Зил 131: довезем по любым дорогам

Кунг армейский

Кунг — Кузов Унифицированный Нормального Габарита. Армейский кунг — мобильное здание, предназначенное для перевозки людей, для проведения аварийно-ремонтных работ или в качестве ремонтных мастерских, складских помещений и лабораторий. Конструкция представляет собой металлический фургон с закрытым кузовом грузового автомобиля. Внешне, конструкция кунга очень схожа с конструкцией вагон-дома, но при детальном рассмотрении имеет некоторые различия. При проектировании конструкции кунга закладывался дополнительный запас прочности в связи с тем, что кузов располагается непосредственно на транспортном средстве и его эксплуатация происходит при постоянных динамических нагрузках.

ШИРИНА КУНГА 2,5 МЕТРА!!!

История военного кунга начинается еще с далеких 50–х. годов, когда появилась необходимость в изготовлении удобного и комфортабельного фургона с унифицированным (нулевым или нормальным) габаритом для грузовых автомобилей советской армии. Ранее кунги применялись на вооружении Советской армии, а позже, благодаря простоте изготовления и оригинальной конструкции нашли повсеместное применение в общественном быту.

С тех времен конструкция кунга качественно изменилась. Деревянный каркас сооружения изменился на металлический, утеплитель из войлочной или паклевой набивки сменился на пенополиуретан, деревянное основание заменил прочный стальной пол, внутренняя обшивка из фанеры заменила ДВП. Кунг изготавливается полностью герметичным благодаря уплотнению герметиком и специальным уплотнителем в дверях и окнах. Не изменилась только наружная отделка помещения – облицовка изготовлена из металлических листов, соединенных при помощи сварки и металлических клёпок. Наружные металлические листы между собой соединяются в «замок», обеспечивая дополнительный запас прочности кузову. Данная технология изготовления дает запас прочности конструкции и создает предпосылки для долговечной эксплуатации фургона (срок эксплуатации кунга — 20 лет).

Этапы, рекомендации и особенности поставки здания

  1. Разработка планировки: прорабатывается необходимое оборудование, мебель и коммуникации (подробнее…).
  2. Сопроводительная документация: при поставке здания заказчик получает паспорт изделия, сертификат соответствия, договор поставки, акты выполненных работ, товарные и транспортные накладные, счёт-фактуры и счёт на оплату.
  3. Гарантийные обязательства: гарантийный срок эксплуатации — 1 год, расчетный срок службы — 20 лет (подробнее…).
  4. Эксплуатация: необходимо соблюдать условия эксплуатации мобильных зданий, проводить регулярное техническое обслуживание, соблюдать пожарную безопасность и температурно-влажностный режим помещения.

Материалы и коммуникации

  • Общая конструкция: прочный цельнометаллический каркас — сварная рама из металлического швеллера №14 и №10, которые соединяются с каркасом при помощи сварки и вытяжных заклепок с шагом 50 мм в шахматном порядке, крепление к раме автомобиля — при помощи болтовых соединений, для подъема к входной двери предусмотрена выдвижная металлическая лестница.
  • Отделка наружная: крыша — металлический лист толщиной 3 мм и усиливается металлическим уголком 50х50х4 мм, пол — металлический лист толщиной 1,2 мм и обваривается сплошным швом, стены — цельнометаллические панели из металлического холоднокатаного листа толщиной 1,2 мм с креплением между собой «в замок» (подробнее…).
  • Отделка внутренняя: стены — утеплитель пенопласт ПСБ-С, парогидроизоляция, ПВХ, ДВП, ДСП, OSB или МДФ, пол здания — деревянная обрешетка 40х50 мм, пенопласт ПСБ-С толщиной 150 мм, полиэтиленовая пленка, доска 100х40 мм, фанера 15 мм, автолин толщиной 2 мм (подробнее…).
  • Электрооборудование: провод ВВГнг: 3х1,5 мм – освещение, 3х2,5 мм – розетки, с укладкой в пластиковый кабель-канал, навесной электрощит, преобразователь напряжения из 24 В в 220 В, переговорное устройство с кабиной водителя (подробнее…).
  • Вентиляция: естественная или принудительная (подробнее…).
  • Водоснабжение: центральное или автономное (подробнее…).
  • Отопление: водяное или электрическое (подробнее…).
  • Канализация: центральная или автономная (подробнее…).

Технические характеристики полностью соответствовали условиям эксплуатации автомобиля

Гражданские предприятия по достоинству оценили устойчивость во время движения, легкость управления и хорошую маневренность Зил 131. Размеры автомобиля в базовой версии были 7 040 х 2 500 х 2 480 (с тентом 2 975) мм. Высокую проходимость на бездорожье обеспечивали шесть ведущих колес ЗиЛ 131. Таким образом, грузовые автомобили уверенно передвигались по тайге, по горной и болотистой местности, по зыбучим пескам и рыхлому снегу, были задействованы в геологоразведочных и буровых работах в северных регионах страны. Шины Зил 131 размером 12,00-20» имели систему централизованного регулирования давления. За счет снижения давления воздуха в шинах удельное давление на грунт также снижалось , что имело особое значение при движении по труднопроходимой местности.

Еще несколько слов хочется сказать о самосвалах ЗиЛ 131, наладить серийное производство которых так и не удалось. Первые два самосвала, один из которых попал в ВСХВ, а другой – в один из местных совхозов, были собраны сразу после выпуска первой партии сто тридцать первых ЗиЛов. Еще несколько машин, выпущенных немного позже, были задействованы в строительстве заводских жилых домов. Заказов на эту модель не было и даже после разработки усовершенствованного ЗиЛ-131Н в начале 90-х годов. Судьба проекта была решена – он отправился в архив.

Технические характеристики соответствуют особенностям эксплуатации ЗиЛ 131. Большая часть его узлов и агрегатов, хоть и унифицирована с базовым семейством грузовиков ЗиЛ-130, но имеет ряд особенностей. Двигатель ЗиЛ 131 был заимствован от 130 модели. Карбюраторный восьмицилиндровый V-образный мотор, с рабочим объемом в 6 литров, имел мощность в 150 л.с. Однако агрегат был несколько доработан и получил предпусковой подогреватель жидкостного типа, встроенный в систему охлаждения. Система зажигания, установленная на двигателе, в зависимости от модификации автомобиля может быть батарейной или контактно-транзисторной. Расход топлива на сто километров пути составлял, в среднем, 40 литров. Топливных баков было два – по 170 литров каждый.

Сцепление автомобиля – сухое, однодисковое. Полностью синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач грузовика работала в паре с двухступенчатой раздаткой ЗиЛ 131, которая, отличалась от раздаточной коробки 157-го ЗиЛа тем, что вместо трех имела доступ лишь к двум ведущим мостам. Передний мост был оснащен электропневматическим приводом, благодаря которому его включение происходило автоматически. Максимальная скорость, развиваемая грузовиком – 80 км/час.

С 1990 года производство этой модели было налажено на Уральском автомоторном заводе, где модернизированную версию 131 ЗиЛа собирали вплоть до 2002 года. С конвейера Московского автозавода с 1967 по 1990 гг. сошло чуть меньше миллиона единиц различных модификаций автомобиля. Несмотря на то, что его выпуск был прекращен уже более 10 лет назад, встретить этот ЗиЛ на дорогах можно достаточно часто. Что касается цены на дизель ЗиЛ 131, то она зависит, в первую очередь, от года выпуска техники. На продажу выставляют и грузовики 1975 – 85 г.в. и грузовики, выпущенные в 90-х годах. Некоторые модели предлагаются с консервации. Средняя стоимость составляет порядка 150 – 300 тыс. рублей. Некоторые продавцы просят за свои машины меньше 100 тыс. рублей, но в этом случае, вам придется вложить немало времени и средств в ремонт ЗиЛ 131.

Тактико-технические характеристики

Пожарный насос:

  • модель — ПН-40УВ
  • тип — центробежный одноступенчатый
  • подача, л/сек — 40
  • напор, м — 100
  • частота вращения, об/мин — 2700
  • контрольная геометрическая высота всасывания, м — 3,5

Пеносмеситель:

  • тип — водоструйный эжектор
  • производительность по пене при кратности 10, м³/мин — 4,7; 9,4; 14,1; 18,8; 23,5

Всасывающий аппарат:

  • тип — газоструйный или воздушный эжектор
  • наибольшая геометрическая высота всасывания, м — 7
  • время заполнения насоса водой (при высоте всасывания 7 м, всасывающем рукаве диаметром 125 мм и длиной 8 м), сек — 55 (эжектор), 30 (вакуумный струйный насос)

Сигнал тревоги:

газовая или электрическая сирена

Вместимость, л:

  • цистерны для воды — 2400 (2500 — мод. 137 А)
  • бака для пенообразователя — 170

Лафетный ствол:

  • модель — ПЛС-П20
  • расход воды, л/сек — 19
  • кратность пены на выходе из ствола − 6

Распределение массы, кг:

  • на передний мост — 2980
  • на заднюю тележку — 8170

: её видели и помнят все, да и на дорогах эти автомобили до сих пор встречаются — модель 137А до сих пор стоит на боевом дежурстве во многих частях. SSM изготовили эту модель летом 2014 года и единственная «жизненная» окраска «Казань» моментально, чуть ли не за полчаса разлетелась по коллекциям, несмотря на множество мелких недочётов, среди которых и отсутствующий фаркоп, и забытая расшивка по левому борту кабины, и множество неверно окрашенных деталей. Неделю назад в продаже появился дополнительный тираж АЦ-40 (131) 137А, хотя точнее его назвать изданием исправленным и дополненным. Дополненным в том числе и новыми недочётами.

Прилукский завод выпустил установочную партию АЦ-40(131)-137 в 1969 году, а незначительно модернизированная машина с индексом 137А появилась в 1983-м. Судя по отсутствию ручек управления лафетным стволом, люка и прямому трубопроводу к стволу, костромские товарищи изготовили модель именно такого автомобиля, хотя производитель не уточняет, что сделал — АЦ-40(131) и всё тут.

Модель «Кострома» в сравнении с вариантом по имени «Казань» претерпела ряд мелких изменений в окраске, приблизивших машину к реальности — опоры под подножками стали серебристыми, откидывающие подножки — чёрными, появился фаркоп. В итоге вид сзади у машины значительно улучшился. Номерными же знаками модель почему-то обделили и заднюю фару не установили.

Завидуйте, владельцы прошлогодних раритетов — фаркоп!

Модель автомобиля: 1984 АЦ-40(131)-137А УПЧ Кострома Наименование модели: АЦ-40(131) КостромаПроизводитель: Start Scale Models Дата выпуска: 17 сентября 2014 года Каталожный номер: SSM1139 Серия:Тираж: нет данных Краткое мнение: исправленное и дополненное Субъективная оценка: 9/10 Резервная копия записи находится здесь:

При тушении и локализации пожаров огромную роль играет своевременное прибытие пожарного расчета на место происшествия, а также возможность использования специфического оборудования и инструментов, которыми оснащено транспортное средство специального назначения.

Описание конструкции

Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

Двигатель

На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.

Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

Гидравлика и рулевое управление

Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.

Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

Трансмиссия

Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.

От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

Электрическая система

Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

Тормозная система

На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

Варианты надстроек

Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.

По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

История и модификации

В 1960-м году предлагался вариант с более высокой проходимостью, ЗИЛ-132, но в серию он не пошел. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗИЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ-131Н2). Модернизированный бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 отличался увеличенной степенью сжатия, позволяющей эксплуатировать автомобиль на более высокооктановом топливе А-76 и АИ-93, винтовыми впускными каналами в ГБЦ.

Для ЗИЛ-131 (ЗИЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):

  • Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗИЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗИЛ-131НА.
  • Седельный тягач ЗИЛ-131В, а ЗИЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗИЛ-137-137Б (10 × 10), состоявший из седельного тягача ЗИЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗИЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗИЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗИЛ-375.
  • Для холодного климата ЗИЛ-131С, ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131АС, ЗИЛ-131НАС, ЗИЛ-131НВС.

Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗИЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и масса других. Специально для армейских вариантов мастерских и лабораторий были разработаны стандартные кузова-фургоны КУНГ К-131 и КМ-131. Также некоторые спецавтомобили на базе ЗИЛ-131 имеют полную массу свыше официально разрешённой: например, аэродромный передвижной агрегат АПА-50М имеет массу 10950 кг, АПА-35-2В — 11370 кг.

Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗИЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗИЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор. Основное отличие ЗИЛ-131Н от других ЗИЛов, это возможность установки на нём бурильно-крановой установки (БКМ-313), с глубиной бурения 3 м. Также имеется ЗИЛ-131НА с установкой БКМ-313, у которого глубина бурения 5 м.

  • Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗИЛ-131
  • Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗИЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск
  • Транспортная машина 2Т3М на базе седельного тягача ЗИЛ-131В. Технический музей Тольятти
  • 500-км марш украинской армии на ЗИЛ-131
  • ЗИЛ-131. Вооружённые силы России
  • ЗИЛ-131. Вооружённые силы России
  • Вид на двигатель слева
  • Вид на двигатель справа
  • Манометр и кран регулирования давления воздуха в шинах, спидометр

Цены на подержанные грузовики

Автомобили ЗИЛ 131 прекратили выпускать в 1994 году, правда, небольшое количество под обозначением Амур 521320 производилось на Новоуральском заводе в Свердловской области. В 2010 году предприятие признали банкротом и выпуск автомобилей повышенной проходимости Амур прекратился. Поэтому на рынке сейчас предлагаются в основном подержанные автомобили ЗИЛ 131, а также небольшое количество грузовиков со складов длительного хранения автотехники из РосРезерва.

Грузовой автомобиль на ходу восьмидесятых годов выпуска прошлого века можно приобрести за цену от 200 тыс. рублей. Стоимость самых дорогих автомобилей ЗИЛ 131 с консервации не превышает 450 тыс. рублей. К какому сегменту относятся модели КУНГ с пробегом до 1000 км. На общую стоимость влияет наличие оборудования, которое идет в комплекте с шасси грузовика. Так, VIP вариант ЗИЛ 131 с КУНГом укомплектованный для охоты и рыбалки в состав, которого входят электростанция, внутренняя сеть на 12 и 220 вольт, телевизор, отопитель, плита, тканевая отделка, сейф предлагается за 650 тыс. рублей.

Электрооборудование

Напряжение 12 В, ак. батарея — 6СТ-90ЭМ, генератор — Г287-Б с регулятором напряжения РР132-А, стартер — СТ2-А, система зажигания — «Искра», экранированная, бесконтактно-транзисторная.

Лебедка

Барабанного типа, с червячным редуктором, привод — карданным валом от коробки отбора мощности, установленной на коробке передач, Максимальное тяговое усилие — 5000 кгс, рабочая длина троса — 65 м.

Устройство

Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.

Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.

Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Двигатель

ЗИЛ-131 комплектуется широкой линейкой силовых агрегатов. Однако наибольшее распространение получили версии с бензиновым двигателем модели «ЗИЛ-5081». Данный 8-цилиндровый 4-тактный V-образный карбюраторный агрегат оборудуется подогревателем «П-16Б», обеспечивающим нормальную работу в зимнее время. Двигатель имеет жидкостное охлаждение и небольшую массу.

Характеристики силовой установки:

  • рабочий объем – 5,97 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • частота вращения – 3200 об/мин;
  • диаметр цилиндра – 100 мм;
  • степень сжатия – 6,5.

Для движения по запыленной местности двигатель комплектуется специальным пеномасляным фильтром с 3-ступенчатой системой очистки воздуха. Надежный топливный насос большой производительности позволяет бесперебойно функционировать при высокой температуре.

ЗиЛ 131 — для армии и не только

Согласно семилетнему плану развития народного хозяйства, принятому в 1959 г. на XXI съезде КПСС, перед рабочими автозавода им. Лихачева (до 1956 г. – Московского автозавода им. Сталина) была поставлена задача – наладить производство принципиально новых для того времени автомобилей ЗиЛ-130 и его модификации ЗиЛ 131. Первый опытный образец ЗиС-131 был изготовлен еще в 1956 г., но массовый выпуск автомобиля, запланированный на 1961-62 гг., был отложен, в связи рядом трудностей.

По результатам заводских и приемочных испытаний новый ЗиЛ-130 попал на конвейер лишь осенью 1964 г., а ЗиЛ-131 еще позже – в 1967 г., но за это время конструкторам удалось усовершенствовать его конструкцию и улучшить некоторые эксплуатационные характеристики.

ЗиЛ 131, выполненный на базе «стотридцатки» был призван заменить собой устаревшее и не удовлетворяющее потребностям Советской Армии семейство грузовых ЗиЛ-157. И ему это удалось.

Новый автомобиль повышенной проходимости мог похвастаться более высокой грузоподъемностью и скоростью, более комфортной кабиной и мягкой подвеской, а также более низким расходом топлива. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности конструкции ЗиЛ 131

Этот грузовик относится к автомобилям с капотной компоновкой. Цельнометаллическая кабина ЗиЛ 131, вмещающая водителя и двух пассажиров, была позаимствована у гражданского ЗиЛ-130. Однако военные, которым был представлен грузовик, оказались не в восторге от гнутых крыльев сложной формы и витиеватой радиаторной решетки, поэтому конструкторам пришлось установить более простую кабину от опытного образца ЗиЛ-165. Для середины 60-х гг.

её дизайн можно было назвать революционным. Хотя за почти 40-летнию историю производства этой модели ЗиЛа его внешность практически не менялась, с бесхитростной облицовкой радиатора и оснащенная плоскими гнутыми крыльями, кабина и сейчас выглядит неплохо. По сравнению с аскетичным Зил-157, ЗиЛ 131 отличался более высоким уровнем комфорта.

К тому же конструкторы сделали лобовое стекло панорамным, состоящим из двух половин, что обеспечивало лучший обзор.

Несмотря на оригинальную конструкцию автомобиль во многом был похож на другие вездеходные грузовики, выпускавшиеся советским автопромом, например, на Урал-375 или ЗиЛ-157К. Подобная общность технических решений была продиктована единой стратегией проектирования советских грузовых автомобилей этого класса.

Разница же между машинами заключалась несколько ином решении технических задач и инженерных методах повышения проходимости. Немало времени было потрачено на поиск компромиссов относительно удешевления и упрощения основных узлов и рабочей схемы Зил 131 и сохранения важных эксплуатационных качеств. В конечном счете, результат порадовал всех – новый ЗиЛ 131 стал лучшим.

По идее, выпуск ЗиЛ-157 после этого должен был быть приостановлен, но, как ни странно, оба грузовика выпускались автозаводом параллельно еще на протяжении почти 20 лет.

Модификаций автомобиля было немало

Стоит отметить, что ЗиЛ 131 начал выпускался в трех модификациях, отличавшихся между собой устройством грузовой платформы. Одна из модификаций представляла собой грузовик, оборудованной деревянной решетчатой платформой с дугами и тентом. Армейская версия часто использовалась для транспортировки личного состава вооруженных сил СССР. На откидных скамейках могли разместиться 16 человек, а на устанавливаемой посередине съемной скамейке – еще восемь. В Советской Армии эта модель грузовика была одной из наиболее популярных.

Другая модификация, ЗиЛ 131 В, была седельным тягачом и предназначалась для буксировки полуприцепов. Для эксплуатации в условиях жаркой и пустынной местности был разработан грузовой ЗиЛ 131 Х. Вообще, этот автомобиль отличался своей надежностью и мог работать абсолютно в любых климатических условиях, даже в тропических, а температура эксплуатации не имела значения – от -40° до + 50°.

Что касается общего количества модификаций этой модели, то за все время производства оно было более пятнадцати. Универсальное автомобильное шасси 131 модели позволяло устанавливать надстройки специального назначения. К примеру, оно стало основанием для установки различных видов вооружений – ЗРК «Волхов, С-125 и даже «Катюши», первоначально базировавшиеся на шасси ЗиС-6. Часто на шасси монтировали закрытый кузов-фургон. ЗиЛ 131 Кунг мог использоваться для перевозки личного состава, ремонтных мастерских, медпунктов, полевых кухонь, радиоэлектронных систем и т.д.

Пожарные автомобили ЗИЛ 130

За все время своего существования ПА на 130-й платформе было выпущено 10 модификацией транспортных средств. Самой популярной на сегодняшний день считается пожарный автомобиль ЗИЛ 130 АЦ-40-63Б. По ТТХ он является оптимальным транспортным средством для выезда на вызовы в городской среде. Машину используют для доставки личного состава, спецсредств и дополнительного оборудования для устранения возгораний. Преимуществом этих автомобилей считается цистерна для воды объемом 2.4 тонны, а также дополнительный бак для пенообразователя на 170 литров.

В кабине АЦ-40-63Б расположено два ряда посадочных мест для личного состава из 6 человек. Для оперативности бойцов предусмотрено четыре двери. Сиденье водителя регулируется по росту и весу седока. Места для пассажиров стационарные, под ними расположены ящики для инструментов и личного снаряжения.

Для экономии места отсеки для рукавов оборудовали на крыше кабины. Рукава в базовом комплекте длиной 348 метров. Специнвентарь и оборудование хранят в боковых отсеках кузова.

На ПА АЦ-40 ставятся насосы двух типов:

  • одноуровневый центробежный ПН-40УА заднего положения;
  • одноступенчатый нормального давления НЦПН-40/100.

Расположены они в задней части автомобиля. Пожарная установка кроме насоса включает в себя коллектор, пеносмеситель и напорные задвижки. Для работы в темное время суток автоцистерна оснащена системой освещения и сигнализации.

Преимуществом этой модели считается бензиновый восьмицилиндровый четырехтактный мотор с системой жидкого охлаждения. Расход топлива на 100 км пробега – 41.5 литра. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч. Чтобы усилить конструкцию машины, ее поставили на лонжеронную раму из низколегированной стали 30Т. Переднюю часть усилили раскосами, а над балкой заднего моста лонжероны снабдили усилительными вставками.

Подвеска зависимая, на рессорах и телескопических амортизаторах. Сзади поставили двускатные колеса. Это придало автомобилю дополнительную устойчивость и проходимость по бездорожью, что актуально при выезде на вызов в сельской местности. В последних модификациях АЦ-40 получила арочные шины на ведущем мосту и лебедку на бампере. Общие габариты машины (д*ш*в) – 7680*2500*2780 мм. Вес при полном снаряжении – 9600 кг.

В базовую комплектацию входит снаряжение для боевого расчета, дыхательные аппараты, НВР с соединительной арматурой, напорные рукава DN51, 66, 77. Переносной лафетный ствол, ручные комбинированные, перекрывные и воздушно-пенные стволы. Водосборник, гидроэлеватор, ключи, соединительные головки. Пеногенератор ГПС-600. Порошковые огнетушители.

ТТХ автомобиля АЦ-40-63Б

Насос ПН-40УА
Производительность, л/сек 40
Напор при номинальном числе оборотов, м 100
Всасывающий насос Газоструйный
Высота всасывания, max, м 7.5
Время заполнения всасывающей линии при max геометрической высоте всасывания, сек. 40
Пеносмеситель ПС-5
Тип пеносмесителя Водоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 25
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 250
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) 42…28
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) 83
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector