«запорожец» — удача советского автопрома
Содержание:
ЗАЗ-966/ 968/ 968А/ 968М
Основные статьи: ЗАЗ-966, ЗАЗ-968
ЗАЗ-966
ЗАЗ-968 Владимира Путина
ЗАЗ-968М
Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения в производстве первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.
В конце 1959 в США публике был представлен Chevrolet Corvair, компактный (по американским меркам) автомобиль с заднемоторной, заднеприводной компоновкой и двигателем воздушного охлаждения. Дизайн Corvair оказал значительное влияние на тенденции автомобильной моды 1960-х годов и стал прообразом для целого ряда европейских и азиатских автомобилей, в их числе — немецкий NSU Prinz IV, британский Hillman Imp, некоторых японских моделей и, в том числе, советского ЗАЗ-966[источник не указан 2157 дней].
Образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод, и далее — на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения двигателя. Впрочем, заводские дизайнеры конструкторско-эспериментального отдела «Коммунара» всё же постарались по возможности развести внешность своего автомобиля с североамериканской моделью, позаимствовав лишь общее стилистическое решение с опоясывающей подоконной линией — в отличие от того же NSU Prinz IV, создатели которого стремились просто адаптировать композицию кузова Corvair к популярному на европейском рынке размерному классу.
В распоряжении дизайнеров «Коммунара» находились также такие автомобили, как Volkswagen Käfer Type 1, Volkswagen Type 3, Hillman, Симка, Chevrolet Corvair, Ford Taunus, Karmann Ghia (на базе узлов Käfer). В процессе разработки нового «Запорожца» проекта 966 НАМИ передал эти автомобили на ЗАЗ, а впоследствии они поступили на Мелитопольский моторный завод.
ЗАЗ-968М в разрезе.
Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 (по другим данным, с 1967) по 1972 год, причём первый год выпускалась лишь «переходная» модификация 966В с устаревшим 30-сильным двигателем — производство 1,2-литрового 40-сильного мотора МеМЗ-968 было готово лишь на следующий год.
До ЗАЗ-966В от головок и цилиндров воздух отсасывался вентилятором, а затем горячий воздух «охлаждал» автомобильный генератор — такая компоновка унаследована от ЗАЗ-965, где горячий воздух выходил из вентилятора через отверстие в капоте под номерным знаком. «966» с мотором МеМЗ-968 получил нагнетающий вентилятор.
ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года (по другим данным, с 1971). Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главной его особенностью был несколько модернизированный двигатель МеМЗ-968 (карбюратор К-127 вместо К-125Б) и видоизменённая передняя панель (вместо отштампованной целиком новая панель приборов была собрана из отдельных элементов; она «продержалась» до выпуска ЗАЗ-968А). Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году (по другим данным, реально производство началось лишь в конце 1974) ЗАЗ-968А, который имел обновлённый внешний вид, двигатель 968А мощностью 45 л. с. и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М.
Следующей модификацией был ЗАЗ-968М, который выпускался с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев». На неё также ставились различные силовые агрегаты рабочим объёмом 890 см³ с мощностью 28 л. с. и 1,2 л. с. мощностью 41 (основная масса машин), 45 или 50 л. с.
От модели ЗАЗ-968 она прежде всего отличалась дизайном экстерьера и интерьера, стало меньше хромированных деталей, и, в свою очередь, — больше пластика. «Уши» на боковинах кузова исчезли, так как была радикально изменена система охлаждения, — что практически окончательно избавило автомобиль от проблем с перегревом при штатной эксплуатации, но добавило новые — с герметичностью воздуховода и засорением его коробки. Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой.
Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями.
Модель «968М» была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трёхдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.
Особенности «косолапого»
Высота ЗАЗ-965А не дотягивает до 1,5 метров. Чтобы залезть в
него и не ударится, нужна определенная сноровка. Облегчает посадку то, что двери
открываются не в ту сторону. Это примета старых авто, позже от такого расположения
отказались из-за рисков открытия дверей на ходу в случае поломки замка.
Возле руля непривычные сейчас рычажки-тумблеры, которые
управляют указателями поворота и фарами. Приборная панель черная, хотя должна
быть под цвет салона — слоновой кости. Но такой желтый пластик был непрочным и разрушался от перепада температур и воздействия солнца.
На спидометре заявленная максимальная скорость — 120 километров
в час. Но по факту «Запорожец» можно было разогнать до 90 километров в час.
«И так
делали только очень смелые ребята, так как у него своеобразная задняя подвеска,
и колеса не жестко стоят под определенным углом, а имеют некоторый скос, который меняется в
зависимости от того, по какой поверхности едет авто», — рассказывает экскурсовод. Поэтому еще одно прозвище автомобиля — «косолапый».
На одометре сейчас странная цифра для почти 60-летнего авто —
28 километров. Крупский объясняет, что они на старых машинах ограничены до 99 999
километров. После одометр идет по второму кругу, потом по третьему. Определить реальный пробег в них можно только по состоянию кузова, агрегатов и салона.
Возле «ручника» есть еще один рычажок — подсос, или ручка
перекрытия воздушной заслонки. «Так как двигатель сзади, ее разместили не на
приборной панели. С ее помощью перекрывается лишний поток воздуха, чтобы
карбюратор меньше всасывал воздуха, смесь становилась обогащенной, и автомобилю
было проще завестись. Ею надо пользоваться при заводе на холодном двигателе», —
поясняет историк.
Еще одна особенность модели — лобовое и заднее стекла
одинаковы и взаимозаменяемы. Крупский вспоминает байку, что это сделали из соображений частой необходимости замены лобовика. Так как передние кресла откидывались для прохода пассажиров на задний диван, при этом спинки никак не закреплялись, и не было ремней безопасности, при резком торможении автовладельцы оставались без лобового стекла. Но на самом деле, конечно, такое решение было обусловлено особенностями производственных линий.
Первый автомобиль ЗАЗ-965
В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов и маленький воздухозаборник на заднем левом крыле.
Через два года начался выпуск новой модификации 965A. Была увеличена мощность двигателя, старый стартер был заменён на новый от танкового двигателя. Изменения повлияли на издаваемый машиной звук. Появился несвойственный для легкового транспорта рёв. И машина стала объектом для насмешек. Плюсом и главными преимуществами новой модели было расположение мотора. Смещённый центр тяжести позволял с лёгкостью преодолевать крутые склоны. В условиях постоянной загруженности станций технического обслуживания и их тотальной нехватки главным подспорьем стала простота ремонта и обслуживания. Практичный и простой двигатель мощностью 27 л. с. идеально вписывался в суровые зимние условия.
ЗАЗ-966 и ЗАЗ—968
В конце 60-х публике было представлено второе поколение народного автомобиля ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968. Получив массу внешних и технических доработок автомобиль стал более лаконичным. Приятный дизайн и угловатость форм кузова имела схожесть с восточно-германской разработкой NSU Prinz. Объём двигателя увеличился до 1,2 литра, а мощность выросла до немыслимых 40 л.с. В целом модификации 966 и 968 отличались друг от друга лишь дизайном. Особенностями 968 стали: модернизированные передние тормоза, новая приборная панель и стильная фальшрешётка. У двигателя появилась новая, причудливая система охлаждения. Благодаря всем изменениям 968 модификация считается самой стильной.
Наряду с двумя поколениями базовых модификаций так же производили экспортные варианты-ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968АЭ и ЗАЗ-968Э. Для стран с левосторонним движением автомобили выпускали с правым расположением руля. Машины имели обозначения Eliette и Yalta. От базовых отличались превосходной шумоизоляцией, дополнительными накладками на кузов, наличием внешних зеркал заднего вида и радиоприёмником. Реализация осуществлялась на европейском рынке.
Последняя модернизация и завершение производства
В конце 70-х началось производство последней модернизации ЗАЗ. Хромированные элементы кузова заменили на пластик. Автомобиль лишился боковых воздухозаборников называемых в народе «ушами». Мощность двигателя увеличили до 50 л.с. Но это уже никак не смогло повлиять на устаревший автомобиль. Сняли с производства эту модель в 1994 году.
ЗАЗ-968МП пикап.
фотография ЗАЗ-968МП
В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ 968М — пикап ЗАЗ 968ПМ.
Сразу следует отметить, что пикапы аналогичной конструкции производились ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских
нужд (характерный пример — ЗАЗ-965П). Однако же попавший в серию ЗАЗ-968МП — не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале
90-ых годов ХХ века в качестве развозной машины свой внутризаводской пикап.
По сути, ЗАЗ 968МП делался по стапельно-обходной технологии — у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости
от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ 968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась
задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Чтобы не допустить чрезмерной потери
жесткости кузова, верх грузового отсека по усиливался путем приваривания П-образной круглой трубы, а поверх стандартного пола по периметру
грузового отсека приваривался уголковый профиль, который в свою очередь служил основанием для грузового пола из 10-мм фанеры. Подготовленный
таким образом кузов возвращался на конвейер и обычным путем шел на окраску и последующую сборку. Из оригинальных деталей использовался, пожалуй,
лишь тент, укрепляемый по верху грузового отсека поверх его бортов. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен — не было ни откидных
бортов, ни дверей.
Сложно сказать, были ли какие-то определенные предпочтения у автозавода в плане окраске этих пикапов, но большая часть
машин из числа встреченных была окрашена в белый цвет и лишь одна машина была светло-голубого цвета. По некоторым данным всего было выпущено
около 2500 пикапов ЗАЗ 968МП.
Кроме того, приходилось встречать упоминания о еще одной серийной модификации пикапа — ЗАЗ 968МВ. Ее отличия от
ЗАЗ 968МП заключались в установке заводом трубчатой багажной полки на крышке капота (полка была рассчитанна на 50 кг груза) и наличии тента
с пологом из прорезиненного брезента, натягивавшемся на разборный трубчатый каркас.
Эксплуатационные качества
В части эксплуатационных особенностей есть несколько специфических забот, причем некоторые из них – в пользу «запика».
Температура. Главный прибор на всех ЗАЗах – термометр масла, ведь двигатели МеМЗ работают на грани перегрева. Прежде всего скажем, что исправный двигатель не греется. Чтобы так было всегда, надо следить за настройками зажигания и карбюратора, а главное – мотор должен быть чистым. Порой это непросто обеспечить, ведь МеМЗы-”воздушники” очень любят потеть смазкой. В частности – через уплотнители трубок привода клапанов, которые скрыты под жестяными кожухами системы охлаждения.
Однако отметим, что фактор перегрева не имеет значения в коротких поездках, поскольку двигатель без водяной рубашки быстро остывает во время остановок.
Горюче-смазочные материалы. Моторы потребляют самый дешевый из современных бензинов, равно как и масло, а сменных фильтров у «запорожцев» нет вовсе – ни смазочного, ни воздушного.
Больший из двигателей «Запорожца» в 1,2 л обеспечивает в городе более-менее приличную динамику. Но 0,9-литровая «тридцатка» слабая по современным меркам.
Сервис. Настоящей проблемой для сегодняшнего зазовода будет найти СТО, где возьмутся обслуживать “Запорожца”. И хотя автомобиль спроектирован так, чтобы все работы мог делать сам владелец, у вас не всегда будет время на это. Так что придется искать или фаната-умельца где-то на гаражах, или реставрационную мастерскую, где восстанавливают и обслуживают ретротехнику. Определенные трудности будут и с запчастями. В принципе, их всегда можно найти, но не в магазине, а в интернете или на рынке, то есть – с определенной задержкой.
Рекомендация Авто24
Ездить на «Запорожце» по делам сегодня все-таки можно. Но насколько это будет удобно, очень зависит от вашей амбициозности и от состояния конкретного экземпляра. К сожалению, “ЗАЗов” в хорошем состоянии сохранилось мало, а ежедневная эксплуатация изношенной машины может быть несколько обременительной. Особенно учитывая то, что все ремонтные работы придется делать самостоятельно. Поэтому если в вашем гараже сохранился неплохой “Запорожец”, советуем все-таки оставить его для променадов выходного дня. Или продать его в руки настоящих ценителей, а взамен приобрести какую-нибудь другую модель, к которой полно запчастей, и которую можно обслуживать на СТО. Возможно, при обмене даже не придется доплачивать – “Запорожцы” в хорошем состоянии сегодня в цене.
Поездки с остановками
«Запорожец» стал первым советским автомобилем, у которого
двигатель стоял сзади.
Ресурс у него был небольшой — до 50 тысяч километров. Затем требовалась переборка, как минимум, замена масляных колец. Но конструкция была настолько простой, что хозяин мог сам двигатель снять, занести в квартиру и там его отремонтировать.
Но поскольку это был мотор с воздушным охлаждением, его размещение сзади создавало множество проблем. «При постоянной езде на высокой скорости либо
долгом стоянии на холостом ходу, когда не создавалось необходимого воздушного
потока для охлаждения, двигатель перегревался», — говорит Крупский.
О проблеме стало известно еще во время испытаний, и инженер по фамилии Вассерман предложил решетки на кузове. Но воздухозаборники, получившие название по фамилии автора «терка Вассермана», совершенно не справлялись с перегревом.
Поэтому владельцы ехали, останавливались и открывали капот, доставали из багажника чай и бутерброд, перекусывали. А через некоторое время, когда двигатель остывал, продолжали движение. «Это было абсолютно нормальным явлением», — отмечает собеседник.
При этом расположение мотора хорошо сказалось на проходимости авто.
Основная нагрузка пришлась на заднюю ось, и ведущие колеса плотно прижаты к дорожному покрытию. Передняя ось разгружена, еще у машины почти ровное днище, так как нет
карданной передачи, которая соединяла бы двигатель с передним мостом. Поэтому автомобиль меньше цепляет кочки и неровности, объясняет специалист.
А спереди, под капотом разместилась запаска, бензобак объемом 30 литров, малюсенькая емкость для омывателя и оставлено какое-то свободное место под багаж.
Прототип
В создании первой советской микролитражки учитывались доводы министра автопрома СССР Николая Строкина и автоконструктора Андрея Липгарта. Согласно их пожеланиям, новым авто должна быть машина заднепроходная.
Прототип первого «Запорожца» выпустил АЗЛК под индексом 444. У машины было фиатовская подвеска, но с колесами большего размера (13 дюймовые). Силовой агрегат — мотоциклетный двигатель. Он отличался малой мощностью и недолговечностью. Более того, установка его под капот сталкивалась с рядом проблем. В целом «Москвич-444» 1957 года, которых было сделано 5 экземпляров, получился неудачным, «не живучим» гибридом мотоцикла и автомобиля.
В это же время становится ясно, что Московский автомобильный завод, в связи с большой загруженностью, производить микролитражку просто не в состоянии.
В связи с этим было принято решение Запорожский завод «Коммунар» подготовить к производству нового автомобиля. Двигатели должен был поставлять Мелитопольский завод (МеМЗ).
Продажа ЗАЗ Запорожец в России
Объявления о продаже новых и б/у авто
Москва
Запорожец 1969
599 000 ₽
Серпухов
Запорожец 1985
20 000 ₽
Кострома
Запорожец 1984
80 000 ₽
Тула
Запорожец 1994
30 000 ₽
Рязань
Запорожец 1968
60 000 ₽
Михайлов
Запорожец 1987
59 999 ₽
Сараи
Запорожец 1986
25 000 ₽
Нижний Новгород
Запорожец 1980
15 000 ₽
Рамонь
Запорожец 1977
150 000 ₽
Воронеж
Запорожец 1989
19 000 ₽
Старый Оскол
Запорожец 1985
52 000 ₽
Саранск
Запорожец 1990
30 000 ₽
Белгород
Запорожец 1988
25 000 ₽
Киров
Запорожец 1985
120 000 ₽
Волгоград
Запорожец 1990
35 000 ₽
Шахты
Запорожец 1968
180 000 ₽
Шахты
Запорожец 1991
60 000 ₽
Шахты
Запорожец 1968
180 000 ₽
Новочеркасск
Запорожец 1994
142 000 ₽
Самара
Запорожец 1985
75 000 ₽
Запчасти и шины на ЗАЗ Запорожец
Фары ЗАЗ 966
Цена 1 000 р.
Крыло переднее правое ЗАЗ «Запорожец»
Цена 3 000 р.
Дверь левая ЗАЗ 966, 968
Цена 1 000 р.
Крыло заз 966,968
Цена 4 000 р.
Продам переднее правое крыло на ЗаЗ 968
Цена 2 000 р.
Крыло переднее левое ЗАЗ «Запорожец» СССР
Цена 1 500 р.
Отзывы российских владельцев автомобилей ЗАЗ Запорожец
Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1984
Приветствую вас друзья!
Первый мой отзыв удалили, попробую еще раз.
Итак меня зовут Михаил мне 39 лет, в 2011 году я переехал жить в Краснодарский край из Сибири.
Через несколько лет жизни на берегу чёрного моря, меня стала одолевать тоска о путешествиях по Сибирской глубинке.
И сам собой…
Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1967
Это была мечта с самого детства. Моего простого, пионерского детства мальчишки, родившегося и выросшего в простом, деревянном доме с маленьким огородом, которого мало на что хватало…
Наша семья была, скажем так, зажиточной, в некотором роде. Ибо в отличие от остальных родственников…
Отзыв о ЗАЗ Запорожец, 1976
Дром призывал неоднократно написать про свою первую машину. Последний раз катался на ней классе в 6м. А учиться начал намного раньше.
Это первая машина, запорожец. Это была крутая машина. Во 2м или третьем классе я решил ее перегнать на 5 метров в ограде, мешала дрова складыватьраскалывать…
Статьи о ЗАЗ Запорожец
Статьи об автомобилях ЗАЗ Запорожец — тест-драйвы, обзоры, опыт эксплуатации, тюнинг.
Эксклюзив Дрома. Тест-1964: ЗАЗ-966 «Запорожец» против BMW 700A и Simca 1000;
Первый советский микролитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» стал результатом переосмысления модели Fiat-600, которую в середине 50-х итальянский концерн настойчиво предлагал СССР для лицензионной сборки. Увы, оригинал…
ЗАЗ-965: «горбатый» друг советских людей;
60 лет назад жизнь простого советского автомобилиста изменилась в лучшую сторону. С конвейера завода «Коммунар» стали сходить машины, на которые нужно было копить не всю жизнь, а только половину. У «Запорожца» в…
ЗАЗ-965 из Хабаровска: удивительное преображение и «пробег» через всю страну;
Этот «Горбатый» ЗАЗ-965 был найден в Instagram как объект для исследования совершенно случайно. Голубая микролитражка сразила своим очарованием и лаконичным стилем, да так сильно, что захотелось познакомиться с автомобил…
Новости о ЗАЗ Запорожец
Sappo-Lada — кольцевой болид из ГДР (с кузовом от «Запорожца» и двигателем от Lada);
В Германии отыскался уникальный кольцевой болид, собранный еще в конце 70-х в ГДР местным энтузиастом. Машина называется Sappo-Lada и представляет собой ЗАЗ-968 с двигателем от автомобиля ВАЗ.
Необычные объявления на Дроме: 30-летний «Запорожец» с минимальным пробегом;
Один из комиссионных автомагазинов Барнаула (Алтайский край) выставил на продажу ЗАЗ-968М «Запорожец» 1987 года с минимальным для своего возраста пробегом — 17 500 километров.
- Выбор донора полного привода для ЗАЗ 966 на пространственной раме
- Нужны донор и запчасти на ЗАЗ — 968 «Ушастый»
- ЗАЗ-968М-запорожец
Автомобильный каталог: технические характеристики, комплектации, спецификации, цены, фото.
Сводные данные по ЗАЗ Запорожец
Объем двигателя ЗАЗ Запорожец
Крутящий момент ЗАЗ Запорожец
ЗАЗ-965/965А
Основная модификация под названием ЗАЗ-965 выпускалась девять лет с 1960 года. Данный автомобиль «Запорожец» имеет прототип, с которого был взят основной дизайн кузова, а также некоторые технические аспекты (речь идет о руле, подвеске, коробке передач). Однако в отличие от первоначальной модели, которая является прародителем, основная конструкция была переделана, а двигатель – собран с нуля.
Автомобиль имеет 4 места, включая водительское сиденье. Переднее и заднее стекла способны взаимозаменять друг друга. Двери имеют отличный механизм, который позволяет открывать створки назад. Силовой агрегат, который получил данный автомобиль «Запорожец», для мирового автопрома был в новинку, так как использовался достаточно редко. Он представляет собой двигатель, работающий на 4 цилиндрах, имеющий специальное воздушное охлаждение. Следует отметить, что находится он сзади, а не спереди. Ведущими колесами стали задние. Описываемая модель ЗАЗ-365 производилась для экспорта и инвалидов.
Следующая модель ЗАЗ-965А отличалась своим двигателем: его объем составлял 887 м³, а мощность – 27 л. с. Вместо двух глушителей автомобиль получил лишь один, а молдинги на боковинах были убраны.
Пасынок советского автопрома
Машинка получилась достаточно интересной и современной для своего времени. Важнейшим ее достоинством была отличная проходимость, которую обеспечивали высокий клиренс (17,5 см), удачное распределение веса (две трети на заднюю ось) и абсолютно плоское дно (наследие военных инженеров). В сельской местности, где дороги зачастую были разбиты грузовиками, лишь «Запорожец» мог ехать, не проваливаясь в колеи. Дополнительными преимуществами были вместительный салон, достаточно приличный по сравнению с собратьями багажник (точнее, капот) и абсолютная ремонтопригодность в кустарных условиях. Недостатков тоже хватало, но они отчасти компенсировались относительно низкой ценой — 18 тыс. рублей (после деноминации 1961 года 1800 рублей). Для сравнения: «Волга» стоила почти 55 тыс.
Слепить «горбатого»
Парад автомобилей ЗАЗ-965 во время празднования 60-летней годовщины выпуска первого автомобиля, Запорожье, Украина, 1 октября 2020 года
Фото: Getty Images/Dmytro Smolyenko/ Ukrinform/Barcroft Media
О принципах ценообразования на «Запорожцы» в народе сложилась характерная легенда. Сразу после появления машины люди заметили, что «горбатый» стоил… ровно тысячу бутылок водки. Случайность? Возможно. Но эта пропорция сохранялась до последних дней существования СССР. Когда водка стоила 3 рубля 50 копеек. ЗАЗ-966 (наследник «горбатого», по прозвищу «ушастый» или «чебурашка») стоил 3500 рублей. А когда цена водки поднялась до 5 рублей 30 копеек, машина подорожала до 5300 рублей.
«Горбатый» оказался востребован даже в Европе, в частности, его поставляли в Бельгию и Финляндию. Поскольку выговорить слово «запорожец» могли не все, экспортировали машину под названием «Ялта». В западноевропейских автомобильных журналах ЗАЗ-965 окрестили «Фиат Фольксвагенович», намекая на то, что его собрали из этих двух прототипов. Журналисты упражнялись в остроумии напрасно, поскольку и от итальянской, и от немецкой машины «Запорожец» взял лишь концепции, но не более. По сути, это был совершенно оригинальный продукт, в котором оказалось много интересных идей. Другое дело, что инженерная красота часто разбивалась об отвратительное качество комплектующих и неповоротливость советской хозяйственной системы.
Слепить «горбатого»
Октябрьский проспект в столице Аджарской АССР — Батуми, Грузинская ССР, 1973 год
Фото: РИА Новости/Александр Чепрунов
«Запорожец» так и не смог стать по-настоящему массовым автомобилем — за девять лет было выпущено всего 322 тыс. единиц. Для сравнения: тираж Fiat 600 приближался к 3 млн экземпляров. ЗАЗ попытался исправить ситуацию, выпустив совершенно новую модель ЗАЗ-966, но тут на арену вышли «Жигули», которые и заняли нишу «народного автомобиля». Новой марке откровенно симпатизировал Леонид Брежнев, «Лада» стала витриной отечественного автопрома, в Тольятти уходили основные капиталовложения. «Запорожец» же ушел в сегмент малобюджетной молодежной машинки, дачного «телепортатора» («тридцать минут позора и ты на даче»), автомобиля для инвалидов.
Славу инженерной школы ЗАЗ (которая никуда не делась) вполне могла спасти принципиально новая модель первого в СССР переднеприводного городского автомобиля, который впоследствии получил название «Таврия». Ее начали разрабатывать в 1960-е, в середине 1970-х собрали несколько экспериментальных экземпляров и довели их до заводских испытаний, где они отлично себя показали. Вот только до постановки на конвейер прошла целая вечность — к 1987 году по дорогам страны уже бегали вазовские «восьмерки» и «Москвичи-2141». Да и самой стране оставалось лишь четыре года. «Запорожцы» ушли в историю, оставшись одним из символов советской эпохи и неотъемлемой составляющей народного фольклора тех лет.
Сезонная машина
«Запорожец» за проходимость ценили
охотники, рыболовы и просто любители ездить в лес. На таком авто умудрялись
путешествовать семьей из четырех человек.
Обычно «зазик» зимой не эксплуатировался, хотя на некоторых
моделях стоит печка. Но это был очень капризный агрегат, который отдельно работал
на бензине, требовал отдельного завода и часто ломался.
Машину берегли. Тогда не было масел, при которых двигатель
завелся бы в минус 30. До 1970-х годов не было зимней резины. Первую выпущенную
сегодня приравняли бы к грязевой резине — у нее был аналогичный протектор, шипов
не было.
Как авто для поездок летом по вечерам или на выходных ретро-«Запорожцы»
используют и сегодня.