кислоты из аккумуляторной батареи

При смывании кислоты содой вы можете заметить реакцию кипения с небольшим выделением тепла.

Лучше всего это делать аккуратно над какой то емкостью — не попадая на кузовные детали автомобиля. Если есть возможность снять аккумулятор, лучше промыть его отдельно — скажем в гараже или на улице.
Если промывка содой не дает нужного результата вы можете очистить контакты наждачной бумагой или лезвием ножа.
Так же в магазинах можно найти корщетки для очистки клемм аккумулятора.


Очистка клеммы аккумулятора от коррозии с помощью корщетки
Некоторые автолюбители советуют воспользоваться бензином как разстворителем.Помните !

Почему происходит окисление клемм аккумулятора

Плохое соединение наконечника провода и вывода источника питания приводит к перебоям в работе бортового оборудования и проблемам при запуске двигателя автомобиля. Появление пленки оксидов на выводах указывает на неисправность в источнике питания. Даже хороший контакт с течением времени окисляется, в результате взаимодействия металлических поверхностей с кислородом, а также причиной может стать применение различных металлов в контактной группе.

Если клемма батареи окислилась значит тому должны быть причины. Рассмотрим распространенные из них:

  1. Пары испаряющегося электролита пагубно влияют на состояние поверхности клемм аккумулятора. При взаимодействии с кислородом пары кислоты приобретают белый цвет.
  2. Плохая коммутация контактов во влажной среде может привести к появлению окисления в микрозазорах между наконечником на проводе и выводом источника питания. В результате проскакивания искр клемма покрывается черным нагаром.
  3. В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи при условии повышенной влажности медь, которая содержится в составе клеммы покрывается зеленоватым налетом и следами коррозии.
  4. При использовании в коммутации различных металлов происходит химическое взаимодействие этих материалов и наконечники батареи могут покрываться пленкой с зеленым оттенком.

Из-за чего окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе

В большинстве случаев положительный вывод батареи закрыт крышкой, в результате чего под ней может образовываться конденсат. При нарушении целостности корпуса и утечке паров электролита под воздействием повышенных температур, под крышкой клеммы происходит накопление частиц кислоты, что приводит к окислению.

Тем не менее закрытие положительных клемм крышками уберегает от попадания грязи и появления искрения на контактах, в результате чего может произойти короткое замыкание и источник питания выйдет из строя. На таких наконечниках в большинстве случаев наблюдают белый налет.

Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора

Защита клемм аккумулятора с отрицательным зарядом не производится, благодаря этому накопление паров при утечке и конденсирование влаги не происходит. Однако повышается вероятность попадания грязи и мусора на поверхность металлического контакта. С течением времени при пусках могут проскакивать искры, что приводит к щерблению клеммы и ее последующем почернении.

Контакт теряется, внутренняя емкость источника питания постепенно снижается и в итоге приводит к выходу из строя батареи.

Чем смазывать клеммы АКБ

У владельца автомобиля возникает вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора и обеспечить защиту разъемов силовых проводов электропроводки автомобиля. Препарат должен обеспечить надежность защиты вне зависимости от температуры в моторном отсеке.

Нанесение вещества не должно вызывать сложностей и требовать использования специальной оснастки.

Дополнительным критерием выбора является длительность удержания смазки на контактирующих поверхностях.

Для защиты клемм от окисления используются материалы:

  1. Смазки твердого типа, используемые для набивки подшипников качения (например, солидол или литол). Преимуществом материалов является низкая стоимость, но компоненты смазок не проводят электрический ток. При повышении температуры в моторном отсеке в летнее время происходит разжижение вещества, которое протекает в контактные зоны. При низкой температуре смазки затвердевают и становятся хрупкими. При использовании смазок для защиты контактов аккумулятора необходимо наносить свежее вещество 2 раза в год.
  2. Вещества на силиконовой основе, по умолчанию раствор не проводит электрический ток. Существуют специальные смазки, способные пропускать электроэнергию (информация указывается на этикетке), применять такие материалы не рекомендуется из-за возникновения вредных блуждающих токов.
  3. Технический вазелин, представляющий собой смесь минеральных масел и парафина, обеспечивает защиту клемм батарей от воды и серной кислоты. Минусом материала является низкая температура плавления (не выше 60°С).
  4. Некоторые владельцы автомобилей наносят на контакты графитовую смазку, мотивируя свои действия низкой стоимостью материала и способностью вещества проводить электрический ток. Смазка имеет повышенное удельное сопротивление, при нарушении контакта между металлическими поверхностями ток начинает идти через слой смазывающего вещества, что приводит к перегреву соединения и воспламенению. Категорически запрещается применять графитовые смазки для защиты клемм аккумуляторных батарей.

Кроме стандартных смазок, для защиты контактных узлов применяются специальные вещества:

  1. Жидкие препараты, основанные на вазелиновом масле (производятся компаниями Hi-Gear, Permatex и рядом других). Чтобы не окислялась поверхность клемм, необходимо обеспечить равномерное покрытие поверхности защитным веществом. В состав препаратов входят реагенты, вытесняющие водные растворы с поверхности контактов. Полученный защитный слой имеет небольшую толщину и легко повреждается посторонними предметами (например, при обслуживании агрегатов в моторном отсеке).
  2. Специальная смазка для клемм батарей, имеющая густую консистенцию. Подобные реагенты производятся заводами компаний Liqui Moly и Gunk, вещества имеют в составе краситель для визуального контроля качества покрытия. В основе защитного материала лежит масляная основа, устойчивая к воздействию воды и шампуней, используемых для мойки автомобилей и моторного отсека. Компоненты смазки сохраняют работоспособность при нагреве материала до температуры 1100°С.
  3. Смазки на медной основе, обладающие электропроводностью и расширенным диапазоном рабочих температур (-40°С… +1000°С). Подобный материал в аэрозольном баллоне выпускается компанией Berner, в состав препарата введен краситель красного цвета.
  4. Материалы на восковой основе, отличающиеся повышенной герметизацией защищаемых поверхностей. Для пробоя требуется подвести высокое напряжение (которое аккумулятором не обеспечивается), вещество не проводит электричество и обладает повышенной адгезией. Примером смазки является продукция Batterie Pol Schutz, выпускающаяся компанией Presto. Вещество имеет голубой цвет, производитель гарантирует сохранение работоспособности вещества при температурах -40°С….+130°С.

Kontaktreininger

Тем, кто не знает, чем почистить контакты от окисления, можно посоветовать остановить свой выбор на этом профессиональном чистящем средстве Liqui Moly немецкой компании Liqui Moly. Сфера применения данного вещества – автомобильная техника и бытовая электроника. Средство предназначено для чистки загрязненных контактов, удаления окисной пленки и снижения контактного сопротивления. Как уверяет производитель, очистителю достаточно 10 минут. Судя по потребительским отзывам, это время может быть больше. Все зависит от степени загрязнения. Продается средство в аэрозольных баллончиках по 200 мл. Чтобы приобрести Kontaktreininger, вам придется выложить 500 руб.

Как бороться с сульфатацией клемм АКБ

Здесь все сложнее и печальнее. В первую очередь потому, что мы уже выяснили – раз есть сульфаты, значит имеется кислота. Без нее эта реакция не начнется. А это, в свою очередь, означает, что электролит или его пары каким-то образом проникают из аккумулятора наружу. Путей у него, на самом деле, несколько.

Самый распространенный случай – это банальная неряшливость автолюбителя. Окрутил пробки АКБ, померял плотность, подзарядил, долил воды и так далее. А в это время капли электролита оседают на корпусе АКБ и, как правило, на клеммах. Все. Необходимые составляющие реакции сульфатации в наличии.

Второй путь кислоты к клеммам – отверстия, которые предназначены для аварийного сброса паров электролита, когда аккумуляторная батарея кипит. Происходит это только по одной причине – перезаряд. При кипении, даже если нет видимых брызг кислоты, есть пары. Они обязательно оседают на клеммах и конденсируются. Опять все компоненты для вредной химической реакции в наличии.

Последний путь электролита наружу – это микротрещины между корпусом и клеммами. Они появляются тогда, когда аккумулятор часто «дергается» на зарядку, то есть, постоянно, и не всегда аккуратно, снимаются клеммы. Естественно, они расшатываются, и между ними и корпусом образуются щели. Все. Свинец на месте, ток есть, кислота – будет, и гора сульфата тоже.

В итоге получается, что устранить проблему можно несколькими способами:

  1. Поддерживайте корпус АКБ в чистоте. Нечаянно разбрызганный в процессе обслуживания электролит можно безопасно удалить с помощью соды, растворенной в воде (после соды обязательно промываем обычной водой). Просто трем тряпкой, и все. Кислота будет нейтрализована щелочью. Химия, 8-й класс школы.
  2. Не мойте аккумулятор обычной водой из колодца или крана. Там есть соли. Вода испарится с корпуса, а соли останутся. По ним рано или поздно потечет ток, и увеличится саморазряд АКБ. Выход тут один – дистиллированная вода.
  3. Если аккумулятор перезаряжается от генератора – замените реле-регулятор. АКБ перестанет постоянно кипеть, и пары электролита не будут попадать на клеммы. Налет на плюсовой клемме больше не появится.
  4. Поддерживайте аккумулятор в заряженном более, чем на 60% состоянии. Если батарея старая, вы мало ездите, реле-регулятор барахлит – пользуйтесь стационарными зарядными устройствами. Налет на минусовой клемме перестанет скапливаться.
  5. Если есть подозрение, что между клеммами и корпусом образовались микроскопические зазоры – неплохо помогают прокладки из войлока или фетра. Такие можно либо вырезать самостоятельно, либо купить готовые в автомобильном магазине. Прокладки слегка пропитываются маслом или специальным средством для обработки клемм АКБ, и надеваются перед установкой зажимов. Их роль заключается во впитывании просачивающегося из АКБ электролита. Потому не стоит надеяться, что они бесконечно долго будут вас спасать.

Ну и, наконец, если аккумулятор откровенно изношенный или поврежденный – как можно скорее покупайте новый. Окисление и сульфатация клемм – это еще не смертельная проблема. А вот если электролитом постоянно будет покрываться металл кузова, сможете увидеть не только коррозию, но и целые сквозные дыры в подкапотном пространстве.

Схожий материал

Причины окисления клемм аккумулятора

Проблемы, связанные с плохим контактом, являются наиболее частой причиной поломки любого электрооборудования. Появление окислов на контактах батареи вредит электрооборудованию автомобиля и может свидетельствовать о наличии проблем в аккумуляторной батарее.

Небольшой окисел на металлических поверхностях неизбежно появляется в результате взаимодействия их поверхности с кислородом воздуха и другими реагентами. Поэтому, даже очень качественный электрический контакт со временем ухудшается из-за природных процессов окисления. Кроме того, если контакты сделаны из разных металлов, между ними возникает гальваническая разность потенциалов, также приводящая к преждевременному окислению поверхности.

При появлении дополнительных агрессивных факторов или неправильной фиксации клемм, очень быстро могут возникать нарушения проводимости и окислы контактных площадок.

Чрезмерное окисление клемм автомобильных аккумуляторов, как правило, происходит по четырем причинам:

  • агрессивное воздействие при утечках паров электролита из корпуса поврежденной батареи (электрохимическая коррозия) – такой окисел имеет белый цвет;
  • плохой контакт в месте соединения клемм АКБ с проводниками автомобиля из-за слабой затяжки, повышенной влажности в моторном отсеке и попадания грязи в незафиксированный зазор, что приводит к искрению и подгоранию места контакта, приводящее к почернению;
  • влажность в моторном отсеке окисляет медь, содержащуюся в клемме – из-за этого появляется зеленоватый налет и ржавчина;
  • контакт АКБ сделан из свинца, а проводник электропроводки авто из другого металла (меди или латуни), что приводит к химической реакции между ними – цвет окисла может быть зеленоватым.

Окислы, появляющиеся по этим причинам, могут появляться на обоих электродах АКБ. Из-за небольших конструктивных отличий этих контактов, частота их появления на каждом электроде немного различается.

Почему окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе

Положительная клемма у большинства автомобилей закрыта пластмассовой крышкой, что способствует накоплению под ней конденсата. При плохой герметичности аккумулятора от воздействия высоких температур во время работы двигателя, а также при его сильном перезаряде происходит утечка паров электролита. Частицы кислоты из этих паров со временем концентрируются под изоляционной крышкой в районе плюсовой клеммы и приводят к ее окислению.

В то же время, благодаря тому, что плюсовой электрод закрыт крышкой, в место соединения попадает меньше внешних загрязнений, что уменьшает вероятность появления плохого контакта, искрения и связанного с этим почернения.

Таким образом, на плюсовой вероятно появление белого окисла, связанного с утечкой паров электролита больше.

Почему окисляется минусовая клемма аккумулятора

Отрицательная клемма аккумулятора более подвержена внешним воздействиям, потому что она не имеет защитной крышки. Из-за этого на ней меньше конденсируются кислотные пары электролита, но попадает больше пыли и грязи. Все это приводит к более быстрому ухудшению электрического контакта катода АКБ с проводкой, возникновению небольших искровых разрядов при пусках двигателя, которые в конечном итоге приводят к выгоранию и почернению поверхности контакта.

Эти проблемы чаще всего появляются при соединении батареи с изначально загрязненными контактами и при слабой их затяжке.

Причины возникновения белёсого налёта

Процессы окисления – неизбежное зло для любых незащищённых металлических деталей. Контактная группа автомобильного аккумулятора не является исключением, при этом главными причинами окисления клемм на аккумуляторе автомобиля можно назвать следующие:

  • попадание на выводную клемму электролита. В большинстве случаев такая неприятность возможна при плохо закрученных пробках, но иногда причина более серьёзная – ослабление стержней и появление микроскопических щелей;
  • физический износ автоаккумулятора – причина окисления клемм естественного характера. Здесь без приобретения нового устройства проблему решить кардинальным образом не удастся (напоминаем, выбрасывать отработанный аккумулятор в место сбора общего мусора категорически запрещено – их нужно сдавать в утиль только в установленных местах);
  • уменьшение плотности электролита. Своевременное обслуживание батареи, заключающееся в регулярной проверке уровня и доливке покупного электролита, поможет решить проблему. Напротив, самостоятельное разведение кислоты непонятно чем только усугубит ситуацию с окислением контактов.

Чтобы определить, не проникает ли электролит на клеммы через штырь, следует внимательно осмотреть место выхода контактов из корпуса. Если там имеются признаки подтёков – проблема в потере герметичности, и её следует как можно быстрее устранить.

Если корпус автоаккумулятора выполнен из бакелита, обычно контактная группа изолируется с помощью мастики. В этом случае следует в районе выхода клеммы из корпуса тщательно убрать старую мастику, переставшую выполнять свои защитные функции, и нанести новую.

Для пластиковых корпусов нарушение герметичности устраняется либо нанесением вокруг основания разогретой смолы, либо обработка клеммы силиконовым термоклеем, наносимым с помощью термопистолета.

Дополнительно загерметизировать вывод клеммы можно с помощью фетра, если причиной окисления плюсовой клеммы аккумулятора является именно попадание на поверхность электролита. Для этого нужно из фетровой заготовки вырезать два небольших колечка, внутренний диаметр которых должен соответствовать внешнему диаметру клеммы у основания. Толщины фетра в 4-5 миллиметров будет вполне достаточно. Перед укладкой шайбы поверх смолы или силикона её нужно аккуратно смочить моторным маслом. Наконечники проводов, одеваемые на клеммы, намертво прижмут фетровую прокладку, обеспечивая идеальную герметичность соединения. Вместо фетра можно использовать и войлок, обладающий схожей структурой волокон.

Ещё одна причина, почему окисляется минусовая клемма на аккумуляторе – плохой контакт между клеммой и зажимом провода. В этом случае окисление происходит из-за попадания на контактную группу присутствующих в воздухе водяных паров, а также паров электролита. При прохождении через поверхность клеммы тока анод начинает разрушаться, а в образовавшихся трещинах начинает накапливаться пресловутый белый налёт, постепенно распространяясь на близлежащие области.

Так что при установке аккумулятора очень серьёзно относитесь к обеспечению плотного контакта между проводом и клеммой. Некоторые автомобилисты для этого дополнительно пристукивают зажим, чего делать нельзя, поскольку такие действия могут привести к нарушению целостности углублений вокруг выводов.

Наилучший способ обжима – использовать штатное крепление, не ленясь, каждый раз поджимать болтовое соединение с помощью гаечных ключей (или ключа и отвёртки).

Наконец, засорение вентиляционных отверстий, которыми снабжаются банки аккумулятора, приводит к увеличению внутреннего давления электролита, что приводит к его выдавливанию наружу через не предусмотренные для этих целей отверстия.

Как почистить клеммы аккумулятора

Из школьного курса химии известно, что для разбавления кислотной среды нужна щелочная среда. А это означает, что окисление (кислотная среда) можно устранить пищевой содой (щелочная среда) или раствором на ее основе. Так же можно использовать и газированный напиток «Кока-кола» (это вовсе не шутка, а проверенный факт).

Необходимо вытащить аккумулятор, затем погрузить клеммы в содовый раствор. В то время, когда вы будете удалять кислоту содой, можете наблюдать реакцию закипания, с выделением небольшого количества тепла.

Если «корка» белого налета толстая, то для начала необходимо ее удалить, соскоблив ножом, кусочком мелкой наждачной бумаги, металлической щеткой, или другим острым предметом

Нужно хорошо очистить место, где контактируют электрод и клемма, обращая особое внимание на внутреннюю поверхность клеммы. Только действовать нужно крайне аккуратно, что бы ни повредить изоляционную оболочку провода

Так же желательно одеть прорезиненные перчатки – это убережет ваши руки от воздействия агрессивных веществ. Перед соскабливанием налета лучше поместить аккумулятор на резиновый коврик – это защитит ваш пол от мусора.

Перед установкой аккумулятора на место выполните тщательный осмотр корпуса, проверьте уровень, а так же плотность электролита.

Бывает, что автовладельцам советуют использовать бензин как растворитель окиси. Для этого намачивают ветошь бензином и протирают клеммы и электроды до полного удаления белого налета. Не забывайте, что бензин – легковоспламеняющаяся жидкость. Будьте аккуратны: помимо растворения окиси бензин в состоянии растворить пластиковые и резиновые детали автомобиля.

Перед тем как закреплять наконечник, необходимо область клеммы и площадь внутри наконечника смазать не толстым слоем технического вазелина, солидола, либо специальной силиконовой смазкой, приобретя ее в автомагазине. Кстати, последний вариант не притягивает к себе грязь, в отличие от двух предыдущих.

Чем смазать клеммы от окисления

Основное предназначение смазки электрических соединений – это недопущение грязи и кислорода воздуха в место контакта, что способствует тому, чтобы они не окислялись.

Желательно, чтобы защитное покрытие не собирало лишнюю грязь и выполняло свои защитные функции как можно дольше. Существует множество различных вариантов защиты клемм АКБ, каждый из которых имеет определенные преимущества и недостатки. Главным условием должно быть отсутствие разъедающего эффекта на контакты, изоляцию проводов и окружающие резиновые части, высокая температурная и кислотная стойкость.

Это составы, как правило, на основе минерального масла с добавлением порошка графита. Они имеют хорошие водоотталкивающие свойства и отлично защищают от коррозии. Обычный графитовый смазочный состав выдерживает температуры от -20 до +70 градусов, но есть и более дорогостоящие высокотемпературные варианты. В связи с возможным перегревом подкапотного пространства в жаркую погоду лучше применять именно их.

Графит хорошо проводит электрический ток, поэтому его проникновение внутрь контактного соединения не так сильно ухудшает электрический контакт, как это делает смазка с диэлектрическими свойствами.

Этот вид смазок выдерживает большую температуру, имеет антикоррозионные свойства, хорошо держится на поверхности, но не проводит электричество. Они изготовлены на масляной основе с добавлением специальных добавок и красителей, которые облегчают нанесение защитного покрытия.

Это хороший вариант защиты от окисления при использовании специальных составов для защиты, например от фирм LiquiMoly, Addinol, Molykote, Gunk и другие.

Эти смазки долговечны, обладают высокой вязкостью, отлично проводят электричество, выдерживают высокие температуры (от -35 до нескольких сотен градусов), прекрасно защищают от коррозии, влаги, прогаров.

Выпускаются специальные медные смазки для электрических контактов в виде спреев, например, Berner, а также медные мазки для высоконагруженных движущихся соединений. Они имеют разные свойства, но для защиты контактов АКБ можно применять оба варианта.

Эти смазки выдерживают температуры от -30 до +130 градусов, имеют среднюю вязкость, хорошо держатся на поверхности и обеспечивают высокую герметичность электроконтактов.

Хорошим составом на восковой основе является Presto Batterie Pol Schutz, который способен выдерживать температуры от -30 до +130 градусов и легко наносится с помощью аэрозольного распылителя.

Это прекрасный вариант защиты контактных соединений с хорошей стойкостью к воздействию горячих паров, дезинфицирующих растворов. Силиконовая смазка отлично пристает к поверхностям, нейтральна и способна работать при широком диапазоне температур от -40 до +150 градусов. Выпускается множеством проверенных производителей, среди которых Shell, Fuchs, Molykote, Roco и другие.

Недостатком силиконовых смазок является необходимость регулярного обновления защитного покрытия.

К ним относят такие распространенные составы, как солидол, литол, циатим 201, вазелин. Эти составы применяются для защиты от износа трущихся поверхностей, имеют высокую текучесть, которая повышается при повышении температуры в моторном отсеке, поэтому они не очень подходят для защиты электрических контактов. В случае наличия серьезных проблем с окислением контактов их можно использовать для защиты клемм, но лучше это делать только в зимнее время года, когда эти смазки мене текучи.

Существуют специальные составы на основе минеральных масел, содержащие специальные добавки, которые улучшают их температурную стойкость и поэтому дают возможность их использования для защиты клемм. К ним относят:

  • Liqui Moly Kupfer Spray – масляная смазка с добавлением медного порошка, предназначенная для тормозных колодок. Она может использоваться и в качестве защитного покрытия для наружной поверхности контактов;
  • Liqui Moly Batterie Pol Fett – специальная защитная смазка с красным красителем. Допустимые температуры – от -40 до +60 градусов.
  • Vmpauto MC1710 – смесь различных масел, а также силикона с синим красителем. Может использоваться при температуре от -10 до +80 градусов.

Эти смазки предназначены для формирования на трущихся частях сухого покрытия. Они не очень хорошо подходят для защиты электроконтактов из-за их высокой проникающей способности, которая может ухудшить электрический контакт.

Нарушение контакта в клеммах АКБ, где протекают очень сильные токи, является не только нежелательным, но и опасным явлением. В связи с этим не рекомендуется использовать тефлоновые смазки на контактных соединениях.

Клемма нагревается. Причины и последствия

Токопроводящим элементам сети свойственна повышенная (отличная от окружающей среды) температура. Законы Ома и сохранения энергии работают здесь на все 100%. Увеличение сопротивления — главная причина того, что греется минусовая клемма. Поводом к этому служат—слабый контакт, а также наличие:

  • Окислов между электродами аккумулятора и клеммами проводов;
  • Воздушной прослойки;
  • Заниженного сечения токоотводящих элементов цепи.

Как известно, внутри батареи происходит реакция электролиза, где роль проводника играет очень агрессивная среда — серная кислота и дистиллят. Клемма аккумулятора, покрытая белым налетом (двуокисью свинца), — первый признак того, что соединение подвергается контакту непосредственно с электролитом или с его парами. Еще одной причиной того, что греются клеммы на проводах и самом аккумуляторе может служить долгая работа стартера. При заводке мотора пусковой ток часто превышает значения 150 и даже 200 ампер, а это — в состоянии нагреть довольно толстый провод и расплавить любую изоляцию.

В качестве дополнительной меры борьбы с пусковым током — вообще и с тем, что греется клемма — в частности — может быть замена минусового провода на аналогичный, но большего сечения.

Устраняем окисление

Основными материалами клемм токоотводящих проводов от электродов плюс и минус на автомобильных аккумуляторах являются активные металлы: свинец, латунь или медь. Именно поэтому — их взаимодействие с кислородом воздуха — неизбежно. Появление на соединениях характерного налета (окиси) — тому первое подтверждение. В этом кроется и один из ответов на вопрос «почему греется минусовой провода от аккумулятора». Перечислим несколько способов устранения сульфатации:

  1. Зачистка контактов наждачной бумагой.
  2. Снятие окиси напильником или щеткой по металлу.

Существует также способы предотвратить реакцию окисления:

  1. Периодическая смазка. Оптимальные варианты – литол или солидол;
  2. Использование в качестве защиты специальной пасты или лака.

Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм

Даже в таком простом соединении, как провод–клемма аккумулятора есть свои сложности. Неплотное сопряжение токовыводящих штырей и проводов оставляет воздушную прослойку, провоцирующую рост сопротивления и возможность образования искры. Как избежать этого:

  1. Диаметр кольца клеммы должен быть достаточным для того, чтобы болтовое соединение обеспечивало плотный контакт.
  2. Даже при максимальном зажиме — между губками клеммы должен оставаться просвет. Это обеспечит надежность и даст гарантию при следующей затяжке.
  3. Во избежание проворачивания болта или гайки — зажим на аккумуляторе при их установке — желательно производить двумя ключами.
  4. Сам провод при соединении с клеммой должен находиться в запрессованном состоянии. Жгут лучше пропаять, чтобы исключить любую подвижность жил кабеля.
  5. Не допускается даже незначительное нарушение изоляции. Помните, что искры под капотом авто — предвестник большой беды.

Какими» должны быть кабели на клеммах

Каждый электрический провод и клемма на автомобиле должны быть стандартизированы и разрешены для применения на транспортных средствах. Практически все они имеют масло-, бензо- и термостойкую изоляцию, способную обеспечивать защиту при любой температуре и химическом воздействии.

>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector