Замена втулок стартера ваз-2109 своими руками: видеоинструкция
Содержание:
Замена
Основными симптомами неисправности элемента являются следующие составляющие:
- Стартер не срабатывает(см.Ремонт стартера Ваз — делаем все сами), после попытки завести силовой агрегат.
- Стартер не отключается, когда двигатель уже завелся. Он продолжает крутиться.
- Нормально крутится стартер, но не заводится двигатель. Причина — не проворачивается коленвал.
- Во время движения автомобиля слышен характерный шум и скрежет.
Удостоверяемся, что проблемной точкой в системе авто является именно стартер:
- Проверяем надежность проводов, идущих от АКБ к стартеру. Вполне возможно, что они имеют обрыв или контакты нехорошо сидят.
- Включаем сигнал и фары, если провода в порядке. Дело в том, что при слабом АКБ с неполной зарядкой, вышеописанные проблемы с запуском двигателя могут наблюдаться. Если свет фар тусклый, а сигнал слабый — то АКБ разряжена.
- Снимаем провода с выводов замка зажигания, если АКБ в порядке и соединяем их между собой (эти провода отмечены на схеме авто цифрами «30» и «50»). Если стартер при кратковременном замыкании проводов нормально крутит, значит проблема именно в выключателе зажигания.
- Если замок исправен, а стартер все еще не срабатывает, можно попробовать соединить дополнительный провод со штекером реле и одновременно с концом провода плюса АКБ. Если стартер заработает, то на лицо неисправность в цепи от АКБ до реле, которую и надо устранить.
- Если и это не помогло, придется снять стартер и проверить.
Демонтаж
Итак, стартер плохо работает и нужно его демонтировать, чтобы определить тяжесть неисправности с последующим ремонтом или заменой. Приступим:
- Снимаем провод минуса с АКБ.
- Теперь отсоединяем провод, идущий на тяговое реле.
- Ключом на 13 выворачивается гайка, которая держит провод плюса, идущего от АКБ к стартеру.
- Провод снимается.
- Теперь надо отвернуть гайки, которые фиксируют стартер к картеру сцепления. Для этого используем ключ на 15.
- Стартер снимаем.
Примечание. Чтобы не перепутать при обратном монтаже провода, их рекомендуется отметить. К примеру, можно использовать для отметки отдельные куски проволоки разного цвета.
Разборка
Стартер демонтирован. Теперь надо его разобрать:
- Берем головку на 10 или ключ. Отворачиваем гайку на реле и снимаем провод, идущий на стартер.
- Болты реле, крепящие его со стартером, отворачиваем ключом или головкой на 8.
- Снимаем реле стартера.
- Видим прокладку между передней крышкой и реле, которую тоже снимаем.
- Подвергаем демонтажу пружину и якорь.
- Подвергаем демонтажу гайки стяжных шпилек.
- Стартер снимаем со шпилек вместе с якорем.
В процессе проведения этих работ своими руками крайне рекомендуется пользоваться видео и фото — материалами, дающими практическое понимание процесса. Делать все надо строго по инструкции, чтобы не возникло никаких проблем.
Стартер для автомобиля является самым необходимым устройством. Без него просто невозможен запуск двигателя любого современного автомобиля, и если авто с механической КПП можно завести с толкача, то с автоматической коробкой передач сделать это попросту невозможно. И чтобы от этого устройства не было неприятностей нужно постоянно проводить диагностику, а по окончанию срока эксплуатации желательно его заменить новым. Так как замена стартера ваз 2110-2112 не отличается, какими-то конструктивными особенностями от других моделей этой марки автомобилей, то приведем его пошаговую инструкцию.
Как снять и разобрать стартер ваз 2110
Прежде, чем приступить к таким действиям, следует познакомиться со схемой соединений стартера. Давайте познакомимся с рисунком.
1 –батарея аккумуляторная; 2 – генератор; 3 – стартер; 4 – выключатель.
Последний принадлежит зажиганию. Если вы хотите все сделать самостоятельно, то лучше это делать при помощи смотровой ямы, на подъемнике. Не забудьте снять брызговик двигателя. Как только все подготовлено, начинайте последовательно выполнять следующие действия:
- отсоедините провод «минус» от аккумулятора;
- то же действие проведите с проводом управления для тягового реле;
- возьмите ключ на 13 и отверните гайку провода «плюс»;
- теперь снимите его;
- найдите ключ на 15, открутите 2 гайки, крепящиеся к картеру сцепления;
- снимите стартер;
- теперь головкой на 10 избавьтесь от гайки нижнего вывода тягового реле, освободите вывод наконечника провода;
- приспособлением на 8 отверните 2 болта на тяговом реле;
- уберите его;
- Видите, что тягового реле соединено с передней крышкой стартера, при этом еще и уплотнено прокладкой? Снимайте ее и вытаскивайте пружину, якорь тягового реле;
- берите ключ на 10, отворачивайте 2 гайки шпилек (стяжных);
- снимите статор и якорь со шпилек;
- то же действие с валом якоря центральной шестерни;
- отверните крестообразной отверткой 2 винта;
- уберите заднюю крышку;
- щеткодержатель тоже снимите;
- из статора вытаскивайте якорь.
- с оси якоря долой регулировочную шайбу;
- опору вала якоря;
- 3 планетарных шестерни;
- нажмите пальцем на шестерню, подденьте отверткой опору рычага, снимите привод с опорой вала и рычагом;
- опору с рычага – в сторону;
- обоприте торцевую поверхность коронной шестерни (можно о брусок из дерева);.
- спрессуйте ограничительное кольцо, при этом расположив губки рожкового ключа № 13 на кольце (ограничительном) хода шестерни привода, ударьте молотком по ключу;
- запорное кольцо подденьте отверткой, снимаем его;
- избавьтесь от ограничительного кольца хода шестерни;
- привода в сборе;
- разожмите щипцами стопорное кольцо, снимите его;
- шайбу;
- опору вала;
- коронную шестерню планетарного редуктора;
- проверьте на глаз состояние коллектора, обмоток якоря;
- если произошло незначительное обгорание коллектора, то зачистите пластины абразивной шкуркой;
- в остальных случаях или при износе якоря, детали следует заменить;
- устраните задиры или наволакивание материала подшипников на шейки вала якоря при помощи мелкой шкурки и отполируйте;
- воспользуйтесь омметром для проверки замыкание на корпус обмотки якоря. При этом концы должны быть крепко припаяны к ламелям. Никаких почернений! Тем более отделения лаковой изоляции;
- замените щеткодержатель в сборе при его износе.
- Сборка стартера – в обратной последовательности. Однако:
- проследите, чтобы перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря были сняты пружины с четырех щеток;
- отогните 4 фиксатора держателя пружины;
- выньте ее из соответствующего места;
- установите щеткодержатель на коллектор якоря, пружины;
- загните фиксаторы;
- установите заднюю крышку;
- прикрепите ее;
- как только процесс помещения якоря в статор начался, придержите его длинной отверткой, чтобы магниты не помешали работе, опустите статор на заднюю крышку;
- установите на стопорное кольцо такое же, но ограничительное, при помощи пассатижей;
- нанесите на шестерни смазку (можно воспользоваться ШРУС-4).
Для тех, кто интересуется схемами, предлагается воспользоваться следующим материалом. Этот стартер для отечественного авто в сборе представляет собой:
1 – вал якоря;
2 – щетка «плюс»;
3 – щеткодержатель;
4 – скоба;
5 –болты контактные;
6 –реле тяговое;
7 –пластина контактная;
8 – сердечник;
9 – шток;
10 –обмотка удерживающая;
11 –обмотка втягивающая;
12 – якорь;
13 –крышка передняя;
14 – рычаг привода;
15 – кронштейн;
16 – прокладка;
17 – ось шестерни планетарной;
18 – опора с вкладышем вала привода;
19 –муфта обгонная;
20 –кольцо ограничительное;
21 – втулка крышки передней;
22– вал привода;
23 – отводящее кольцо;
24 – шестерня с зубьями внутренними;
25 – водило;
26 –ведущая шестерня, или центральная;
27 – сателлит;
28 – опора вала якоря;
29 – сердечник постоянный;
30 –магнит;
31 – коллектор;
32 –крышка с втулкой задняя.
Не работает стартер на ВАЗ 2109, что делать?
Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.
Внешний вид устройства
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел
Особенности
По нему через четыре щетки передается постоянный ток
Муфта свободного хода с шестеренкой
Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля
Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора
Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Характерные неисправности
Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.
Как снять стартер?
Для работы вам пригодятся ключи на 13 (рожковые, накидные, торцовые) и ключ на 10, чтобы снять клемму с аккумулятора. Запаситесь ими перед тем, как снять стартер. Сначала снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи, чтобы не получилось короткого замыкания. Если у вашего автомобиля инжекторная система впрыска, то придется демонтировать воздушный фильтр, который находится над стартером.
Снять стартер на ВАЗ 2109 можно двумя способами: через верх и через низ. Если идете по второму пути, то придется на время избавиться от защиты двигателя. Сначала отсоединяете от втягивающего реле стартера два провода: тонкий, который необходим для питания обмотки реле, и толстый, по которому подается напряжение на сам стартер.
Первый просто вытягивается руками. Чтобы отключить второй, необходимо ключом на 13 выкрутить гайку с контакта втягивающего. Когда избавитесь от проводов, уберите их в сторону, чтобы они не мешали. Ключом на 13 теперь нужно выкрутить три гайки, которыми прикручен корпус стартера к блоку сцепления.
Если необходимо, можно воспользоваться торцовыми ключами с карданом. Но, как показывает практика, все работы проводятся без труда накидным ключом. Когда все три гайки выкручены, необходимо потянуть корпус стартера ВАЗ 2109 в правую сторону, чтобы увести со шпилек.
Неисправности узла
Наиболее распространённые поломки стартера подразделяются на несколько разновидностей. В их число входит:
- Повреждение электросхемы. Признаком подобных неполадок является медленное вращение или полное отсутствие его у коленвала при пуске ДВС. Причинами для подобного явления может послужить разрядка аккумулятора, разрыв контактов устройства зажигания, ненадёжная фиксация, износ проводов, нарушение целостности проводки, подходящей к контактной группе реле. Если при пуске ДВС якорь не реагирует, а реле не срабатывает, то причина отказа с большой долей вероятности заключается в обрыве провода втягивающего реле. При отсутствии описанных «симптомов» требуется произвести демонтаж, выполнить проверку пластин на предмет замыкания, наличие следов «подгорания» в системе коллектора.
- Износ стартерных щёток. На присутствие подобных неполадок может указывать затруднённый пуск автомобиля, но не всегда. Причина подобного явления может «скрываться» в поломке аккумулятора. Полный износ щёток приводит к «упиранию» пружины в щёткодержатель (контакт обеспечивается только за счёт её массы). Это можно легко проверить, если изменить положение стартера. Причиной для преждевременного износа служит перекос щёток при функционировании стартера.
- Поломка тягового реле. На неё указывает отказ ДВС, так как завести мотор без исправного реле не получится. В число «симптомов» неисправности этого элемента стартера входит его быстрое вращение, даже после пуска ДВС, движение «вхолостую» (без соприкосновения с маховиком мотора, который не запускается), щелчок после проворачивания ключа в устройстве зажигания. Его может не быть, если в катушке произошёл обрыв, заклинило якорь или нет питания по каким-либо причинам.
- Отсутствие вращения стартера при наличии характерного «жужжания». Такое явление указывает на возникновение замыкания в электрической цепи, при котором питание подаётся на щётки электродвигателя. При этом она находится в рабочем состоянии. В такой ситуации часто не срабатывает удерживающая катушка и не осуществляется перемещение бендикса. Его шестерня не может зацепиться за зубчатое колесо маховика, а электромотор работает в холостом режиме. Причина может заключаться в том, что усилие втягивающего элемента «поступает» на бендикс посредством рычага, изготовленного из пластмассы (имеет форму ухвата). Если сопротивление перемещения бендикса имеет высокий показатель, то происходит поломка пластиковых элементов. В результате он не переводится в рабочее положение и стартер вращается, но крутящий момент на маховик не передаёт. Ещё одной причиной выхода из строя плас может послужить сильный износ зубьев, которые располагаются на валу ротора электродвигателя. Не стоит забывать, что полное разрушение упомянутых зубьев тоже может стать причиной поломки. Подобная разновидность неисправности имеет отношение к поломке мотора и не связана с функционированием привода. О присутствии такой поломки свидетельствует срабатывание всех механизмов стартера, то есть вращение электромотора, переход бендикса в рабочее положение. Его можно зафиксировать, если провернуть ключ в замке зажигания.
К основным неисправностям узла относится: появление окисла на проводах и клеммах, выход из строя тягового реле и тяговой обмотки, износ щёток, поломка якоря
Перечисленные неисправности могут вызвать более серьёзные проблемы, если вовремя их не устранить. Игнорирование неполадок с большой долей вероятности приведёт к выходу автомобиля из строя в самый неподходящий момент. Лучшее решение — это обратиться на специализированную станцию технического обслуживания при появлении первых признаков перечисленных неполадок.
Ремонт стартера своими руками
Техническое обслуживание или ремонт стартера должны производиться в соответствии с определёнными алгоритмами, соблюдение которых требует определённого опыта и знаний, а также использования необходимых инструментов. Поиск неисправностей всегда начинается с разбора стартера, после чего производится диагностика, а при обнаружении неполадок осуществляется ремонт.
Инструменты и расходные материалы
Чтобы устранить неисправности, требуется подготовить следующие инструменты:
- Торцевые головки на 13 и 15.
- Удлинитель.
- Рукоятку, оборудованную трещоткой.
- Омметр.
- Специальный анализатор, оборудованный лампочкой.
- Крестовую и плоскую отвёртки.
В качестве расходных материалов будут использоваться запасные части, которые должны будут заменить вышедшие из строя компоненты. Определить, какие именно детали требуют замены, можно на этапе диагностики, описанном выше. Для ремонта стартера рекомендуется использовать только качественные детали.
Как снять и разобрать
Чтобы подготовиться к ремонту, требуется выполнить полную разборку стартера. Эта процедура должна производиться в следующей последовательности:
- Снять минусовую клемму аккумулятора.
- Демонтировать корпус воздушного фильтра, чтобы обеспечить удобство для дальнейших операций.
- Отсоединить провод, ведущий к тяговому реле.
- Отвести отключенную проводку в сторону, чтобы она не мешала дальнейшему ремонту.
- Открутить гайки, посредством которых стартер монтируется к коробке передач.
- Достать агрегат и производить дальнейший ремонт в более удобных условиях.
- Отсоединить провод, который находится в контакте с крепёжным болтом.
- Демонтировать тяговое реле. Для этого требуется выкрутить два болта, которые его фиксируют.
- Вынуть якорь реле. Чтобы это сделать, необходимо немного приподнять его вверх, после чего снять петлю с рычага.
- Выкрутить гайки, фиксирующие стяжные шпильки.
- Демонтировать крышку с приводом, а также редуктор в сборе.
- Полностью «убрать» стяжные шпильки. Это облегчит дальнейшее снятие привода и редуктора.
- Вынуть планетарные шестерни. Их требуется заменить, если имеют место повреждения на зубьях или нарушена целостность игольчатых подшипников.
- Произвести замену щёткодержатели в сборе (при необходимости).
- Демонтировать крышку со стороны коллектора.
- Выкрутить два винта, после чего снять щёткодержатель с крышки.
- Отогнуть фиксаторы и вынуть пружину.
- Проверить якорь на предмет дефектов. Для этого требуется вынуть его из корпуса.
- Демонтировать шестерню с якорного вала.
- Вынуть якорь из статорного механизма.
- Демонтировать уплотнительную опору с рычага.
- Сбить со стопорного кольца ограничитель, используя специальную оправку.
- Произвести демонтаж ограничительного и стопорного колец.
- Снять привод в сборе.
Замена агрегата
Теперь возникает другой вопрос — как его разобрать? Проблем с этим делом возникнуть особо не должно, если вооружиться руководством по эксплуатации, а также ознакомиться с нашими рекомендациями.
Вооружитесь набором ключей на 10, 13, 15 и 8 миллиметров. Собственно, из инструментов особо ничего другого вам не потребуется.
Замена
Последовательность демонтажа и ремонта следующая:
Загоните автомобиль на яму или поднимите при помощи подъемника. У вас должен быть доступ к днищу автомобиля.
Если вы только приехали, дайте двигателю некоторое время, чтобы остыть. Лучше работать с холодным мотором.
Снимите минусовые провода с аккумуляторной батареи.
Демонтируйте сначала защиту, а потом жестяной кожух, который защищает вашу коробку переключения передач. Для этого потребуются два ключа — на 8 и на 10 миллиметров.
Со стартера снимается вилка силового провода. Ее нужно просто немного потянуть на себя.
Теперь возьмите ключ на 13 миллиметров и им открутите силовой проводок, расположенный на втягивающем реле.
Освободившийся провод уберите в сторону, чем-то зафиксируйте временно, чтобы он не мешал дальнейшему ремонту.
К корпусу коробки переключения передач, стартер крепится двумя гайками. Они легко окручиваются ключом на 15. Если возникли проблемы с раскручиванием, смажьте крепежи всемогущим средством WD40.
Демонтируйте.
Теперь проверьте, в каком состоянии находятся втулки на корпусе коробки переключения передач.
Убедитесь в исправности вала якоря, при движении которого не должно возникать люфта и заклинивания. Если такие дефекты имеют место быть, тогда втулки рекомендуется сразу заменить на новые и качественные.
Всегда втулки две. Одна внизу стартера, а вторая — на корпусе коробки переключения передач. Втулка на стартере меняется без каких-либо проблем, а вот со второй могут возникнуть сложности. Для ее демонтажа требуется наличие специального инструмента, который называется райбер. Работу лучше доверить специалистам со станции технического обслуживания.
Если причина неполадки стартера в бендиксе или втягивающем реле, звать на помощь мастеров не обязательно.
Чтобы снять реле, открутите силовой провод, а точнее его крепление, от корпуса стартера. Вам при этом понадобится ключ на 13.
Ключом на 8 демонтируются два болта, крепящие реле к корпусу стартера
Здесь важно быть аккуратным, поскольку при снятии болтов в реле стоит пружина, способная спружинить. Держите ее рукой при демонтаже.
Снимите поршень реле с крючка коромысла, расположенного на бендиксе.
Действуя в обратном порядке, поставьте новое реле.
Если требуется заменить бендикс, тогда демонтируйте втягивающее реле, выкрутите два болта ключом на 10 сзади стартера
Теперь отсоедините корпус стартера от его передней части, где расположен бендикс, ротор и вилка.
Подденьте пластиковую вилку плоской отверткой, чтобы снять с якоря, и достаньте сам якорь и бендикс с передка корпуса.
Демонтируйте стопорное кольцо, расположенное на наконечнике якоря, и извлеките искомый бендикс.
Собрать конструкцию можно в обратной последовательности, но шлицы предварительно обязательно смазываются Литолом.
Проверьте новый стартер на месте, перед тем как начинать установку. Для этого подключите силовые клеммы аккумулятора.
Гайки, отвечающие за крепление клемм, затягиваются ключом на 13. Но большое усилие прикладывать не рекомендуется, поскольку клеммы выполнены из меди. Сильный зажим повредит резьбу, и тогда проблем возникнет еще больше.
Мы разобрались, как разобрать стартер на ВАЗ 2110 и можем сказать, что процедура эта не особо простая, но и обязательного выполнения профессиональным автомехаником не требует.
Стартер на «десятке» несколько капризный, но если грамотно эксплуатировать автомобиль, проверять состояние контактов, а также периодически выполнять промывку двигателя на инжекторном ВАЗ 2110, он сможет прослужить долго и надежно.
Загрузка …
Как на ВАЗ 2110 снять стартер своими руками быстро
Стартер – узел, который служит для запуска двигателя. По сути это электродвигатель, который через муфту вращает маховик двигателя до воспламенения горючей жидкости и пуска мотора.
Причин для замены или ремонта стартера может быть много:
- скрежет в моторном отсеке при повороте ключа зажигания на пуск (неисправность бендикса или износ маховика);
- щелчки при повороте ключа (втягивающее реле);
- тяжело проворачивается двигатель (износ щеток ротора).
Стартер ВАЗ 2110
Это основные причины, более детально Вам скажет электрик при разборке и диагностике. В основном он подлежит ремонту, но если возникают такие причины, как замена якоря, то целесообразно заменить весь стартер сборе, но возникает проблема как на ВАЗ 2110 снять стартер?
С ситуациями, когда в автомобиле не крутит стартер, сталкивались многие автомобилисты. О возможных причинах можно прочитать в следующей статье: https://vazweb.ru/desyatka/elektrooborudovanie/ne-krutit-starter.html
Замена
Для снятия стартера ВАЗ 2110 необходима яма (желательно), ключ на 10, ключ на 13, ключ на 15, и ключ на 8. Желательно, что бы двигатель был остывшим. Снимаем минусовую клемму аккумулятора, снимаем защиту, если она есть и ключами на 8 и 10 снимаем жестяной кожух защиты КПП.
Снимаем фишку силового провода с стартера, достаточно ее потянуть на себя. Ключом на 13 откручиваем силовой провод на втягивающее реле, провода желательно убрать в сторону, что бы ни мешали при демонтаже. Ключом на 15 откручиваем две гайки крепления стартера к корпусу КПП. Снимаем.
После снятия необходимо проверить состояние втулок в корпусе КПП на износ, вал якоря должен заходить без люфта и заклинивания. При данных дефектах необходимо произвести замену втулок.
Замена бендикса
Если причина в износе втягивающего реле или бендикса ВАЗ 2110, эти работы можно провести самостоятельно. Для того, чтобы снять втягивающего реле, откручиваем крепление силового провода от корпуса стартера ключом на 13.
Ключом на 8 откручиваем два болта крепления втягивающего реле к корпусу стартера, будьте осторожны, при откручивании болтов во втягивающем реле стоит пружина, которая может амортизировать, при снятии придерживать рукой.
Далее снимаем поршень втягивающего реле с крючка коромысла на бендиксе и в обратной последовательности ставим новое втягивающее реле.
Для замены бендикса, снимаем втягивающее реле, откручиваем два длинных болта ключом на 10 с задней стороны стартера и разъединяем корпус стартера и его переднюю часть с вилкой, бендиксом и ротором.
Снимаем, поддевая отверткой , пластиковую вилку с якоря и извлекаем якорь с бендиксом с передней части корпуса. Снимаем стопорное кольцо с наконечника якоря и демонтируем бендикс. Сборка производится в обратной последовательности.
При установке нового бендикса, рекомендуется промазать шлицы смазкой ЛИТОЛ.
Разобраться, где находится реле стартера, поможет данный материал: https://vazweb.ru/desyatka/elektrooborudovanie/gde-nahoditsya-rele-startera.html
Замена втулок
Если требуется замена втулок, их две, в корпусе КПП и в нижней части стартера. В корпусе стартера она меняется без проблем, а вот в корпусе КПП ее проблематично поменять без специального инструмента (райбера), эту процедуру рекомендовано делать на СТО у специалиста.
После ремонта, рекомендуется его проверить на месте перед установкой, силовыми клеммами от аккумуляторной батареи.
Установку производим в обратной последовательности. Гайки на 13 крепления клемм необходимо затягивать без особого усилия, так как клеммы медные и при сильной затяжке можно повредить резьбу.
- Вениамин
- Распечатать
Заключение
Существует много причин неисправности работы системы зажигания и не всегда во всем виноват стартер, поэтому прежде чем менять деталь осведомитесь, что дело точно в нём. Проверьте реле, и наличие напряжения на клеммах стартера. Более подробно в материале: почему не крутит стартер?
Накрылся стартер, менял сам первый раз. Попал на эту статью, все расписано до самых мелочей. Проделал все как написано и показано здесь. Все работает отлично.
Без трещетки не смог снять стартер. Пришлось идти к соседу по гаражам. Водительская взаимовыручка помогла и на этот раз. С трещеткой дело пошло на лад, и через 15 минут стартер был у меня в руках.