Ксенон и биксенон ведущих производителей

Важная информация

Еще в начале прошлого века существовали только фары, работающие с помощью ламп накаливания, и только в середине века появились галогеновые фары, которые стали популярны в 1980-х годах, они отличались высоким потоком света и при этом переоборудовать обычные фары под галогеновые лампы не было нужно.

Ксенон же получил распространение уже в этом тысячелетии и снова выгодно отличается от галогена, поскольку имеет направленный, а не рассеянный поток света, благодаря чему может освещать дорогу во вполне заданных границах и при этом не слепит водителей.

Что это такое

Фара имеет определенную конструкцию, которая имеет отличие от остальных типов, позволяя максимально продуктивно работать ксенону, а другие типы лампочек в ней будут выглядеть неестественно и не выполнят своих прямых функций.

В целом же ксеноновая фара — это такой же конструктивный элемент автомобиля, как и все прочие механизмы и системы, поэтому в случае необходимости ее замены своими руками или на СТО, следует согласовать это с ГИБДД и техническими экспертами, поскольку в противном случае это будет считаться незаконным переоборудованием транспортного средства.

Из чего они состоят

Ксеноновая фара отличается от прочих корректором, который еще больше увеличивает точность светового луча и в автоматическом режиме подправляет его по заданным параметрам, меняя поток при нагрузке автомобиля или отклонении его клиренса в разные диапазоны.

При замыкании цепи и подаче высокого напряжения в 25000 Вольт газ начинает светиться, и этот свет направляется корректором в нужную сторону.

Фото: схема ксеноновой лампы

Действующая нормативная база

Относительно ксенона действует ряд законодательных ограничений, которые не позволяют использовать такие лампы в фарах других типов.

Это прописано в Правилах эксплуатации транспортных средств, согласно которых если инспектор ГИБДД совместно с техническими экспертами обнаружит установленный ксенон в фарах другого типа или вообще незаконно установленные фары, то он имеет право составить протокол, в котором указать меру наказания.

Согласно ей, если водитель начнет эксплуатацию транспортного средства, фары которого имеют красный цвет, внутри содержатся лампы, не подходящие для них изначально, а также если фары были не предусмотрены конструктивно и были заменены на другую разновидность, то человеку выпишут постановление о лишении прав, причем срок колеблется от полугода до года.

История [ править ]

Osram 100 Вт ксенон / ртутные короткой дугой лампы в рефлекторе

Интерес к ксеноновому разряду впервые пробудил П. Шульц в 1944 году после открытия им почти непрерывного спектра и белого света с высокой цветопередачей. Из-за ограничений военного времени на доступность этого благородного газа значительного прогресса не было достигнуто до тех пор, пока Джон Алдингтон из британской ламповой компании Siemens не опубликовал свое исследование в 1949 году. Это вызвало интенсивные усилия немецкой компании Osram по дальнейшему развитию. технология как замена угольных дуг в кинопроекциях. Первая успешная публичная проекция с использованием ксенонового света была проведена 30 октября 1950 года, когда отрывки из цветного фильма (Das Schwarzwaldmädel) были показаны во время 216-й сессии Немецкого кинематографического общества в Берлине. Эта технология была введена в продаже немецкой компанией Osram в 1952 году Сначала производится в 2 кВт размере (XBO2001), править эти лампы увидели широкое применение в проекции фильма , где они заменили старые, более трудоемкий (для работают) угольные дуговые лампы .

Как отрегулировать ксеноновые фары своими руками?

После установки ксеноновых фар их надо отрегулировать. Тогда яркий свет газоразрядных ламп не будет создавать дискомфорт другим водителям и обеспечит наилучшее освещение дороги. Для регулировки положения фар надо:

Выбрать ровную стену и поставить машину так, чтобы расстояние между «экраном» и фарами было 5 м. Измерить расстояние от центров автомобильных фар до земли и на такой высоте провести горизонтальную линию (линия 1). Отступить вниз 75 мм и провести параллельно ей еще одну линию (линия 2). Начертить вертикальную линию, на одинаковом расстоянии от нее провести еще две линии (А и В), обозначающие центры фар.

Включить фары (регулировка производится в режиме ближнего света). Закрыть одну фару куском фанеры и отрегулировать вторую, потом наоборот. Для настройки фар конструкцией предусмотрены регулировочные винты с пластмассовыми головками.

Чтобы выполнить регулировку ближнего света фар авто в вертикальной плоскости, надо подкручивать винт А, а в горизонтальной плоскости – винт Б.

Фары считаются отрегулированными правильно, если верхние границы пятен света совпадают с нижней линией, а излом светового пучка происходит там, где проходит вертикальная линия (А или В).

Примерно так же выполняется регулировка противотуманных фар:

Поставить машину на расстоянии 5 м от ровной стены. Измерить расстояние от центров противотуманок до земли и на такой же высоте провести горизонтальную линию. Отступить вниз 50 мм и провести линию.

При вращении регулировочных винтов противотуманных фар будет меняться наклон пучков света. Таким образом надо отрегулировать сначала одну, а потом другую фару.

Нужно добиться, чтобы верхние края световых пятен совпадали с нижней линией. При таком положении противотуманные фонари смогут хорошо освещать обочины, но при этом не будут ослеплять других водителей.

Механизм генерации света [ править ]

Выходной профиль ксеноновой дуговой лампы.

Ксеноновые лампы с короткой дугой бывают двух различных разновидностей: чистый ксенон, содержащий только газообразный ксенон; и ксенон-ртуть, содержащий газообразный ксенон и небольшое количество металлической ртути .

Чистый ксенон

В чистой ксеноновой лампе большая часть света генерируется в крошечном плазменном облаке точечного размера, расположенном там, где поток электронов покидает поверхность катода. Объем генерации света имеет форму конуса, а сила света экспоненциально спадает при переходе от катода к аноду. Электроны, проходящие через плазменное облако, ударяются об анод, вызывая его нагрев. В результате анод в ксеноновой лампе с короткой дугой должен быть либо намного больше, чем катод, либо иметь водяное охлаждение для рассеивания тепла. Выходная мощность чистой ксеноновой лампы с короткой дугой обеспечивает довольно непрерывное спектральное распределение мощности с цветовой температурой около 6200K и индексом цветопередачи, близким к 100. Однако даже в лампе высокого давления есть несколько очень сильных эмиссионных линий в ближней инфракрасной области, примерно в области 850–900 нм. Эта спектральная область может содержать около 10% всего испускаемого света. необходима цитата Интенсивность света колеблется от 20 000 до 500 000 кд / см 2 . Примером может служить «лампа XBO» — торговая марка OSRAM для чисто ксеноновой лампы с короткой дугой.

Для некоторых приложений, таких как эндоскопия и стоматологическая техника, включены световодные системы.

Ксенон-ртуть

Ксеноновая дуговая лампа (Osram XBO 4000W).

Как и в чистой ксеноновой лампе, большая часть излучаемого света излучается из облака плазмы крошечного размера около торца катода. Однако плазменное облако в ксенон-ртутной лампе часто меньше, чем в чистой ксеноновой лампе эквивалентного размера, из-за того, что поток электронов быстрее теряет свою энергию в направлении более тяжелых атомов ртути. Ксеноново-ртутные лампы с короткой дугой имеют голубовато-белый спектр и чрезвычайно высокую мощность УФ-излучения . Эти лампы используются в основном для УФ- отверждения , стерилизации предметов и генерации озона .

Сравнения ламп накаливания

Чтоб сделать выбор в сторону хороших и более эффективных лампочек, необходимо понимать, чем отличаются автомобильные галогенные лампы от ксеноновых. Для начала предлагаем ознакомиться с основной информацией об этих источниках освещения.

Свет от разных лампочек

Ксенон

В основе ксеноновых ламп лежит специальный газ, который зажигается в результате срабатывания модуля, установленного внутри конструкции изделия. Основной технической характеристикой газоразрядных лампочек является цветовая температура, поскольку каждый тип температуры имеет свой цвет. К примеру, чем больше будет температура, тем больше свет будет иметь голубой оттенок, а яркость, соответственно, уменьшится. При низкой температуре лампочка будет излучать желтый цвет, но само свечение при этом будет более ярким.

Рассмотрим основные достоинства газоразрядных источников освещения по сравнению с галогенками:

  1. Минимальный нагрев линз оптики. Стекло фары нагревается не так сильно, а это значит, что пыль и грязь с оптики удаляется значительно проще.
  2. Улучшение внешнего вида транспортного средства. Многие автолюбители используют ксенон в качестве элемента тюнинга.
  3. Газоразрядные источники потребляют намного меньше энергии — как минимум, на 40%!
  4. Более яркое свечение, что позволяет обеспечить более комфортную видимость.
  5. Также ксенон обладает более теплым спектром излучения осветительного потока. Благодаря этой характеристике видимость дорожного покрытия в темноту и при движении в непогоду будет более улучшенной (автор видео — канал Eric Davidich smotra).

Что касается недостатков, то они следующие:

  1. В отличие от галогена, стоимость ксенона более высокая.
  2. Если галоген выходит из строя, то можно заменить одну лампочку, но если такая проблема произойдет с ксеноном, то придется менять оба источника освещения. Это обусловлено тем, что в ходе эксплуатации газоразрядные лампочки меняют свою температуру свечения, поэтому разница в цвете между новой и старой лампой может быть значительной.
  3. В отличие от галогенок, установка газоразрядных источников подразумевает дополнительную установку блока розжига.
  4. При активации оптики водитель может заметить небольшую задержку. Если вы ставите ксенон в противотуманные фары или в ближний и дальний свет, то должны учитывать, что для розжига газа потребуется определенное время.
  5. Вероятность ослепления водителей встречных авто. Такие проблемы, как правило, связаны либо с допущением ошибок при установке линз. либо использованием низкокачественного и дешевого ксенона. Если вы хотите сделать тюнинг и удивить других автолюбителей, то ставьте качественный ксенон — дешевые лампы будут только доставлять неудобства другим участникам дорожного движения.

Галоген

Галогеновые лампы — это один из наиболее распространенных, а также простых по конструкции источников освещения. Такое изделие представляет собой колбу, в галогеновую лампочку также заполняется газ, а ее устройство защищено специальным стеклом. Мощность таких источников может достигнуть 130 Вт.

Основные достоинства:

  • доступная стоимость;
  • легкость установки — достал и заменил.

Из минусов галогенок стоит выделить:

  1. Неустойчивость к вибрациям, так как в устройстве изделия имеется нить накаливания, а также вольфрамовая спираль. Из-за этого срок службы галогенных ламп может быть снижен.
  2. При работе этих источников освещения стекло оптики греется, а это, в свою очередь, негативно отражается на освещенности дорожного покрытия, так как пыль и грязь, осевшая на фонаре, быстро застывает.
  3. Если сравнивать с ксеноном, то яркость галогенок будет более низкой.
  4. Также следует выделить и более низкий срок службы. Если газоразрядные источники освещения позволяют отработать около 3 тысяч часов, то галогенки обычно служат не более 400 ч.

И хотя галогенки не могут похвастаться такими же техническими характеристиками, в настоящее время — это самый востребованный вид источников освещения среди наших соотечественников.

Комплект автомобильного ксенона

Две галогенки

Какие лампы правильные

Безусловно тот, который установлен производителем автомобиля. Нелишним будет знать, что если для модели вашего автомобиля предусмотрен штатный ксеноновый свет (в некоторых комплектациях), а у вас установлены галогеновые фары — можно устанавливать ксеноновые блоки заводского исполнения. Только автомобиль надо будет оснастить фароомывателями (корректоры уже будут стоять на ксеноновых фарах).

Если вы решили самостоятельно заменить галоген на биксеноновые линзы, лучше приобретать комплекты, имеющие сертификат, выданный в Российской Федерации. Тогда проще будет пройти техническую экспертизу в представительстве НАМИ-ПТИА-ФОНДа и получить разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля.

Установку следует производить в соответствии с требованиями техрегламента.

Изучите требования регламента перед установкой линз

Не допускаются паразитные засветки от старых отражательных элементов. Мощность газоразрядной лампы не должна превышать штатную характеристику фары, существенные различия не допускаются.

Учитывайте штатные характеристики оптики вашего автомобиля

После установки биксенонового модуля следует произвести регулировку светотеневой границы. Лучше всего это сделать на специальном стенде. Верхняя граница не должна быть выше оптического центра фар.

Настройка может производится и в обычных условиях, но точность её будет не такой высокой, как на стенде

Критерии выбора ксеноновых ламп

Прежде чем переходить к обзору популярных моделей, нужно разобраться, как выбирать правильно. Для этого есть целый перечень критериев, которых стоит придерживаться:

  1. Соответствие автомобилю. Автомобильные лампы имеют в своей конструкции цоколь, которым они вставляются в специальный разъем оптики. Этот разъем в автомобиле и цоколь должны быть одинакового типоразмера, иначе поставить ксенон не получится.

  2. Цветовая температура. На рынке есть лампы с показателями от 3000 К до нескольких десятков тысяч. Низкие показатели у моделей с теплым желтым светом, который хорошо себя покажет в роли противотуманок, но как основные фары использоваться не может. Слишком яркие лампы в основном берут в основном для тюнинга, ведь при езде они неудобны, минимальная видимость в туман и ослепление встречных водителей в спокойную погоду. Оптимальными для фар считаются показатели в 4300-5000 К.

  3. Производитель. Выпускают ксеноновые лампы для авто разные компании. Можно рискнуть и взять модель от неизвестного бренда, но лучше и надежнее все же довериться проверенным производителям. К таким относят Philips, Osram, Bosch, General Electric, MTF-Light и т.д.
  4. Оригинальность товара. Проблема в том, что именно продукцию известных компаний чаще всего пытаются подделать. Но отличить оригинал от подделки можно даже по внешним признакам: качеству материалов и сборки. Также лампа всегда должна идти в фирменной коробке с инструкцией внутри. Дополнительно перед покупкой стоит проверить отзывы о магазине, нет ли жалоб, что они торгуют подделками. Некоторые производители маркируют свою продукцию специальным кодом, который нужно ввести на сайте компании и получить информацию.

Именно ксеноновые лампы для фар автомобиля считают лучшим вариантом. Если приобретать оригинальную продукцию от известных фирм с подходящими характеристиками, ксенон прослужит долго.

Устройство и принцип работы

В конструкции ксеноновых ламп нет спирали накаливания. Она заменена электрическим разрядом, который появляется между электродами, помещенными в эллиптическую колбу. Именно в ней находится газ ксенон, смешанный с солями металлов. Смесь закачивают под давлением. При эксплуатации изделия образуется сильный пучок света, превосходящий по интенсивности галогенные лампочки. Поэтому с ксеноновым светом устанавливают специальные линзы и рефлектор.

Предотвратить ослепление других водителей на дороге помогает оптика с ксеноном, которая оборудуется омывателем фар и динамическим корректором. Последний имеет довольно высокую цену, однако особенно необходим при таком тюнинге. Омыватель фар исключает рассеивание света через забрызганные грязью стекла. При установке ксеноновой оптики на подержанную машину регулировку света проводят на стационарном аппарате.

Цвета ламп зависит от температуры (измеряется в кельвинах), до которой нагревается газ в колбе. Ассортимент современных источников света включает следующие виды:

  1. Ксенон 3000к светит теплым желтоватым оттенком – его можно устанавливать только в противотуманки.
  2. 4300к имеет бело-молочный свет – его устанавливают на заводе.
  3. 5000к – белый.
  4. 6000к – голубой кристалл.

Поскольку в ксеноновых лампах отсутствует нить накаливания, в первые годы их использования возникали трудности с включением ближнего и дальнего света. Ксеноновые источники света устанавливали только на машины с 4 рефлекторами. Однако современная оптика представлена двумя конструкциями биксенона. В простых изделиях колбы с ксеноном смещаются в одном цоколе. Биксеноновые фары – это устройства, оснащенные шторкой для неполного закрывания рефлектора. Современная оптика имеют привод, который двигает лампу горизонтально, обеспечивая разные режимы освещения дороги.

Маркировка

Обычные лампочки, согласно ГОСТу, имеют следующую маркировку:

  • C – ближний свет;
  • R – дальний;
  • CR – двухрежимный.

В обозначении фар для ксенона должна быть написана буква «D», а для галогена – «H». Если владелец автомобиля устанавливает такие лампы, он должен убедиться, что на оптике имеются соответствующие обозначения.

На многих машинах маркировка фар находится на их стеклянной части, сзади или сверху. В последних случаях потребуется открыть капот. На некоторых моделях понадобится снять фару. Стоит рассмотреть изделие с маркировкой:

  1. Обозначение «1» расположено слева и указывает на тип фары: A – боковые, B – противотуманные, C – ближнего освещения, R – дальнего, CR или C/R – соответственно, ближнего и дальнего.
  2. Обозначение «2» относится к типу ламп, к примеру, HCR или DC.
  3. Цифра «3» имеет несколько расшифровок и выглядит как «E15». Первая буква обозначает международный стандарт (E – для машин европейского производства, DOT или SAE – для авто из США). Рядом с буковой находится цифра – код страны-производителя.
  4. Обозначение «4» выглядит как стрелка, одно- или двунаправленная. Если она указывает вправо – значит, оптика предназначена для стран с правосторонним движением. В универсальных изделиях фары имеют двунаправленные стрелки.

Сравнение с другими видами фар и что лучше

Фары ксенон, как и светодиодные лед лампы, постепенно заменяют галогеновые. Их свет можно сравнить с дневным, тогда как при работе старых ламп он имеет желтый оттенок и быстрее утомляет глаза водителя. Свет от ламп накаливания, как и от галогеновых, рассеивается благодаря определенной конструкции фар. Ксеноновый образует пучок лучей за счет применения линз.

Срок эксплуатации ксеноновых источников света намного больше, чем у остальных – около 3 тыс. часов. Галогеновые лампочки могут прослужить лишь 500 часов. Различия кроются и в конструкции ламп, ведь при ксеноновом освещении свет создается за счет работы колбы с закачанным газом, а в галогеновых накаливается спираль из специального сплава. Светодиодные фары лед сотрудники ГИБДД приравнивают к галогеновым.

Разрешенный перечень фар по закону для установки

Ксенон можно устанавливать в те фары, которые оборудованы для данного вида источника света. Нельзя просто так поставить ксеноновые фары — это противозаконно.

Законодательством установлены виды фар, в которые разрешено устанавливать ксенон.

Они носят специальные маркировки:

DR и DC означает, что машина имеет фары дальнего и ближнего света. Установка ксенона разрешена в любую из них. Также допускается монтаж в обе фары
DCR такая маркировка встречается у автомобилей, которые оборудованы одной лампой, работающей как для ближнего, так и для дальнего света (так называемые двухрежимные фары). Установка ксенона не запрещена
HR и DC маркировка говорит о том, в дальний свет устанавливать ксенон запрещено, а в ближний — разрешено
HR и HC такая маркировка встречается на фарах японских автомобилей. В этом случае ксенон может быть установлен. Если же маркировка проставлена на машине, выпущенной в другой стране, то допускается установка только галогеновых фар

Можно запомнить более легкое правило: если на маркировке стоит буква D, то галоген разрешен. Свидетельство о регистрации ТС? В остальных случаях придется довольствоваться галогеном или лампой накаливания.

Получить информацию о возможности установки ксеноновых фар можно у завода-производителя или официального дилера торговой марки, под которой выпущен автомобиль.

Не допускается установка газоразрядных фар при таких маркировках:

HC и HR означает, что на автомобиль можно устанавливать только галогеновые лампы
HCR маркировка указывает на то, что в автомобиле установлена одна лампа для дальнего и ближнего света. Ксенон запрещен в таких машинах
CR автомобили, в которых можно устанавливать только лампы накаливания

Другие виды фар запрещены.

Многие автовладельцы полагают, что если ксеноновые фары были куплены в престижной компании, а не на китайском рынке, то их установка законна.

На самом деле, марка и модель ксенона значения не имеет. Возможность установки таких фар предусматривается производителями, поэтому любые ксеноны, независимо от стоимости, запрещены.

Подборка для Вас!

Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Критерии выбора ксеноновых ламп

Предназначение фар – первое, что нужно учитывать при поиск ксеноновых ламп. Если нужны «противотуманки» — лучше взять лампы, у которых будет одна и та же температура свечения. Если нужны на ближний или дальний свет – то уже нужны другие температуры, а значит – другие лампы.

Существует большое количество вариантов ксеноновых ламп, отличающихся друг от друга температурой света, а заодно уже и цветом.

Отметим особенности каждого цвета в виде таблицы.

Температура (в Кельвинах) Цвет спектра Описание
3000 Желтый Желтоватый цвет хорошо освещает дорогу в дождь и туман, однако свет его настолько ярок, что может слепить водителей. Поэтому его лучше ставить как дополнительное освещение, а не как основное.
4300 Бело-желтый Приятный оттенок желтого позволяет осветить дорогу в любых условиях. Не так слепит водителей, потому можно вставить в любой вид фар.
5000 Белый Наиболее популярный вариант у автолюбителей – хорошее освещение в плохих условиях, приятный глазу цвет и, если правильно настроить фары, – абсолютно не слепит водителей. Именно этот цвет идеально подходит для основного освещения
6000 Холодный белый Незаметный оттенок голубого подходит для сухой погоды. При дожде и тумане показывает себя похуже.
7000 Голубой Яркий голубой используют для того, чтобы «покрасоваться», а не ездить. С таким цветом ничего при плохой дороге не видно, а водителям на встречной полосе мешает выявить машину.
8000 Синий Синий не рекомендуется ставить для езды. На влажной дороге водитель с таким освещением рискует ослепить самого себя.
10000-12000 Фиолетовый Свечение совсем не подходит для использования в качестве основного освещения. Как и прочие синие оттенки, используются только для «красоты».

Выбор цвета ксеноновых ламп – решение самого владельца, который должен учитывать все плюсы и минусы

Белый или бело-жёлтый – какой цвет лучше

Бело-желтые лампы, как и белые – наиболее универсальные варианты. Но как их ставить, нужно тоже знать. Если в фары ставят белые лампы, то в «противотуманках» лучше ставить бело-желтые. Считается, что оба цвета имеют одинаковую яркость, но белый просто выглядит солиднее.

Получается, что на этот вопрос нет четкого ответа, ведь оба варианта дают хорошее освещение дороги и не мешают участникам движения.

Про блоки розжига – где они лучше всего

У всех ксеноновых ламп есть зависимость от блока розжига. «Чем больше совместимость – тем лучше», — именно такое правило предопределяет срок работы ламп, качество их свечения и прочие факторы.

Выделим несколько брендов, у которых эти блоки реализованы лучше всего.

  1. «AL».
  2. «Koito/Denso».
  3. «Matsushita».
  4. «Hella».

У них блоки розжига крепятся к самим лампам, из-за чего шанс возникновения высоковольтного напряжения крайне мал.

Что удивительно – много подделок встречаются под наименованием первой или последней фирмы. Из-за большой их известности в плане качестве и срока эксплуатации, многие выпускают фальсификат именно под этими названиями. Так что при выборе стоит быть крайне осторожным.

Приведем основные рекомендации по выбору блока розжига.

  1. Срок эксплуатации – не менее двух лет.
  2. Отзывы не только от покупателей, но и от автосервисов.
  3. Время для розжига – 3-4 секунд, ни больше – ни меньше.
  4. Наличие приспособления на блоке для защиты от различных случаев с током.
  5. Габариты блока должны совпадать с пространством под капотом у фар. Например, если оно маленькое – брать Slim.
  6. Цоколи должны быть совместимыми. Универсальные, например, подойдут везде, но светить будут слабее.

Блоки розжига – главный компонент ламп, который должен быть рассмотрен

Как работает

В отличие от «обычной» галогеновой лампочки с нитью накаливания, работу которой изучают ещё в школе, ксеноновые фары представляют из себя специальную колбу, в которую закачан газ «ксенон». К колбе подведены два электрода, пропускающие через газ высокое напряжение, из-за чего ксенон начинает очень ярко светиться.

Разные ксеноновые лампы имеют различную температуру свечения – от 4300 Кельвинов до 8000 Кельвинов, из-за чего они отличаются по цвету и по «силе» свечения.

Самая большая «сила» свечения у лампочек с температурой 4300К (чаще всего устанавливаются на заводе), такие лампочки светят чистым белым цветом и лучше всего освещают дорогу. Самую маленькую «силу» свечения имеют лампочки с температурой 8000К, которые светят синеватым цветом и освещают дорогу заметно хуже.

Несмотря на то, что «синие» ксеноновые лампочки светят хуже, чем «белые», именно их чаще всего предпочитают устанавливать большинство автовладельцев, желающих выделить свой автомобиль в потоке.

Из самой конструкции ксеноновой лампочки вытекают её основные плюсы, связанные с долгим сроком службы. Так как никакой нити накаливания здесь нет (перегорать нечему), ксеноновая лампочка способна прослужить в несколько раз дольше, чем галогеновая.

Ещё одним плюсом является низкая температура работы лампы (в сравнении с галогеном), которая способствует увеличению срока службы стекла фары автомобиля.

Конструкция лампы [ править ]

Вид сбоку лампы IMAX мощностью 15 кВт с отверстиями для жидкостного охлаждения

Во всех современных ксеноновых лампах с короткой дугой используется оболочка из плавленого кварца с торированными вольфрамовыми электродами. Плавленый кварц — единственный доступный в настоящее время с экономической точки зрения материал, который может выдерживать высокое давление (25 атмосфер для лампы IMAX ) и высокую температуру, присутствующую в операционной лампе, при этом оставаясь оптически прозрачным. Торий легирующей примеси в электродах значительно повышает их эмиссии электронов характеристики. Поскольку вольфрам и кварц имеют разные коэффициенты теплового расширения , вольфрамовые электроды привариваются к полоскам из чистого металлического молибдена или сплава инвара , которые затем плавятся в кварце, образуя уплотнение оболочки.

Из-за очень высоких уровней мощности большие лампы охлаждаются водой. В проекторах IMAX корпуса электродов изготовлены из твердого инвара и покрыты торированным вольфрамом. Уплотнительное кольцо герметизирует трубу, так что голые электроды не контактируют с водой. В устройствах с низким энергопотреблением электроды слишком холодные для эффективной электронной эмиссии и не охлаждаются. В приложениях с высокой мощностью необходим дополнительный контур водяного охлаждения для каждого электрода. Чтобы снизить стоимость, водяные контуры часто не разделяются, и воду необходимо деионизировать, чтобы сделать ее электрически непроводящей, что позволяет кварцу или некоторым лазерным средам растворяться в воде.

Перспективный вид лампы мощностью 3 кВт, показывающий пластиковый защитный экран, используемый при транспортировке.

Для достижения максимальной эффективности газообразный ксенон в лампах с короткой дугой поддерживается под чрезвычайно высоким давлением — до 30 атмосфер (440 фунтов на квадратный дюйм / 3040 кПа), что создает проблемы с безопасностью. Если лампу уронят или разорвут во время эксплуатации, части оболочки лампы могут быть выброшены с большой скоростью. Чтобы уменьшить это, большие ксеноновые лампы с короткой дугой обычно поставляются в защитных экранах, которые будут содержать фрагменты оболочки в случае разрушения. Обычно экран снимается после установки лампы в корпус лампы. Когда срок службы лампы подходит к концу, защитный экран снова надевается на лампу, а отработанная лампа снимается с оборудования и утилизируется. По мере старения ламп увеличивается риск выхода из строя, поэтому заменяемые лампы подвергаются наибольшему риску взрыва.Производители ламп рекомендуют использовать средства защиты глаз при обращении с ксеноновыми лампами с короткой дугой. Некоторые лампы, особенно те, которые используются в проекторах IMAX, требуют использования защитной одежды для всего тела.

Почему ксенон другого цвета мог пожелтеть?

Некоторые автолюбители, использующие газоразрядные источники света с температурой от 4,3 до 6 тысяч Кельвина, сталкиваются с тем, что со временем одна из фар или противотуманок начинает отбрасывать световой поток жёлтого цвета.

К основным причинам подобных поломок можно отнести:

  1. Неисправность газоразрядной лампы. При эксплуатации в ней может выйти из строя один из электродов. Это происходит путём сгорания. Конец электрода оплавляется, образуя металлический осадок, оседающий на дне газовой колбы. Цвет электрической дуги, отражаясь от металла, начинает отдавать желтизной, а его яркость весомо снижается.
  2. Неполадки в проводке. Если в проводке появляется брешь, то электрический импульс становится неоднородным, из-за чего цвет фар может измениться, а уровень освещения упасть.
  3. Ухудшение уровня прозрачности линзы. Это может произойти по двум причинам: отсутствие герметичности и применение некачественных линз. Первая проблема провоцируется неграмотной установкой. Если при монтаже ксенона мастер допустил ошибку, то в газовую колбу может попасть влага, из-за которой искажается цвет светового потока. Вторая причина – это использование некачественной пластиковой линзы, которая под воздействием температуры со временем начинает оплавляться, тем самым также изменяя цвет освещения.
  4. Поломка одной из деталей блока розжига. Из строя могут выйти диоды, трансформаторы или конденсаторы.
  5. Замена только одной из ламп. При выходе из строя одной из газоразрядных ламп, нужно производить замену в двух фарах. При длительной эксплуатации под воздействием температуры цвет светового потока изменяется из-за оплавления электродов. Поэтому заменив только одну из ламп можно заметить явное отличие в цвете светового потока между новым и старым ксеноном.

В случае этих неисправностей цвет ксеноновых фар может стать не только жёлтым, но и фиолетовым, красным, розовым и голубым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector