Категории и подкатегории водительских прав в 2021
Содержание:
Как сдать экзамен на категорию C
Перед тем, как сдать экзамен в ГИБДД, необходимо собрать пакет необходимых документов и оплатить госпошлину.
Первым всегда сдают теоретическую часть, состоящую из 20-ти вопросов. Экзамен считается зачетным, если экзаменуемый ответил на 18 вопросов из 20-ти. Получается, что можно допустить всего лишь 2 ошибки, иначе придется снова заниматься и идти на пересдачу экзамена.
За теоретическим сразу идет практический экзамен, где проверяются навыки вождения на площадке. Здесь необходимо показать все свои навыки в управлении грузовыми машинами, в том числе умение трогаться с места, останавливаться на крутом подъеме, а затем вновь начинать движение, совершать параллельную парковку, повернуть на 90 градусов, сделать змейку, правильно развернуться, заехать в бокс. Если эта дистанция будет пройдена, то вас допустят к сдаче экзамена на дорогах в условиях города.
Зачет будет получен лишь в том случае, если экзаменуемый не допустит нарушений ПДД.
Если экзамен не сдан: можно ли пересдать
Пересдать экзамен, конечно же, разрешается, но при этом установлены особе сроки. Что касается теории, то пересдать ее можно уже через неделю. И так каждый раз после очередного провала, т.к. количество попыток ограничений не имеет.
Совсем другое отношение складывается к пересдаче практического вождения:
- через неделю можно сделать первую попытку пересдать экзамен;
- таких попыток может быть ровно 3 через каждые 7 дней, затем ужесточаются меры, и каждую попытку можно будет демонстрировать 1 раз/в месяц;
- если в течение 6-ти мес. водитель не сдаст практическое вождение, он будет направлен на пересдачу теоретического экзамена.
Не получилось сдать экзамен для получения категории С с первого раза, у вас есть вторая попытка через 7 дней. Это значит, что вам дается время на подготовку. Вновь просмотрите все билеты, проработайте их хорошенько, особенно те, которые вы не очень хорошо знаете. Возьмите дополнительные уроки вождения.
Получение прав категории B1, B и BE
Разумеется, для начала необходимо завершить стандартное обучение в автошколе. В ходе занятий будущим водителям преподается теория Правил дорожного движения. Ученики узнают о поведении водителя в потоке других машин, учатся различать дорожные знаки и рассматривают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть в пути.
Для получения прав категории B, вы должны досконально изучить методы управления легковым автомобилем, включая:
- грамотную парковку в местах, отведенных для стоянки;
- выполнение всевозможных маневров на светофоре;
- методы объезда различных транспортных средств (автобусов, седельных тягачей с полуприцепами) и спецтехники, а также прочие правила перестройки в потоке;
- варианты пропуска вперед спецтранспорта (карет скорой помощи, инкассаторских экипажей, машин пожарной охраны и прочего).
Во время обучения на права категории B особое внимание уделяется практическим занятиям. Сначала они проводятся на специально оборудованном полигоне с имитацией городского трафика
При успешном прохождении ряда тестов водитель допускается к управлению машиной на дороге в реальных условиях под надзором инструктора.
Если вам нужна категория BE, то в ходе обучения вы учитесь выполнять маневры при сцепленном прицепе, а также управлять легковым автомобилем при повышенной нагрузке. Это очень важные знания, поскольку они помогают избежать аварийных ситуаций на дороге.
Если вам нужна категория B1, обучение будет вестись с уклоном на управление малогабаритным ТС. Обучение в автошколе завершается экзаменом, при успешной сдаче которого вы получаете права на вождение ТС.
Экзамен в автошколе разделяется на 3 основных этапа:
- Проверку теоретических знаний. Ученик решает специально подготовленные компьютерные тесты и отвечает на 20 экзаменационных вопросов. К данной части необходимо подготовиться основательно, поскольку при неправильном ответе хотя бы на 1 вопрос экзаменатор имеет право задать 5 дополнительных вопросов. И если вы на них не ответите, экзамен не будет засчитан.
- Езда по автодрому. Под надзором экзаменатора ученик выполняет всевозможные задания. Это могут быть заезд в бокс, параллельная парковка, проезд по перекрестку, грамотная остановка на подъеме/спуске, и многие другие упражнения.
- Тесты на дороге. Это наиболее сложный этап, поскольку экзамен проходит в реальных условиях. По выбору ученика предоставляется ТС как с МКПП, так и с АКПП. При выдаче прав указывается тип трансмиссии, поэтому необходимо заранее определиться с выбором КПП.
Получить водительские права категории BE можно только с 19 лет, а B и B1 – с 18 лет. Все перечисленные категории прав подразумевают обязательное прохождение медицинского осмотра. Квалифицированный персонал должен выдать заключение о том, что состояние здоровье человека позволяет ему управлять данным транспортным средством.
Возможности водителя, получившего категорию «B1»
Появление новых видов машин и средств передвижения заставляет каждый раз задуматься, к какой категории их отнести. Определяется это по характеристикам и возможностям конкретного транспортного средства. Новые модели транспорта – трициклы и квадрициклы нельзя отнести к категории «А», так как они существенно отличаются по внешнему виду и функционалу.
Трициклы и квадрициклы часто приобретают популярность у молодёжи, которая не окончила специализированных курсов и не знает полного списка дорожных правил, соответственно никаких экзаменов не сдавали и официальных документов не получали. Это очень сильно подрывает безопасность окружающих и владельцев другого транспорта.
Данные машины были отнесены к подкатегории «В1». Их характеристики практически идентичны характеристикам легкового автомобиля. Как и для всех, введены общие правила. Они подразумевают идентичный алгоритм получения прав, то есть записаться в автошколу, прослушать теоретический курс и пройти необходимое количество часов практики на автодроме и в городе. После чего будет назначен внутренний и внешний экзамен.
Возрастной ценз для подкатегории – 18 лет. Наличие оплаченной госпошлины и пройденной медкомиссии обязательно. Это общие требования для всех водителей.
Если в правах имеется отметка категории «В», то разрешается управлять:
- трициклом, если максимальный объём его двигателя превышает 50 лёгким квадрициклом, масса которого достигает 350 кг, а скорость не более 50 км/час;
- квадрициклом, если его максимальная масса не более 400 кг, при этом мощность двигателя составит не более 15 кВт;
- его грузовой моделью, масса которой менее 550 кг.
- квадрициклами, вес которых в пределах 400 кг и силовым агрегатом, мощность которого достигает 15 кВт или грузовыми моделями, вес которых не более 550 килограмм.
Спец. отметки
В новых образцах прав появились новые отметки и обозначения на английском языке. Это аббревиатуры и сокращения английских фраз. Они рассказывают владельцу о некоторых нюансах открытой для него водительской категории
Например, владельцу прав подкатегории «В1» нужно обратить внимание на пункт 12. Здесь могут быть обозначены следующие аббревиатуры: «AS», «MS» или «ML»
Как понять, что они означают?
Каждая имеет свою расшифровку. Так отметка «AS» или Automotive Steering в переводе с английского «автомобильный тип управления» присваивается только владельцам прав с открытой категорией «А» или «В», если открыты обе категории, то отметка отсутствует. Присваивается данный знак владельцам прав, которые будут управлять транспортным средством с автомобильным типом руля и посадки.
Следующая распространённая отметка «MS» или Motorcycle Steering. В переводе с английского «мотоциклетный тип управления». Эта отметка проставляется владельцам тех прав, которые будут управлять квадрициклами, трициклами или мотоциклами, которым присущ мотоциклетный вид посадки и руля.
Отметка «ML» – категория открыта гражданину с особенностями здоровья и некоторыми ограничениями в связи с медицинскими противопоказаниями.
Последствия отсутствия необходимой отметки
Перед тем получить оплату за курсы вождения в любом учебном учреждении, менеджеры и владельцы обязаны объяснить все особенности возможных для получения категорий и подкатегорий прав, открытых для абитуриента. В зависимости от выбранной категории или подкатегории для обучения, будет отличаться стоимость и срок, в течение которого будет преподаваться курс. Отличается так же и стоимость госпошлины при получении прав.
Возникают сложности с открытием подкатегорий у тех лиц, которые уже имеют определённый водительский стаж, но права у них старого образца и все категории ещё не расписаны, к ним же можно отнести людей, получающих дубликат старого удостоверения
При выдаче прав, владелец не обращает внимание на открытые категории и новые обозначения, что приводит к непониманию между сотрудником ДПС и водителем
Находясь за рулём транспортного средства, которое не соответствует одной из открытых категорий или подкатегорий, водитель может быть наказан посредством административного штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Машина изымается и направляется на штраф-стоянку до выяснения обстоятельств. Данное нарушение может быть приравнено к управлению транспортным средством без прав.
В случае эвакуации машины оплачивается не только штраф, но и стоимость транспортировки и нахождение на стоянке автомобиля до обращения владельцем за ним.
Обязательное обучение на подкатегорию «B1» обязывает проходить курсы и сдавать экзамены тех, кто ранее управлял машиной без прав и знаний. В основном эти машины использовались как игрушки, часто принося материальный ущерб и вред здоровью окружающих.
Как сдать на категорию Е
Открытие данной категории предполагает теоретическую подготовку, практику вождения грузовика с прицепом под контролем инструктора, и сдачу финального экзамена с участием сотрудников ГАИ.
Обучение
Чтобы успешно сдать на права категории Е, прежде всего необходима твердая теоретическая база. Осваивать информацию можно как самостоятельно, приобретя билеты и подобрав к вопросам соответствующую литературу (и билеты, и учебники можно найти в электронном виде в Интернете), так и под руководством опытного специалиста, или же в составе учебной группы специализированной автошколы. Обучение платное. Сумма оплаты зависит от автошколы и региона. Например, в Москве цены колеблются в районе 25 тыс. рублей.
Подготовка к экзамену
Теоретическая часть включает в себя овладение знаниями об устройстве прицепов различных типов, их допустимой грузоподъемности, проходимости, устройство прицепных механизмов, методику агрегатирования, включая сцепку транспортных средств с тягачом.
Отдельно рассматриваются вопросы передачи пневматического или гидравлического усилия на тормозную систему прицепа, повторения сигнальных огней головной машины: правила их подсоединения, диагностики и ремонта в дорожных условиях.
Водительское удостоверение категории Е предусматривает также знание основ первой медицинской помощи и умение ее оказывать в дороге, используя подручные средства и препараты, входящие в штатную аптечку тягача с прицепом.
Обязательным также является практическая тренировка вождения автопоездов. Это происходит под руководством и контролем опытного инструктора, на специально выделенном для учебных целей полигоне. Практика вождения включает в себя определенное количество часов, и является чрезвычайно ценным опытом для будущего профессионала.
В рамках тренировки водитель не только начинает «чувствовать прицеп», но и учится безошибочно выполнять перестроения и манёвры. Опытный руководитель подскажет, как проезжать перекресток с многометровым прицепом-фурой, как, сдавая задом, не давать прицепу выворачиваться, объяснит допустимые для разных масс, высот и сцепки скорости вхождения в поворот.
Подготовка к экзамену должна включать в себя и сбор необходимых документов, которые потребуются для его сдачи. Бывает так, что в силу различных причин прохождение медкомиссии затягивается на длительное время, и кандидат на сдачу экзамена может попросту не успеть. О том, какие бумаги нужно готовить, читайте далее.
Документы
Как мы ранее говорили, обязательно потребуется медицинская справка о состоянии здоровья. Она имеет свой срок действия – три года. Понадобится также выписка из трудовой книжки, если экзаменуемый на категорию Е работает по профилю, или же документы на право собственности на автомобиль нужного класса.
Заметим, что водительский стаж 12 месяцев считается достаточным на момент сдачи экзамена. Однако пройти обучение можно и раньше этого срока. На экзамене Вам, естественно, придется предъявить паспорт, водительские права и личную карточку водителя.
Сдача экзамена
Экзамен проводится в присутствии сотрудника ГИБДД. Для тех, кто сдает на категории ВЕ и СЕ, теоретическая часть не предусмотрена. Претенденты на категорию DE, учитывая специфику пассажирских перевозок, сдают экзамен на умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии.
Практическая часть для желающих получить категорию Е, включает два этапа. Первый – выполняется на автодроме, где водитель показывает умение проходить повороты, маневрировать, разворачиваться, парковаться на специально размеченных трассах. Убедившись, что шофер готов к вождению, приступают ко второй фазе сдачи – вождение в реальных условиях: на улицах города и скоростных автомагистралях.
В случае несдачи экзамена с первого раза, кандидат получает об этом письменный документ. Повторно пройти тестирование можно через неделю.
Категории водительских прав
В 2019 году в список категорий транспортных средств внесены поправки с целью улучшения безопасности движения: теперь в списке содержать 7 основных и 4 вспомогательные категории ТС. В обозначениях вспомогательных подкатегорий к литерам добавляются цифры.
Основные категории транспорта
- A – дает право на управление любыми видами мотоциклов, в том числе с колясками, имеющими объем двигателя больше 125 см³, а также другими видами мототехники с тремя или четырьмя колесами, имеющими снаряженный вес не более 400 кг.
- B – дает право на управление легковыми автомобилями, имеющими суммарную массу до 3.5 тонн, способными перевозить не более 8 человек (в том числе микроавтобусы, легкие грузовики и внедорожники). Прицеп для легкового автомобиля не должен превышать 750 кг, а суммарный вес автомобиля с прицепом должен быть не более 3.5 тонн.
- C- категория для управления грузовиками массой более 3.5 тонн. Разрешен прицеп весом не более 750 кг.
- D – дает право на управление автобусами, перевозящими более 8 человек (кроме водителя), грузовыми машинами с прицепом общим весом более 750 кг. Каких либо ограничений по массе и конструкции транспорта нет.
- BE, CE и DE – введены вместо отменены категории E, и дают право на управление транспортными средствами В, C и D с прицепами без ограничений по массе.
- Tb, Tm – категории для водителей трамваев и троллейбусов. Ранее допуск просто указывался в графе «Особые отметки», но теперь под эти виды транспорта созданы отдельные категории.
- M – введена в 2014 году в дополнении к категории А и дает разрешение на управление скутерами и мопедами с объемом двигателя до 50 см³, которые по своим техническим данным не попадают в А. Когда вы получаете водительское удостоверение, отметка М ставится автоматически.
Дополнительные подкатегории транспорта
Дополнительные подкатегории устанавливают некоторые ограничения на право управления транспортом основных категорий и расширяют их толкование:
- A1 – ограничение на управление тяжелыми мотоциклами (разрешены только легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³).
- B1 – разрешение управлять мототранспортом с 3 или 4 колесами, имеющим объем двигателя более 50 см³, и автомобилями с разными вариантами управления (мини-тракторы и квадроциклы, на которые надо получить права тракториста, имеющие мотоциклетный мотор и мото- или авторулевое управление с ручным или ножным переключением передач).
- C1 – ограничение на право вождения грузовиков с массой до 7.5 тонн и прицепом с массой до 750 кг.
- C1E – как и в подкатегории C1, ограничивает общий вес транспорта с прицепом 12 тоннами, а вес прицепа не может быть более 7.5 тонн.
- D1 – разрешение на управление автомобилями с количеством 8-16 человек и прицепом с весом не более 750 кг.
- D1E – как в категории D1, ограничивает право управления пассажирскими автомобилями с прицепом общей массой не более 12 тонн (прицеп не может весить больше автомобиля).
При использовании дополнительных категорий, водителям следует обращать внимание на следующие нюансы:
- D1E отличается от D1 тем, что разрешает управление автобусами, сочлененными из двух половин, и не ограничивает массу прицепа.
- D1 отличается от D1E только ограничением по весу допустимого грузового прицепного устройства.
- C1 и C1E, как и D1 с D1E допускают одинаковые требования к прицепам, и отличаются только по виду разрешенного транспорта (грузовой автомобиль и пассажирский автобус).
Получить право на управление определенной категорией транспортных средств можно только после прохождения обучения в автошколах и сдачи экзаменов в ГИБДД. При необходимости, автолюбитель может открыть новые категории и расширить доступ к управлению разными видами транспортных средств, пройдя переаттестацию и сдав экзамен по вождению. В этом случае выдается новое водительское удостоверение с новыми отметками о допусках к управлению ТС.
Для получения водительских прав установлены возрастные ограничения, в зависимости от типа транспорта.
- С 16 лет выдаются права на управление скутерами и мопедами;
- для управления легковыми и грузовыми авто необходимо достичь возраста 18 лет;
- управлять пассажирским транспортом можно с 21 года.
Некоторые категории, например BE, CE, DE открываются водителям, которые имеют стаж вождения от 1 года. Обучение могут проходить лица, не достигшие требуемого возраста для получения соответствующих прав, а права получают после того, как достигнут требуемого возраста.
Отметки об ограничениях водительского удостоверения
В разделе 12 водительского удостоверения указываются имеющиеся ограничения в действии удостоверения в отношении соответствующих категорий, подкатегорий транспортных средств. В случае, если владельцу удостоверения предоставлено право управления транспортными средствами соответствующих категорий и (или) подкатегорий только с автоматической трансмиссией, в данном разделе проставляется отметка “АТ”.
При наличии в водительском удостоверении категории “A” и отсутствии категории “B” в разделе 12 для подкатегории “B1” проставляется отметка “MS”, подтверждающая право на управление транспортными средствами подкатегории “B1” только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
При наличии в водительском удостоверении категории “B” и отсутствии категории “A” в разделе 12 для подкатегории “B1” проставляется отметка “AS”, подтверждающая наличие ограничений к управлению транспортными средствами подкатегории “B1” с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
При наличии в водительском удостоверении категорий “A” и “B” в разделе 12 для подкатегории “B1” отметки не проставляются.
В случае наличия у владельца удостоверения медицинских ограничений к управлению транспортным средством категории “M” в разделе 12 проставляется отметка “ML”, подтверждающая наличие медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории “M”.
Общие ограничения в действии водительского удостоверения в отношении всех категорий и подкатегорий транспортных средств, являющиеся медицинскими показаниями к управлению транспортным средством, в разделе 14 указываются в кодированном виде:
MC – медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением;
AT – медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией;
APS – медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой;
GCL – медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения;
HA/CF – медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха.
Ответственность
Трициклы и квадрициклы должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД, иметь ПТС. Для их управления обязательна категория В1. Если есть специальные пометки, то их надо соблюдать. Кодировки могут стоять напротив открытой категории, в графе 12, либо могут относиться ко всем сразу, тогда им место в графе 14.
Сев за руль транспортного средства, не относящегося к открытой в правах категории, водитель рискует попасть под штрафные санкции.
Если сотрудник ГАИ остановит человека, сидящего за рулём неподходящего транспорта, будет:
- составлен протокол;
- наложен штраф.
Езда в несоответствии с открытыми категориями и специальными отметками расценивается законом как езда без права управления транспортным средством.
Размер штрафа может составлять от 5000 до 15000 руб. в зависимости от тяжести нарушения. Водитель будет отстранён от управления, а ТС отвезут на штрафстоянку. На плечи водителя ляжет обязанность оплаты услуг эвакуатора.
Самые частые нарушения происходили в богатых семьях, где трициклы и квадрициклы расценивали как игрушку для подростков. Подросшие дети садились за руль транспорта, увеличивая тем самым статистику аварий в ГИБДД. По этой причине введена новая категория, особые кодировки и ужесточено наказание. Данные меры призваны дисциплинировать водителей.
Поскольку в последнее время автомобильный рынок активно пополняется новинками, трициклы и квадрициклы всё чаще появляются на дорогах. Хотя данный автотранспорт всё ещё выглядит немного экзотично, власти уже задумались над поддержанием уровня безопасности в ходе дорожного движения. Для того чтобы отсеять водителей, не имеющих соответствующих навыков управления, была разработана новая категория и специальные отметки. Под категорию В1 попадают трициклы и квадрициклы. Не путать квадрицикл и квадроцикл – это разные транспортные средства, регистрируются в разных государственных органах и имеют разный внешний вид. Квадрицикл может иметь кабину, а квадроцикл – нет. Кроме того, они передвигаются по разным дорогам. Для езды по городу подходит только квадрицикл.
С 2016 г. повсеместно выдаются права нового образца.
Новая категория В1 доступна для получения тем, кто:
- достиг возраста 18 лет;
- прошёл обучение в лицензированной автошколе;
- сдал все требуемые экзамены (теоретический и практический) как внутренние, так и в ГАИ;
- пошёл обязательный перед выдачей прав медицинский осмотр.
Если открыты категории В или А, то при смене прав (при утере или истечении срока годности удостоверения) категория В1 будет открыта автоматически, но с определённой пометкой. Если открыта только категория А, то напротив В1 будет стоять пометка «MS», согласно которой водить можно только транспорт с мотоциклетным рулём и посадкой. Если открыта только категория В, то в В1 будет стоять аббревиатура «AS», которая запретит управление мотоциклами.
Если при управлении ТС проигнорировать кодировку, то административное правонарушение будет приравнено к езде без документов и сотрудник ГАИ наложит штраф от 5 до 15 тыс. руб.