Почему могут скрипеть новые тормозные колодки и как устранить скрип

Содержание:

Причины и способы решения неприятного скрипа томрозов

Несовместимость материалов дисков и колодок

Сосав из которых сделаны тормозные колодки производители держат в секрете. Поэтому покупая не оригинальные колодки, которые подобрал производитель автомобиля, можно нарваться на несовместимость материалов. Тормозные колодки могут не совпасть с дисками по жесткости или по оптимальной температуре работы.

Производители колодок постоянно балансируют между эффективным торможением и сроком эксплуатации. Ведь если сделать колодки более жесткими они лучше тормозят, но быстрее стирают сам тормозной диск и больше вероятность получить скрипучие тормоза. А если сделать колодки мягкие они хуже будут тормозить, при этом будут тихие и быстро сотрутся.

Если скрип появился после замены на новые колодки. Подождите несколько дней, так как есть специальный слой для защиты. Он может вызывать скрип. Достаточно несколько резких торможений для того, что бы он стерся.

Прошло больше времени, а скрип остался, тогда можно попробовать колодки другого производителя.

Скрипы, вызываемые особенностями конструкции

Производители применяют специальные противоскрипные пластины для предотвращения скрипа тормозов. Это металлические пластины, которые ставятся между тормозным поршнем и колодкой для надежного закрепления колодки в тормозном механизме, плотного и ровного прилегания поршня к колодке, устранения излишних зазоров.

Это помогает предотвратить возникновение излишних вибраций, а соответственно и скрипов. Такие пластины иногда продаются в комплекте с колодками, а иногда отдельно. Если такие пластины у вас отсутствуют – желательно установить их.

Колодки следует подбирать такой же формы, какой выполнены оригинальные заводские колодки для надежного закрепления колодки в суппорте, а соответственно, для, опять же, предотвращения излишних вибраций.

Теперь о конструкции самих колодок. Раз вибрации есть всегда, а ухо слышит лишь некоторый диапазон, то для избавления от скрипа надо изменить частоту вибраций на такую, которую не услышит ухо человека. Для этого производители делят фрикционную часть тормозной колодки на несколько (2 или 3) сегментов.

Масса и площадь тормозящего сегмента становится меньше – частота вибраций увеличивается и свист пропадает. Делается это путем прорезей в фрикционной части. Ширина прорези ~2мм, а её глубина ~4мм на новой колодке. Если такие прорези отсутствуют на ваших колодках – можно пропилить их самому.

Необязательно причиной скрипа являются колодки. Скрип также может появляться из-за неравномерного износа тормозного диска или его кривизны

Обратите на это особое внимание, так как на «кривом» тормозном диске будут скрипеть любые колодки. Искривиться диски могли из-за банального перегрева или из-за гидроудара (лужа) по нагретым дискам во время торможения

Здесь поможет балансировка тормозных дисков (проточка) или замена дисков на новые.

Так же немаловажную роль тут может сыграть и износившийся ступичный подшипник

Ко всему вышеперечисленному, причиной неприятно скрипа могут быть и износившиеся части тормозного механизма – направляющие тормозного суппорта, поршни и т.д. В такой ситуации вибрации (скрип, свист, скрежет) могут иметь место и при простом движении – не обязательно при торможении. Эти части необходимо прочистить и смазать, а при необходимости — заменить на новые.

Чтобы избавиться от скрипа при торможении, вызываемого вышеперечисленными причинами необходимо провести диагностику ходовой части и тормозных механизмов вашего автомобиля с последующим устранением выявленных неисправностей.

Грязь, осадки, погодные условия

Замечено, что при повышенной влажности и низких температурах вероятность появления свиста тормозных колодок выше, чем в сухую и теплую погоду. Это связано с материалом исполнения фрикционной части колодок. Если скрип вызван этим, то он пропадает при изменении погоды или после некоторого количества интенсивных торможений.

Так же в «бороздки» на колодках и дисках, образовавшиеся при эксплуатации может попасть песок, грязь, пыль, образовавшаяся при стирании феродо (тормозящей части колодки), а так же инородные предметы. Зачастую это и становится причиной скрипа. Тут всё просто — достаточно прочистить и промыть тормозные механизмы и извлечь посторонние предметы.

Проблемы с загрязнением

Причины скрипа тормозных колодок могут быть связаны с условиями эксплуатации. При поездках по бездорожью и в плохую погоду — в тормозную систему попадает грязь и глина. Когда они засыхают, слышны ужасные звуки. Также туда попадает песок с дороги. Это не слишком опасно, но доставляет массу неудобств, т. к. слушать протяжный вой — ужасное испытание. В такой ситуации нужно снять колесо, прочистить и промыть элементы тормозной системы. сразу после поездки. В этом поможет металлическая щётка и специальное средство, очищающее тормоза. Проблемы возникают и из-за излишнего попадания влаги. Появление свиста и скрипа в сезон дождей — гораздо вероятнее, чем в сухую и солнечную погоду.

Слышен скрип не только при торможении, но и в процессе поездки: симптомы износа

Если вы слышите неприятный скрип во время поездки по прямой дороге без торможения — это свидетельствует о чрезмерном износе. Паниковать не нужно, срочные действия не требуются (если дело именно в колодках). Обычно шум появляется при достижении значения 80% износа. Колодки скрипят, когда изнашивается фрикционный слой. Это сделано специально, чтобы дать водителю понять, когда нужно поменять колодки. У вас появляется достаточное количество времени, чтобы произвести замену. Но затягивать с ней нельзя, в противном случае — тормоза начнут интенсивно изнашиваться, повреждаются диски и барабаны, самое опасное — отсутствие торможения.

Скрип тормозных колодок имеет свойство усиливаться. Сначала это проявляется при торможении. Затем вы начнёте слышать его при стандартном управлении автомобилем. И, если вы слышите этот звук при движении накатом, а также при разгоне — пора менять колодки.

Колодки

Причин, из-за которых начинают скрипеть накладки много. Но прежде рекомендуется проверить, не установлены ли новые колодки на старый, изношенный диск. От этого они тоже начинают скрипеть, пока не притрутся к бороздам и царапинам рабочей поверхности.

Износ

Определить износ тормозных элементов можно по следующим признакам:

  • изменяется стандартный тормозной путь — машина либо резче тормозит, либо дольше останавливается;
  • на дисках можно заметить стружку — результат истирания диска металлическим слоем башмаков.

На колодке также предусмотрен своеобразный индикатор износа — борозды или специальная металлическая скоба. При достижении фрикционной поверхности элемента критической толщины, с диском начинает соприкасаться скоба. Продолжать движение в этом случае становится крайне неприятно из-за скрежета, что является сигналом для владельца произвести замену. По стандарту толщина накладок должна быть более 2 миллиметров.

Качество

Чем жёстче вибрируют накладки, тем дольше служат. Но вероятность свиста в этом случае возрастает. И наоборот, «мягкие» детали создают меньше звука, но истираются быстрее.

Качество колодок определяется двумя важными параметрами:

  • коэффициентом трения, независимо от температуры окружающей среды;
  • прогрессией торможения — с прогревом начинают тормозить лучше.

Достичь высокого коэффициента трения для своих колодок желают все производители. Но это обеспечивается за счёт включения в состав фрикционной накладки драгоценных металлов. Очевидно, что немного компаний могут позволить себе такое. Поэтому изделия с низким коэффициентом трения в результате частых и сильных нагрузок выходят из строя раньше срока.

Не менее замечательное свойство — прогрессия. Можно проверить колодки своей машины в соответствии с этим пунктом. Для этого на любой скорости надо выжать педаль тормоза на 70-80% и держать на одном уровне до полной остановки машины. Если накладки обладают высокой прогрессией, то автомобиль встанет быстро. Объяснить данный эффект можно, опять же, составом колодки. Изделия с очень низким значением прогрессии будут хуже работать, чем дольше вы будете давить на педаль. Лучше такие вообще не покупать, так как они подведут в самый неожиданный момент — например, во время экстренного торможения!

Специальное покрытие

Специальным антикоррозионным веществом покрывают накладки ещё на стадии производства. Новый комплект колодок, ещё не успев поработать, может начать из-за этого слоя «свистеть». Тут достаточно будет обкатать накладки в течение нескольких дней, делая временами резкие торможения. Эта манера езды сотрёт проблемное напыление, и скрип исчезнет.

Линька

Линька или выгорание также присуще колодкам. Происходит это из-за смол и других продуктов нефтехимии, присутствующих во фрикционном материале. При перегревании они превращаются в газ. Тормоза от этого начинают скрипеть — правильнее попискивать или посвистывать на малой скорости. Чаще это случается во время остановки машины. Избавиться от линьки поможет пробег в несколько сот километров или регулярная нагрузка на спокойных, прямолинейных участках дороги. Это даст возможность накладкам притереться.

Почти все известные производители борются со скрипом. Делает это каждый по-своему. Например, многие солидные компании на изделиях пропиливают дополнительно борозды. Суть метода в том, что так меняется частота вибрирующего массива. А как известно, скрип — не что иное, как вибрация. Также используются антискрипы — специальные пластины, вставленные между накладкой и поршнем. Они позволяют колодкам плотнее прилегать к диску.

Теперь о самостоятельных способах, предупреждающих скрип башмаков.

  • 1.Удаление металлических заусениц с колодок. Они присутствуют почти на всех новых элементах, легко стираются наждачной бумагой. После этого надо покрыть торцы изделий огнеупорной краской. Эти манипуляции позволят уменьшить зазор между феродо и поверхностью диска.
  • 2.Закругление краёв тормозных накладок. Отличный способ снизить вибрацию, ведь подобная конфигурация блокирует резкое усилие.

Советы и рекомендации начинающим водителям

Вышеуказанный список действий должен избавить вас от дальнейшего появления скрипов, свиста и визга тормозной системы. Однако при появлении лишь временного устранения проблемы просто обратитесь в ближайший автосервис, где вам предложат провести полную диагностику всех комплектующих тормозной системы и выявят неисправность.

  • Производить замену старых колодок на новые образцы необходимо после каждых 75-100 тысяч км пробега транспортного средства.
  • Покупайте тормозные колодки и диск той же марки и типа, что и оригинальные на машине.
  • При движении на мокрой дороге скрип в тормозах не является большой редкостью, поэтому предварительно немного высушите тормоза.
  • Для проверки исправности колодок проведите около 5-10 постепенных торможений на небольших скоростях.
  • Любой комплект новых запчастей, в том числе и в тормозной системе, нуждается в определенном количестве времени для притирки.

Жизнь и здоровье всех участников дорожного движения, а не только тех, кто находится в автомобиле, зависят от исправной работы деталей тормозной системы (колодок, дисков, суппортов, шлангов и трубок, состояния тормозной жидкости).

Предельный износ

Свист тормозной колодки может возникать из-за срабатывания индикатора износа, так называемого «флажка». Этот металлический элемент при предельном стачивании колодки начинает соприкасаться с тормозным диском и издавать пронзительный звук, подсказывая водителю: требуется замена. Индикатор износа начинает издавать звук заблаговременно, эффективность торможения сохранится в течение нескольких тысяч километров пробега, но оттягивать ремонт не стоит: может заклинить цилиндр суппорта, что приведет к повышенному износу тормозного диска, его перегреву и дорогостоящему ремонту.

Бывают случаи, когда тормозные колодки изнашивают полностью, «до железки». При торможении металл трется об металл, тормоза становятся неэффективными. В этом случае оперативная замена сэкономит значительные средства.

Устранение скрипа тормозных колодок.

Не можете смериться с ужасным свистом или скрипом тормозных колодок? А может Вас раздражает ужасный звук при торможении и вы не знаете, что с этим делать? Вы только что, совсем недавно поменяли тормозные колодки, но в результате этого при торможении появился неприятный скрип или свист? Не расстраивайтесь друзья, на самом деле вы сами сможете самостоятельно все исправить. Перед тем как перейти непосредственно к описанию способа, который поможет избавиться вам от скрипа тормозов, мы хотели бы отметить следующее, что полностью сделать немую тормозную систему вам не поможет ни один автомеханик. В любом случае при резком нажатии педали тормоза вы будете слышать определенный визг в тормозных колодках или в тормозных барабанах. Тем не менее, в большинстве случаев избавиться от неприятного скрипа или свиста в данном механизме все-таки можно. Можете далее ознакомиться.

https://www.youtube.com/watch?v=http:bXM2A6eFKIM

Многие тормозные колодки свистят или скрипят, что обычно происходит в течении первых нескольких торможений после ночного простоя автомобиля на стоянке. Как правило, этот скрип уходит после того, как тормозные колодки нагреются и не выгонят из себя влагу, которая в них скопилась за ночь.

Раньше в качестве фрикционного материла на колодках использовался асбест. К счастью, в результате проведенных исследований медики доказали, что асбест может вызывать рак легких и поэтому от использования этого материала для покрытия тормозных колодок решили полностью отказаться.

А еще интересно: Какое масло лучше заливать в двигатель Нива Шевроле

В настоящее время в качестве фрикционных материалов используются альтернативные виды материалов, которые менее опасны для здоровья человека. Так, к примеру, в последние годы набирает популярность использование в качестве покрытия колодок сочетание металла и керамики. Это связано в первую очередь с тем, что в последние годы мировая автопромышленность развивается по пути уменьшения веса всех компонентов автомобиля

Поэтому снижение веса тормозной системы является важной задачей для всех автомобильных компаний

Также, не стоит путать стандартный скрип тормозных колодок с тем скрипом, когда они (эти колодки) достигли 80% своего износа. Напомним нашим читателям, что большинство тормозных колодок начинают скрипеть в тот момент, когда фрикционный слой на них практически изношен. Это сделано для того, чтобы владелец машины без какой-либо диагностики смог впринципе узнать, что настало время менять старые колодки на новые.

Один из самых действенных способов избавиться от скрипа или свиста при торможении, это взять и поменять колодки на другие, в которых используется иной фрикционный материал. Правда, как многие знают, будет проблематично и трудно приобрести именно неоригинальные колодки, которые будут соответствовать а значит и работать лучше чем оригинальные колодки, но, тем не менее, это сегодня возможно.

Помните пожалуйста, что чем дороже колодки, тем дороже у них фрикционное покрытие от которого и зависит их благополучная работа, то есть, будет ли появляться посторонний звук при торможении или нет.

Кроме того, перед установкой неоригинальных колодок можно предварительно, при помощи наждачной бумаги удалить с них все металлические заусенцы, которые имеются на колодках, ну а затем покрасить все торцы огнестойкой краской. Таким образом вы сможете добиться уменьшения лишних зазоров между фрикционным покрытием и поверхностью тормозного диска.

А еще интересно: Датчик холостого хода Шевроле Нива

В том числе, перед непосредственной установкой колодок в суппорт смажьте графитовой смазкой сами направляющие.

Если после подготовки колодок и смазки направляющих в суппорте скрип колодок не пропал и по-прежнему продолжает вас мучать на дороге, то проверьте пожалуйста тормозные диски на предмет их износа, замерив тем самым толщину тормозных дисков и равномерность их износа.

Если же тормозные диски находятся в идеальном состоянии и тормозные колодки подготовлены в соответствии с нашими рекомендациями, а свист при торможении по-прежнему появляется, то лучше будет сменить эти колодки на другие новые, а именно, купить для машины оригинальные колодки прямо непосредственно у дилера.

Помните дорогие друзья автомобилисты, что приобретая любые запчасти на авто не у дилера, вы тем самым рискуете приобрести контрафактную продукцию, которая не сможет прослужить также долго, как реальные оригинальные запасные части.

Новые тормозные колодки

Очень часто скрип при торможении появляется после замены этого механизма. Это происходит от того, что новые поверхности притираются к старому диску. Звуки обычно не сильные, и часто исчезают после пробега 2-3 тыс. километров. Если звук не пропал после 5-ти тыс. км., возможно, установлена запчасть плохого качества. Они могут свистеть при торможении, пока не износятся, и изнашиваются они быстрее. Такой исход возникает при повышенном содержании металла в составе рабочей части колодки. Фрикционные накладки состоят из композитного материала с добавлением частиц легкоплавких металлов. Это может быть олово, свинец или медь. Металл обладает высокой теплопроводностью и предназначен для отвода тепла от тормозного механизма при работе. Колодки низкого качества содержат большое количество металла, и это будет возникновением ситуации, почему скрипят колодки при торможении.Также недобросовестные изготовители используют в составе накладок не дорогие металлы, что сильно сказывается на качестве колодок и укорачивает срок службы. Повышенное трение тормозного диска и некачественный металл, добавленный в накладку, приведут к неравномерному износу поверхности и потребуется его ремонт, расточка или замена.

Причины свиста в тормозных колодках

Для начала, необходимо ответить на самый главный вопрос: «Стоит ли опасаться визга при торможении?». Да, стоит, но лишь в некоторых случаях.

В основном, причиной отказа тормозов являются стертые тормозные колодки, сигналом к замене которых зачастую и служит визг и свист при торможении. Несмотря на это, визг лишь сигнализирует о скором полном износе колодок, и паниковать в данном случае не стоит.

Нервничать нужно при проскальзывании и отсутствии свиста. В остальных случаях свист носит характер небольшой технической неполадки, которую можно устранить как самостоятельно, так и с помощью специалистов.

Некачественный фрикционный материал тормозных колодок

Первое, что стоит проверить при наличии скрипа при нажатии на педаль тормоза – качество тормозных колодок и не произошло ли осыпания фрикционного материала.

Произойти это может в следующих случаях:

  1. Низкое качество фрикционного материала тормозных колодок.
  2. Изношенность тормозных колодок.
  3. Тормозные диски автомобиля не коррелируются с колодками.

Все вышеперечисленные случаи – халатность либо производителя, либо работников сервисного центра. В любом случае – дорога в магазин за новыми колодками.

Притирка тормозных колодок

Самой безобидной причиной скрипа может оказаться недавняя установка тормозных колодок. Дело в том, что при производстве тормозных колодок используется специальное напыление, которое может быть причиной скрипа при контакте с некоторыми тормозными дисками.

В таком случае не стоит сразу же обращаться в сервисный центр. Стоит проехать пару-тройку тысяч километров и скрип исчезнет.

Износ планок тормозных колодок

Бывает так, что неожиданно скорый износ тормозных колодок оставляет в замешательстве владельца автомобиля до момента его приезда в сервисный центр, где может быть поставлен один из двух «диагнозов»:

  1. Полное стирание фрикционного слоя вследствие нерасторопности владельца, допустившего такое, либо некачественный фрикционный материал колодок.
  2. Неправильный зазор вследствие некачественной установки механически датчиков износа.

В первом случае необходима замена тормозных колодок на новые и более качественные.

Во втором случае – установить механические датчики согласно технического описания и инструкции по эксплуатации автомобиля. Если должной квалификацией владелец не обладает – обратиться в проверенный сервисный центр для решения данной проблемы.

Перед обращением в сервисный центр рекомендуется установить точную причину неполадки, так как ремонтники, ссылаясь на свист, любят перебрать всю тормозную систему, чтобы устранить «серьезные» неполадки.

Дефекты частей тормозной системы

Различные неисправности тормозной системы – еще одна из причин того почему свистят тормоза.

Дефекты эти могут быть следующими:

  1. Образование каемки на внешней части тормозного диска в результате его износа.
  2. Рассыпание тормозных колодок, и как следствие – скрип тормозов.
  3. Заклинивание суппорта либо плохая работа направляющих суппорта из-за плохой смазки данных механизмов.

Опять же, для решения данных проблем рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью в сервисные центры. Отказ тормозов – дело опасное!

Особое внимание стоит обратить на суппорты. При первых намеках на посторонние звуки, суппорты подлежат осмотру, так как во время движения может быть поздно

Заклинивание суппорта на большой скорости грозит уходом в кювет!

Эксплуатация в условиях повышенной влажности

Нередко причиной свиста тормозов при торможении являются погодные условия, а именно, влага, оседающая на тормозных колодках, либо конденсат, образующийся при резком перепаде температур.

Для устранения таких неприятностей достаточно нажать несколько раз педаль тормоза на скорости 25-30 километров в час для «просушки» тормозных колодок.

Такой же трюк при стоянке автомобиля не принесет никаких результатов. Просушивание тормозных колодок нужно проводить строго во время движения!

Попадания камушков

При езде по гравийному дорожному покрытию возможно попадание мелких камушков между защитным кожухом и тормозной системой, что и является причиной скрежета и свиста.

Опять же, в полностью технически исправном автомобиле данный свист появиться не может, поэтому следует обратиться в сервисный центр для регулировки зазоров между защитным кожухом и тормозной системой. Если зазоры нормальные, возможна дополнительная установка защиты для тормозной системы.

Нормальные шумы тормозной системы

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Современные тормоза состоят из тормозных металлических дисков, которые зажаты между двумя колодками покрытыми фрикционным материалом. Когда диски, суппорт и тормозные колодки находятся или имеют идеальное состояние, то вся система работает исправно и при резком нажатии на тормоз вы не услышите ни какого неприятного визжащего звука.

Читать новости о новой Ниве

  • Устройство инжекторного двигателя Нива 2121, Нива 2131
  • Правильно прокачать тормоза шевроле нива с абс
  • Как отключить абс на шевроле нива
  • Замена ступичного подшипника Нива Шевроле: передней ступицы и полуоси
  • Где находится реле стартера на ниве
  • Предохранители и реле (расположение и назначение предохранителей и реле) Нива Шевроле
  • Шевроле нива не включается вентилятор
  • Схема реле и предохранителей Lada Niva (Chevrolet) » Лада.Онлайн

А еще интересно: Датчик фаз нива шевроле симптомы неисправности, дпрв высокий уровень сигнала

Причина четвертая – дефекты частей тормозной системы

Еще одной причиной скрипа или писка при замедлении движения может оказаться автоколебание колодок. В колебании (вибрации) тормозной планки могут быть виноваты неисправности всех механизмов тормозной системы, напрямую взаимодействующих с колодками. Вот основные поломки, из-за которых слышится скрип:

  • Образование буртика (выпирающей каемки) вдоль внешнего диаметра диска в результате его износа.
  • Суппорт при торможении подклинивает из-за несмазанных направляющих или плохой работы поршня суппорта.
  • Пылят (буквально сыплются) тормозные планки, засоряя суппорт, что приводит к вышеописанному варианту. Он подклинивает и соответственно слышно скрип колодок.

Закисают направляющие суппорта.

Статьи по теме

Замена тормозной жидкости: правила и рекомендации

Как снять тормозной диск, даже если он прикипел

Почему горит лампочка abs: причины и последствия

Горит лампочка ручника: как решить проблему

Автоматическая система торможения: что это такое и как работает

Минимальная толщина тормозного диска: не пропустить момент!

Как проверить тормозные диски: несколько простых советов

Тормозной суппорт: разбираемся в назначении и устраняем неисправности

Какой смазкой смазывать суппорты: выбор лучшего состава

Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать

Какую смазку использовать для суппортов: делаем правильный выбор

10 причин, почему клинят задние тормоза

Ремонт дисковых тормозов: нюансы и советы профессионалов

Регулировка привода стояночного тормоза: почему нужно делать и что понадобится

Проверка вакуумного усилителя тормозов: 4 простых теста

Насколько опасен скрип колодок?

Судить об опасности скрипящих элементов тормозной системы однозначно — нельзя. Появление скрипа на новых колодках является одной из естественных причин. Если они несовместимы с тормозами — их просто нужно заменить, иначе колодки так и будут скрипеть.

Износ — более существенная проблема. Проверяется это с помощью индикатора. Изрядно изношенные колодки могут заклинить, тогда тормоза отказывают, что крайне опасно. Поэтому рекомендуется периодически следить за состоянием, проводить диагностику.

Срок службы тормозных колодок

Для предотвращения опасных ситуаций нужно проверить состояние колодок самостоятельно или обратиться к мастеру сервисного центра, который с должным профессионализмом подойдёт к вопросу. Обычно замена тормозных колодок требуется при пробеге на них от 20 до 25 тыс. км. Но нужно учитывать манеру езды: при резких торможениях и агрессивном вождении ресурс значительно сокращается. Сигналом для замены (помимо скрипа при торможении и езде) становится минимальный остаток фрикционного материала — 3-5 мм.

Вывод

Как видите, причин скрипа колодок может быть множество. Прежде всего, необходимо провести анализ – вспомнить, когда появился скрип, при каких условиях, что могло послужить причиной. Если всё слишком «туманно» и наиболее вероятную причину появления скрипа выявить не удается, то оптимальным решением будет заехать в автосервис для диагностики ходовой части и тормозных механизмов вашего авто.

Заодно попросить промыть и прочистить тормозные механизмы. Дальше, если скрип не пропадет, действовать исходя из результатов диагностики. А самым простым решением будет замена колодок и дисков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector