Сравнение и виды динамометрических ключей
Содержание:
- Рекомендации по применению
- Обзор устройства динамометрических ключей
- Как пользоваться динамометрическим ключом?
- Типы динамометрических ключей
- Советы профессионалов при изготовлении ключа
- Инструменты для контроля момента затяжки
- Как настроить динамометрический ключ?
- Принцип работы и устройство
- Щелчковые ключи
- Основные резьбовые соединения в двигателе
- Лучшие ключи на рынке
- Как пользоваться динамометрическими ключами и стоит ли покупать дешёвые образцы
- Критерии выбора приспособления
- Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?
Рекомендации по применению
Напоследок стоит дать несколько советов, которые помогут после покупки динамометрического ключа правильно с ним обращаться.
Если в рамках подготовки инструмента какие-то элементы не поворачиваются, не нужно пытаться исправить эту путём прикладывания большего физического усилия. Первым делом убедитесь, ослабили ли вы предварительно стопорную гайку.
Используйте динамометрический ключ только по его прямому назначению. Это инструмент с измерительным прибором, который пригодится при закручивании соединений с определённым усилием, прописанным в инструкции по ремонту или сборке узлов. А потому просто откручивать и раскручивать болты с гайками этим приспособлением не стоит.
Старайтесь не прикладывать дополнительное усилие при затяжке, когда прозвучал щелчок, звуковой сигнал или сработал световой индикатор. Если не соблюдать это правило, точность работы измерительного устройства нарушится, и погрешность окажется слишком высокой. Не исключается полный выход з строя прибора.
Если инструмент долгое время лежал без работы, использовать его стоит изначально на малых показателях момента затяжки. Как только смазка полноценно распределиться по всему ключу, можно задействовать его на максимальных возможностях.
Оптимальным местом для хранения динамометрического ключа считается отдельный ящик или чемоданчик. Прежде чем укладывать инструмент в ящик, обязательно убедитесь в том, что ключ находится в нулевом положении. Даже незначительный момент силы на шкале приведёт к постепенной поломке измерительного прибора.
Работайте динамометрическим ключом строго в том диапазоне, который доступен и разрешён на конкретном устройстве. Ни в коем случае не крутите его ниже или выше указанной на ключе шкалы.
Учитывайте требования по уходу за динамометрическим ключом. Для его чистки нельзя использовать абразивные вещества, агрессивную химию. Старайтесь не кидать ключ на пол, не стучать по нему и самостоятельно не разбирать
Важно защитить устройство от контакта с влагой.
Проверку точности следует проводить ежегодно, либо после 10 тысяч выполненных измерений. Проверка является достаточно дорогостоящей процедурой, и проводит её небольшое количество компаний
В ваших же интересах содержать ключ в оптимальных условиях, чтобы минимизировать финансовые затраты на его ремонт и восстановление.
Приобрести динамометрический ключ не так сложно. Но нужно точно понять, что вы хотите получить от этого инструмента, и для каких целей девайс будет применяться.
Далеко не всегда есть смысл покупать инструмент для личного пользования. Если требуется провести разовые работы, обратитесь к знакомым, у которых есть такой ключ, либо возьмите динамометрический инструмент в аренду. Это довольно распространённая услуга, которая исключает необходимость в дальнейшем хранить, обслуживать и проверять ключ.
Обзор устройства динамометрических ключей
1. Самый простой вариант. Принцип его работы устроен на изгибе рычага со и неподвижного указателя. Первый рычаг используется для передачи усилия на крепеж. Второй рычаг с одной стороны прикреплён к головке ключа, а с другой стороны свободен, служа указателем, который показывает значение крутящего момента в конкретный момент времени. На картинке показано устройство динамометрического ключа подобного вида.
Плюсы:
- Низкая стоимость;
- Начало контролируемого диапазона динамометрических ключей от 0 Нм;
- Шкала в обе стороны. Позволяет закручивать крепеж с правой и левой резьбой.
Недостатки:
- Низкая точность;
- Ключи данного вида не подлежат регулировке, поэтому со временем изнашиваются и теряют точность, что делает их использование бесполезным занятием;
- Невозможно работать в труднодоступных местах, так как необходимо всегда следить за затяжкой по ;
- Отсутствует храповый механизм, как у . Ключ необходимо всегда переставлять.
Данный вид ключей не способен обеспечить высокую точность работ, поэтому, чаще всего, используется для непрофессиональных слесарно-монтажных работ и для гаражного ремонта.
Устройство, конструкция и схема
2. Как устроен данный динамометрический ключ? Конструкция динамометрического ключа хорошо показана на картинке. В устройство таких ключей входит специальный пружинный механизм, который позволяет установить на инструменте необходимый крутящий момент и передать его на крепеж, не превысив выставленного значения. Еще одним обязательным условием таких ключей является наличие храпового механизма, как у обычной . С помощью шкал, которые расположены на корпусе ключа, необходимый момент затяжки выставляется заранее. Как только установленный момент затяжки будет достигнут, прозвучит щелчок и сработает фиксатор, который не позволит превысить выставленную силу момента.
удобен в работе, так как необходимо просто закручивать соединение до щелчка. Устроены таким образом, что имея ремкомплекты и запасные части могут быть отремонтированы. Как правило, схема конструкции определенной модели прилагается к инструменту.
Ключи имеют большую разновидность диапазонов крутящего момента от 5 до 3000 Нм. Размеры присоединительных приводов: 1/4, 3/8, 1/2, 3/4, и 1 1/2 дюйма.
Плюсы:
- Погрешность не выше 4%;
- Простота работы обеспечивается наличием храпового механизма;
- Крутящий момент устанавливается заранее и его не нужно контролировать. Как только он будет достигнут, ключ издаст характерный щелчок;
- Удобно использовать в труднодоступных местах;
- Ремонтопригоден;
- Некоторые модели могут работать с правой и левой резьбой.
Недостатки:
- Требуют проверки и калибровки;
- Храповый механизм может выйти из строя, но на некоторые модели имеются специальные ремкомплекты.
Для того, чтобы ключ не испытывал максимальные нагрузки и работал долго с минимальной погрешностью, его не нужно использовать в крайних значениях диапазона крутящего момента. Поэтому рекомендуется покупать ключи с перекрытием рабочих значений.
Можно сказать, что такой вид инструмента является самой популярной разновидностью динамометрических ключей для автомобиля и не только, так как они удобны в использовании и имеют невысокую стоимость.
Первые два вида относятся к
, которые измеряют крутящий момент за счет специальной конструкции или специального механизма. Обязательно они имеют шкалу для слежения или установки момента силы, поэтому относятся к шкальным динамометрическим ключам.
3. На первый взгляд, такой вид ключей выглядит как предыдущий, но он имеет больше возможностей. Специальный датчик ключа генерирует сигнал, который преобразуется в необходимую величину крутящего момента и выводится на экран электронного динамометрического ключа. Погрешность ключа минимальна за счет “начинки”. Необходимый момент силы выставляется на дисплее и при достижении установленного значения, ключ издает звуковой сигнал. Во время работы на экране выводится значение крутящего момента в реальном времени.
Плюсы:
- Вывод значений крутящего момента в разных значениях силы;
- Световая и звуковая индикация;
- Высокая точность;
- Возможность замерить крутящий момент у уже закрученного соединения;
- Двухстороннее действие: “по” и “против” часовой
- Не требует регулировки;
- Удобство работы за счет храпового механизма;
- Сохранение значений в память.
Недостатки:
- Высокая стоимость;
- Требует бережного использования;
Подобные ключи имеют большой функционал и высокую точность измерения, но из-за своей цены они используются в тех сферах, где установлены жесткие рамки по точности проводимых работ.
Как пользоваться динамометрическим ключом?
В зависимости от разновидности инструмента инструкция по эксплуатации может отличаться. Например, модели щелчкового типа по окончанию работ следует выставить на минимальное значение для ослабления механизма настройки. Опишем основные нюансы, как правильно пользоваться динамометрическим ключом, которые подойдут для любой модели приспособления независимо от вида:
- Применять данный инструмент для откручивания гаек не рекомендуется, в противном случае можно сбить настройки или сломать механизм.
- Не устанавливайте значения усилий, выходящие за пределы настройки.
- Очистку инструмента производите деликатно, не удаляя полностью заводскую смазку.
- При затянутой стопорной гайке вращать рукоятку запрещено.
- Если динамометрический ключ долго хранился без использования, не старайтесь сразу выставлять на шкале большое усилие, поначалу проверьте его в работе на небольшом значении крутящего момента.
- Запрещено использовать в качестве удлинителей куски трубы и применять динамометрический ключ в качестве ударного инструмента.
- Рекомендуется устанавливать только стандартные насадки.
- Бросать приспособление на землю или стучать по динамометрическому ключу запрещено.
- Хранят изделия в сухом чистом месте, а на длительную консервацию отправляют в смазанном виде.
- В процессе эксплуатации пружинный механизм ослабевает, поэтому периодически ключи следует проверять самостоятельно или отправлять на калибровку.
Типы динамометрических ключей
Такие приборы различаются по своим конструкционным особенностям и механизмам действия.
Торсионный ключ с неподвижным указателем
Особенностью строения стрелочного динамометрического ключа является наличие зафиксированного указателя и твердого стержня со шкалой на две стороны, градированной в ньютонах на метр. Во время действий, направленных на зажим болта или гайки, шкала накреняется относительно зафиксированного указателя на тот угол, который пропорционален прилагаемой силе.
По этим отклонениям и определяется величина усилия. Его использование имеет большое преимущество перед иными инструментами – это возможность применения к болтам и гайкам с право- и левосторонней резьбой.
Единственный минус – высокая, достигающая 15%, погрешность. Такой нюанс исправлен в схожем ключе с манометрическим индикатором, где угол отклонения регулируется с помощью динамометра в виде пружины.
Щелчковый ключ
Является наиболее популярным в среде автолюбителей и профессионалов. Этот инструмент имеет трещотку, которая по своей сути является передаточным механизмом со щелчковым элементом.
Как работает динамометрический ключ этого типа? Когда во время работы показатель достигает установленного значения, он перестает выполнять задачу и проскальзывает, издавая характерные узнаваемые щелчки.
После выставления нужного значения усилия можно приступать к закручиванию гайки, не контролируя силу. Внутри головки находится зубчатое колесо, останавливает которое стопорный механизм.
Принцип работы состоит в ограничении усилия. В поворотной части рукояти установлена штанга, которая и удерживает стопорный механизм при достижении выставленного показателя. Свыше указанного параметра приложить усилие невозможно. Измерение момента затяжки происходит дискретно. Первый же щелчок даст сигнал о завершении работы с элементом. Крутящий момент не перевалит за нужное значение из-за регулируемого ограничителя.
Этот вид динамометрических ключей требует к себе бережного обращения, а единственным недостатком является возможность работать с ним только на зажим. Такой инструмент наиболее распространенный. Звуки трещотки раздаются из большинства станций технического обслуживания и приватных гаражей.
Прибор с электронным механизмом
Цифровой динамометрический ключ выделяется достоверностью. Погрешность достигает 1%, что необычайно мало, но часто в такой точности нет необходимости. В него встроен жидкокристаллический индикатор небольшого размера для измерения крутящего момента. Также можно выбирать вычислительные единицы.
Есть возможность установить предельное значение, во время достижения которого издается звуковой сигнал.
Это очень удобно при эксплуатации ключа в ограниченном пространстве, когда нет возможности визуально контролировать зажим. Высокая цена электронного динамометрического ключа является его главным недостатком.
Все виды таких инструментов отлично подходят для использования при ремонте автомобиля. Выбор основывается исключительно на опыте собственника, его финансовых возможностях и желании учиться. Сколько бы консерваторы ни говорили о бесполезности такого вида устройства для автолюбителя, на самом деле этот ключ нужен.
Он универсален, так как имеет сменные головки, которые делают его подходящим для любых диаметров. Особенно удачно его применение неопытными мастерами. Это помогает избежать сорванных болтов, сломанных шпилек, слизанной резьбы или лопнувших гаек.
Без рожкового динамометрического ключа невозможно достигнуть равномерной затяжки множества резьбовых элементов на блоке цилиндров или даже на колесе. А ведь это обязательное условие эксплуатации механизмов.
Советы профессионалов при изготовлении ключа
С первого раза инструмент может не получиться, и измерение будет некорректным. Однако любой опытный мастер может дать несколько подробных советов, следуя которым каждый новичок добьётся желаемого результата.
Для более точного измерения лучше приобрести безмен именно с электронной шкалой и устанавливаемым пределом взвешивания, так как подобное изделие издаст резкий звуковой сигнал при достижении нужной нагрузки и предотвратит перетяжку крепежа. Подобный безмен даёт тот же эффект, что и хороший индикаторный ключ с манометром.
При отсутствии рычага или материалов для него можно пользоваться обычным гаечным ключом с рожковым захватом с одной стороны и накидным — с противоположной. Однако здесь следует более тщательно вычислить соотношение длины и крутящего момента, так как наверняка размер плеча будет представлять собой дробное число.
Для лучшей фиксации безмена к рычагу следует особенно тщательно отнестись к месту его установки. Лучший вариант — аккуратно просверленное сквозное отверстие, точно в месте приложения нагрузки, и прибор никогда не соскользнёт с рукояти.
Вам это будет интересно О домкратах Matrix: динамометрический, гидравлический — что выбрать
Работа с самодельным динамометрическим ключом
В зависимости от требуемого натяжения у мастера может быть сразу несколько безменов с различными пределами взвешивания, каждый из которых должен иметь собственную таблицу зависимости нагрузки от плеча и крутящего момента.
Так как все усилия при определении степени затяжки прикладываются только к весам, необходимо обеспечить удобный захват ручки, так как 20-30 кг с плохим захватом не позволят комфортно работать с прибором.
На заметку
Активные пользователи смартфонов вышеприведённые примеры расчётов могут занести в предварительно скачанное приложение с сохранением всех результатов, и мастер всегда будет иметь под рукой требуемые значения усилий.
Инструменты для контроля момента затяжки
Основным инструментом контроля момента затяжки является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Существуют следующие виды устройств:
- Индикаторный — при затягивании отображает прилагаемую силу в цифровом виде или с помощью стрелки. Погрешность — 6–8%.
Индикаторный динамометрический ключ недорог, но обладает самой большой погрешностью
- Цифровой — подвид индикаторного, но для отображения момента использует ЖК-дисплей. Поддерживает возможности оповещения звуком, выгрузки данных на компьютер и прочее. Погрешность — до 1%.
Цифровой динамометрический ключ — самый точный
- Предельный — при достижении заданного момента прекращает затяжку, используя щелчковый механизм. Погрешность — до 4%.
Предельный (щелчковый) динамометрический ключ отличается удобством в использовании
Как настроить динамометрический ключ?
Если производился недавно ремонт приспособления или оно работает неправильно еще с завода, то нужно произвести калибровку. В домашних условиях задачу, как выставить динамометрический ключ, делаем согласно следующей инструкции:
- Для калибровки требуется установить точный момент силы. Дома это можно произвести с помощью кантера, как описано в предыдущем разделе, или используя груз с точным весом (гантели, гири).
- Устанавливаем ручку на нужный момент и проверяем ключ в работе.
- Если щелчок произойдет раньше, чем груз переместится, то нужно затянуть калибровочную втулку.
- Если вес поднимается без щелчка, то калибровочная втулка ослабляется.
- Настройка динамометрического ключа производится до момента, пока груз в момент щелчка будет едва-едва подниматься.
- Когда требуемый параметр будет выставлен, ручка блокировки затягивается.
- Устанавливается и затягивается контргайка, чтобы калибровочная втулка зафиксировалась.
Принцип работы и устройство
Разобраться в принципе работы динамометрического ключа необходимо, поскольку без этого вы не сумеете правильно воспользоваться возможностями этого инструмента.
Устройство напоминает обычную трещотку. Но ключевым отличием здесь выступает присутствие специальной шкалы. Именно на ней отображается усилие, которое прилагает пользователь к крепежу.
В основе инструмента лежит рукоятка, способная вращаться в двух направлениях. На корпус наносится основная шкала, а на ручке есть дополнительная. Основная шкала предназначена для демонстрации диапазона усилий, актуального для каждого конкретного динамометрического ключа.
В действительности несложно разобраться в том, как работает специальный динамометрический ключ для автомобиля. Хотя они бывают разного типа, устроены девайсы примерно одинаково. То, как конструктивно выполнен динамометрический ключ, зависит от его разновидности. Более конкретно разберём особенности работы со стрелочным, щелчковым и электронным девайсом.
Многие автомобилисты, работающие самостоятельно со своей машиной, знают, для чего нужен динамометрический ключ. Он позволяет приложить нужное усилие с максимальной точностью при затяжке резьбовых соединений. Вот для чего предназначен динамометрический ключ. Это устройство для затяжки гаек и болтов с заданным и дозированным усилием
Важно знать, в чём оно измеряется. Тогда будет проще понимать, как грамотно рассчитать затяжку и настроить предварительно инструмент
Это усилие измеряется в Ньютон-метрах (Нм).
Работающие на СТО мастера вряд ли могут представить себе комплект инструментов для обслуживания автомобилей клиентов, в котором отсутствует динамометрический ключ. С его помощью измеряется точное усилие. Эти измерения позволяют предотвратить утечки, разгерметизацию, а также поломку узлов и механизмов транспортного средства.
У ключей имеются разные насадки, которые адаптированы под выполнение определённых задач. Потому это универсальное устройство с широкими функциональными возможностями. Для применения той или иной насадки используется выходной квадрат. На него пользователь монтирует насадку рожкового, накидного или гаечного типа. Не стоит забывать о ключах-отвёртках, которые пригодятся при работе с электроникой и очень хрупкими механизмами автомобиля.
Различия между ключами разного типа незначительные. Все они обязательно включают в свою конструкцию:
- рукоятку;
- фиксатор для установки момента;
- измерительный компонент или установочную шкалу;
- съёмную насадку (трещотку);
- гнездо под насадки;
- корпус с пружинным механизмом.
Прежде чем покупать динамометрический ключ, обязательно подумайте, для каких именно задач он будет использоваться. Основную роль играют размер креплений и их расположение. Для труднодоступных мест удобнее использовать щелчковые и рожковые девайсы. А инструментом с максимальной точностью выступает электронный тип динамометрического ключа. Хотя такие устройства преимущественно применяются в автосервисах, а для личного использования они в действительности не нужны.
Щелчковые ключи
Более дорогостоящий вариант по сравнению с предыдущим. Но в то же время имеет меньшую погрешность на уровне до 4 %.
Разобраться, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа, не так уж сложно. Необходимо лишь постичь азы обращения с инструментом на практике. Конструктивно такой прибор напоминает обыкновенную трещотку и содержит 2 шкалы, согласно которым и ориентируются мастера, определяя нужное усилие.
Недостаток щелковых ключей заключается в ограниченности диапазона возможной затяжки. Различные модели отличаются размером и характером посадочных квадратов. Встречаются ключи с возможностью изменения масштаба просвета.
Основные резьбовые соединения в двигателе
Перечень основных резьбовых соединений двигателя и особенности их затягивания:
Головка блока цилиндров (ГБЦ)
Очень важный узел, поэтому при её креплении к блоку важно соблюдать не только момент затяжки, но и порядок затягивания болтов. Как правило, ГБЦ затягивается довольно большим моментом, начиная от центра блока к краям в несколько заходов
Обязательно уточняйте эту информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля (для каждой модели двигателя цифры и порядок могут быть различны)!
Клапанная крышка
Из-за того, что шпильки креплений клапанной крышки имеют маленький диаметр, при их затягивании следует соблюдать особую осторожность и не превышать необходимый момент. Порядок затягивания и момент также уточняйте в руководстве.
Свечи зажигания и свечи накаливания
Они затягиваются в произвольном порядке, но очень внимательно, так как в случае повреждения резьбы в двигателе потребуется дорогостоящий ремонт.
При затягивании форсунок также соблюдайте осторожность: из-за их небольшого диаметра легко повредить резьбу.
Затягивать подушки двигателя следует после полной установки двигателя, когда уже он своим весом держится на них. Если затянуть подушки до того, как двигатель полностью ляжет на них и будет убран домкрат, подушки быстро порвутся при эксплуатации.
Такой порядок затяжки ГБЦ чаще всего используется для рядных четырехцилиндровых двигателей
Итак, теперь вам известны основные правила при работе с резьбовыми соединениями. Если нет динамометрического ключа, но необходимо затянуть что-либо в двигателе, лучше приобретите или одолжите такой ключ у кого-нибудь. В крайнем случае, воспользуйтесь самодельным, но не затягивайте гайки «на глазок», этим вы скорее навредите и двигателю и своему кошельку, ремонт ДВС у автомобилей с пробегом — недешёвое удовольствие.
Лучшие ключи на рынке
Современный рынок автомобильных инструментов предлагает автомобилистам большой выбор разнообразных моделей динамометрических ключей от различных производителей. Ниже приведены лучшие марки заморских производителей инструмента, чья продукция пользуется в России заслуженной популярностью и спросом:
- Ключи от немецкой компании Hazet признаны во всём мире самыми лучшими представителями динамометрических инструментов. Они могут использоваться как в автосервисе, так и в промышленном производстве. Высокая точность измерения, качества исполнения обеспечивают долгий срок их эксплуатации. Ключ под серийным номером 6000 был отмечен в 2005 году специальной премией, как лучший инструмент года по конструктивному и инновационному исполнению. Большой популярностью пользуются ключи данной марки щелчковые и электронные с расширенным диапазоном крутящего момента. Для строительных машин и грузовиков подойдут мощные инструменты на 3/4 — 1 дюйм с комплектующими мультипликаторами. Для проверки динамометрической части инструментов фирма Hazet выпускает специализированные электроизмерительные приборы.
- Инструменты марки Kabo Tool Company отвечают международному стандарту ISO 9001, благодаря использованию качественных хромсодержащих сталей. Они пользуются мировым спросом и популярностью. Динамометрические ключи этой фирмы отличаются большой точностью затяжки, длительным сроком эксплуатации и высокой степенью функциональности.
- Доступную цену для отечественных автомобилистов имеют качественные и надёжные измерительные ключи другой германской компании Vigor. Они заслужили уважение специалистов точными показателями работы. В них производится автоматический сброс усилия при достижении установленного значения. Ручка установки позволяет быстро выбрать нужное значение крутящего момента. Прецизионная шкала обеспечивает высокую точность установки. Инструмент комплектуется сертификатом качества.
Как пользоваться динамометрическими ключами и стоит ли покупать дешёвые образцы
Для чего нужен динамометрический ключ? Инструменты для закручивания и откручивания гаек называются ключами. Существуют их разные модификации, в том числе и торцевые головки. Они надёжней накидных и рожковых ключей, благодаря более плотному обхвату гайки, исключающему её проскакивание и зализывание.
В слесарных работах бывает необходимо зажать гайку со строго определённым усилием. Это нужно для того, чтобы исключить её отвёртывание в процессе эксплуатации, но при этом не пережать прокладку или прикручиваемую поверхность, и не сорвать резьбу. Для этого используют динамометрические ключи. Благодаря специальному устройству они контролируют усилие, с которым происходит затягивание.
Какими бывают динамометрические ключи и как ими пользоваться
Эти инструменты делятся на три основных типа, отличающиеся не только механизмом, но и точностью измерения, а характеристики обязательно имеются в инструкции динамометрических ключей:
1. Стрелочный. Самая простая и дешёвая разновидность. Имеют наименьшую точность измерений. Погрешность составляет до 10 %. Диапазон прилагаемых усилий до 280 Нм. Контроль работы производится визуально, что не всегда удобно. Специалисты не считают этот тип достойным внимания.
стрелочный динамометрический ключ
2. Щелчковый (трещотка). Наиболее распространённый тип инструмента. Его погрешность может составлять всего 5 %, что считается допустимой нормой. Диапазон 40-360 Нм. Большинство профессиональных трещоток изготовлено по этой технологии.
3. Электронный. Имеет цифровую шкалу, и максимальную точность измерений. Погрешность не более 1%. Это самая дорогая категория динамометрических ключей. Диапазон усилий в пределах 20-350 Нм. Имеется звуковая и световая индикация порога прикладываемых усилий.
Существуют динамометрические ключи, приспособленные только на затягивание. Однако это не всегда удобно, особенно при работе с гайками, имеющими обратную резьбу. В этом случае необходимо приобрести инструмент, поддерживающий работу в нескольких позициях. Как правило, это фиксированный режим, режим откручивания и закручивания.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
Особенности электрического ударного гайковерта и места использования.
электронный динамометрический ключ
От того, как вы будете пользоваться динамометрическим ключом, зависит тип, который нужно приобрести. Профессиональные инструменты можно разделить на имеющие сменные наконечники, и с несъёмной трещоткой. Замена наконечников позволяет использовать не только обычный щелчковый механизм, но и специальные приспособления в виде рожковых или накидных насадок.
Нужна ли инструкция к динамометрическому ключу
Определить допустимый диапазон усилий прикладываемых к инструменту, можно даже на глаз. Чем он больше, тем большие усилия сможет выдержать. Рычаги длиной около 50см, как правило, рассчитаны на затягивания гаек с усилием не больше 100Нм.
Этого вполне достаточно для большинства работ в автомобильной мастерской. Те, которые равны или больше 70см. выдержат уже до 350 Нм. Но не стоит определять характеристики на глазок.
Более точно определить параметры динамометрического ключа позволит инструкция, которая обязательно идёт в комплекте.
щелчковый динамометрический ключ
Это делается при помощи специального механизма, расположенного в рукоятке рычага или рядом с ней. Вы либо накручиваете счётчик, либо перемещаете шкалу до необходимой величины. В случае, когда имеется электронная шкала, нужное усилие выставляется на ней.
Если вы не знаете, как пользоваться динамометрическим ключом настоятельно рекомендуется обратиться к инструкции.
После использования инструмента, измерительный механизм необходимо перевести в нулевое положение, поскольку несоблюдение этого правила приведёт к быстрому расслаблению пружины, и как следствие некорректной работе.
Также очень важно не использовать ключ в качестве воротка для откручивания чрезмерно затянутых и заржавленных гаек и, конечно же, не рекомендуется применять к нему усилия больше тех, на которые он рассчитан. Соблюдая правила работы и хранения инструмента, вы долго сможете использовать его в работе, не опасаясь появления недопустимых погрешностей
Соблюдая правила работы и хранения инструмента, вы долго сможете использовать его в работе, не опасаясь появления недопустимых погрешностей.
Критерии выбора приспособления
Правильный выбор инструмента определяет качество выполняемой работы, долговечность и стабильность работы обслуживаемых механизмов. Прежде всего, следует определиться с размерами ключа. Специфика выполняемых работ может потребовать участия одного или нескольких видов, позволяющих использовать насадки разной величины.
Кроме того, следует учитывать условия работы, конфигурацию обслуживаемых механизмов. Эти факторы определяют нужный механизм индикации ключа. Если работа ведётся в условиях недостаточной освещённости, плохой видимости или среди множества элементов конструкции, скрывающих инструмент и мешающих визуально контролировать усилие, то оптимальным выбором станет щелчковый ключ предельного типа
При необходимости работать с постоянно изменяющимися параметрами затяжки следует обращать внимание на стрелочные устройства, демонстрирующие величину усилия в данный момент времени. Для получения высокой точности используются электронные устройства, хотя они самые дорогие
Не менее важным моментом станет выбор производителя ключа. Специалисты расходятся во мнениях, поскольку специфика работ и требования к точности инструмента у всех разные. Одни считают, что использовать следует только продукцию Германии или иной европейской страны. Другие вполне аргументированно рекомендуют тайваньские или китайские образцы. Выбирая производителя, следует сопоставить технические характеристики инструмента, его цену и собственные потребности и возможности. Оптимальным выбором станет устройство, наиболее гармонично сочетающее возможности и потребности.
Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?
Перед тем, как приступать к монтажу головки блока, следует сначала обратить внимание на состояние ее болтов. Они должны иметь хорошую резьбу и по длине соответствовать требуемым нормам
Разобравшись таким образом с болтами, и установив их на место, следует перейти к затяжке. Выполняется она в обязательном порядке только динамометрическим ключом. Затяжка болтов «на глаз»может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до повреждения самого двигателя.
И так, как протянуть головку на ваз 2114 правильно? Во-первых, следует помнить, что начинать затяжку болтов следует от центра к краям.
Выглядит эта схема следующим образом:
Во-вторых, выполнять затяжку следует в четыре этапа (каждый из которых выполняется точно в такой же последовательности, как и обозначено на схеме выше).
На первом этапе затягиваем каждый из болтов динамометрическим ключом с усилием, равным 2 кгс/см2.
На втором этапе затягиваем все болты уже с усилием 8 кгс/см2.
На третьем этапе выполняем дотяжку болтов, проворачивая каждый из них на угол в 90 градусов.
На четвертом этапе вновь проворачиваем каждый из болтов (все также придерживаясь приведенной в начале схемы) на угол в 90 градусов.