Разворот перед перекрестком на трамвайных путях

Поворот на путях

Допустим, вам необходимо произвести пересечение трамвайных путей, дабы начать осуществлять движение в противоположную сторону от текущего. Это действие и будет считаться разворотом. Выполняться оно может по-разному. Многое зависеть будет от того, находится автомобиль на перекрестке или вне него.

На перекрестке

Рассмотрим ситуацию, когда трамвайные пути позволяют трамваю выполнить любой маневр, будь то движение прямо или поворот налево/направо. Если в вашем случае на перекрестке трамвайные пути соединяют лишь некоторые направления, то правила проезда для вас значительно упростятся.

Итак, проезжая часть, по которой вы подъезжаете к перекрестку, разделена трамвайными путями, находящимися на одном уровне с ней. Можно ли разворачиваться на трамвайных путях, в данном случае? Согласно пунктам 8.5 и 9.6. ПДД вы можете (а иногда и обязаны) выехать на трамвайные пути для осуществления разворота. Однако ваш маневр не должен противоречить дорожным знакам 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметке 1.18. Кроме того он не должен создавать затруднения другим участникам дорожного движения.

Что касается взаимоотношений водителей автомобилей и трамваев на регулируемых перекрестках, то они подробно описаны в п. 13.6 ПДД, где говорится, что:

Отметим, что мы описали лишь общие правила разворота на трамвайных путях, т.к. комбинаций, в зависимости от положения трамвайных путей, жестов регулировщика и т. д, можно насчитать сотни. Если у вас возникли вопросы или имеются уточнения относительно них, то добро пожаловать в комментарии.

Вне перекрестка

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка должен осуществляться следующим образом:

  1. Убедитесь, что трамвайные пути расположены по левую руку от вас и не находятся выше проезжей части, описанные выше ограничения (разметка, запрещенные для разворота места и т. д) отсутствуют.
  2. Уступите дорогу попутным трамваям и перестройтесь на трамвайные пути попутного направления.
  3. Включите поворотник и, попутно следя за движением трамваев в обоих направлениях, осуществите разворот. Встречные трамваи также необходимо пропустить.

Наиболее распространенные ошибки при проведении разворота:

  • Разворот производится с проезжей части, а не с трамвайных путей. Хотя за такой маневр законодательно ответственности не предусмотрено, вы значительно повышаете вероятность возникновения аварийной ситуации. В то время как вы начнете разворот, вы рискуете совершить столкновение с автомобилем, движущимся по трамвайным путям.
  • Разворот производится со встречных трамвайных путей. Здесь имеет место грубое нарушение п. 9.6. ПДД, а именно: «выезд и движение на трамвайные пути встречного направления».
  • При выезде на трамвайные пути встречного направления транспортное средство оказалось не перпендикулярно им (путям). В данном случае, маневр может быть представлен сотрудниками ГИБДД в качестве выезда на трамвайные пути встречного направления, и повлечь за собой штраф.
  • При развороте по левую сторону относительно движения припаркованы машины. В данном случае поворот стоит начинать, когда «носы» вашей машины и припаркованного автомобиля находятся на одной линии, подобная постановка, в условиях ограниченного пространства, позволит избежать столкновения с припаркованными транспортными средствами.

ДТП на трамвайных путях

В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.

Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.

Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.

Основа основ

Главное, что написано в правилах выполнения разворота: его всегда нужно начинать с крайней полосы. При повороте налево или направо вы и так должны занять одноимённую крайнюю полосу. Но при развороте вы должны занять самое крайнее положение в этой полосе. Этот пункт, если вдуматься, весьма логичен. Люди, не понаслышке знакомые с дорожной обстановкой в нашей стране, понимающе кивнут головой. Если вы просто встанете, скажем, в левую полосу, оставив немного места до её края, то какой-нибудь лихач, объезжающий поток по встречной полосе, совершенно спокойно это место займёт. Вы потеряете время, пока он будет убирать с вашего пути свою машину, можете пропустить момент для разворота, на перекрёстке это может вас серьёзно задержать и следующего просвета вы можете ждать ещё долго. Помимо «гонщика», вы можете получить и другой сценарий. Скажем, на свободный участок между вашим боком и разметкой может заехать мотоциклист, которого вы наверняка услышите, и бесшумный велосипедист. Второй страшнее; если вы его не заметили, например, он как раз попал в «мёртвую зону» вашего зеркала, и начнёте выполнять разворот на дороге, правила его выполнения, которые вы не соблюли в полной мере, не помогут предотвратить аварию. Поэтому будьте внимательны и максимально близко «прижимайтесь» к краю полосы.

Обратите внимание, что, даже если разметка и знаки позволяют выполнить поворот с двух и более полос, правильный разворот на перекрёстке выполняется только и исключительно из крайнего положения крайней полосы. Для поворота возможны исключения, например, когда вы управляете автомобилем с прицепом и прицеп при такой траектории попадает на тротуар или на встречную полосу

В этом случае ПДД оставляет за водителем право немного отступить от требований. Но конечно, в пределах здравого смысла.

Изображение разрешенного разворота на перекрёстке

Что касается траектории как таковой, правила выполнения разворота о ней явно ничего не говорят. Нет даже рекомендаций. Вопрос должен решаться на усмотрение водителей в каждой конкретной ситуации.

Если задумываться о вариативности, то этот подход также очень логичен. Например, при развороте на Т-образном перекрёстке водитель не сможет выбрать очень широкую траекторию, ему придётся проводить манёвр в условиях ограниченного пространства. При этом разворот на многополосной дороге предоставляет больше альтернатив. Здравый смысл подсказывает, что кратчайший путь будет самым безопасным, но иногда ситуация на дороге требует контринтуитивных решений.

Рассмотрим ситуацию, когда на перекрёстке выполняют разворот сразу два встречных автомобиля. Если они оба выберут широкую траекторию, то их пути пересекутся. Они будут пропускать друг друга, а в этом случае недопонимание практически неизбежно. При суженной траектории с обеих сторон разворот на перекрёстке пройдёт без осложнений и препятствий. Казалось бы, пример иллюстрирует как раз обратное тому, ради чего мы его приводим, но допустим, что у второго автомобиля есть прицеп. Ситуация обретает другую грань: слишком узкий радиус разворота для такой машины создаст аварийную ситуацию. Поэтому один из водителей должен будет выбрать узкий радиус, тогда как второму придётся расширять траекторию. Рекомендаций, как мы уже сказали выше, нет, но если возможно — старайтесь оставлять для других водителей пространство на дороге. Разумеется, выполнять разворот на дороге вы должны тогда, когда ваше действие не создаст никому из участников движения препятствий.

По факту, единственное ограничение при развороте на перекрёстке касается разметки на нём. При наличии линий разметки манёвр будет связан с кратковременным пребыванием на встречной полосе. Чтобы было понятнее, о чём речь, представьте дорогу с разделительной полосой, в месте пересечения которой разрешён правилами поворот налево и разворот. В этом самом «просвете» может быть разметка, она разделяет встречные потоки автомобилей. Так вот правильный разворот на перекрёстке вроде этого выполняется по траектории, удалённой от аверса поворота. Это та самая контринтуитивность, о которой мы упоминали. Формально в ПДД об этом не сказано, но иная траектория будет считаться выездом на встречную полосу и ДПС не преминет вам об этом рассказать. Так что будьте внимательны!

В каких случаях запрещено

Запрещается осуществлять движение:

  • если трамвайная линия – встречная;
  • в случае, когда рельсы расположены не на одном уровне с автомобильной дорогой, то есть находятся либо ниже, либо выше автодороги;
  • если наличествуют свободные автомобильные полосы, трамвайную линию занимать нельзя;
  • если создаются неоправданные помехи для беспрепятственного движения трамвая;
  • запрещена и езда по трамвайным линиям через перекресток, если перед ним стоят 5.15.1. или 5.15.2.;

также не позволяется исполнять левый поворот или разворот, если наличествуют 5.15.1. или 5.15.2., свидетельствующие о необходимости осуществлять данные маневры именно с автомобильных полос.

Разворот на трамвайных путях по ПДД

Сразу отметим, что Правила допускают осуществлять разворот как на перекрестках, так и вне таковых. В отношении трамвайных линий не сделано каких-либо особых исключений – с них можно делать разворот как на перекрестке, так и вне него.

Чтобы развернуться с использованием трамвайных рельсов на регулируемом перекрестке, необходимо:

  1. Определить, что перекресток действительно регулируемый – то есть работает светофор или на нем находится регулировщик (п. 13.3. Правил).
  2. Определить, можно ли совершить маневр в задуманном месте и не стоит ли запрет (места, где нельзя осуществлять разворот, указаны в п. 8.11. Правил).
  3. Посмотреть, нет ли знаков или разметки, запрещающих осуществление задуманного маневра.
  4. Понять, поставлены ли до перекрестка 5.15.1. или 5.15.2. (либо же есть разметка 1.18.) – если да, на рельсы перестраиваться не следует – разворот нужно сделать с той полосы, с которой это позволяет знак или разметка.
  5. Далее необходимо выполнить требования аб. 2 п. 8.5. Правил – а именно установить, находятся ли трамвайные линии на одном уровне с автодорогой, не будут ли созданы помехи трамваю и др.
  6. Если все в порядке, следует перестроиться на попутные рельсы, подав соответствующий сигнал поворотником (п. 8.1. Правил) или рукой.
  7. Остановиться перед линией “Стоп” или светофором и дождаться включения зеленого сигнала.
  8. Пропустить тех, кто на перекрестке будет двигаться прямо и направо (п. 13.4. Правил), а также пропустить трамвай, движущийся также на зеленый свет, вне зависимости от направления его движения.
  9. Наконец, исполнить маневр (желательно по траектории, которая показана на рисунке, то есть практически под углом 90 градусов).

Общий порядок действий:

Определить, что перекресток действительно нерегулируемый, то есть нет регулировщика, отсутствует или не работает светофор.
Выполнить пункты 2 – 6 из предыдущего случая.
Определить, по какой дороге движется автолюбитель – по главной, второстепенной или равнозначной.
Если автомобилист находится на главной, перед разворотом ему нужно пропустить тех, кто тоже на главной, и движется прямо или направо (п. 13.12

Правил), а также трамвай, если он тоже на главной дороге (куда трамвай будет поворачивать, неважно – уступить придется в любом случае).
Если автолюбитель движется по второстепенной, помимо необходимости уступить тем, кто на главной (и трамваю, находящемуся на главной, в том числе), нужно уступить тем, кто тоже на второстепенной и движется в прямом направлении или направо (трамваю уступить нужно вне зависимости от направления).
Если водитель на перекрестке равнозначных дорог, то есть отсутствуют какие-либо знаки приоритета, необходимо воспользоваться правилом “помеха справа” (п. 13.11

Правил), а еще пропустить трамвай, вне зависимости от направления его езды и откуда он едет.
Наконец, завершить маневр по наиболее безопасной траектории (рисунок приведен выше).

Вне перекрестка

Разворот не на перекрестке с использованием трамвайных линий должен осуществляться при условии выполнения всех тех же требований, то есть:

  • пути находятся слева;
  • на одном уровне с автомобильной дорогой;
  • поблизости отсутствует попутный трамвай, или он поблизости, но совершение маневра не создаст для него помех;
  • отсутствуют 5.15.1. и 5.15.2, гласящие о необходимости совершать маневр с автомобильных полос.

Однако, в отличие от перекрестка, где осуществлять разворот необходимо только после включения “зеленого” и пропуска встречных машин, движущихся прямо и направо (на регулируемых), или тех, кто на главной (вне зависимости от направления) и второстепенной (прямо и направо) (на нерегулируемых), разворот вне перекрестка осуществляется куда проще.

Водителю всего лишь необходимо соблюсти требования п. 8.8. Правил, предписывающего уступить дорогу:

  • встречным ТС (здесь также, вероятно, подразумевается и обязанность уступить дорогу встречному трамваю, ведь маневр будет осуществляться, в том числе, и с пересечением встречной трамвайной линии);
  • и трамваю попутного направления.

Есть и еще один момент – в отличие от перекрестков, вне них разворот может осуществляться не обязательно с крайнего левого ряда – допускается даже с правой обочины, если габариты ТС или ширина автодороги не позволяют исполнить маневр с левого ряда. Об этом гласит аб. 2 п. 8.8. Правил.

В представленном случае, водителю, помимо встречных ТС и попутного рельсового транспорта, придется уступить дорогу еще и попутным механическим ТС.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой. Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай

Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Разворот на рельсах и обгон

Отдельно Правила дорожного движения регламентируют поведение других транспортных средств при развороте на рельсах и обгон друг друга во время нахождения на рельсовых путях.

Разворот через трамвайные пути вне перекрёстка совершается при соблюдении предварительных условий. Правилами предписывается совершение разворотного манёвра на путях с рельсами. Обязательным условием совершения манёвра является отсутствие над ними указателей, показывающих разрешённое направление, если рельсы не отделены сплошной разметкой, а также соблюдаются все другие условия безопасного разворота.

Непосредственно езда по самим рельсам трамвая запрещена. Разрешается только перестроение к попутным рельсам. Затем следует пересечение попутной колеи и полное завершение манёвра.

При интенсивной езде по городу нередко можно наблюдать ситуацию, в которой автомобиль следует за едущим трамваем. Вскоре наступает момент, когда ему необходимо обогнать объект. Для осуществления манёвра придётся выезжать на колею со встречным трамвайным потоком, что категорически запрещено правилами.

Проезжая перекрёсток, где машины едут только прямо, поворот налево и разворотные манёвры осуществляются только с полос для перемещения безрельсовых транспортных средств. Другие ситуации на перекрёстках с рельсовыми путями при разворотах и левых поворотах требуют перестроения к рельсам и дальнейшего продолжения манёвра с них, как указано выше.

Сначала водитель обязан убедиться в безопасности осуществления манёвра. Всегда необходимо помнить о преимуществе трамвая. Прежде пропускается рельсовое транспортное средство, потом можно проезжать самому. Исключение – трамвай едет на дополнительную зелёную стрелку. Колёсное транспортное средство совершает манёвр на основной зелёный свет.

При интенсивном городском движении редкий водитель автомашины может видеть, на какой сигнал проезжает трамвай. Лучше всего взять за правило всегда пропускать трамвай, а потом проезжать автомобилем.

Другие исключения: если трамвай на нерегулируемом перекрёстке неравнозначных дорог идёт по второстепенной, он пропускает автомобиль, идущий по главной. Выезжая из депо, трамвай обязан пропустить все колёсные транспортные средства. Здесь явное преимущество автомобильного транспорта – главная дорога.

Post Views: 8

Что говорится в ПДД

Главный закон движения – чтобы другим было комфортно. Это по-простому. Если по закону, то надо обратиться к пункту 9.6 ПДД, где написано, что езда разрешается по рельсам только  того же направления, в каком движется водитель (что логично), если все другие полосы заняты машинами и при этом не нарушается пункт 8.5 ПДД.

ПДД — движение по трамвайным путям, где разрешено, а где запрещено? Смотрите видео:

Также рельсы должны быть размещены не ниже, и не выше дороги. Кроме того, допускается опережение. Но это не обгон.

В чем же отличие? Обгон – это опережение, где водитель выезжает на встречную полосу, а потом возвращается туда, где был. Мы уже знаем, что по встречным рельсам ехать запрещено. В общем, опережение – это общий случай. Обгон – частный.

Когда езда по трамвайным путям разрешена

Итак, давайте перечислим моменты, когда ПДД допускает движение по трамвайным путям:

  1. Рельсы располагаются слева от дороги. При этом автомобиль должен двигаться по самой левой полосе. Если он находится где-то посредине, то предварительно ему нужно перестроиться на нее и далее двигаться по ней.
  2. Трамвайные рельсы должны быть размещены на одном уровне с дорогой, по которой движется автомобиль. Так обозначаются места, в которых разрешено проезжать для поворота. Обычно такие зоны есть на переходах или в зонах активного движения машин.
  3. Двигаться надо по попутным рельсам. То есть, держаться правой стороны.

Трамвайные рельсы могут использоваться, чтобы ехать прямо при условии, что все  полосы заняты, для поворота или чтобы развернуться с дальнейшей поездкой в обратном направлении.

Знаки разметки. Фото: fb.ru

Когда движение по трамвайным рельсам запрещено

Таких ситуаций значительно больше. Можно сказать: все, что не разрешено, запрещено. А именно:

  1. Если трамвайные пути находятся справа.
  2. Рельсы находятся над или под уровнем дороги. В этом случае они считаются разделительной полосой.
  3. Выезд на встречную. В таком случае велика вероятность лишения прав, если его заметят или он окажется виновником ДТП.
  4. Некоторые дорожные знаки также запрещают езду по трамвайным рельсам.
  5. Нельзя разворачиваться на железнодорожных переездах, в местах, где видимость меньше ста метров, на остановках любого общественного транспорта, в том числе, и маршрутных такси, на мостах и под мостами, на зебрах и в тоннелях.

Движение прямо

Что касается движения прямо, все описано выше. Если ТС едет по встречке, то это нарушение. Таким образом, надо двигаться с правой стороны, в направлении движения трамвая.

Значительно сложнее езда на перекрестках, где есть рельсы. Если рельсы располагаются на уровне с проезжей частью, то  на них разрешено заезжать, а в ряде случаев – это необходимо.

При этом надо ориентироваться на п. 8.5 и 9.6 ПДД.

Там указано, что двигаться по рельсам прямо можно лишь в  случае, если не стоят знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие на то, в каком направлении рекомендуется движение.

Правила движение по трамвайным путям. Фото: cf.ppt-online.org

Спрашивается, а когда это надо? Например, если вам надо срочно ехать на работу, а пробка образовалась в самый неподходящий момент. В этом случае допускается движение по рельсам даже на перекрестке, если нет указанных выше ограничений.

На регулируемом перекрестке ориентируемся на п. 13.6 ПДД.

В нем говорится, что если светофор разрешает проезд одновременно и трамваю, и автомобилю, то последний должен пропустить первого.

Но если трамвай выполняет поворот, ориентируясь на зеленую  стрелку в дополнительной секции, которая загорается вместе с желтым или красным, то приоритет отдается водителю ТС.

Как поворачивать налево через рельсы

Правила поворота по всем ПДД, в целом, одинаковы. Есть момент, трамвайные пути считаются крайней левой полосой. Но это лишь в случае, если нет сплошной линии разметки возле трамвайных путей.

Здесь нужно быть внимательным, потому что многие водители ее не замечают. А это грозит в лучшем случае штрафом.

Правила следующие:

  • Необходимо удостовериться, что нет разметки или знаков, запрещающих езду.
  • Убедитесь, что рельсы располагаются слева и не выше, и не ниже машины.
  • Если есть попутные трамваи, уступаем им дорогу и перестраиваемся на рельсы этого направления.
  • И только после этого начинаем разворот с включенным поворотником. При этом внимательно смотрим за тем, нет ли трамваев,  как с одной, так и с другой стороны.
    Если по пути оказывается встречный трамвай, его необходимо пропустить.

Как правильно осуществлять движение с выездом на трамвайные пути? Советы автоинструктора в этом видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector