Себестоимость бензина

Четыре миллиона жертв

На послевоенном Нюренбергском трибунале Союзники утверждали, что немцы истребили четыре миллиона человек в Освенциме. Эта цифра, изобретенная советскими коммунистами, некритично принималась в течение многих лет. Например, она часто появлялась в крупнейших американских газетах и журналах.

Сегодня ни один серьезный историк, даже те, кто в целом принимают историю истребления, не верит этой цифре.

Израильский историк по холокосту Егуда Бауэр заявил в 1989 году, что пора, наконец, признать, что известная цифра четыре миллиона является заведомым мифом. В июле 1990 года Государственный музей Освенцима в Польше вместе с израильским холокостовским центром Яд-Вашем внезапно объявили, что всего там умерло, вероятно, один миллион человек (евреев и неевреев).

Ни одно из этих учреждений не сказало сколько из них было в действительности убито, так же как не было названо и предположительное число людей якобы умерщвленных газами. Известный холокостовский историк Джеральд Рейтлингер оценивает, что примерно 700 000 евреев погибло в Освенциме.

Недавно холокостовский историк Жан-Клод Прессак оценил, что в Освенциме погибло около 800 000 человек, из которых 630 000 были евреи. Хотя даже и такие подправленные в сторону уменьшения цифры продолжают оставаться неверными, они показывают, что история Освенцима с течением времени претерпела огромные изменения.

Ясли в Аушвице. Фото Bundesarchiv, Bild 146-2007-0085

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Данные на 2019 год

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Рыночная стоимость топлива: основные критерии и их характеристика

Стоимость литра бензина в нашей стране является одной из самых низких в Европе. Изменяется она несущественно и чаще всего в большую сторону. Казалось бы, для этого нет абсолютно никаких предпосылок, поскольку огромные объёмы добываемой нефти должны способствовать снижению цены для рядовых потребителей.

Однако формирование окончательной стоимости является сложным процессом, включающим в себя множество факторов и требующим учёта огромного количества информации. Главными критериями ценообразования по отношению к топливу являются следующие факторы:

  • себестоимость добычи;
  • транспортные расходы;
  • расходы на обслуживание и эксплуатацию магистралей;
  • рыночная стоимость нефти на международном рынке.

Формирование цен на бензин

Именно эти 4 фактора являются определяющими и в наибольшей мере сказываются на отпускных ценах для рядовых потребителей внутри нашей страны.

Кроме того, существенную роль в этом процессе играют темпы экономического развития государства и его политическая стабильность. В последние годы Россия переживает экономический спад, что сказывается не только на благосостоянии её граждан, но и провоцирует рост цен на бензин. Из второстепенных факторов можно выделить сезонность и удалённость от нефтеперерабатывающих предприятий.

Себестоимость бензина в Российской Федерации является относительно небольшой, по сравнению с другими европейскими государствами, у которых нет своих сырьевых источников. Благодаря обширным запасам нефти, развитости добывающей отрасли и большому количеству скважин цена барреля сырой нефти в нашей стране является одной из самых низких в мире. Так почему же в России настолько дорогой бензин?

Факторы ценообразования

Расстояние, необходимое для транспортировки топлива – один из ключевых, но не единственный и не главный фактор, влияющий на конечную цену бензина.

Специалисты Российского топливного союза подчеркивают, что структура ценообразования в разных регионах России выглядит похоже (Подробнее см. инфографику «Что входит в стоимость литра бензина»).

Близость  нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) поможет снизить розничную цену, а его удаленность – наоборот, повысить. Например, на АЗС Москвы топливо поставляется с Московского и Рязанского НПЗ. А если один из них останавливается на ремонт, то подключают другие заводы, например, в Татарстане, говорит автомобильный эксперт и директор радио «Страна» Игорь Моржаретто.

В крупных городах затраты на обслуживание АЗС выше из-за стоимости аренды земли и других издержек.

На стоимость литра бензина может влиять и политика региональных властей. Например, в Кемеровской области цены на топливо заметно ниже, чем в соседних регионах, даже несмотря на логистические издержки, именно за счет политики региональных властей, уточнил Махонин.

Кроме того, цены зависят от покупательной способности местного населения и численности регионального автопарка, отметил исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко.

Цена на топливо зависит и от маркетинговой политики компаний. компаний на момент публикации материала РИА Новости получить не удалось.

«ФАС, как правило, не вмешивается в эту политику», — сказал Махонин. Например, «Газпром нефть» считает, что цены на автомобильное топливо в разных регионах должны складываться из фактического спроса на товар. В то время как «ЛУКойл» делает ставку на глубину переработки нефти и высокое качество топлива  – цены у компании традиционно выше», — рассказал Махонин.

Однако даже в одном городе могут быть разные цены на заправках одной компании. На АЗС на основных трассах топливо может быть дороже, чем, например, в спальных районах, говорит Махонин.

Подсчет себестоимости 1 литра бензина

Если сложить общую стоимость по видам затрат получим следующее:

  1. Общая себестоимость = добычи + транспортировки + переработки + затраты на розницу. 9,5 % + 1,2 % + 6 % + 11 % = 27,7 %
  2. Совокупная прибыль = 23,3 %.
  3. Общий процент налогов = 49 %.

Стоимость бензина АИ-92 по Москве и Московской области находятся в пределах от 38,9 руб до 44,16 руб за 1 литр. Возьмем среднее значение — 41,53 рубля.

В рублевом выражении получаем:

  1. Себестоимость 41,53 руб * 27,7 % = 11,504 рубля.
  2. Прибыль 41,53 руб * 23,3 % = 9,677 рубля.
  3. Налоги 41,53 руб * 49 % = 20,35 рубля.

Себестоимость 1 литра бензина без учета налогов составляет:

41,53 – 20,35 = 21,18 рубля

В России нефть из месторождений извлекается максимально. Но ее цена не оказывает большого влияния на себестоимость бензина и окончательную цену для конечного покупателя. Поскольку себестоимость добычи в рублях составляет всего:

41,53 * 9,5 % = 3,95 рубля

За последние 20 лет цена на бензин выросла в среднем в 14 раз. В то же время росла и стоимость барреля нефти, которая регулируется рыночными отношениями. В моменты, когда стоимость нефти снижалась, цена бензина не падала, а иногда даже продолжала рост. Это регулируется ценообразованием, которое основано на цене рынка, даже для внутреннего потребителя продукта. Однако компании, занимающиеся нефтедобычей, нацелены на снижение затрат.

Добыча 1 барреля нефти, что составляет 158,987 литра, колеблется в пределах от 2-3$ до 20$ в трудноизвлекаемых единичных скважинах, по данным из открытых источников. На данный момент, цена доллара 63,9 рубля. Если предположить, что всего трудных скважин до 20 % от общего количества разрабатываемых месторождений, то тогда себестоимость добычи составляет:

6,4$ * 63,9 руб = 408,96 рублей / 158,987 литров = 2,57 рубля

В итоге получается, что себестоимость сырой нефти от 2,57 до 3,95 рубля. Бензин для внутреннего потребителя продается в 16-20 раз выше, чем себестоимость черного золота.

В большинстве стран, добывающих нефть, стоимость бензина для внутреннего потребления немного ниже, чем для мирового рынка. Примером может служить Саудовская Аравия, Венесуэла или Иран.

От Вьетконга до Чернобыля

Достоверно известен только один случай практического воздействия на погоду с целью нанесения ущерба военному и политическому противнику. Это «Операция Папай» (по имени знаменитого мультипликационного персонажа), проводимая США на территории Вьетнама с 1967 по 1972 год. В период сезона дождей (с марта по ноябрь) с военно-транспортных самолетов, залетавших внутрь облаков, рассеивали йодид серебра, что приводило к обильным осадкам. Испытания технологии проводились в 1966 году на территории соседнего Лаоса на плато Булавен в долине реки Конг, причем правительство тогда еще нейтрального Лаоса в известность не поставили. 

Изначально эта история была чистым экспериментом, руководил которым доктор Дональд Хорниг – уполномоченный советник президента США по науке и технологиям и бывший участник проекта по разработке ядерного оружия. Результаты операции были признаны неудовлетворительными, даже несмотря на то, что осадков действительно выпало в три раза больше и «тропа Хо Ши Мина» оказалась частично затоплена, как и некоторые тоннели, которые вьетнамские партизаны использовали для снабжения и перемещения. Проблема в кратковременности эффекта, который не оказывал решающего влияния на ход войны. Бульдозеры оказались и дешевле, и эффективнее. 

Вопреки традиционной подаче конспирологов, все это не было таким уж секретом. Исследования в области так называемого активного воздействия на климатическую среду велись начиная с 30-х годов. А эффект йодида серебра был открыт еще в 1946 году, просто американцы первыми и единственными решили попробовать его, так сказать, на практике. 

Что же касается военных целей, одно время велись разработки системы противодействия электронным и оптическим средствам и спутникам противника через погодные условия. Проще говоря, противника предполагалось «ослепить», создав непроницаемую завесу из взвешенных частиц в атмосфере, например, кристаллического тумана. Или наоборот – улучшить свойства атмосферы для большей проходимости собственных радиоволн. В конечном итоге эффект оказался, опять же, экономическим: советские люди научились кристаллизировать туманы при низких температурах, снимая угрозу для гражданской авиации на Крайнем Севере. 

Вся эта научно-техническая рутина рядового конспиролога не беспокоит. Управление тайфунами – куда интереснее. Мало кто знает, что обе стороны холодной войны пытались добиться этого одновременно, только американцы экспериментировали на собственной территории (благо тайфун для них явление привычное), а СССР проводил исследования и испытания совместно с Кубой и Вьетнамом. И в итоге пошел в этом вопросе несколько дальше, чем США, которым подобное в быту вроде бы гораздо нужнее. 

Американцы полагали, что достаточно разрушить какую-нибудь часть облачности в каком-нибудь секторе, чтобы изменить энергетический баланс облака и таким образом изменить направление и траекторию тайфуна. Проблемой для них стал не столько «расстрел» некого сектора облачности, сколько математическое вычисление того, куда после этого пойдет тайфун. Это оказалось непосильным даже для суперкомпьютеров министерства обороны, и после 1980 года программу Stormfury потихоньку свернули. А самодеятельностью множества энтузиастов, которой так интересуется Голливуд, масштабных результатов не добьешься. 

Но это всего лишь разовые локальные технологии. Один тайфун вопроса не решает. Еще для «Операции «Папай» основной проблемой стала ее дороговизна. А уж для разгона тайфуна до мощности, необходимой для повреждения крупного современного города, нужна немыслимая энергия. Такой технологии просто не существует. Пока. 

Управлять сверхкрупными климатическими явлениями (циклонами, антициклонами, атмосферными фронтами) размерами в сотни и тысячи километров тем более невозможно. К примеру, в одном дождевом облаке (размером в пару километров) содержится энергия нескольких ядерных бомб. Соответственно, чтобы управлять им, нужна сила, во много раз ее превышающая. К тому же, ее нужно сконцентрировать в небольшой промежуток времени на маленьком пространстве. По крайней мере, вводимая в облако энергия должна быть не меньше той, которую оно содержит, при этом введенную энергию надо как-то вывести обратно, иначе последствия могут быть непредсказуемыми. 

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

Обычные автоцистерны

  • Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
  • Поезда железнодорожные цистерны.

Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

Себестоимость добычи разведки нефти

Процесс реально сложный, потому как большие нефтяные запасы располагаются у нас на северной части нашей страны, где холода, плохая инфраструктура и т.д. Но также хочется отметить что много работает и старых месторождений, которые располагаются на Кавказе, в средней полосе России. Прежде чем бурить землю, проводят геологическую разведку, затем ставят буровые — бурят, после чего начинают выкачивать нефть и гонят ее по трубам, цистернами на поездах, нефтевозах или танкерами.

Может показаться, что процесс добычи и разведки сложный, с одной стороны да, причем, если буровая станция находится где-то в море, ведь ее нужно обслуживать, платить зарплаты мастерам и рабочим и прочему персоналу – однако стоит один раз пробурить и вы будете качать из этой скважины многие годы, окупится очень быстро, затем будет идти только прибыль.

Не смотря, на все «сложные» процессы, себестоимость разведки и добычи сейчас всего около 9,5 – 10 % от стоимости литра топлива.

Переработка на НПЗ

Как вы поняли на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), происходит трансформация сырой нефти до конечных продуктов. В первую очередь, это:

  • Бензин
  • Дизель
  • Керосин
  • Прочие химические объекты

Под прочими я понимаю, действительно множества химических объектов и соединений. Как следствия эти вещества применяются даже в легкой  промышленности, производят искусственные ткани и различные пластмассы.

Как я уже писал сверху, есть всего два процесса – это метод прямой перегонки, а также методы различных «крекингов».

Несмотря на сложность заводов – методов переработки, НПЗ закладывают в бензин всего – 6 % от стоимости литра.

Необходимость решений

Как писали «Известия», кабмин 10 марта принял решение скорректировать формулу демпфирующего механизма, чтобы улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора. В частности, рассматривается индексация индикативной цены, что может немного увеличить размер субсидии для НПЗ. Скорректированный демпфирующий механизм по планам должен заработать с 1 мая, Минфин уже готовит для этого законопроект, сообщал вице-премьер Александр Новак. Также в феврале Минэнерго и ФАС увеличили норматив по продаже топлива на бирже до 11% от производства бензина (ранее было 10%), и до не менее 7,5% от дизеля (ранее — 6%).

— Понятно, что демпфер будет скорректирован. Для нефтяных компаний это улучшит эффективность нефтепереработки. Однако, к сожалению, пока мы не видим каких-то действительно решительных шагов для того, чтобы убрать диспаритет оптовых и розничных цен, который сейчас сложился, — сказал «Известиям» глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

По его мнению, для решения проблемы необходимо увеличить объемы продажи на бирже до 15%, ранее РТС направил в Минэнерго такое предложение. Евгений Аркуша раскритиковал инициативы НТС: снижение акцизов будет означать для государства сокращение поступлений в бюджет, а в случае отмены механизма демпфера возможен скачок розничных цен к европейскому уровню.

— То есть этой весной «локомотивом» роста инфляции может стать уже бензин, а это серьезно, так как несколько позже начнется перенос роста цен на бензин в потребительские цены, — заявила Наталья Мильчакова.

Топливный разнос

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Коньков Сергей

Наталья Мильчакова считает, что реальной мерой по сдерживанию роста цен на бензин могло бы стать льготное налогообложение, отмена акцизов на светлые нефтепродукты и осуществление на практике предложения НТС об обязательной реализации на бирже не менее 15–25% произведенных нефтепродуктов.

В Минэнерго сказали «Известиям», что проработают предложение НТС при получении соответствующего поручения из правительства. В Минфин предложения НТС не поступали, отметили в ведомстве.

В пресс-службе правительства и крупнейших нефтекомпаниях на момент публикации не ответили.

Микропластик засоряет Антарктику

На фото: частицы микропластика, собранные в Антарктике

 

Уровень частиц микропластика, накапливающихся в Антарктике, намного выше, чем ожидалось, предупреждает команда экспертов.

Антарктический континент считается относительно нетронутым и свободным от загрязнения по сравнению с другими регионами. Однако новые данные ученых из Университета Халла и Британской антарктической службы (BAS) показали, что зарегистрированные уровни микропластика в пять раз выше, чем можно было бы ожидать по данным местных источников, таких как исследовательские станции и суда.

Микропластик представляет собой частицы диаметром менее 5 мм, которые присутствуют во многих бытовых предметах, таких как зубная паста, шампунь, гели для душа и одежда. Также они могут быть результатом разрушения пластиковых обломков в океане.

Новое исследование указывает на большую вероятность проникновения пластика из-за границ региона через Антарктическое циркумполярное течение, исторически считавшееся почти непроходимым.

«Антарктида считается изолированной, нетронутой пустыней. Ее экосистема очень хрупка и подвержена риску из-за загрязнения: киты, тюлени и пингвины потребляют криль и другой зоопланктон в качестве основного компонента их рациона. Наши исследования подчеркивают необходимость скоординированных усилий по мониторингу и оценке уровня микропластика вокруг Антарктического континента и Южного океана», — отмечает ведущий автор работы доктор Кэтрин Уоллер, эксперт по экологии и морской биологии из Университета Халла.

Южный океан занимает около 8,5 миллионов квадратных миль и составляет 5,4 % Мирового океана. Регион подвергается все большей угрозе из-за рыболовного промысла, загрязнения и проникновения инвазивных видов, в то время как изменение климата ведет к повышению температуры моря и окислению океана. Теперь к этому списку добавились пластиковые отходы.

Микропластик попадает в океаны через сточные воды и в результате разрушения пластикового мусора. Он накапливается в поверхностных и глубоких океанских водах и в глубоководных отложениях. Тесты показали, что одна рубашка из полиэстера и флиса может терять более 1900 волокон за стирку, в то время как около половины выброшенной пластмассы плавает в морской воде и может подвергаться распаду и разрушению ультрафиолетом. Более половины исследовательских станций в Антарктиде не имеют систем очистки сточных вод, сообщает исследование.

По оценкам, до 500 кг частиц микропластика из продуктов личной гигиены и до 25,5 млрд волокон одежды поступают в Южный океан за десятилетие в результате туризма, рыболовства и научно-исследовательских работ. Хотя это не очень значительно в масштабах Южного океана, исследователи говорят, что это может быть значительным в локальном масштабе.

«Наше понимание источников и судьбы пластмасс в этих водах в лучшем случае ограничено. Учитывая небольшое количество людей, присутствующих в Антарктиде, прямой ввод микропластика из сточных вод, вероятно, будет ниже обнаруживаемых пределов в масштабе Южного океана. Тем не менее распад более крупных фрагментов пластика и проникновение мусора в Южный океан через полярный фронт могут быть основными факторами высокого уровня микропластика, зарегистрированного на некоторых участках открытого океана», — пояснил соавтор доктор Хав Гриффитс.

По словам ученых, их работа представляет собой первый шаг к признанию присутствия микропластика в Антарктике и призывает к международным усилиям по наблюдению за ситуацией, пока она находится на самых ранних стадиях.

Исследование опубликовано в журнале Science of the Total Environment.

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

Обычные автоцистерны

Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»

Поезда железнодорожные цистерны

Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

А как у них, и у нас (я про США)?

Если честно, то я не поклонник США, просто взял для сравнения, как у них обстоит дело с производством и налогами? И почему галлон бензина (примерно 4,55 л.), в пересчете на литры стоит чуть дороже, на данный момент (2016 год), около 40 рублей литр? Хотя уровень дохода американцев на много выше чем средний статистический по России.

Этому есть несколько объяснений:

Во-первых, в США почти все НПЗ перерабатывают бензин, по новым технологиям у них уже давно нет метода прямой перегонки, хотя в России он присутствует в 90% случаев. Что это дает? ДА то что в России с 1 литра нефти мы получаем всего около 150 – 160 мл бензина, а в США примерно в три раза больше около 450 – 480 мл. Для сравнения в Европе это 300 – 350 мл.

Во-вторых, налог государства в США заложенный в литр всего 25 – 30%, а вот в России все 49! Если бы государство снизило бы налоги хотя бы до 30%, то стоимость на АЗС доходила бы до 26,73 рубля!

Вот вам и весь расчет. Много цифр и букв, но если подбить чистую себестоимость литра топлива в России, без налогов и прибыли компаний, это – 9,141 рубль! При конечной цене в 33 рубля.

Если запутались, посмотрите мое видео, там я постараюсь более подробно разложить информацию, что говориться на пальцах.

Оптовые цены на бензин выше розничных

Действительно, такой парадокс сложился в данный момент на российском рынке топлива, и эта ситуация угрожает не только ростом цен на бензин, но и монополизацией рынка крупными компаниями.

В Центральном федеральном округе России оптовая цена бензина АИ-92 составляет около 40,3 рублей в пересчете на один литр. Расходы на доставку и обслуживание, а также прочие издержки, которые возникают при транспортировке бензина от нефтеперегонного завода до конкретной заправки — 5-8 рубль на литр. Таким образом, уже сейчас справедливая цена одного литра АИ-92 должна составлять 45-48 рублей.

При этом, если раньше подорожание нефти автоматически вело к пропорциональному укреплению рубля, то сейчас этого не происходит. И из-за сложившейся ситуации возникает этот ненормальный разрыв.

Крупные сети заправок, которые принадлежат нефтедобывающим компаниям, пока могут позволить себе удерживать цены и увеличивать их плавно, чтобы не шокировать автомобилистов. В том числе это делается за счет запасов бензина, сделанных до начала роста оптовых цен. Что же касается небольших сетей и независимых ритейлеров, то для них ситуация грозит разорением. Уже сейчас многие участники рынка были бы рады продать бизнес, но он в такой ситуации никому не нужен.

Независимые ритейлеры даже обращались в антимонопольную службу и к президенту, подозревая крупных игроков рынка нефтепродуктов в злом умысле возникшего диспаритета между оптовой и розничной ценами на бензин.

Крупные компании ситуация мало затрагивает еще и потому, что для них продажа бензина на внутреннем рынка — это далеко не основная статья прибыли. У той же “Роснефти” 85 процентов дохода приходится на экспорт нефти за рубеж.

Транспортировка

Если честно, то писать тут особо не о чем – нефть нужно доставить до НПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), а вот делать это можно по-разному. Это либо транспорт:

Обычные автоцистерны

  • Либо танкеры, большие корабли в которые заливают нефть почти «до краев»
  • Поезда железнодорожные цистерны.

Второй и более прогрессивный тип – это прокачка непосредственно по трубопроводам до НПЗ – если сказать грубо, то от буровой по трубе в хранилища заводов.

Как ни крути, но за транспортировку также нужно платить, ведь даже нефтепровод нужно содержать, наблюдать за ним.

Однако эта часть самая дешевая, она занимает всего – 1,2% от стоимости литра бензина.

Как формируется цена на бензин

Вопрос стоимости бензина на внутреннем национальном рынке до сих пор остаётся открытым. Почему реальная стоимость 1 литра бензина колеблется в районе 10 рублей, а конечный потребитель вынужден платить на заправках в 4 раза дороже? Формирование цены на бензин осуществляется с учётом целого ряда составляющих.

  1. Добыча нефти. Сырьевая составляющая цены на топливо не превышает 10%. Поэтому отсутствует видимого влияния цен на нефть на конечную стоимость топливных продуктов.
  2. Переработка и транспортировка. По данным «Московского экономического журнала», опубликованным в августе 2020 года, отпускная цена нефтепереработчиков составила 30-34 рубля за литр. Но, существуют интегрированные компании. К ним относятся Лукойл, Газпром и Роснефть. Оптовая цена на бензин АИ-95 для автозаправок не превышает 20 рублей за литр. Таким образом прибыль нефтедобытчика сводится к минимуму.
  3. Акцизы, НДС и НДПИ являются фискальной составляющей, объём которой может превысить 70% от стоимости одного литра бензина. Ровно год назад увеличение налога на добычу полезных ископаемых стало причиной роста акцизов на все виды топлива, что отразилось в увеличении стоимости бензина.

От чего зависят средние розничные цены?

При изучении ценообразования было бы глупо не заметить расходы для осуществления розничной продажи. А именно, содержание автозаправок. Ведь это, по-хорошему, тоже отдельная статья расходов:

  • Для начала необходимо найти место, что особенно проблемно в городах, не говоря о расценках на землю;
  • Затем необходимо установить саму станцию и оборудовать ее согласно всем правилам безопасности и не только;
  • Следующим пунктом будет транспортировка. Автоматически поднимается ответ на вопрос разбега в ценах среди городов, а точнее – чем дальше от НПЗ находится заправка, тем больше расходы на доставку и, соответственно, больше наценка;
  • Зарплаты персоналу. Вы видели кого-нибудь, работающего за «спасибо»? (и речь не о волонтерах). Каждому сотруднику заправочной станции необходимо платить зарплату и все соответствующие отчисления.

А теперь вспомните, сколько заправок только в вашем городе? А в соседнем? А сколько городов с такими станциями на территории всей России? Согласитесь, расход внушительный.

Даже по средним подсчетам чистая прибыль за литр бензина, без учета налогов и прочих доходов получается более 9 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector