Система охлаждения «гранты»: описание и характеристика
Содержание:
- Характеристики системы охлаждения Лада Гранта
- Причины, почему появляется воздух в системе охлаждения
- Возможные неисправности системы охлаждения и методы исправления
- Конструкция системы охлаждения двигателя на Гранте
- Особенности конструкции системы охлаждения двигателя LADA Granta
- Сложности с давлением в системе охлаждения
- Способы удаления воздуха
- Как поменять термостат ЛАДА “Гранта”
- Меняем на 16-клапанной модификации
- Чем опасен перегрев?
Характеристики системы охлаждения Лада Гранта
Температура начала открытия основного клапана термостата,°С | 85-89 |
Температура полного открытия основного клапана термостата,°С | 102 |
Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) | 110-150 (1,1-1,5) |
Давление открытия впускного клапана пробки расширительного бачка, кПа (бар) | 3-13 (0,1) |
Температура охлаждающей жидкости в прогретом двигателе при температуре окружающего воздуха 20—30 °С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, °С | 95 |
Объем жидкости в системе охлаждения двигателя, л | 7,84 |
Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается) | Cool Stream Standart; Cool Steam Premium; Тосол-ТС Felix, Felix Carbox-40 |
Система охлаждения Лада Гранта двигатель 21116
1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электровентилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости. Термостат. Устр
ойство охлаждения на Ладе Гранте — главное звено в цепи. Выполняет функцию клапана, который перенаправляет поток антифриза от малого к большому кругу. Когда рабочая температура ниже 94°, термостат находится в закрытом положении. Жидкость циркулирует по малому кругу, не «заходя» в радиатор. По такой схеме движения нагрев жидкости происходит в разы быстрее. Когда тосол нагревается, клапан приоткрывается, запуская циркуляцию по большому кругу в магистраль водяной рубашки. Чаще всего неисправность термостата связана с его закипанием, заклиниванием от перегрева. Деталь ремонту не подлежит, меняется новой, исправной.
• Двигатели автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) имеют одинаковую гидравлическую схему системы охлаждения, см. рисунок 1. • Система охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта и Калина FL имеет особенности по сравнению с предыдущими моделями автомобилей: – радиатор отопителя одноходовой, с пониженным гидравлическим сопротивлением, паянный алюминиевый, с повышенной тепловой эффективностью, встроен последовательно в «малый контур» системы охлаждения, в отличие от ранее принятой параллельной установки двухходового радиатора отопителя; – термостат 2190-1306010 имеет один, а не два клапана и управляет только потоком ОЖ через радиатор системы охлаждения; – одноходовой радиатор системы охлаждения с пониженным гидравлическим сопротивлением. Циркуляцию ОЖ при её различных температурах см. на рисунках 2 и 3.
При температуре ОЖ ниже температуры начала открытия клапана термостата (термостат закрыт) циркуляция 100 % ОЖ идёт через радиатор отопителя (малый контур), показано цветом на рисунке 2. Схема циркуляции ОЖ при её температуре выше температуры начала открытия клапана термостата (термостат открыт) показана цветом на рисунке 3.
Открытие термостата, не прекращая циркуляции ОЖ через радиатор отопителя (малый контур), приводит к возникновению циркуляции ОЖ через радиатор системы охлаждения и его пароотводящий шланг (большой контур). Это сопровождается внешним проявлением в виде нагрева подводящего и отводящего шлангов радиатора системы охлаждения, самого радиатора, а также в виде вытекания ОЖ из пароотводящего шланга в расширительный бачок.
Причины, почему появляется воздух в системе охлаждения
Воздух в системе появляется по причине неполадок, действий или бездействий со стороны водителя. Выделяют следующие причины:
- Нарушена герметичность системы. Это может быть не затянутый хомут, штуцер, трещины в шлангах.
- Были выполнены работы по замене или доливке охлаждающей жидкости. Это, как правило, самая распространенная причина попадания воздуха, потому что не все знаю, что заливать надо тонкой струей. Если заливать толстой струей, образуется воронка, которая завихренивает воздух.
- Вышел из рабочего состояния воздушный клапан. Этот клапан расположен в крышке бочка для жидкости охлаждения. При естественном нагревании или установив и запустив автономный предпусковой подогреватель двигателя, увеличивается объем жидкости, повышается давление в бачке и воздух лишний должен выводиться через клапан в крышке. Это также, распространенная причина. Это первое, где надо искать причины завоздушивания каналов охлаждения. Стоит эта крышка 100 рублей на современные автомобили Ваз. Кто меняет его, когда уже перепроверил все причины, даже после замены головки ГБЦ оказывалось, что причина была именно в нерабочей крышке.
- Неполадки в помпе (насосе). В помпе могут быть неисправны сальники и фибры, из-за чего идет подсос воздуха.
- Идет утечка через болт в радиаторе охлаждения (есть не на всех моделях). Если есть утечка тосола, антифриза или воды, то утраченный объем заполняется воздухом.
- Сгоревшая прокладка головки блока цилиндров. Если двигатель уже был перегрет, то, есть вероятность сгорания прокладки ГБЦ. При сгорании ее, происходит выброс жидкости охлаждения либо в картер, либо в выхлопную систему. Бурление и кипение начинается, когда объем охлаждающей жидкости (ОЖ) уменьшился, и вся пустота заполнилась воздухом. В этом случае потребуется ремонт замене прокладки головки, для этого надо знать какие виды прокладок ГБЦ бывают.
В случае, если ОЖ попадает в картер двигателя, то это легко проверить щупом уровня масла, уровень будет больше положенного. Если в качестве ОЖ используется вода, то моторное масло станет белое. Бывает воздух попадает в тормозную систему, в этом случает система также нуждается в прокачке воздуха. А для этого надо знать схему, с какого колеса начинать и что конкретно делать по прокачке тормозов с АБС и как прокачать тормоза без АБС. В случае, если вся ТЖ вытекла или хотите произвести ее замену, то в такой работе также есть свои нюансы. В частности, надо знать какие ТЖ можно смешивать и сколько нужно тормозной жидкости для замены.
Возможные неисправности системы охлаждения и методы исправления
— Неисправность
Диагностика
Устранение
Двигатель перегревается (сигнализатор перегрева загорается красным светом):
— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости
Проверьте датчик тестером
Замените неисправный датчик
— Неисправен термостат
Проверьте исправность термостата
Замените неисправный термостат
— Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки MIN на расширительном бачке
Устраните утечки.
Долейте охлаждающую жидкость
— Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи.
Не используйте жесткую воду в системе охлаждения.
Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой
— Загрязнены ячейки радиатора
Осмотр
Промойте радиатор струей воды под давлением
— Неисправен насос охлаждающей жидкости
Снимите насос и осмотрите узел
Замените насос в сборе
— Не включается электровентилятор системы охлаждения
Проверьте цепи включения электровентилятора
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, датчик температуры, контроллер — замените
— Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
— Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя
Устраните причину нагарообразования.
Применяйте масло рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью
— Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров
В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки
Замените прокладку головки блока цилиндров.
Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):
— Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи. Горит сигнализатор.
Датчик и цепи проверяются омметром
Замените неисправный датчик
— Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Проверка тестером
Замените неисправное реле
— Неисправны контроллер или его цепи
Проверьте контроллер или замените заведомо исправным
Замените неисправный контроллер
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры:
— Неисправен термостат
Проверьте исправность термостата
Замените неисправный термостат
— Низкая температура воздуха (ниже –15 °С)
Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:
— Повреждение радиатора, расширительного бачка, шлангов, ослабление их посадки на патрубках
Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с водой сжатым воздухом под давлением 1 бар
Замените поврежденные детали
— Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Осмотр
Замените насос
— Повреждена прокладка головки блока цилиндров.
Дефект блока или головки блока цилиндров
На указателе уровня масла эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности охлаждающей жидкости (в расширительном бачке).
Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Поврежденные детали замените.
Не используйте воду в системе охлаждения; заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Конструкция системы охлаждения двигателя на Гранте
Система охлаждения на Гранте жидкостная, закрытого типа. Конструкция подразумевает принудительное распределение охлаждающей жидкости по всем, нуждающимся в этом, элементам двигателя. Поток жидкости расходится равномерно.
Не смотря на некоторые различия в двигателях Гранты различной комплектации, система охлаждения на всех работает одинаково.
Рассмотрим основные элементы СОД на Гранте:
1. Жидкостный насос.
Именно от него зависит регулярная и равномерная подача тосола или антифриза (охлаждающей жидкости) на нагреваемые элементы двигателя.
Расположен насос на передней поверхности блока цилиндров. Как только срабатывает газораспределительный механизм, под действием зубчатого ремня водяной насос начинает подкачку жидкости. Насос не нуждается в смазочных работах, так как оснащен подшипниками закрытого типа.
При поломке, жидкостный насос ремонту не подлежит. Для дальнейшего функционирования всех частей охлаждающей системы, старый насос нужно заменить на новый.
2. Термостат.
Оснащен твердым термочувствительным наполнением, что способствует поддержанию необходимой температуры охлаждающей жидкости.
При эксплуатации автомобиля, данная система заметно сокращает время, затраченное на прогрев двигателя.
Устройство термостата подразумевает наличие основного и дополнительного перепускного клапана. Если температура охлаждающей жидкости не превышает 85 градусов, то термостат закрыт, не давая жидкости двигаться через радиатор. За счет этого и сокращается время на прогревание двигателя. В радиатор жидкость направляет термостат при температуре выше 85 градусов.
3. Радиатор и расширительный бачок
Устройство радиатора оснащено пластмассовыми бачками и шлангами, ведущими к водяной рубашке двигателя и расширительному бачку.
Радиатор на Гранте изготавливает французская фирма-производитель. Конструкция и принцип работы устройства схож с показателями радиаторов, устанавливаемых на Рено Логан.
Расширительный бачок несет функцию, компенсирования и сглаживания количества испаряющийся жидкости в следствии изменения температур.
4. Электровентилятор.
Выполнен из пластмассы и несет функцию охлаждения радиатора потоком воздуха.
Обычно, радиатор охлаждается естественным, встречным потоком воздуха при движении автомобиля, но иногда бывает, что этого недостаточно.
Проблемы, вызванные неисправностями в системе охлаждения двигателя Лады Гранта
В автомобиле Лада Гранта, система охлаждения в схеме работы достаточно типичная. Соответственно, и проблемы, связанные с ней, часто бывают типичными.
Рассмотрим некоторые известные проблемы, связанные с СОД Лады Гранта, а также их возможные решения:
1. Двигатель перегревается.
Эта проблема может быть вызвана сразу несколькими причинами:
– недостаточно охлаждающей жидкости в системе (необходимо долить);
– не открывается термостат (необходимо купить и установить новый термостат);
– не функционирует помпа (необходимо заменить жидкостный насос);
– не исправны клапана в расширительном бачке (проверить, заменить).
2. Печка в машине дует холодным потоком воздуха.
Эта проблема часто сопровождается с перегревом двигателя. Скорее всего, дело в испорченной прокладке головки цилиндров. Это ведет к утечке охлаждающей жидкости и образованию паровых пробок в системе охлаждения.
Для устранения неполадки необходимо заменить прокладку головки цилиндров.
3. Двигатель очень долго прогревается.
Проблема скорее всего в неисправном термостате. При поломке, он зависает в закрытом или открытом состоянии (в данном случае открытом).
Необходимо установить новый термостат.
4. Быстрое снижение уровня охлаждающей жидкости в бачке.
Проблема может быть вызвана по нескольким причинам:
– негерметичное соединение радиатора и расширительного бачка (проверить на целостность и герметичность соединения);
– повреждены шланги (проверить целостность, заменить);
– утечка через прокладку головки блока цилиндров (проверить, заменить).
Особенности конструкции системы охлаждения двигателя LADA Granta
Система охлаждения двигателя ЛАДА Гранта жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком. Систему заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 ‘С.
Конструкция системы охлаждения всех двигателей, устанавливаемых на автомобили Лада Гранта, принципиально одинакова и описана на примере автомобиля с двигателем ВАЗ-21116.
Расположение элементов системы охлаждения ЛАДА Гранта:
Рис. 1. Расположение основных элементов системы охлаждения Лада Гранта: 1 — водяной насос (расположен под крышкой привода газораспределительного механизма); 2 — радиатор системы охлаждения {расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 3 — электровентилятор радиатора (расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 4 — термостат; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 — расширительный бачок
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения Лада Гранта, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. В термостате Лада Гранта установлены основной и дополнительный перепускной клапаны. При температуре охлаждающей жидкости до (85±2) °С термостат полно закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре выше 85 С термостат начинает открываться, а при 102 °С отрывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор.Электровентилятор с пластмассовой крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условия или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки. Кожух в свою очередь прикреплен к радиатору 3 в четырех точках. Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 5 (см. рис. 1), расположенного в гнезде термостата 4.
Радиатор трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. В внизу справа находится сливная пробка 6. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком.
Расширительный бачок служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «МАХ» и «МIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см*) и пропускает воздух в расширительный бачок.
Примечание
Исправность клапанов пробки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вырвать повреждение радиатора и шлангов
В систему охлаждения с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона.
Сложности с давлением в системе охлаждения
Вообще-то, таких проблем в системе охлаждения может быть только 2 — оно или слишком высокое, или низкое. Давайте попробуем разобраться с каждой из них.
При чрезмерном повышении давления узлы охлаждающей системы могут выйти из строя. Например, известны случаи, когда не сработал предохранительный клапан и радиатор отопителя салона просто разорвало. Также может лопнуть или сорвать с крепления патрубок. Это приведет к потере охлаждающей жидкости, выходу двигателя из строя из-за перегрева и дорогостоящему ремонту.
Если в процессе эксплуатации вы сталкиваетесь с тем, что в вашем авто постоянно срывает какой-либо из патрубков — это значит у вас высокое давление в системе охлаждения. Причина подобной неисправности во всех случаях одна — не работает предохранительный клапан. Устранить данную проблему очень легко — надо всего-навсего поменять пробку на радиаторе или расширительном бачке.
О пониженном давлении в системе охлаждения может говорить не слишком теплый поток воздуха из дефлекторов отопления салона. Причин в данном случае может быть несколько:
- Клапан, установленный в пробке расширительного бачка, «закис» в открытом положении и система охлаждения сообщается с атмосферой. Убедиться в этом очень легко. После того, как вы завели автомобиль, и он достаточно прогрелся, просто откройте пробку на расширительном бачке. При исправном клапане вы должны услышать характерное шипение. В противном случае — клапан неисправен. Тогда охлаждающая жидкость начинает кипеть при меньшей температуре, образуются паровоздушные пробки и печка в салоне начинает греть гораздо хуже. Притом, что сам двигатель быстро «закипает». Устранить проблему поможет замена пробки, благо, что сейчас купить новую не составляет особенных сложностей.
- Подтекание антифриза. Если вы не можете найти, где происходит «подсос» воздуха в радиатор, проверить это можно без особых сложностей практически в любом гараже. Для этого вам понадобится автомобильный насос с манометром и минимальный набор инструментов. Снимаете тонкий патрубок с расширительного бачка, затыкаете его подходящим по диаметру болтом и обжимаете при помощи хомута. Подсоединяете насос к бачку и начинаете качать. Закачивать воздух в систему надо до тех пор, пока манометр не покажет 1,4–1,6 бар (обычно в этом интервале срабатывает предохранительный клапан на пробке), и смотрите, откуда начинает сочиться жидкость. Если на двигателе подтеков нет, то обязательно проверьте салон — бывает, что подтекание внутри. Устраняете течь, и все будет работать как должно.
- Низкий уровень охлаждающей жидкости. Если уровень выше нормы при нагревании ОЖ расширяется и начинает вытекать, что соответственно влечет за собой повышенный перерасход антифриза. При слишком низком уровне жидкость начинает кипеть и образуются воздушные пробки, из-за которых, в свою очередь, образовывается пониженное давление в системе. Для предотвращения таких ситуаций регулярно проверяйте уровень антифриза в бачке и поддерживайте его в пределах нормы.
Какой из методов устранения проблем с давлением в системе подойдет вам, зависит от каждого конкретного случая.
Мы же со своей стороны можем только посоветовать вовремя, проводить все регламентные работы и ТО. И тогда ваш автомобиль будет радовать вас надежной работой долгие годы.
Способы удаления воздуха
Если вы наблюдаете на приборной панели постоянное превышение рабочей температуры двигателя (100 и более градусов), выполните ряд действий по выявлению неполадки:
- исследуйте стыки патрубков, водяной насос и расширительную емкость на предмет протечек;
- проверьте уровень жидкости в бачке;
- убедитесь, что салонный отопитель исправно функционирует;
- если температурный датчик установлен вне головки цилиндров, проверьте работоспособность электрического вентилятора замыканием контактов.
Прежде чем прокачать систему охлаждения, необходимо устранить все утечки, если таковые обнаружены. Потерявший герметичность сальник водяного насоса следует заменить (как правило, вместе с помпой), подтянуть хомуты шлангов и так далее. Удалять воздушную пробку из протекающей системы охлаждения бессмысленно.
Проверка печки и датчика вентилятора поможет точнее определить местонахождение пузыря воздуха. Когда температура мотора достигает критического порога, а отопитель не греет, значит, пробка стоит в малом контуре циркуляции – в самой печке либо подводящих патрубках. Если датчик вовремя не включает принудительный обдув, то он попал в зону, где движение антифриза остановилось – пузырь находится в большом контуре.
Способ первый – продувка
Этот простейший метод требует от автолюбителя осторожности, поскольку производится на полностью прогретом моторе. Порядок операций такой:
- При необходимости добавьте жидкость до минимального уровня и прогрейте силовой агрегат до рабочей температуры. Аккуратно свинтите крышку расширительной емкости.
- Наденьте перчатки и отсоедините тонкий патрубок охлаждающей системы в наиболее высокой точке. Для двигателя с инжектором это блок подогрева дроссельной заслонки, на карбюраторном моторе – впускной коллектор либо нижняя часть самого карбюратора.
- Тщательно протрите горловину бачка. Подставив под снятый шланг широкую посудину, подуйте в расширительную емкость. Когда из патрубка потечет чистый тосол, наденьте его на штуцер и зафиксируйте хомутом.
Если на автомобиле установлена термостатическая крышка основного радиатора, попробуйте удалить воздушную пробку через нее. Откройте обе пробки и дуйте в горловину расширительного резервуара.
Способ второй – полная замена
Данный вариант подходит для всех случаев, когда обнаружить и вытолкнуть пузырь из трубопроводов не удается. Суть заключается в том, чтобы полностью опорожнить систему и обратно залить тосол, соблюдая все правила. Недостаток метода – сложность реализации в дорожных условиях.
Процедура выполняется в следующем порядке:
- Слейте антифриз в широкий таз, поочередно подставив его под пробку на блоке цилиндров и главном радиаторе.
- Установите все крышки на места и затяните их.
- Ослабьте хомут и снимите патрубок обогрева дроссельной заслонки или карбюратора (самая высокая точка системы).
- Вставьте воронку в горловину расширительного бачка и медленно тонкой струей заливайте охлаждающую жидкость. Удаление воздуха будет происходить через снятый шланг.
- Отслеживайте момент, когда из патрубка побежит тосол, и сразу надевайте его на штуцер.
Перед опорожнением не забудьте полностью открыть кран салонной печки.
Когда шланг подогрева дросселя (или карбюратора) надет и закреплен хомутом, долейте жидкость в емкость до нормы. Далее, проверяйте работоспособность охлаждения путем полного прогрева мотора, пока не откроется термостат и не включится электровентилятор.
Способ третий – дорожный
Столкнувшись с перегревом силового агрегата в пути, постарайтесь убрать воздушную пробку таким методом:
- Зафиксировав автомобиль ручным тормозом, поднимите переднюю часть домкратом на высоту 0,3–0,4 м.
- Медленно открутите пробку расширительного резервуара, запустите двигатель и включите салонный отопитель на максимальный режим.
- Тонкой струей лейте тосол в бачок, пока его уровень не достигнет верхнего предела. Повысьте обороты коленчатого вала до 3000 об/мин и дождитесь полного прогрева.
- Сжимайте рукой нижний шланг, ведущий к радиатору. Воздух должен выйти через расширительную емкость. Используйте перчатки или плотную ткань, чтобы не обжечься.
Процедура заканчивается, когда из бачка перестанет выходить воздух. Ощупайте остальные патрубки – они должны прогреться. Убедитесь, что печка выдает горячий поток.
Чтобы не приходилось возиться с удалением воздушных пробок, всегда заливайте антифриз по инструкции, описанной в предыдущем разделе. Это лучший способ вытеснить воздух из системы. Своевременно устраняйте протечки, не ездите с бесконечными доливками охлаждающей жидкости.
Как поменять термостат ЛАДА “Гранта”
На ЛАДА “Гранта” устанавливаются силовые агрегаты с 6 и 8 клапанами ГРМ. Расположение термостата в этих моделях отличается, соответственно, процедура замены также имеет отличия.
Для замены термостата на восьмиклапанной версии “Гранты” необходимы:
- крестообразная отвертка;
- торцовые ключи на 10 и13;
- крестовая отвертка;
- ключ Т30;
- емкость для охлаждающей жидкости.
Замена термостата ЛАДА “Гранта” (8 клапанная) выполняется так:
- установить ЛАДА “Гранта” на площадку, имеющую уклон так, чтоб передняя часть оказалась выше задней;
- открутить болты крепления защиты двигателя и снять ее;
- подставить под радиатор емкость для охлаждающей жидкости;
- снять крышку, закрывающую расширительный бачок;
- выкрутить пробку сливного отверстия на радиаторе;
- слить охлаждающую жидкость в емкость;
- закрутить пробку сливного отверстия на радиаторе;
- отжать фиксатор и отстыковать колодку проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости;
- ослабить хомут, фиксирующий задний шланг на патрубке крышки термостата;
- снять шланг с патрубка;
- ослабить хомут, фиксирующий передний шланг на патрубке крышки термостата;
- снять передний шланг с патрубка;
- открутить гайку, удерживающую провод “массы” на шпильке крепления термостата;
- снять со шпильки шайбу и наконечник провода “массы”;
- открутить две гайки, крепящие термостат к двигателю, снять и отложить шайбы;
- стянуть корпус термостата со шпилек;
- снять уплотнительную прокладку термостата;
Важно: при снятии или замене термостата уплотнительная прокладка подлежит обязательной замене на новую!
- открутить три болта, удерживающие крышку термостата;
- снять крышку;
- отжать фиксирующую пластину термостата, преодолевая сопротивления пружины;
- повернуть пластину, вывести ее из пазов и вытащить;
- извлечь пружину;
- вытащить термостат из корпуса.
Новый термостат устанавливается в корпус на место старого, дальнейшие операции следует производить в порядке, обратном снятию детали.
Совет: перед установкой шлангов на патрубки следует смазать последние тонким слоем герметика, это предотвратит возможную утечку охлаждающей жидкости.
После установки термостата необходимо заполнить систему охлаждения антифризом (охлаждающей жидкостью), завести и прогреть двигатель, проследив, чтоб из контуров охлаждения удалились воздушные пробки.
Для замены термостата на шестнадцатиклапанной версии “Гранты”, понадобятся:
- крестовая отвертка;
- ключ на 10;
- шестигранный ключ на 5;
- емкость для охлаждающей жидкости.
Автомобиль необходимо разместить на ровной площадке, желательно с небольшим уклоном, чтоб передняя часть была приподнята относительно задней. Перед заменой термостата следует слить из системы охлаждающую жидкость. Для этого необходимо снять защиту двигателя, открыть крышку расширительного бачка, подставить под радиатор емкость для охлаждающей жидкости и слить последнюю, открутив пробку сливного отверстия радиатора. После того, как жидкость слита, можно закрутить пробку сливного отверстия и приступать к замене термостата. Снятие термостата ЛАДА “Гранта” (16 клапанов) выполняется так:
- ослабить хомуты шлангов, подводящих охлаждающую жидкость к крышке термостата;
- отстыковать шланги от крышки термостата;
- выкрутить болты крепления крышки термостата;
- извлечь крышку термостата с посадочного места;
- снять уплотнительное кольцо из паза в крышке термостата (его необходимо заменить новым);
- утопить и провернуть пластину, фиксирующую термостат в крышке;
- вытащить пластину и термостат из крышки.
Новый термостат устанавливается в порядке, обратном снятию.
После установки термостата необходимо залить в систему охлаждающую жидкость, завести и прогреть двигатель, удалить из системы воздушные пробки (при их наличии).
Совет: перед установкой термостата на авто его следует проверить. Для этого необходимо погрузить термостат в воду с температурой 85 градусов. Если при этом шток термостата начинает двигаться, устройство исправно.
Теперь вы знаете как поменять термостат ЛАДА “Гранта” и можете выполнить работу самостоятельно, без дополнительных затрат времени и денег для визита на СТО.
Автомобиль: Лада Гранта. Спрашивает: Шмаков Виктор. Суть вопроса: При какой температуре открывается термостат на Лада Гранта?
Подскажите, пожалуйста, при какой температуре должен открываться термостат на Лада Гранта, при тех настройках, которые заложены на ней с завода?
Меняем на 16-клапанной модификации
Как отмечалось, для выполнения процедуры в полном объеме понадобиться демонтаж стартерного узла
Если пренебречь этой важной манипуляцией, то через открытое отверстие пролившаяся жидкость может проникнуть внутрь стартерного агрегата, вызвав его поломку
- Отключаем питание стартера LADA Kalina, отсоединив колодку с кабелями от втягивающего реле на корпусе узла.
- На плюсовом выводе агрегата удаляем протекционный колпак, затем ключом на «13» отвинчиваем фиксирующую гайку, извлекаем клемму с проводом и отводим в сторону.
- Теперь можно тем же ключом отвинтить 3 болта, которыми узел удерживается на блоке. Вынимаем стартер.
- Далее перемещаемся к откручиванию пробки и сбросу хладагента в емкость.
- Завершив эту стадию процесса, завинчиваем пробку на штатное место. Момент не должен превышать 30 Нм.
- Ранее указанным способом производим слив жидкости с радиаторного узла.
По завершении установки пробок переходим к заправке системы обозначенной жидкостью. Выполняем данное действие через горловину, имеющуюся у расширительного бачка. После этого устанавливаем стартер, запускаем силовую установку и надавливающими на патрубки действиями помогаем жидкости быстрее начать циркуляцию в контуре. Параллельно контролируем уровень по меткам на бачке. Он должен располагаться между рисками «Min» и «Max». Замена антифриза успешно завершена.
Чем опасен перегрев?
Если сильно греется двигатель, то это может привести в итоге к ужаснейшим для автовладельца последствиям. Перегрев приводит к повышенному износу деталей и узлов.
Если мотор недолго работал при высоких температурах, тогда бояться нечего. За 5 минут с ним ничего не случится. Причины этого – различные неисправности с вентилятором или неправильная работа термостата. Если вовремя остановить машину, то максимум последствий – это оплавление поршней. Для новой машины кратковременный перегрев и вовсе не страшен.
Если рабочая температура двигателя превышает норму около 20 минут и больше, тогда есть серьезные риски деформации ГБЦ, прогорания прокладок. Также могут прийти в негодность межкольцевые перегородки.
Если двигатель основательно перегрелся – это настоящая катастрофа. Подобное приводит к повреждению каждой детали, каждого узла. Мотор даже мог бы взорваться, если бы узлы были немного надежнее. При сильном перегреве поршневая группа обязательно расплавится, а жидкий металл попадет на цилиндры. Это сделает ход поршней значительно жестче, а значит, приведет к большему износу. Также часто диагностика двигателя после перегрева позволяет выявить неизбежные проблемы в работе смазочной системы. Перегретое масло не будет иметь своих изначальных свойств, а трущиеся пары разрушат сами себя. Поршни могут пробить ГБЦ, а коленчатый вал часто ломается на две части.