Почему втягивающее реле щелкает, а стартер не крутит

Когда могут возникнуть проблемы с ключом

В зоне риска находятся как автовладельцы относительно новых автомобилей, так и собственники транспорта с большим пробегом. Достаточно часто неприятности у всех них с проворачиванием случаются в подобных ситуациях:

  • происходила попытка завода нештатным ключом либо имелся факт несанкционированного запуска специнструментом, например, «воровским»;
  • в личинку замка проникла влага, а далее авто находилось при отрицательной температуре;
  • смазка замка застыла, задубела;
  • износилась личинка или поломалась;
  • геометрия ключа повреждена (деформированы выступы и канавки, имеются изгибы);
  • корпус замка поврежден вследствие возможного ДТП.

Причины, дающие понимание, почему ключ зажигания не поворачивается, могут проявляться разными способами

Водителю стоит обратить внимание, когда очевидными становятся прямые и косвенные признаки:

  • ключ слегка подклинивается во время захода в личинку;
  • происходит заметное заедание во время проворота в первую позицию;
  • нестабильная работа в процессе включения зажигания, старта мотора;
  • во время поворачивания слышится явное потрескивание, посторонние шумы, скрежетание.

Если автолюбитель стал свидетелем подобных явлений, то нужно сразу приступать к ликвидации проблемы, так как заклинивший ключ доставать будет сложно. Для ремонта придется доставать личинку, так как в подавляющем большинстве случаев виновником является именно эта часть. Принцип ее извлечения будет аналогичным практически для всех марок машин, хотя конструкция личинки может существенно отличаться.

Значительные проблемы могут возникнуть, когда не будет возможности переключения замка в первое положение. Чаще всего придется прикладывать большое механическое усилие.

Основные составные части

По сути, автомобильный стартер – это доработанный электрический двигатель постоянного тока с коллекторно-щеточным узлом. В конструкцию дополнительно входит механизм управления, обеспечивающий включение и выключение электромотора и исполнительный механизм, в задачу которого входит воздействие на маховик коленчатого вала.

Механизмом управления выступает втягивающее реле. Оно выполняет одновременно две задачи:

  1. Замыкает электрическую цепь и обеспечивает подачу напряжения на электродвигатель.
  2. Вводит в зацепление шестерню исполнительного механизма с зубчатым сектором маховика.

Составными частями втягивающего реле является обмотка и якорь. Последний посредством вилки связан с исполнительным механизмом.

Исполнительный механизм, используемый в конструкции автомобильного стартера, называется бендиксом. Основной его элемент — приводная шестерня, передающая вращение вала электродвигателя на маховик. Эта шестеренка в классической конструкции стартера расположена на валу ротора электромотора и имеет с ним шлицевое подвижное соединение. Оно дает возможность перемещаться шестеренке по валу и передает усилие.

В конструкцию бендикса входит обгонная муфта, предотвращающая обратную передачу усилия. Дело в том, что после запуска двигателя скорость вращения коленвала превышает обороты ротора стартера. При этом водитель не всегда успевает среагировать и отключить стартер. В результате из-за зацепления шестерен происходит обратная передача усилия – от маховика на стартер, что приводит к повреждению последнего. Чтобы этого не произошло и используется обгонная муфта, которая в случае превышения оборотов вращения ротора разрывает его связь с приводной шестеренкой бендикса.

Для запитывания стартера используется две электрические цепи. Первая из них – прямая от аккумулятора к электромотору. Стартер в процессе работы потребляет большое количество электроэнергии. Поэтому для снижения потерь напряжение на электродвигатель подается напрямую при помощи медного кабеля большого сечения.

При этом эта цепь является постоянно разомкнутой во втягивающем реле, что исключает самовольное включение эл. двигателя.

Вторая цепь используется для запитки втягивающего реле. В ней потребление энергии незначительное, поэтому используется обычная проводка. В этой цепи также имеется разрыв – в замке зажигания.

Эти электрические цепи задействуются последовательно. Сначала замыкается вторая цепь, что обеспечивает срабатывание реле, а оно затем замыкает первую цепь.

Причины возникновения неисправности

Прежде чем начать изучение причин неисправности, напоминаем, что здесь и далее мы говорим о треске стартера, который больше всего похож на громкий дребезг контактов электромагнитного реле. Если из-под капота слышится неприятный металлический скрежет, то он появляется из-за неполноценного зацепления обгонной муфты (бендикса стартера) с зубьями маховика – это совсем другая история.

Чаще всего стартер, при повороте ключа зажигания, трещит по трем причинам:

1. Разряженная аккумуляторная батарея

Чтобы разобраться с причиной возникновения треска из-за разряженной аккумуляторной батареи, давайте вспомним устройство стартера. При повороте ключа зажигания напряжение бортовой сети поступает на обмотку его втягивающего реле. Появляющиеся при этом электромагнитные силы заставляют двигаться якорь устройства. Он замыкает силовые контакты, которыми электродвигатель стартера подключается к аккумулятору, а кроме того, заставляет шестерню бендикса вступать в зацепление с маховиком.

При разряженной аккумуляторной батарее ее энергии может хватать, чтобы притянуть металлический сердечник – о том, чтобы провернуть коленчатый вал не может быть и речи. Как только замыкаются контакты стартера и подается питание на его электромотор, напряжение просаживается до такой степени, что электромагнит оказывается не в состоянии удерживать металлический сердечник. Под действием возвратной пружины он стремится занять исходное положение и размыкает силовые контакты. Восстановившееся напряжение способствует повторному втягиванию якоря, и ситуация воссоздается многократно.

Чтобы убедиться в том, что виновником проблемы является глубокий разряд аккумулятора, достаточно включить несколько потребителей (освещение, электродвигатель отопителя и др.) и нажать на звуковой сигнал. Последний либо не включится вообще, либо будет слышен с хрипами, пониженной амплитудой или затуханием.

2. Плохой контакт двигателя с «массой»

Картина происходящего практически неотличима от рассмотренного выше случая с той лишь разницей, что проверка на разряд аккумулятора завершается с отрицательным результатом – все потребители, включая звуковой сигнал, работают на полную силу.

А вместе с тем, определить, что причиной неисправности выступает плохой контакт между аккумуляторной батареей и двигателем, очень просто – достаточно обратить внимание на контрольную лампу давления масла, которая находится на панели приборов. Если напряжение в бортовой сети авто  ниже нормы, то поворот замка зажигания в  положение «Пуск» приведет к постепенному затуханию яркости свечения сигнальной лампы (как и всех других)

В случае, когда причиной треска втягивающего реле стартера выступает плохая «масса», попытка запуска двигателя приведет к полному ее угасанию в такт со щелчками втягивающего реле. В то же самое время другие индикаторы интенсивность свечения практически не меняют.

Объясняется все очень просто – «массой» датчика давления масла, как, впрочем, и стартера, является корпус. Поэтому, как только будет утерян электрический контакт между двигателем и аккумулятором, оба этих устройства синхронно перестают работать.

3. Обрыв или замыкание обмотки реле стартера

Еще одной причиной, из-за которой происходит треск втягивающего реле, является межвитковое замыкание или обрыв его удерживающей обмотки. Другими словами, усилий электромагнита становится недостаточно для того, чтобы удерживать в замкнутом состоянии силовые контакты реле стартера и осуществлять зацепление шестерни обгонной муфты с зубчатым венцом маховика. Под действием возвратной пружины бендикс стремится занять исходную позицию, а расположенная на якоре контактная площадка размыкает электрическое соединение. После этого втягивающая обмотка включается вновь и ситуация многократно повторяется, что и становится причиной треска.

Определить, что в данном случае вышло из строя втягивающее реле стартера, можно  и по поведению расположенных на панели приборов контрольных ламп. В момент, когда слышны громкие щелчки включения стартера, их яркость не меняется – коммутация электродвигателя стартера происходит на столь короткое время, что напряжение аккумулятора практически не просаживается.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Стартер не крутит втягивающее, но щелкает
  • Как проверить втягивающее реле стартера?
  • Почему машина не заводится, но стартер крутит?

Замена брелка и ее цена

Если вернуть ключ к жизни не удалось, то нужно заказывать замену. Не нужно выжидать время. Рекомендуется решить проблему с отсутствием чип-ключа сразу. Иначе в случае угона возникнут вопросы к автовладельцу.

 Как действовать:

  1. Взять все документы на автомобиль, которые есть.
  2. Обратиться в автосалон за помощью. Представить документы и проконсультироваться со специалистом.
  3. Ждать изготовления. Оно занимает не менее недели.

Если машина новая, то замену ключа салон может провести со скидкой. При условии, что она входит в гарантию.

Цена вопроса замены ключа зависит от салона, самого автомобиля и сложности работ. Она начинается от нескольких тысяч рублей, превышая десяток. Поэтому невнимательность может обернуться очень дорогой стиркой.

Максимум полезной информации о стирке одежды и различных тканевых изделий найдете здесь.

Сигнализация

Эта полезная функция порой приносит значительные проблемы. Определить, почему она вышла из строя затруднительно, если не дело не в севшей батарейке. Если машина не реагирует на ключ зажигания, но вы смогли попасть в нее
, проверьте блокировку бензонасоса, стартера и зажигания. Для этого найдите провода, ведущие от штатной проводки к блоку сигналки
. Если увидите, что штатный провод поделен
на две части и к нему присоединены сигнализационные провода, поздравляем! Вы нашли причину и она в блокировке. Чтобы машина завелась, рассоедините
провода, а концы штатки
соедините. Готово! Желаем удачных дорог и не ломающихся
машин!

Стартер в современном автомобиле выполняет функцию запуска двигателя внутреннего сгорания. В разных автомобилях соответственно будет разной и мощность этого агрегата. Бензиновые двигатели обычно запускаются со стартером, который имеет 3 кВт. Состоит он из щетки, бендикса, электрического двигателя, а также втягивающего реле. В электродвигатели находятся специальные сердечники и обмотки. С помощью бендикса на коленвал передаются от электродвигателя вращения. А вот функция щеток заключается в повышении мощности электродвигателя. Таким образом, стартер – это очень важная часть транспортного средства.

Заводится стартер тогда, когда водитель поворачивает ключ зажигания. Если же это не происходит, это значит, что есть какая-то неисправность. Причин, почему не работает стартер, есть несколько. Все их мы разберем. Но для того, чтобы поломку найти в короткие сроки, нужно знать, как устроен стартер и система запуска двигателя. Сегодня услугу ремонт стартера осуществляют многие компании, причем за небольшую плату. Иногда лучше доверять ремонт своего авто профессионалам, тем более, если опыта в этом деле у водителя очень мало. Основной причиной, по которой стартер не заводится, является разрядка аккумулятора. Большая вероятность, что именно в этом дело тогда, когда авто «ночует» под открытым небом. Батареи, которые работают уже длительное время, быстро разряжаются в холодную погоду. Поэтому нужно следить за тем, есть ли заряд в аккумуляторе (фото 1).

Еще одна причина: неисправность стартера. Ели при повороте ключа вообще не слышно звуков, то это означает, что на обмотку ротора агрегата вообще не поступает питание. Также может быть, что из строя вышло втягивающее реле, замыкающее силовые контакты, или износились щетки. В любом случае необходимо разбирать механизм. Замена стартера производится очень редко, ведь его легко починить. Другой стартер устанавливается, если на корпусе появились трещины или он разрушен. Если после разборки стартера видно, что на обмотки не поступает напряжение, то тогда нужно заменить втягивающее реле и устройство заработает. Также специалисты рекомендуют заглянуть под крышку распределения зажигания и убедиться, что под ней нет конденсата (фото 2).Причина может быть еще и в замке зажигания. Нужно посмотреть, горят ли после поворота ключа на торпеде лампочки и приборы. Если нет, то машину нужно гнать в автосервис. Но если автовладелец разбирается в электрике, то может и самостоятельно выяснить, где произошел обрыв. В редких случаях может быть поломана блокировка руля. Тогда авто не заводится, хотя работают все приборы. Также не нужно устанавливать на реле зажигания реле сигнализации. Во время езды конструкция эта может расшататься, и владелец авто останется без сигнализации и зажигания (фото 3).Проблема может быть и из-за проводки. Машина не будет заводиться из-за любого отпаявшегося или поломанного проводка. Распространенный случай, когда обрывается провод на тяговом реле. Тогда стартер вообще не будет реагировать на ключ зажигания. В этом случае достаточно почистить пятаки стартера, которые и подают ток, так необходимый для того, чтобы стартер крутился (фото 4).Могут быть проблемы с проводами из так называемой контактной группы. Находятся они под обшивкой рулевой колонки. Если водитель не особенно разбирается в этом, то лучше пусть в проводке покопается специалист. На авто также есть предохранитель, который контролирует зажигание. Нужно проверить, может перегорел именно он. Также нужно убедиться, что в положение Р выведен рычаг. Часто стартер не срабатывает именно из-за этого (фото 5).

Часто приходится слышать жалобы владельцев транспортных средств на то, что стартер не реагирует на поворот ключа зажигания. Подобная ситуация характерна для холодной поры года, но может случиться и летом. Ее непредсказуемость заключается в том, что невозможно спрогнозировать, когда именно заведется машина, и заведется ли она вообще. В любом случае, поводов для паники нет, поскольку подобная проблема легко устраняется.

Принцип работы

Обгонная муфта связана с маховым венцом. Она закреплена таким образом, чтобы ее движения были не ограничены. Реле стартера ВАЗ-2105, производящее втягивающие-вытягивающие движения, установлено на корпусе. Внутри этого прибора впаяны силовые контакты, которые водители называют между собой пятаками. Эта деталь представляет из себя простые болты, запрессованные в эбонитовую крышку втягивающего реле. Там же размещается подвижный контакт в виде перемычки.

Все элементы стартера соединены между собой так, чтобы вовремя подачи крутящего момента на обгонную муфту ролики этого элемента, которые находятся внутри сепаратора, могли фиксировать шестерню в обойме. Положительные и отрицательные контакты стартера должны соединяться соответствующими полюсными пластинами. Как только срабатывает втягивающее реле, сердечник начинает выталкивать бендикс к маховику. После этого якорь раскручивает маховик.

Во время действия сердечника на подвижный контакт и замыкания силовых пятаков происходит подача тока от аккумуляторной батареи. Если водитель начал заводить двигатель, повернув ключ в замке зажигания, то может произойти такой момент, когда обороты мотора будут выше оборотов стартера. Тогда сработает обгонный механизм бендикса.

Почему при повороте ключа отсутствует звук работающего стартера?

Конструкция стартера любого транспортного средства представляет собой мощный электромотор, источником питания которого служит автомобильный аккумулятор. Такому элементу свойственны как механические повреждения, вызванные неправильной эксплуатацией и естественным износом составляющих частей, так и неисправности связанные с его электрической частью. Когда в системе пуска силового агрегата не происходит никаких изменений после поворота ключа зажигания, стартер молчит, а его втягивающее реле не издает характерные щелчки, необходимо провести следующие диагностические мероприятия:

  1. Измерить напряжение источника питания
  2. Проверить состояние контактов в замке зажигания
  3. Выполнить тест на работоспособность втягивающего реле
  4. Провести диагностику стартера и его бендикса

Состояние контактов замка проверяется включением зажигания при помощи ключа. Загорание индикаторов на панели приборов является свидетельством рабочего состояния замка зажигания, если же этого не произошло, необходимо приступать к обнаружению неполадок.

Для проверки аккумуляторной батареи достаточно отсоединить минусовую клемму и измерить при помощи вольтметра напряжение источника питания. Если оно находится в пределах 9В, АКБ нуждается в подзарядке, поскольку ее емкости недостаточно для пуска двигателя.

Отчетливо слышимые характерные щелчки в области расположения стартера во время пуска мотора издает его тяговое реле. Заметим, что щелкать реле может как при наличии неисправности в нем или самом стартере, так и при разряженном источнике питания, при этом индикаторы на панели приборов светятся тускло, либо полностью гаснут.

Сердечник стартера

Сердечник стартера может и банально подклинивать внутри обмотки из-за грязи или ржавчины, что также вызовет щелканье стартера. Необязательно для этого иметь приличный пробег. Например, на RenaultFluence и Latitude автору доводилось неоднократно видеть это на новом автомобиле. «Ремонт» тут прост: достаточно упереть в корпус втягивающего реле твердый предмет (например, удлинитель из набора инструмента) и нанести по нему резкий, но несильный удар. После этого практически всегда втягивающее реле восстанавливает работоспособность без серьезных проблем в дальнейшем и щелчки исчезают.

Контактам втягивающего реле приходится коммутировать очень большой ток – так, обычный киловаттный электростартер потребляет более 400 ампер в момент включения, пусковой ток электродвигателей в разы превосходит номинальный. При выключении стартера в размыкающихся контактах возникает искра, приводящая к эрозии – в результате в один момент реле оказывается неспособно подать питание на обмотки стартера.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Как проверить стартер на работоспособность своими руками
  • Как проверить исправность катушки зажигания?
  • Двигатель троит на холодную. Основные причины проблемы

Рецепт лечения здесь известен с советских времен – о чистке «пятаков» автомобилистам было известно не понаслышке. Однако сейчас часто на автомобилях применяются неразборные втягивающие реле: в таком случае придется менять втягивающее в сборе.

При обрыве или перегорании удерживающей обмотки мотор не удастся запустить: как только «пятаки» замкнутся, возвратная пружина, упругости которой не противодействует удерживающая обмотка, разорвет цепь. При этом заново сработает удерживающая обмотка, и из-под капота раздастся характерный высокочастотный треск. Проверить состояние обмотки можно даже без омметра, вытащив стартер и подключив напрямую к аккумулятору (корпус на «массу», плюсовую силовую клемму – на обе клеммы втягивающего, питание и управление). Если плоской отверткой «помочь» бендиксу оставаться в выдвинутом состоянии, то стартер с неисправной удерживающей обмоткой будет спокойно крутиться.

Может быть неисправен и сам стартер – втягивающее реле нормально подает питание, но толку от этого нет. Большинство стартеров имеют статор в виде постоянных магнитов, и обмотка у них есть только на роторе. Износ щеток или ламелей коллектора приведет к тому, что при нормальном питании стартер не сможет вращаться. Частые длительные попытки запуска мотора тоже способны вызвать проблемы: перегрев статорной и/или роторной обмотки вызовут повреждение межвитковой изоляции, далее – короткое замыкание и перегорание обмотки.

«Дедовский» способ проверки очень прост, и при достаточной доступности стартера из-под капота даже не потребует снятия стартера

Аккуратно замкните силовые контакты на корпусе втягивающего реле отверткой или гаечным ключом (внимание – не касайтесь при этом «массы»!). При этом питание на обмотку стартера пойдет напрямую без участия втягивающего реле

К тому же этот способ безопасен, так как без срабатывания втягивающего реле стартер не войдет в зацепление с маховиком, и не будет риска случайно завести машину, стоящую на передаче.

Если включенный напрямую стартер крутится без проблем – то виновато втягивающее. Второй «дедовский способ» окончательной проверки груб, но не менее эффективен в гаражных условиях: нужно попытаться затормозить бендикс работающего стартера прочным предметом (обычно к шестерне прижимают плоскую сторону молотка). Если стартер при этом останавливается – явен недостаток мощности, указывающий либо на межвитковое замыкание, либо на отказ одной из обмоток, если в конкретном стартере их несколько включено параллельно.

Использование широко распространенных мультиметров для проверки стартера малоэффективно: даже сопротивление измерительных щупов у них часто само по себе сопоставимо с сопротивлением отдельной обмотки. Единственное, на что можно рассчитывать – это на возможность прозвонки ротора на «массу» в поисках коротких замыканий. Для этого один щуп закрепляется на сердечнике ротора, вторым по очереди нужно прикасаться к каждой отдельной ламели (контактной пластине) ротора. Замыканий на корпус здесь быть не должно.

Диагностика и причины неисправностей

В идеале узел должен быстро раскручивать маховик мотора после вращения ключа в замке зажигания. Если стартер не крутит или срабатывает, но не крутит, при этом двигатель не заводится, а на приборке будет гореть знакомый индикатор, это свидетельствует о неработоспособности устройства.

Какие могут быть причины поломки механизма, если реле не может сработать, а якорь не вращается:

  1. Проблема может заключаться в окислении контактов на АКБ или самом узле, для ее решения контакты необходимо очистить.
  2. Севший аккумулятор приведет к тому, что ранее срабатывающий узел откажется функционировать. В этом случае в первую очередь нужно проверить своими руками заряд аккумулятора.
  3. Если на приборке горит восклицательный знак, а мотора автомобиля не может завестись, возможно, причина кроется в коротком замыкании между витками втягивающей обмотки. Если это действительно так, то единственным решением может стать только замена механизма.
  4. Довольно часто автовладельцы сталкиваются с проблемой разрыва проводки в агрегате, в частности, на участке, подводящему к тяговому реле. В первую очередь необходимо проверить контакт между двумя штекерами — выключателя зажигания, а также самого электромоторчика.
  5. Отсутствие замыкания между двумя штекерами — только теперь речь идет об элементах контактной части под номерами 30 и 50.
  6. Проблемы в работе якоря, этот компонент может заедать. Возможность его вращения без проблем можно проверить своими руками.

Щеточный узел стартера Если втягивающее реле работает, но при этом узел крутит слабо или вообще не крутит, это может быть обусловлено:

  1. Слишком низким зарядом аккумулятора либо окислением свинцовых контактов. На приборной панели может на загораться лампа разряда АКБ, если на узел поступает слабый импульс, который не в состоянии раскрутить якорь. Поэтому даже при отсутствии индикатора на контрольном щитке заряд батареи все же стоит проверить. Кроме того, в своем автомобиле всегда нужно контролировать отсутствие окисления на контактах электроцепи, а если вы производите их зачистку, то контакты желательно смазывать.
  2. Плохое соединение контактов на аккумуляторе, самом механизме или втягивающем реле. Если контакты не окислены, в любом случае нужно продиагностировать, хорошо ли затянуты контактные винты, так как слабые соединения все равно образуют плохой контакт. Следует отметить, что плохо затянутые контакты могут стать причиной короткого замыкания, а также подгорания проводки.
  3. Еще одной причиной могут служить износившиеся щетки либо подгорание коллектора. Все элементы, которые вышли из строя, необходимо заменить на новые.
  4. Иногда неисправность проявляется в результате замыкания якоря, в частности, речь идет об обмотке.
  5. Когда вы будете поворачивать ключ, при этом на ВАЗ 2114 не будет заводиться двигатель при этом аккумулятор нормально заряжен, причина может заключаться в обмотке реле. В частности, в удерживающей обмотке могло произойти замыкание или обрыв. Решить неисправность позволит только замена реле.

Узел работает, якорь вращается, но при этом маховик двигателя не крутится:

  • происходит пробуксовка бендикса, неисправность можно выявить путем диагностики на стенде;
  • причина может крыться в неработоспособности шестеренок редукторного механизма, в этом случае последний требует замены.

Мотор запустился, но узел продолжает крутить, при этом возможен скрежет или другой нехарактерный шум либо вибрация:

  • при наличии вибрации нужно произвести диагностику фиксации устройства;
  • причиной может служить некорректный монтаж механизма, возможно, он установлен с перекосом;
  • проблема может заключаться в треснувшей крышке, которую нужно как можно быстрее поменять;
  • скрежет иногда может быть обусловлен разрушением зубчиков шестеренки одного из элементов — венца маховика, редукторного устройства или привода;
  • сторонний шум может появиться из-за износа вкладышей подшипников, установленных на так называемом якоре или на приводе механизма;
  • выход из строя бендикса.

Когда двигатель не заводится, а нужно срочно куда-то ехать, можно попытаться его запустить, замыкая стартер по прямой цепи. Как самостоятельно можно замкнуть стартер напрямую — смотрите на видео (автор видео — сергей цапюк).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector