Рудольф дизель

Устройство топливной системы

История создания дизельного двигателя началась в XIX веке. Именно тогда инженер Рудольф Дизель создал агрегат с воспламенением от сжатия. Первый дизельный двигатель работал на обычном керосине.

Ученые использовали различные виды топлива, для получения лучших результатов. Мотор работал на пальмовом и рапсовом масле, на сырой нефти, позже стали использовать мазут и солярку.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Однако система вспрыска была несовершенна, что не позволяло применять дизельный ДВС на авто, которые работали на больших оборотах. Мощность первого дизельного двигателя была не очень высокой, но постепенно проблема была решена.

Первые машины с дизелем появились только в 20 гг. XX ст. Это были грузовики и общественный транспорт. Еще через 15 лет появились первые легковые, но они не были широко распространены. История дизельного двигателя начала меняться только с 70 –х гг. В это время как раз и появился компактный ДВС.

Триумф и загадочная смерть

В 1908 году закончился срок действия патентов на двигатель Дизеля, и любой завод в любой стране мира мог выпускать их без отчислений автору изобретения. Это сразу же подогрело интерес к мотору – у него появилась своя ниша в различных отраслях хозяйства.

В марте 1912 года по приглашению Американского общества инженеров-механиков Дизель прибыл в США. Это было триумфальное шествие изобретателя и его детища. Сделав доклад в Нью-Йорке, инженер отправился в поездку по стране. Его выступления проходили в научных собраниях, городских магистратах и даже в… церквях, как это случилось в городке Сан-Луи.

Зато, вернувшись на родину, изобретатель подвергся нападкам со стороны ряда инженеров, утверждавших, что он якобы присвоил чужие достижения и что ни одно из его собственных предложений до конца так и не было реализовано. Вышла даже книга «Миф Дизеля», в которой отрицались все заслуги изобретателя и говорилось, что реально работающие двигатели не имеют ничего общего с запатентованным им мотором, а появились они лишь благодаря предприятиям, которые в свое время купили патенты и начали их постройку.

Изобретатель страшно переживал по этому поводу, но поделать ничего не мог. Между тем здоровье Дизеля ухудшалось, и в середине 1913 года он по настоянию врачей отправился на курорт в Италию, а затем навестил родственников, живших в разных странах. Не отпускала и деловая рутина. Очередным мероприятием должно было стать собрание «Объединенного общества двигателей Дизеля» в Лондоне, по пути на которое изобретатель таинственным образом и исчез с парохода. Что это было – похищение, самоубийство, бегство?

Слухи ходили самые разные. Рассказывали, что дня через два после таинственного исчезновения Дизеля с парохода в рыбацкие сети угодил труп хорошо одетого господина. Рыбаки пытались доставить его на берег, но волнение на море в тот день было настолько сильным, что грозило захлестнуть лодку, и они поспешили избавиться от тела. Чьего? Увы, неизвестно… Автор Константин Шляхтинский Издание Автопанорама №3 2020 Фото фото автора

Интересная работа

На протяжении десяти лет Рудольф Дизель усовершенствовал свои знания в области термодинамики. Механический холодильник — вот над чем работали всё это время немецкие изобретатели в компании Карла Линде. Принципом работы холодильной установки было испарение и конденсат аммиака при помощи механического насоса.

Ещё при обучении в университете Р. Дизеля волновала проблема автономного источника питания для производства. Индустриальная революция основывалась на неэффективных и громоздких паровых двигателях, чей 10-процентный коэффициент полезного действия (КПД) явно не отвечал растущим потребностям в энергетической области. Миру нужны были компактные и дешёвые источники энергии.

Гибель Рудольфа Дизеля

Через несколько дней в устье реки Шельды голландские рыбаки подняли из воды тело хорошо одетого господина. Они намеревались отвезти его в город Гент, но внезапно налетел сильный шторм. Суеверные рыбаки испугались и выбросили тело утопленника обратно в море. Правда, они успели снять с тела золотые кольца и перстни, которые потом передали властям. Сын Рудольфа Дизеля опознал ювелирные украшения своего отца.

Таинственное исчезновение знаменитого и богатого человека сразу же стало «темой номер один» для всех мировых бульварных газет. Версии выдвигались самые разнообразные. Лечащий врач погибшего вдруг вспомнил, что у Рудольфа Дизеля было слабое сердце и его преследовали приступы головокружения. По словам врача, выходило, что изобретателю стало душно ночью, он проснулся, оделся и решил прогуляться по палубе на свежем воздухе. Там ему стало плохо, он навалился на перила, потерял равновесие и рухнул за борт.

https://youtube.com/watch?v=XYn9Isbi3J4

Правда, ушлые репортеры догадались съездить и посмотреть, какие борта на пароходе «Дрезден». Оказалось, что они высотой чуть ли не в полтора метра, и чтобы через них перебраться, надо быть физически хорошо подготовленным человеком. Тогда основной у газетчиков стала версия самоубийства внезапно разорившегося миллионера. В ней тоже
многое не состыковалось. Во-первых, финансовые дела Рудольфа Дизеля шли достаточно успешно, и кризис его сильно не затронул. У него было много контрактов, а самое главное -имелись хорошо защищенные лицензии и патенты, которые только росли в цене.

Во-вторых, самоубийца, решивший расстаться с жизнью, не просит стюарда разбудить его утром именно в 6:15 и ни минутой позже. Конечно, существуют варианты развития острого психоза, быстрого буйного помешательства, но вероятность их в процентном отношении очень низка.

Хронология последнего дня жизни Рудольфа Дизеля

После того как пароход «Дрезден» отчалил от причала и взял курс на Англию, изобретатель поднялся на верхнюю палубу. Там он завязал разговор с двумя мужчинами вполне респектабельного вида. Их впоследствии допросила полиция. Господа объяснили, что разговор в основном шёл о политике. Все чувствовали, что грядёт большая война, поэтому беседа и вертелась вокруг международных отношений.

Побыв на палубе, троица прошла в ресторан. Там мужчины сели за отдельный столик и поужинали. В 10 часов вечера Рудольф Дизель попрощался с новыми знакомыми и прошёл в свою каюту. По пути встретил стюарда и попросил разбудить его в 6 часов 15 минут.

В каюте инженер раскрыл чемодан, вынул из него пижаму и аккуратно разложил её на постели. Возле койки на тумбочку положил свои карманные часы. Всё это позже установило следствие, осмотрев каюту. Но на этом, собственно, вся информация о последнем дне жизни изобретателя дизеля и заканчивается. Неизвестно, что он делал после того, как положил часы на тумбочку.

Ранним утром в 6 часов 15 минут стюард постучал в каюту пассажира. Но никакого ответа не получил. Тогда служащий стал стучать громче. Но ответом ему была тишина. Что оставалось делать стюарду? Он вынул из кармана связку ключей и открыл злополучную каюту. Когда вошёл в неё, то обнаружил, что пассажира нет. На нетронутой постели лежала аккуратно расправленная пижама, а на тумбочке в свете восходящего солнца поблёскивали карманные часы. Нетрудно было догадаться, что в каюте никто не ночевал.

Версии смерти Рудольфа Дизеля

Лишь два года спустя, когда в Европе уже вовсю бушевала Первая мировая война, в прессе стали появляться более серьезные версии случившегося. Так, американская газета «Нью-Йорк Уорлд» выяснила, что Рудольфа Дизеля приглашал в Англию не только Королевский автоклуб, но и молодой амбициозный политик Уинстон Черчилль. В тот момент он занимал пост лорда Адмиралтейства, то есть морского министра, и собирался масштабно перестраивать английский флот.

Уинстон Черчилль

Уинстон Черчилль предчувствовал грядущую войну с Германией. Поэтому он вошел в контакт с талантливым инженером, надеясь наладить долговременное сотрудничество. И это был абсолютно реальный план. Дизель был немцем, но совсем не фанатичным. Скорее он считал себя гражданином мира, космополитом, и был совсем не прочь поработать в Англии.

В кайзеровской Германии военная продукция фирмы Рудольфа Дизеля пользовалась огромным спросом. На все новые немецкие броненосцы, в частности на «Принца-регента», ставился многоцилиндровый судовой двигатель, спроектированный Дизелем, который давал немецким кораблям значительное превосходство в скорости. Кроме того, двигатели Дизеля спешно приспосабливали для совершенно уникальных тогда подводных лодок.

Военное командование Германии категорически возражало против поездки Рудольфа Дизеля в Англию, ведь таким образом секреты кайзеровского флота могли попасть в руки потенциального противника. И, намекала американская газета, немецкие спецслужбы вполне могли устранить талантливого изобретателя. Позднее а английском лагере для военнопленных обнаружился некий германский унтер-офицер, который признался в том, что участвовал в убийстве Рудольфа Дизеля. В ответ германская пресса стала писать о том, что англичане специально заманили талантливого немецкого инженера на пароход «Дрезден» и ликвидировали его.

Возможно, к этому делу были причастны и американцы, которые ревниво следили за военно-морскими успехами как немцев, так и англичан. После окончания Первой мировой войны появилась еще одна версия, которая сегодня считается наиболее перспективной. Устранение Рудольфа Дизеля могли организовать промышленники, которые успешно наладили массовое производство моторов а-ля Дизель, но не хотели платить изобретателю причитающиеся ему солидные дивиденды.

Луи Лепренс

Луи Лепренс — изобретатель, создавший для записи движущегося изображения одну из первых хронофотографических камер с одним объективом и гибким рулонным носителем. Устройства, созданные Лепренсом, считаются первыми в истории прототипами киносъемочного аппарата, наиболее близкими ему по принципу действия. Незадолго до поездки в США Лепренс отправился навестить друзей и родственников. Покинув Бурж, он 13 сентября направился в Дижон к брату. 16 сентября изобретатель должен был вернуться в Париж, но встречающие друзья не нашли его на прибывшем поезде. Начатый вскоре французской полицией и Скотланд-Ярдом розыск не принес результатов: Лепренса не видел больше никто из родственников и знакомых, а его тело, багаж и одежда так и не были обнаружены. Пассажиры поезда его также не вспомнили, как и никаких подозрительных происшествий во время поездки. Загадка исчезновения Лепренса не разрешена до сих пор.

Рождение и детство гения

18 марта 1858 года в семье эмигрантов из Германии родился будущий великий немецкий инженер. Человек, чьё изобретение поставило его в один ряд с известнейшими людьми конца XIX и начала XX века. Именно в Париж из Аугсбурга (Германия) перебрались Теодор Дизель и Элиз Штробель.


Отец Рудольфа был потомственным переплётчиком, одним из его страстных увлечений, являлось изобретение игрушек. Так, с раннего детства Рудольф Дизель начинает приобщаться к труду, развозя по французской столице переплетённые отцом книги заказчикам. Возможно, что первое знакомство Рудольфа Дизеля с миром техники произошло в техническом музее, который находился недалеко от его дома.

Каждые выходные отец водил мальчика в музейный зал, где находились паровые машины, история появления которых начинается с 1770 года. Жизнь шла своим чередом, размеренно и спокойно. Семья трудолюбивых немцев не имела большого достатка, но и не бедствовала.

Устройство ДВС

Конструктивно двигатели делят, с учетом устройства и компоновки техники, на которой они установлены. Но сохраняются неизменными принципы, одинаковые для конструкции любого ДВС.

Двигатель комплектуется такими конструктивными узлами:

  • блоком цилиндров – основной частью корпуса с проемами для рабочих камер, рубашкой охлаждения (для моторов, охлаждаемых жидкостью), крепежными отверстиями для установки головок и картера, посадочными местами для коленчатого вала и прочими конструктивными элементами;
  • кривошипно-шатунной группой – с коленчатым валом, к которому крепятся шатуны, приводящие в действие поршни, двигающиеся внутри цилиндров; инерция вращения поддерживается маховиком;
  • газораспределительным механизмом – системой, подающей в камеры сгорания топливо-воздушную смесь, с отводом выхлопа; включает распределительный вал, клапана, приводимые в действие коромыслами, ремнем или цепью, соединенными с коленвалом;
  • топливной системой – подает горючее в камеры сгорания, после обогащения воздухом; включает бак, систему трубок для подвода питающей жидкости, карбюратора или инжектора (с учетом особенностей конструктивного устройства), форсунок, насоса, фильтрующего элемента;
  • смазочной системой – с подачей смазки к трущимся деталям; включает масляный насос, приводящийся коленчатым валом, систему патрубков и полостей, фильтр и поддон; предусмотрено устройство «сухого» или «мокрого» картера;
  • системой зажигания – для поджигания топливно-воздушной смеси; используется только на бензиновых двигателях, поскольку на дизельных моторах топливо с воздухом воспламеняется самостоятельно, при определенном давлении;
  • системой охлаждения – может быть воздушной или жидкостной, для снижения температуры корпуса мотора, чтобы предупредить износ и выход из строя элементов;
  • электросистемой – источником электроэнергии, необходимой для работы мотора; включает аккумуляторную батарею, генераторный блок, стартер и проводку с датчиками;
  • системой выхлопа – для удаления продуктов сгорания в атмосферу, с доочисткой этой смеси, снижением шума от работы двигателя, фильтрующим элементом.

Конструкция узлов совершенствуется, по мере появления новых материалов и конструктивных решений.

С учетом особенностей конструктивного устройства различных элементов двигателей, важно учитывать такие моменты:

  • цилиндры могут выполняться отдельно, с запрессовкой в корпус блока, или совместно с корпусом; моноблочные системы не предусматривают восстановления, в связи с тем, что нельзя заменить гильзу;
  • корпуса двигателей изготавливают из сплавов чугуна или алюминия, устойчивых к перепадам температуры и высокому давлению;
  • головка блока цилиндров выполняется с ним совместно или в виде отдельной детали; при раздельном исполнении возможно использование разных материалов для головки и блока цилиндров;
  • работа кривошипно-шатунного механизма может уравновешиваться балансирными валами, расположенными по сторонам от коленвала и нивелирующими влияние инерционных сил; в результате снижается вибрация и шум, исключаются перегрузки двигателя;
  • негативное влияние пружин при быстрой работе двигателя с механическим газораспределительным механизмом снижается за счет десмодромной системы управления мотором – со сложной конфигурацией кулачков;
  • зависание клапанов исключается легкими материалами для изготовления этих деталей и пружинных элементов, пневматическим приводом;
  • альтернатива традиционной конструкции ГРМ – гильзовый способ, разработанный Найтом; предусматривает использование взамен клапанов скользящих гильз, работающих бесшумно и долговечно; этот способ перестали использовать по причинам большого расхода смазочной жидкости, с разработкой верхнеклапанной конструкции;
  • ранние модели двигателей комплектовались не стартерами, а генераторами переменного тока (магнето), приводимыми в действие коленчатым валом; это требовало прокручивания вала двигателя для запуска;
  • вредное воздействие на экологию выхлопных газов частично снижается каталитическим нейтрализатором, окисляющим и химически преобразовывающим выхлоп;
  • электронные системы дополнительно улучшают работу двигателя; изменение фаз газораспределения изменяет нагрузку на мотор, с учетом включенной передачи, снижая потребление горючего; дезактивация цилиндров регулирует объем камер сжатия, отключая ненужные цилиндры; регулировка степени сжатия изменяет объем камер сгорания, с учетом режимов работы мотора.

Эти и другие особенности конструктивно улучшили работу двигателей внутреннего сгорания.

Интересная работа

На протяжении десяти лет Рудольф Дизель усовершенствовал свои знания в области термодинамики. Механический холодильник — вот над чем работали всё это время немецкие изобретатели в компании Карла Линде. Принципом работы холодильной установки было испарение и конденсат аммиака при помощи механического насоса.

Ещё при обучении в университете Р. Дизеля волновала проблема автономного источника питания для производства. Индустриальная революция основывалась на неэффективных и громоздких паровых двигателях, чей 10-процентный коэффициент полезного действия (КПД) явно не отвечал растущим потребностям в энергетической области. Миру нужны были компактные и дешёвые источники энергии.

Вынужденный отъезд

Всё закончилось в 1870 году с началом франко-прусской войны. Этническим немцам в Париже становится жить небезопасно. Теодор Дизель был вынужден оставить всё своё имущество, и вместе с женой и 12-летним сыном Рудольфом перебраться в Лондон. Немецкие войска на тот период полностью оккупировали столицу Франции. Столица Великой Британии неприветливо встретила новых жителей.

Семья Дизелей испытывала большую нужду. Работы не было, приходилось перебиваться случайными заказами на переплёт книг. Тогда, в 1871 году, семьёй было принято решение для продолжения учёбы отправить юного Рудольфа Дизеля в Аугсбург, к брату матери, профессору математики Кристофу Барнекелю.

Дизельный двигатель: первый рабочий экземпляр

Помимо основной работы Рудольф Дизель проводил научные исследования по созданию эффективного теплового устройства, которое превращало бы тепловую энергию в механическую. В своих лабораторных экспериментах Рудольф изначально использовал аммиак как рабочее тело установки. В качестве топлива применялся порошок из каменного угля.

По теоретическим расчётам, двигатель Рудольфа Дизеля должен был работать от сжатия в рабочей камере тела, которое при соединении с топливом создавало бы критическую температуру для воспламенения.

Уже в ходе экспериментов было установлено, что опытные образцы дизельного двигателя имели небольшое преимущество над паровыми установками. Это вдохновляло изобретателя на дальнейшую работу и эксперименты.

В один из дней работа по созданию дизельного двигателя чуть не стала фатальной для его изобретателя. Взрыв машины едва не привёл к гибели Рудольфа Дизеля. Немецкий инженер был госпитализирован в одну из парижских клиник. Во время взрыва Рудольф получил повреждение глазного яблока. До конца жизни эта проблема сопровождала изобретателя.


Забегая вперёд, следует отметить, что в 1896 году Рудольф Дизель изобрёл свой первый рабочий экземпляр, который представил на всеобщее обозрение. При финансовой поддержке братьев Щульцер и Фридриха Круппа мир увидел двигатель мощностью 20 лошадиных сил с КПД 26% при весе механического агрегата пять тонн. Сегодня это чудо технического прогресса можно созерцать среди экспонатов Машиностроительного музея в городе Аугсбурге (Германия).

Рудольф Дизель: биография будущего изобретателя

Перед отъездом Рудольф твёрдо пообещал родителям, что после окончания учёбы он вернётся домой, чтобы помогать отцу. Однако вслед за сыном через два года в Аугсбург переехали и его родители.

По прибытии племянника в Германию профессор Барнекель устраивает мальчика в реальное училище, которое Рудольф Дизель оканчивает как лучший ученик. После начального образования юное дарование в 1873 году поступает в Аугсбургскую политехническую школу, которую оканчивает через два с половиной года с наивысшими показателями. Следующим шагом молодого учёного становится поступление в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которая была успешно окончена в 1880 году.

Мюнхенский технический университет в Баварии (Германия) до сих пор хранит в своём музее результаты выпускных экзаменов студента Рудольфа Дизеля, превзойти которые не может ни один студент за всю почти полуторавековую историю вуза.

Первая практика

С профессором Карлом Линде Рудольф Дизель познакомился при драматических обстоятельствах. Перед сессией он серьёзно заболел, а потому экзамен по термодинамике сдавал не с другими студентами, а отдельно и только через год, впрочем, не потраченный впустую. После выздоровления молодой человек работал на машиностроительном заводе братьев Шульцер в Швейцарии, где получил много новых знаний, и на этот раз не теоретических, а практических. Экзамен у строгого Линде превратился в увлекательную беседу студента с профессором, решившим открыть собственную фирму. Последовало предложение работать инженером. Дизель его принял.

Составляем ежедневный план: как сделать работу более полноценной

Специалист дал оценку стоимости электроэнергии в России

Коттеджные поселки: как платить за ЖКХ, объяснил Верховный суд

Ссылки [ править ]

  1. Селедка, Питер (2000). Ultimate Train (изд. 2000 г.). Лондон: Дорлинг Киндерсли. ISBN 0-7513-0698-3., п. 148.
  2. ^ .
  3. ^ .
  4. , стр. 49.ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 ( справка )
  5. , стр. 50.ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 ( справка )
  6. , стр. 51.ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 ( справка )
  7. , стр. 51.ошибка harvnb: несколько целей (2 ×): CITEREFSittauer1990 ( справка )
  8. Джеймс, Иоан (2010). . Издательство Кембриджского университета. п. 129. ISBN
  9. ^ Фридрих Засс: Geschichte des deutschen Verbrennungsmotorenbaus von 1860 — 1918 , Springer, Berlin / Heidelberg 1962, ISBN 978-3-662-11843-6 . п. 383 
  10. Фридриха Сасс: Geschichte де Deutschen Verbrennungsmotorenbaus фон 1860 бис 1918 , Springer, Berlin / Heidelberg 1962, ISBN 978-3-662-11843-6 . п. 394 
  11. ^ Грег Пал, «Биодизель: рост экономики новой энергии», Chelsea Green Publishing, 2008. ISBN 978-1-933392-96-7 
  12. . Звезда вечерних новостей . Вашингтон, округ Колумбия, 14 октября 1913 г. с. 13.
  13. Sittauer, Hans L. (1990), Николаус Август Отто Рудольф Дизель , Biographien hervorragender Naturwissenschaftler, Techniker унд Mediziner (на немецком языке ), 32 (4 — е изд.), Лейпциг, DDR: Springer (BSB Teubner), стр. 122, ISBN 978-3-322-00762-9
  14. . Автоблог . Проверено 3 сентября 2018 года .
  15. Josef Luecke (22 сентября 1988). . Стандарт Манилы . п. 24. Утверждается, что причиной потери его состояния стали неудачные спекуляции на фондовом рынке и неудачные сделки с недвижимостью.
  16. Рудольф Дизель: «Arbeitsverfahren und Ausführungsart für Verbrennungskraftmaschinen» стр. 4.
  17. . www.biodiesel.org . Проверено 27 декабря 2017 года .

  18. . Engineering ToolBox . 2005 . Проверено 18 декабря 2018 .
  19. Chalkley, Альфред Филипп (1912), , Нью — Йорк (2 — е изд.): Д. Ван Ностранд, стр. 3
  20. Chalkley, Альфред Филипп (1912), (2 — е изд.), Нью — Йорк:. Д. Ван Ностранд, с 4-5

Первые шаги в теории

Учился Рудольф Дизель не просто хорошо, а лучше всех. Он быстро понял, что механика и техника – его призвание. В Королевском ремесленном училище он по всем предметам был первым, а потому легко поступил в индустриальную школу Аугсбурга в пятнадцатилетнем возрасте, а затем в политехнический институт Баварии, досрочно и бесплатно, как отличник. Работа над новым мотором началась с теоретического обоснования, нашедшего отражение в первой патентной заявке, увенчанной авторским свидетельством («Рациональный тепловой двигатель», 1893). Нельзя утверждать, что успехи сына в выбранном им направлении очень уж радовали родителей, надеявшихся на его успешную и надёжную инженерную карьеру, а также на скорые высокие заработки, с которых и им бы что-то перепало. Рудольф, однако, получил стипендию, позволявшую помогать отцу и матери.

Богомолов заработал из госбюджета на пермской «Кармен» почти три миллиона

За €1750 можно почувствовать себя астронавтом: в Польше сделали «лунную» станцию

Прорыв в энергетике: химики Петербурга создали инновационный аккумулятор

Мировой кризис

Крупнейшие машиностроительные компании Европы и Соединённых Штатов Америки стояли в очереди на приобретение лицензий по производству дизельных двигателей. Мировая пресса постоянно подогревала интерес к изобретению Рудольфа Дизеля, давая лестные характеристики преимуществам нового агрегата над другими силовыми установками.

Р. Дизель стал очень богат. Альфонс Буш, американский магнат по производству пива, предложил конструктору один миллион долларов за право производства двигателей в США. Но всё закончилось в одночасье.

В 1913 году грянул мировой кризис. Неумелое распределение финансовых потоков приводило к постепенному банкротству предприятий Дизеля.

Библиография [ править ]

  • Cummins., C. Lyle, младший (1993), Diesel’s Engine: Volume 1: From Conception To 1918 , Wilsonville, OR: Carnot Press, ISBN 978-0-917308-03-1. (К. Лайл Камминс-младший был сыном Клесси Камминс , основателя компании Cummins ).
  • Гроссер, Мортон (1978), Дизель: Человек и двигатель , Нью-Йорк: Атенеум, ISBN 978-0-689-30652-5, LCCN  
  • Луна, Джон Ф. (1974), , Лондон: Priory Press, ISBN 978-0-85078-130-4, LCCN  
  • Sittauer, Hans L. (1990), Biographien hervorragender Naturwissenschaftler, Techniker und Mediziner, выпуск 32: Николаус Август Отто Рудольф Дизель (4-е издание) , Лейпциг, DDR: Springer (BSB Teubner), ISBN 978-3-322-00762-9
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector