Принцип работы блокировки мтз 82
Содержание:
- Устройство агрегата
- Расчет тока срабатывания МТЗ
- Комплект переоборудования рулевого управления МТЗ-80. ГОРУ МТЗ-80
- Устройство навесного инвентаря
- Исправляем ошибки дизайнеров трактора МТЗ
- Блокировка дифференциала МТЗ 80 и 82 механизм
- Блокировка дифференциала МТЗ-80 Устройство, виды, контроль
- Полугусеничный ход и 8-колесный трактор
- Основные поломки и ремонт
- Устройство и принцип работы моста
- Устройство и принцип работы блокировки МТЗ
- Важные советы
- Неисправности и ремонт блокировки МТЗ 80
- Самодельная блокировка
Устройство агрегата
Дифференциал имеет довольно-таки сложное строение. Корпус у него разъёмный, вращающийся посредством конусоподобных подшипников роликового типа. Крестовина агрегата зафиксирована между половинками его корпуса. Имеющиеся отверстия для осей крестовины и призонных болтов промаркированы одинаковыми значениями и выполнены при их совместной обработке. Эти детали нельзя подвергать разукомплектации ни в коем случае. Крестовина включает в себя четыре сателлита, половина из которых имеет фиксированное соединение с шестерёнками полуосевого типа. В некоторых случаях устройство может оказывать негативное влияние на тяговые параметры трактора, особенно при прохождении поворотов. Виной всему недостаточно качественное сцепление с почвой одного из колёс, вследствие чего происходит его пробуксовывание. В это же время, второе колесо, изначально имеющее чуть более лучшее сцепление, неспособно самостоятельно его реализовать, вследствие чего показатели силы тяги в нём сравниваются с буксирующим колесом.
Схема ГУРа и блокировки дифференциала:
1 – муфта блокировки; 2 – щуп;. 3 – маховичок управления; 4 – золотник; 5 – корпус; 6 – шток; 7 – поршень; 8 – цилиндр; 9 – маслопровод блокировки; 10 – редукционный клапан; 11 – крышка; 12 – сферическая гайка; 13 – распределитель; 14 – клапанная крышка; 15 – сливной фильтр; 16 – масляный бак; 17 – насос ГУР; 18 – пружина; 19 – предохранительный клапан; 20 – бустер; 21 – регулировочная втулка; 22 – червяк; 23 – сектор; 24 – поворотный вал; 25 – сошка; 26 – рейка; 27 – упор рейки; 28 – маслопровод датчика блокировки.
Расчет тока срабатывания МТЗ
Стабильность работы и надёжность функционирования максимально-токовой защиты зависит от настройки параметров по току срабатывания. Расчёты должны обеспечивать гарантированное срабатывание реле при авариях, однако на её работу не должны влиять параметры тока нагрузки, а также кратковременные всплески, возникающие в режиме запуска двигателей.
Следует помнить, что слишком чувствительные реле могут вызывать ложные срабатывания. С другой стороны, заниженные параметры срабатывания не могут гарантировать безопасности стабильной работы электроприборов. Поэтому при расчетах уставок необходимо выбирать золотую середину.
Существует формула для расчёта среднего значения тока, на который реагирует электромагнитное реле :
Iс.з. > Iн. макс.,
где Iс.з. – минимальный первичный ток, на который должна реагировать защита, а Iн. макс. – предельное значение тока нагрузки.
Ток возврата реле подбирается таким образом, чтобы его хватило повторного замыкания контактов в отработавшем устройстве. Для его определения используем формулу:
Iвз = kн.×kз.×Iраб. макс.
Здесь Iвз– ток возврата, kн. – коэффициент надёжности, kз – коэффициент самозапуска, Iраб. макс. – величина максимального рабочего тока.
Для того чтобы токи возврата и срабатывания максимально приблизить, вводится коэффициент возврата, рассчитываемый по формуле:
kв = Iвз / Iс.з. с учётом которого Iс.з. = kн.×kз.×Iраб. макс. / kв
В идеальном случае kв = 1, но на практике этот коэффициент всегда меньший за единицу. Чувствительность защиты тем выше, чем выше значение kв.. Отсюда вывод: для повышения чувствительности необходимо подобрать kв в диапазоне, стремящимся к 1.
Комплект переоборудования рулевого управления МТЗ-80. ГОРУ МТЗ-80
Гидрообъемное рулевое управление трактора МТЗ-80 (ГОРУ МТЗ-80) предназначено для управления направлением движения тракторов (в частности трактора МТЗ-80 с не ведущем передним мостом) и облегчение работы тракториста. Принципиальные схема работы и схема подключения представлены ниже.
Существует несколько основных возможных способов комплектования ГОРУ МТЗ-80.
В основной предлагаемый нами комплект переоборудования рулевого управления на МТЗ-80 (ГОРУ МТЗ-80) входят следующие комплектующие:
- Кронштейн гидроцилиндра ЦС-50 на МТЗ-80 (Ф80-3001011);
- Рулевая тяга с МТЗ-1220 усиленная с ГОРУ (1220-3003010);
- Рычаг рулевой МТЗ-80 левый с ГОРУ (70-3001040-01);
- Рычаг рулевой МТЗ-80 правый с ГОРУ (70-300104);
- Гидроцилиндр рулевой МТЗ Ц50-3405215А;
- Пальцы Ф80-3405101Б к гидроцилиндру Ц50-3405215А;
- Длинна 125,00 мм;
- Резьбы: М20х1,5/М20х1,5;
- Максимальный диаметр конуса: 29 мм.;
Р/к пальца гидроцилиндра ГОРУ в него входят;
- К-т к замене пальца гидроцилиндра поворота ЦС-50, Ф80-3405108 / Ф80-3405102 / Ф80-3405107 / Ф80-3405103
- Набор уплотнений пальца цилиндра рулевого управления МТЗ, Ф80-3405109;
Насос дозатор объёмом 160 см3 (в литературе встречаются следующие альтернативные названия такие как гидроруль, золотниковый распределитель);
Переходник для насосов-дозаторов со шлицами под вал (шлицивой валик);
Рукава высокого давления (РВД) ключ S24 длинной 1,5м с фитингом под углом 90о градусов с одной стороны;
Устройство навесного инвентаря
Трактор оснащен трехточечной конструкцией задней навески, изготовленной по классической схеме. Устройство состоит из 1 центральной, двух продольных тяг, раскосов и силового цилиндра, поднимающего и опускающего навесное оборудование.
- Масляного насоса шестеренчатого типа;
- Привода от мотора;
- Гидрораспределителя с тремя секциями;
- 2 или 3 цилиндров.
МТЗ-80 эксплуатируется с разным навесным оборудованием. Для работы можно использовать:
- Кун;
- Картофелекопалку;
- Плуг;
- Борону;
- Окучник;
- Косарку;
- Лопату для уборки снега и многое другое.
При необходимости трактор можно оснащать прицепом. Конструкция машины позволяет подключать генератор.
Читайте дополнительно: Как включить вом на МТЗ-80 видео
Исправляем ошибки дизайнеров трактора МТЗ
Наверное, наиболее сложная часть работы, которую относим к внешнему тюнингу, — это переделка частей кузова. Осуществляется она, как в домашних условиях, когда приобретаются готовые детали с других тракторов, грузовых, легковых автомобилей и немного дорабатываются, так и в заводских условиях, когда деталь изготовляется на заказ. Следует заметить, что такой тюнинг является одним из наиболее дорогих, да и требует определенных навыков работы. К тому же, в этом случае потребуется и хорошая фантазия. Что касается результата такого усовершенствования — он может быть самым разнообразным: можно превратить машину в посмешище для окружающих, а можно — в предмет зависти. Посмотрите примеры такого тюнинга*:
* — фотографии приводятся для того, чтоб показать возможные варианты тюнинга, трактор МТЗ изображен не на каждом фото.
Сегодня не многие владельцы спецтехники берутся за такую работку, однако если кузов машины гнилой или имеет серьезные механические повреждения, то просто необходимо воспользоваться такой возможностью и совершить перемены.
В процессе работы не бойтесь быть оригинальным
Единственное, на что обратите особое внимание, — на аккуратность сварных швов (если такие предусматривает новая конструкция) и их последующую обработку во избежание коррозии. Не стесняйтесь использовать молдинги, нижние трубы, обводки для решетки (если, конечно, решетка стоит того, чтоб обращали на нее внимание), накладки на пороги
В разумных количествах такой тюнинг придаст законченный вид вашему обновленному трактору. Колпаки на колеса — также оригинальный шаг, единственная проблема с ними — их трудно найти в магазине, поэтому сразу рассчитывайте на то, что изготавливать их будут по индивидуальному заказу.
Блокировка дифференциала МТЗ 80 и 82 механизм
Самоблокирующийся дифференциал на Ниву прокачиваем проходимость Звучит банально, но трактор МТЗ-80 и МТЗ-82 имеют рулевое управление, а мост сзади — дифференциал. Он позволяет колёсам крутиться с разной скоростью на поворотах. А его блокировка не даёт колёсам буксовать на бездорожье. Эти два устройства работают в связке.
Управление
Усилие тракториста передаётся с руля к дозирующему насосу рулевого управления. Колонка руля имеет трубу, сваренную с вилкой. Она скреплена с кронштейном шарниром винтиками. Сам руль стоит на шлицах пустотелого вала. В пустоте — винт, соединённый с маховиком.
Схема механизма предусматривает две положения для настройки руля. Имеется регулирование положения руля в осевом направлении и регулирование угла наклона горизонтально в четырёх возможных позициях. Перемещаться вдоль оси валу не позволяют гаечки. Их затяжка должна быть такой, чтобы вал не имел люфта, но вращение было бы свободным.
В устройство колонки руля ещё входят вспомогательный вал, гаечки и крепёж, винтик маховичка, штифт, пружинка, фиксатор с тягой, втулки, кардан с шарниром и амортизатор.
Привод блокировки дифференциала трактора МТЗ
Привод блокировки дифференциала управляется гидравликой. Он принадлежит системе рулевого управления и имеет узлы:
Разделитель. Стоит сверху кронштейна ниже приборного щита. Управляется рукоятью в салоне.Блокирующий клапан. Находится в крышке выполняющего устройства гидроуправления руля.ГПМ — гидравлическая поджимная муфта. Она блокирует дифференциал.Разделитель блокировки соединён с помощью трубок с нагнетающей трассой помпы. (Помпа рулевого гидроуправления). А ещё с бачком тракторной гидросистемы и поджимной муфтой, блокирующей дифференциал. Корпус разделителя снабжён золотничком. Его прижимает пружинка к рычажку. К корпусу крепится крышка с размещённым редукторным клапаном. Пружинка поджимает шарик — такой вид имеет предохраняющий клапан.
Рычажный торец имеет фиксирующие выступы. Удержание может быть в среднем или в другом повёрнутом расположении. Редукторный клапан контролирует давление в системе до 0,985 ± 0,188 мегапаскалей. При расположении рукояти посередине правления и взаимосвязанного с ней рычажка золотничок старается занять расположение, при котором полость не соединяется с канальцами редукторного клапана, а сообщается с общим сливным каналом. Описанное местоположение рукояти правления соответствует расположению включённой блокировки.
Если переместить рукоять управления назад, рычажок попадёт в положение, которое фиксирует шарик золотничка. В этот момент он находится напротив самого крайнего месторасположения рычажка. При этом золотничок переместится на пару миллиметров выше. При этом полость совмещена проводящими канальцами с редукторным клапаном и каналом блокировочного клапана. Она уже не имеет связи с каналом слива. Это расположение рукояти соответствует расположению «Автоблокировка дифференциала».
В этом месторасположении дифференциал становится заблокированным, или наоборот. Всё зависит от геометрии разворота передних колёс. Это происходит под действием блокирующего клапана, размещённого в крышке рулевого правления. Когда поворачивает сошка на 11 градусов от обычного месторасположения, клапан остаётся вверху. Канал, ведущий от разделителя, не соединён с каналом слива.
Поджимная муфта блокировки оказывается под масляным давлением. Смазка поступает из редукторного клапана, после чего дифференциал блокируется. Если сошка поворачивает больше, чем 10 градусов от местоположения посредине, скользящий клапан по поверхности штока уходит вниз. При этом происходит соединение каналов с полостью механизма поворота. А она является сливной и соединена с ёмкостью гидросистемы.
В этом случае давление в пространстве муфты уменьшается до 0,048 МПа. Масло подаётся от редукторного клапана через отверстие радиусом 0,5 мм. Если поставить рукоять управления вперёд (по оси трактора), золотник переместится вниз от положения посредине. Произойдёт связь полости с питающими канальцами от редукторного клапана. Одновременно произойдёт разъединение этой полости от магистрали слива и канала блокировочного клапана.
Это расположение рукояти подходит позиции «Блокировка с принуждением». В этот момент дифференциал задних колёс становится заблокированным вне зависимости от положения рулевой сошки. Данное положение рукояти не закрепляется, после отпускания рукоять приходит при помощи пружины в среднее расположение. Это расположение соответствует позиции «Дифференциальная блокировка отключена».
Блокировка дифференциала МТЗ-80 Устройство, виды, контроль
Информация о видах, механизмах и других тонкостях блокировки дифференциала трактора МТЗ-80.
Дифференциал – один из основных компонентов трансмиссионного узла в транспортном средстве.
Он предназначен для передачи вертящего момента, смены его параметров между имеющимися потребителями и обеспечения, в случае надобности, их вращения с несовпадающей угловой скоростью.
О том, что являет собой этот узел и как устроен механизм блокировки дифференциала МТЗ и пойдёт речь в рамках этой статьи.
Устройство агрегата
Дифференциал имеет довольно-таки сложное строение. Корпус у него разъёмный, вращающийся посредством конусоподобных подшипников роликового типа.
Крестовина агрегата зафиксирована между половинками его корпуса.
Имеющиеся отверстия для осей крестовины и призонных болтов промаркированы одинаковыми значениями и выполнены при их совместной обработке. Эти детали нельзя подвергать разукомплектации ни в коем случае.
Крестовина включает в себя четыре сателлита, половина из которых имеет фиксированное соединение с шестерёнками полуосевого типа.
В некоторых случаях устройство может оказывать негативное влияние на тяговые параметры трактора, особенно при прохождении поворотов.
Виной всему недостаточно качественное сцепление с почвой одного из колёс, вследствие чего происходит его пробуксовывание. В это же время, второе колесо, изначально имеющее чуть более лучшее сцепление, неспособно самостоятельно его реализовать, вследствие чего показатели силы тяги в нём сравниваются с буксирующим колесом.
Схема ГУРа и блокировки дифференциала:
1 — муфта блокировки; 2 — щуп;.
3 — маховичок управления; 4 — золотник; 5 — корпус; 6 — шток; 7 — поршень; 8 — цилиндр; 9 — маслопровод блокировки; 10 — редукционный клапан; 11 — крышка; 12 — сферическая гайка; 13 — распределитель; 14 — клапанная крышка; 15 — сливной фильтр; 16 — масляный бак; 17 — насос ГУР; 18 — пружина; 19 — предохранительный клапан; 20 — бустер; 21 — регулировочная втулка; 22 — червяк; 23 — сектор; 24 — поворотный вал; 25 — сошка; 26 — рейка; 27 — упор рейки; 28 — маслопровод датчика блокировки.
Блокировка дифференциала и её виды
Непосредственно сама блокировка состоит из такого перечня компонентов:
- Блокировочная муфта;
- Редукционный клапан;
- Блокировочный датчик.
Муфта блокирующего типа находится в кожухе, прикреплённом к корпусу заднего моста с его левой стороны посредством крышки и подшипников стакана.
Редукционный клапан и блокировочный датчик, имеющий особый щуп для настройки управляющей сошки, вмонтированы в корпус гидроусилительного устройства. Исходя из степени воздействия, блокировка может быть частичной и полной.
Первая имеет ограничение по времени отправляемого усилия между элементами агрегата и отличается повышенным вертящим моментом на колесе, имеющем лучшее сцепление.
Блокировка может проводиться двумя способами:
- Принудительно – по команде водителя и посредством кулачковой муфты, предоставляющей жёсткий контакт между полуосью и корпусом агрегата;
- Автоматически – за счёт применения особых приспособлений (дифференциалов с возможностью самостоятельной блокировки), что позволяет с максимальной эффективностью использовать возможности, присущие полному блокировочному циклу и дифференциалам свободного типа.
Схема управления блокировкой дифференциала:
1 — кран; 2 — кронштейн; 4 — трос управления; 4 — винт; 5 — кронштейн; 6 — рукоятка.
Блокировочный процесс и его контроль
Управление блокировочным процессом проводится посредством особой рукоятки, имеющей три положения:
- I – рукоятка находится в крайне-переднем положении, соответствуя значению «Блокировка дифференциала отключена»;
- II – рукоятка находится в промежуточном состоянии, с фиксацией её под углом в 90 градусов и совпадением с отметкой «ВКЛ.», нанесенной на крышку датчика. В этом случае масло переходит в диафрагменную полость блокирующей муфты под давлением примерно в 8 кгс/см2, что вызывает блокировку агрегата. Если имеет место поворот колёс на угол более чем 13 градусов, рейка и головка золотника смещаются, вплоть до совмещения блокирующей муфты со сливом, вследствие чего происходит разблокировка дифференциала;
- III – рукоять находится в крайне-заднем положении, без фиксации, соответствуя значению «Принудительное блокирование, вне зависимости от состояния направляющих колёс», а кран отвёрнут по часовой стрелке до самого конца. При опускании рукояти, она одновременно с краном переходит в I положение (под воздействием специальной пружины), что приводит к разблокировке дифференциала.
Полугусеничный ход и 8-колесный трактор
Эффективным средством повышения проходимости тракторов семейства МТЗ является установка на них так называемого «полугусеничного хода», который представляет собой две резинометаллические гусеницы и два комплекта натяжных устройств. Гусеница в свою очередь охватывает ведущие колеса, а также устанавливаемые дополнительные натяжные колеса.
Монтаж полугусеничного хода выглядит следующим образом:
- Собирается балансир с натяжным колесом.
- Ведущие и направляющие колеса трактора устанавливаются на колею.
- Снимается подножка трактора.
- Устанавливаются натяжные устройства.
- Располагаются пружинные амортизаторы.
- Устанавливаются натяжные колеса полугусеничного хода на размер колеи, который должен быть равным колее колес трактора.
- Гусеницы растягиваются почвозацепами на грунт таким образом, чтобы расположение бобышек на них совпало с направлением рисунка протекторов шин ведущих колес трактора.
- Колеса обтягивают гусеницами.
- Проверяется давление в шинах колес трактора (оно должно быть 0,137 МПа для задних и 0,216 МПа для натяжных колес) и регулируется натяжение гусениц.
Основные поломки и ремонт
Главные неисправности:
- Заклинивание золотникового клапана блокировки. Для ремонта требуется снятие датчика подключения и промывка его в дизельном топливе. При повторяющихся проблемах производится замена датчика.
- Падение давления в магистралях привода блокировки. Причиной может быть деформация пружины клапана или его заедание. Клапан имеет разборную конструкцию и может быть отрегулирован на стенде. Второй причиной является течь жидкости через внутренние трещины или поврежденные прокладки в датчике подключения. Датчик подлежит замене.
- Проскальзывание муфты наблюдается при износе накладок или их замасливании. Требуется разборка узла и осмотр дисков. Замасленные узлы промываются обезжиривающим составом, изношенные — подлежат замене. При обнаружении следов масла требуется ликвидировать щели, через которые подтекает рабочая жидкость.
- Неполное включение муфты механического привода. Требуется отрегулировать длину тяги и убрать люфты в соединениях. Возможно попадание посторонних предметов под педаль привода, их необходимо удалить.
При проведении регулярных технических осмотров приводы блокировки работают надежно, не доставляя проблем владельцу трактора МТЗ.
Почему не работает блокировка
Блокировка может не работать по целому ряду причин.
Износ муфтовой диафрагмы. Для того, чтобы исправить эту поломку, необходимо разобрать устройство и заменить износившуюся деталь на новую. Неисправность привода управления может быть связана с обрывом троса или стачиванием дисков. В этом случае необходимо провести диагностику оборудования и заменить все нерабочие детали.
Заедание датчика ГУР. Необходимо отрегулировать крепления всех деталей устройства.
Кроме того, отрицательное воздействие на работу блокировки может оказывать неисправность в работе усилителя руля и гидросистемы.
Устройство и принцип работы моста
Мост имеет кинематическую схему с внутри размещёнными конечными передачами. Все детали редуктора работают в общей масляной ванной, смазываются разбрызгиванием, объединены с коробкой передач и промежуточной частью трансмиссии в единую систему смазки. Масло заливается через пробку в верхней крышке КПП до уровня нижней кромки смотрового отверстия. Полный объём заправки маслом трансмиссии составляет 40 литров.
Схема заднего моста МТЗ
Главная передача
Механизм редуктора принимает продольное вращение от вторичного вала КПП прикреплённой к передней стенке корпуса заднего моста. Передача осуществляется через коническую пару шестернёй с винтовыми зубьями. В конструкции моста эта шестерёнчатая пара называется главной передачей. Шестерни принимают созданное КПП передаточное число вращения и преобразовывают продольное вращение в поперечное. Ведущая шестерня размещена на шлицах хвостовика вторичного вала коробки и затянута шплинтующейся гайкой. Ведомая шестерня главной передачи прикреплена к корпусу дифференциала болтами и гайками с фиксирующими отгибными пластинами.
Устройство заднего редуктора МТЗ 82 (80)
Дифференциал
Механизм осуществляет функцию распределения вращательного момента на ведущие колёса при осуществлении трактором поворота, обеспечивая разную угловую скорость вращения ведущих ходовых колёс.
Устройство представляет собой закрытый планетарный механизм в цилиндрическом корпусе, состоящий из двух стянутых болтами частей. Внутри узла расположена крестовина, зажатая двумя половинами корпуса с четырьмя вращающимися на бронзовых втулках сателлитами в виде прямозубых конических шестерён. Между корпусом сателлитом на оси установлены упорные стальные шайбы. Сателлиты взаимодействуют с левой и правой полуосевыми коническими шестернями, которые передают вращение на соответствующие стороны к ведущим шестерням конечной передачи моста. Между полуосевыми шестернями и корпусом установлены бронзовые упорные шайбы. Шестерни в стаканах корпуса вращаются на конических роликовых подшипниках.
Конечные передачи
Часть механизма, передающая вращение от дифференциала непосредственно к ведущим полуосям моста. В шлицы полуосевых шестерён дифференциала вставлены своими внутренними концами соответствующие левый и правый валы конечных передач. Каждая деталь опирается на два роликовых подшипника. На валах размещены ведущие прямозубые шестерни конечных передач, которые выполнены за одно целое с деталью. Каждый вал опирается на два роликовых подшипника. Ведомые шестерни конечных передач размещены непосредственно на полуосях и соединены через шлицевые втулки. Полуоси опираются на два шариковых подшипника: внутренний размещён в расточке перегородки картера, наружный в чугунном кожухе полуоси. Для предотвращения осевых перемещений деталь фиксируется стопорным кольцом и крышкой кожуха полуоси с самоподжимным сальником.
Дополнительно наружные концы ведущих валов конечных передач соединены с правой стороны с барабанами правого рабочего и стояночного тормоза, и с левой стороны барабанами левого рабочего тормоза и блокировки дифференциала. Привод блокировки и фиксирующего тормоза осуществляется через трубчатые полости валов конечных передач дополнительными валами. Отдельным механизмом в нижней части картера от промежуточного вала коробки продольно проходит вал привода заднего ВОМ с кулачковой муфтой переключения работы режимов. Вал опирается на подшипники, установленные в расточках поперечных перегородок картера.
Устройство и принцип работы блокировки МТЗ
На минских тракторах встречается 2 привода блокировки:
- механическая;
- гидравлическая.
Механический блокиратор состоит из пары кулачковых муфт, которые расположены на внутренних концах валов привода бортовых передач. Концы валов имеют шлицевую нарезку, которая обеспечивает подвижность элементов блокировки. Первая муфта установлена жестко и зафиксирована от осевых люфтов винтом. Вторая муфта имеет возможность перемещения по шлицам.
Для движения используется регулируемая тяга, которая соединена с отдельной педалью, установленной в кабине оператора. Нажатие на педаль вызывает перемещение муфты. После того как кулачки подвижной муфты войдут в зацепление с кулачками неподвижного узла, произойдет соединение валов бортовых передач. Для отключения блокировки требуется отпустить педаль.
При использовании гидравлического привода на левом валу конечной передачи в трансмиссии установлена муфта фрикционного типа. Управление ведется при помощи распределительного крана. Диски муфты соединены со шлицами вала бортовой передачи и пазами на корпусе муфты. Корпусная деталь муфты жестко соединена со специальным блокирующим валом, который пропущен через отверстие в ведущей шестерне привода бортовой передачи. Другая сторона муфты соединена шлицами с крестовиной дифференциала.
Жидкость подается на раздаточный узел датчика включения блокировки через клапан сливной магистрали гидроусилителя рулевого управления. Клапан настроен на поддержание постоянного давления 0,8 МПа. Раздаточный узел представляет собой кран с ручным управлением и двумя положениями — «включено» и «выключено». В рабочих положениях рукоятка управления фиксируется стопором (шариком с пружиной).
При открытии крана жидкость подается в полость, имеющуюся внутри фрикционной муфты. Давление жидкости на диски муфты соединяет в единую цепь ведущую шестерню (соединенную шлицами с валом левой полуоси), вал блокиратора и крестовину дифференциала. Полученная цепь представляет собой единую ось, поскольку сателлиты дифференциала не имеют возможности вращения относительно шестерен привода полуосей.
Отклонение направляющих колес трактора от прямолинейного движения на 8° (на некоторых машинах на 13°) и более перемещает золотниковый клапан, расположенный в датчике включения. При открытии клапана жидкость в полости муфты получает сообщение с расходным бачком гидроусилителя. Давление снижается, и крестовина дифференциала начинает вращаться. При положении крана в позиции «выключено» полость муфты постоянно соединена с расходным бачком усилителя рулевого механизма. Дифференциал в этом случае заблокироваться не может.
С 2004 года тракторы МТЗ-80 стали оснащаться насосом-дозатором вместо гидроусилителя руля. В системе применяется общий масляный бак для гидросистемы задней навески и привода управления поворотом колес. Принцип переключения режимов блокировки не изменился, но в схеме применяется измененный датчик.
МТЗ-50
Работа блокиратора дифференциала ведущего моста на тракторах модели МТЗ-50 основана на механическом принципе. Управление осуществляется педалью, расположенной рядом с выключателем массы.
МТЗ-80
На тракторах применяется гидравлическая схема блокировки. С валов в коробке передач убрали шлицы для установки муфт механического привода. Управление датчиком может вестись тросом или педалью.
Тросовый привод оснащается рукояткой и обеспечивает 3 режима работы:
- Система отключена. Рукоятка находится в крайнем переднем положении и удерживается фиксатором.
- Автоматический режим работы при повороте колес на угол 8°. Рукоятка фиксируется в промежуточном положении.
- Принудительное включение, независимо от угла поворота передних колес. Режим включается вытягиванием рукоятки до упора и удерживанием ее в этом положении. При отпускании рукоятки система автоматически отключится.
Управление педалью обеспечивает 3 режима. Принудительное включение осуществляется нажатием на педаль до упора и удержанием. После снятия ноги с педали происходит отключение блокировки.
МТЗ-82
Трактор МТЗ-82 представляет собой вариант машины модели 80 с приводом на все колеса. Передний мост оснащается дифференциалом самоблокирующегося типа. Включение происходит в автоматическом режиме при появлении пробуксовки любого из колес.
Схема блокиратора заднего моста и способы управления не отличаются от узлов, применяемых на МТЗ-80.
Важные советы
Гидравлическая система блокировки незаменима при проведении полевых работ. Она также облегчает управление трактором на заснеженных просёлочных дорогах в непогоду. Специалисты настоятельно рекомендуют использовать блокировку во время вспашки почвы на бугристой поверхности. Это позволяет сохранить прямолинейность траектории движения.
Важно! При движении по асфальтированным, плотным просёлочным дорогам блокировку обязательно нужно выключать. В противном случае, это может привести к преждевременному износу шин
При движении по скользкой поверхности блокировка допускается при скорости не больше 10 километров в час, чтобы избежать заносов на дороге.
Неисправности и ремонт блокировки МТЗ 80
При неполном включении или буксовании муфты основными причинами неполадки могут быть:
Замасливание ведомых фрикционных дисков муфты происходит в результате выхода из строя уплотнительных колец на ведущем вале конечной передачи или в результате износа накладок дисков. Если замасленные диски имеют достаточную толщину накладок, для дальнейшего использования детали промывают в бензине и устанавливают после устранения течи масла.
Падение уровня давления в системе в результате нарушения работы редукционного клапана системы АБД. Для устранения заменяют пружину клапана
А также обращают внимание на седло шарика клапана. При обнаружении раковин заусениц устраняет обработкой поверхности посадочного места.
Значительное падение давления за счёт утечки в датчике АБД при повышенном износе механизма узла
Устраняют неполадку заменой узла в сборе.
Блокировка не включается:
- Прорыв диафрагмы муфты. Демонтируют, разбирают механизм блокировки и заменяют вышедшую из строя деталь.
- Поломка привода управления краном, обрыв троса или его соединения с маховиком крана АБД
- Заедание золотника датчика АБД. Осуществляют демонтаж узла и промывают механизм в бензине.
Кроме перечисленных выше неполадок, косвенными факторами, влияющими на работу системы блокировки является техническое состояние механической части усилителя руля трактора , а также соответствие показателя рабочего давление в его отдельной гидросистеме.
Для увеличения проходимости и снижения пробуксовки колес на тракторах используются блокираторы дифференциала и тормоза. Включение выполняется механическим способом вручную или автоматически от отдельного привода. Такую схему имеет блокировка МТЗ-80, в устройство которой входит гидравлическая система.
Самодельная блокировка
Переделка блокировки МТЗ 80 на механику своими руками — достаточно простой, но трудоемкий процесс. Но он окупается — простая и надежная конструкция выручит в условиях дефицита запчастей (кран для гидромеханизма не везде легко достать) или в случаях, если блокиратор отсутствует.
Следует сказать, что если трактор используется исключительно на твердых грунтах, можно свободно обойтись без блокиратора. Но если водитель часто работает на вспаханных полях, вязком песке, глубоком снегу или на обледеневших дорогах, этот механизм поможет сэкономить массу сил и времени, а заодно защитить детали и узлы от излишних нагрузок.
Необходимые материалы
Для работы необходимо:
- Муфта. Ее удобно сделать из шестерни задней передачи или другой, подходящей по размеру.
- Вал со шлицами
- Металлическая заглушка. Ставится на герметик на место датчика гидропривода, при его наличии.
Порядок сборки
Сборка проходит в следующем порядке:
- Проточить поверхность вала конечной передачи.
- Выточить муфту со шлицами внутри. Она должна свободно перемещаться по шлицам вала.
- Установить на корпусе бортовой передачи крепление рычага управления муфтой, вывести рычаг в кабину и установить фиксаторы.
Перед началом работы рекомендуется посмотреть видео ролик. Принцип работы устройства очень прост, и поняв его, можно будет изготовить блокиратор достаточно быстро.