Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Содержание:
- Методы проверки
- Смешивать ли антифриз с водой?
- Методы проверки
- Для чего нужна проверка?
- Подделка антифриза: масштаб проблемы
- Как проверить антифриз на качество
- Как проверить антифриз на замерзание?
- Фальсификат, как выявить?
- Какой должен быть уровень антифриза на «холодную» и на «горячую»
- Что такое закрытая система охлаждения и в чем ее преимущества
Методы проверки
Есть несколько вариантов, как можно проверить плотность у антифриза своими руками. Причём такие процедуры легко выполнить в домашних или гаражных условиях.
Перед тем как измерить текущую плотность антифриза, следует определиться с используемым способом. Каждый из них предполагает наличие определённых приспособлений.
Чтобы проверить актуальную плотность антифриза в домашних условиях, можно воспользоваться:
- ареометром;
- рефрактометром;
- народными методами.
При таких измерениях плотности у антифриза автомобилист узнает текущее состояние жидкости и примет решение о дальнейших действиях с ней.
Ареометр
Проще всего проверить текущую плотность залитого или купленного антифриза именно ареометром.
Это доступный прибор для измерения, чётко отражающий значения плотности автомобильного антифриза. Приобрести его можно в любом магазине автозапчастей. Покупка обойдётся в крайне скромную сумму.
Теперь коротко о том, как можно замерить плотность у антифриза с помощью обычного ареометра:
- возьмите прибор в руку;
- погрузите его в ёмкость с жидкостью;
- с помощью груши наберите немного вещества в колбу;
- посмотрите на деление ареометра.
Именно по шкале легко определить актуальную для антифриза текущую плотность.
Если будет холодно или жарко, тогда данные будут некорректными.
Рефрактометр
Есть ещё один вариант, как можно замерить плотность антифриза с помощью специального рефрактометра.
Он прекрасно отображает плотность как зелёного антифриза, так и красного, к примеру. Цвет здесь не играет особой роли, поскольку на плотность антифриза это не влияет.
Чтобы проверить текущую плотность у антифриза, с охлаждающей жидкостью и измерительным прибором следует выполнить такие манипуляции:
- используя винт, расположенный под колпачком устройства, вывести разделительную метку на ноль по воде;
- накапать небольшое количество жидкости на призму;
- навести окуляром резкость;
- считать показания.
Использовать девайс предельно просто. Плюс точность измерений заметно выше. Проблема лишь в том, что далеко не каждый автолюбитель готов тратить такие деньги.
Народный способ
В некоторых случаях проводится проверка параметров плотности у антифриза простым народным способом.
Фактически здесь есть 2 варианта:
- воспользоваться морозилкой;
- оставить ОЖ на улице.
Эксперимент предельно простой. Смысл в том, чтобы взять небольшое количество ОЖ, налить в ёмкость и подвергнуть воздействию низких температур. Если это улица, просто используйте наружный градусник, чтобы точно знать текущую температуру. В морозильных камерах современной бытовой техники есть регулятор.
Тем самым удастся понять, при какой температуре состав кристаллизуется и сколько градусов ниже нуля может выдержать.
Нормальные показатели
Очень важно знать о показателях нормальной плотности антифриза, чтобы отталкиваться от этих значений и делать выводы по результатам измерений. Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться
Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой
Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться. Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой.
Чтобы определить должный уровень, поможет специальная таблица. Она отражает плотность антифриза, такого как G11 или G12, к примеру.
Изготовители жидкостей охлаждения в большинстве своём выпускают составы, плотность которых варьируется в пределах от 1,069 до 1,072 г/см³. Это самый популярный диапазон, позволяющий жидкости не кристаллизоваться до температуры -40 градусов Цельсия.
Но если концентрация будет выше или ниже нормы, тогда есть вероятность замерзания уже при 10–20 градусах Цельсия ниже нуля.
Самым удобным способом считается использование информационной таблицы. Сравнивая параметры, полученные в результате тестирования, с данными из таблицы, можно понять, при какой температуре используемая охлаждающая жидкость замёрзнет.
Содержание этиленгликоля, % | Плотность ОЖ, г/см3 | Температура замерзания, -С |
97,8 | 1,112 | 20 |
93,0 | 1,110 | 30 |
85,4 | 1,104 | 40 |
78,4 | 1,098 | 50 |
72,1 | 1,092 | 60 |
65,3 | 1,086 | 65 |
63,1 | 1,083 | 60 |
58,0 | 1,078 | 50 |
52,6 | 1,071 | 40 |
45,6 | 1,063 | 30 |
36,4 | 1,051 | 20 |
26,4 | 1,034 | 10 |
Смешивать ли антифриз с водой?
Целенаправленно разбавлять антифриз водой для экономии не стоит. Если жалко выливать исправно работающий состав, но его уровень недостаточно высок, то есть смысл добавить отфильтрованную или дистиллированную воду для поддержания объема. Например, если до нормативного уровня не хватает порядка 200 мл. Но можно ли разбавлять антифриз водой, если речь идее о больших объемах недостающего состава? Теоретически можно, однако, как и в случае с совмещением двух антифризов, повышается риск изменения эксплуатационных свойств. Применение воды предпочтительнее в том смысле, что она не ведет к крайним модификациям антифриза с выпадением определенных компонентов в осадок. Тем не менее, при больших пропорциях смешивания она вполне может ослабить антикоррозийные качества и понизить пределы температурной стойкости на 15-20%.
Методы проверки
Есть несколько вариантов, как можно проверить плотность у антифриза своими руками. Причём такие процедуры легко выполнить в домашних или гаражных условиях.
Перед тем как измерить текущую плотность антифриза, следует определиться с используемым способом. Каждый из них предполагает наличие определённых приспособлений.
Чтобы проверить актуальную плотность антифриза в домашних условиях, можно воспользоваться:
При таких измерениях плотности у антифриза автомобилист узнает текущее состояние жидкости и примет решение о дальнейших действиях с ней.
Ареометр
Проще всего проверить текущую плотность залитого или купленного антифриза именно ареометром.
Это доступный прибор для измерения, чётко отражающий значения плотности автомобильного антифриза. Приобрести его можно в любом магазине автозапчастей. Покупка обойдётся в крайне скромную сумму.
Теперь коротко о том, как можно замерить плотность у антифриза с помощью обычного ареометра:
Именно по шкале легко определить актуальную для антифриза текущую плотность.
Если будет холодно или жарко, тогда данные будут некорректными.
Рефрактометр
Есть ещё один вариант, как можно замерить плотность антифриза с помощью специального рефрактометра.
Он прекрасно отображает плотность как зелёного антифриза, так и красного, к примеру. Цвет здесь не играет особой роли, поскольку на плотность антифриза это не влияет.
Чтобы проверить текущую плотность у антифриза, с охлаждающей жидкостью и измерительным прибором следует выполнить такие манипуляции:
Использовать девайс предельно просто. Плюс точность измерений заметно выше. Проблема лишь в том, что далеко не каждый автолюбитель готов тратить такие деньги.
Народный способ
В некоторых случаях проводится проверка параметров плотности у антифриза простым народным способом.
Фактически здесь есть 2 варианта:
Эксперимент предельно простой. Смысл в том, чтобы взять небольшое количество ОЖ, налить в ёмкость и подвергнуть воздействию низких температур. Если это улица, просто используйте наружный градусник, чтобы точно знать текущую температуру. В морозильных камерах современной бытовой техники есть регулятор.
Тем самым удастся понять, при какой температуре состав кристаллизуется и сколько градусов ниже нуля может выдержать.
Нормальные показатели
Очень важно знать о показателях нормальной плотности антифриза, чтобы отталкиваться от этих значений и делать выводы по результатам измерений. Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться
Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой
Опыты показывают, что в зависимости от температуры текущая плотность у антифриза будет меняться. Вопрос лишь в том, какой показатель считается нормой.
Чтобы определить должный уровень, поможет специальная таблица. Она отражает плотность антифриза, такого как G11 или G12, к примеру.
Но если концентрация будет выше или ниже нормы, тогда есть вероятность замерзания уже при 10–20 градусах Цельсия ниже нуля.
Самым удобным способом считается использование информационной таблицы. Сравнивая параметры, полученные в результате тестирования, с данными из таблицы, можно понять, при какой температуре используемая охлаждающая жидкость замёрзнет.
Для чего нужна проверка?
Температурные колебания бывают весьма значительны и на практике разница иногда достигает 150° C. Например, если корпус двигателя в рабочем режиме нагреется до +110° C, а воздух на улице будет 40° C. Естественно вода для этих целей не подойдет, а вот охлаждающая жидкость имеет нужные характеристики.
Своевременная проверка ее уровня является одним из базовых критериев при обслуживании автомобиля. Она необходима для обеспечения следующих параметров:
- Безопасности. Перегрев может стать причиной неожиданной поломки во время движения, что может привести к крайне нежелательным последствиям.
- Экономичности. Эта процедура убережет владельца машины от дорогостоящего ремонта, вызванного преждевременным износом деталей и узлов автомобиля.
- Надежности. В зимнее время эксплуатация современного автомобиля невозможна без антифриза. Недостаточный уровень этой жидкости крайне опасен, неслучайно дословный перевод с английского данного понятия означает «незамерзающий».
Проверять уровень охлаждающей жидкости можно каждый раз, когда есть повод открыть капот. Рекомендуется планово контролировать ее количество, минимум 2 раза в год. Полную замену жидкости делают каждые 2–3 года.
На что влияет уровень охлаждающей жидкости?
Необходимое количество антифриза поддерживает системы автомобиля в оптимальном состоянии. Заявленные производителем характеристики достижимы только при рекомендованном уровне охлаждающей жидкости и напрямую влияют на следующие параметры:
Температуру кипения. Расчетное значение составляет около 110° C. Выше этого значения прогревать двигатель не рекомендуется. Система охлаждения устроена таким образом, что непрерывный проток охлаждающей жидкости по кругу через радиатор и систему каналов силового агрегата поддерживает баланс температур от 60° C до 108° C.
Запуск двигателя
В холодное время года важно, чтобы антифриз был подвижен в системе. Вода при температуре ниже нуля превращается лед, и маршрут ее движения в этом случае будет блокирован, что приведет к перегреву двигателя
Тосол и антифриз в зависимости от марки не замерзает при температуре до — 65° C. В большинстве случаев хватает ресурса охлаждающей жидкости, рассчитанной до ‑40° C;
Работу гидравлической системы трансмиссии. Во многих современных автомобилях с АКПП необходимо поддерживать оптимальную температуру в трансмиссии. Охлаждающая жидкость в данном случае наиболее эффективное решение задачи.
Добавки и присадки в составе охлаждающей жидкости. Они придают ей дополнительные качества, а это, в первую очередь, влияет на антикоррозийные свойства. Кроме того, сбалансированный состав не дает образовываться накипи и обладает смазывающим эффектом.
Сколько антифриза должно быть?
Функции, выполняемые охлаждающей жидкостью, важны и летом, и зимой, поэтому регулярная проверка системы — насущная необходимость. Недостаток или некондиционные качества данной жидкости истощают ресурс двигателя, а в некоторых случаях, приводят к поломке и, как следствие, к дорогостоящему и хлопотному ремонту.
Проверить состояние системы можно в абсолютно любом автомобиле. Мероприятие это несложное, поскольку производители машин обеспечивают беспрепятственный доступ к устройству контроля.
Точная информация об объеме охлаждающей жидкости для конкретной модели указана в паспорте автомобиля. Ее также легко найти в и специализированных таблицах на тематических сайтах или проконсультировавшись с механиком или менеджером по продажам.
Важно помнить такое правило: смешивать разные по составу антифризы не рекомендуется. Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту
В противном случае придется делать полную замену жидкости
Необходимо знать марку своей охлаждающей жидкости, а во всех сомнительных случаях обращаться к специалисту. В противном случае придется делать полную замену жидкости.
Если залит, например, синий антифриз, то доливать красный нельзя.
Но ориентироваться только на цвет тоже не стоит. Разные производители пользуются своими эксклюзивными разработками, при этом совместимость ингредиентов при одинаковом цвете никто не может гарантировать.
Подделка антифриза: масштаб проблемы
Охлаждающая жидкость находится на втором месте (после моторного масла) среди всех технических жидкостей современного автомобиля по объему и частоте замены. Трансмиссионные масла, тормозная и гидравлическая жидкости меняются в меньших объемах и реже.
Поэтому для производителей подделок изготовление столь востребованного продукта — золотая жила. Среди антифризов процент некачественной продукции, несоответствующей ГОСТам, ISO, ТУ и другим нормативным документам, значителен. По некоторым оценкам, антифризы с параметрами, выходящими за рамки требований стандартов, занимают более трети рынка.
Ситуация осложняется еще и тем, что изготовители некачественных антифризов зачастую используют при производстве спирты. В частности — метиловый спирт. Этот компонент дешев, хорошо смешивается с водой и делает жидкость устойчивой к замерзанию. Однако пары метилового спирта обладают высокой летучестью, горючи и в большой концентрации ядовиты для человека.
При разогреве в системе охлаждения пары метилового спирта выходят через клапан сброса давления в пробке расширительного бачка. Помимо того, что пары забираются вместе с воздухом в систему вентиляции салона и понемногу травят водителя и пассажиров, они еще, при достижении определенной концентрации, способны спровоцировать вспышку в подкапотном пространстве.
Как проверить антифриз на качество
Общую проверку антифриза на качество и дальнейшую пригодность к эксплуатации в радиаторе, и системе в целом, можно выполнить используя электронный мультиметр, лакмусовую бумагу, по запаху и наличию осадка.
Проверка антифриза мультиметром
Для проверки непосредственно в системе охлаждения нужно установить шкалу измерения постоянного напряжения в диапазоне 50…300 мВ. После включения мультиметра один его щуп нужно опустить в горловину радиатора либо расширительного бачка так, чтобы он достал до антифриза. Другой щуп приложить к любой зачищенной металлической поверхности на двигателе («масса»). Такая проверка антифриза в машине на качество может дать следующие результаты:
Проверка антифриза мультиметром
- Менее 150 мВ. Это чистый, вполне пригодный к эксплуатации антифриз. Чем меньше значение — тем лучше.
- Диапазон 150…300 мВ. Антифриз нужно менять, поскольку он уже грязный, в нем выработались защитные, смазывающие и антикоррозионные присадки.
- Свыше 300 мВ. Антифриз однозначно под замену, и чем быстрее — тем лучше!
Этот метод проверки антифриза в домашних условиях универсальный, и с его помощью можно анализировать новую и использованную охлаждающую жидкость прежде чем определять его температуру кипения или замерзания. Так как со временем эксплуатации антифриз теряет свои начальные характеристики.
Наличие напряжения между антифризом и корпусом связано с происходящим электролизом. В состав ОЖ входят антикоррозионные присадки, которые устраняют его. По мере износа присадки теряют свои свойства и электролиз увеличивается.
Проверка на ощупь и запах
Новый или уже бывший в использовании антифриз можно просто растереть между указательным и большим пальцем. Более-менее качественный антифриз будет на ощупь напоминать мыльный раствор. Если же антифриз просто как подкрашенная вода — это или подделка или уже потерявшая свойства ОЖ. После такого эксперимента нужно обязательно вымыть руки!
Также можно подогреть антифриз. Если в процессе подогрева вы почувствуете отчетливый запах нашатыря — антифриз поддельный или очень низкого качества. А когда в процессе подогрева в антифризе выпадает осадок, то стоит категорически отказаться от ее использования.
Проверка рН антифриза
Проверка кислотности лакмусовой бумагой
Если вам доступна лакмусовая бумажка, то с ее помощью также можно косвенно проверить состояние антифриза. Для этого нужно поместить тестовую полоску в жидкость и дождаться результат реакции. Оценив цвет бумажки узнаете рН-фактор. В оптимальном варианте бумажка не должна быть ни синего, ни красного цвета. Нормальным значением рН для антифриза принято считать 7…9.
https://www.youtube.com/embed/bzHqlSDoVXA
Как проверить антифриз на замерзание?
Есть несколько способов определения температуры замерзания ОЖ. Рассмотрим подробно каждый из них.
Первый способ
Чтобы проверить температуру замерзания ОЖ вам потребуется:
- термометр;
- аптечный шприц;
- стакан.
Приступим:
- При помощи шприца откачайте из расширительного бачка или упаковки около 100 грамм ОЖ.
- Перелейте ее в стакан и поставьте в морозильную камеру. Вместе с расходным материалом поместите туда термометр.
- Каждые 3-5 минут вам нужно проверять визуально, когда ОЖ начнут мутнеть. В этот момент наступает время начала кристаллизации.
- В тот момент, когда расходный материал начал мутнеть, проверьте температуру ОЖ при помощи термометра.
Второй способ
Устройство для измерения плотности ареометр в разобранном виде
Заключается в то, что нужно измерить плотность расходного вещества при помощи специального прибора и рассчитать температуру начала кристаллизации, используя таблицу. Ареометр можно приобрести в любом автомобильном магазине. Таблица соответствий предоставлена ниже. Проверку следует производить в помещении с температурой 20 градусов тепла. Подождите какое-то время, пока ваш расходный материал не примет эту температуру.
- Откройте крышку расширительного бачка своего транспортного средства.
- Возьмите ареометр и соберите в него немного ОЖ. Чтобы сделать это, опустите пипетку в расширительный бачок и используя так называемую «грушу» заберите столько ОЖ, чтобы поплавок прибора свободно плавал в ней.
- Наглядно по шкале ареометра вам нужно определить концентрацию ОЖ.
- Полученный показатель сравните с приведенной ниже таблицей.
Раствор пропиленгликоля | Начало кристаллизации ОЖ | Плотность при температуре 20˚С | Раствор этиленгликоля | Температура замерзания | Плотностьпри 20˚С |
30% | -13˚С | 1,023 | 30% | -15˚С | 1,038 |
35% | -20˚С | 1,028 | 35% | -20˚С | 1,045 |
40% | -25˚С | 1,032 | 40% | -25˚С | 1,052 |
45% | -30˚С | 1,035 | 45% | -30˚С | 1,058 |
50% | -35˚С | 1,038 | 50% | -35˚С | 1,064 |
55% | -45˚С | 1,040 | 55% | -43˚С | 1,071 |
60% | -55˚С | 1,042 | 60% | -50˚С | 1,077 |
65% | -60˚С | 1,043 | 65% | -60˚С | 1,083 |
70% | -65˚С | 1,044 | 70% | -70˚С | 1,088 |
Помните о том, что все свойства и характеристики расходного материала указаны на этикетке канистры. Поэтому потратьте несколько минут на то, чтобы ознакомиться с ними, чтобы впоследствии у вас не возникало вопросов.
Также уделите время именно выборе ОЖ. Не покупайте расходный материал у непроверенных поставщиков, на сомнительных автомобильных рынках или у торговцев, которые стоят на обочине дороги. Зачастую такие продавцы торгуют некачественной охлаждающей жидкостью, эксплуатация которой ни к чему хорошему не приведет.
Также учтите спецификацию вашего двигателя. Иногда антифриз может просто не подходить мотору или системе охлаждения по своим характеристикам. Следует учитывать требования мотора, поскольку это очень важный момент. В автомобили зарубежного производства тем более категорически не рекомендуется заливать российский «Тосол». Разумеется, технология его изготовления модернизируется, но изначально такой расходный материал рассчитан на отечественные авто.
Фальсификат, как выявить?
При приобретении охладителя в магазине определить некачественный хладоноситель с помощью ареометра не представляется возможным. Уже было замечено, что мошенники готовят технический раствор с помощью некачественной воды, кислот, сахара, соли, исключая этиленгликоль. То есть при измерении прибором плотностной показатель антифриза будет иметь нормальное значение.
Главной проблемой некачественной охлаждающей жидкости является время – с его течением она теряет свои свойства. Пару недель достаточно, чтобы фальсифицированный продукт потерял полезные охлаждающие характеристики.
Чтобы проверить качество хладоносителя, необходимо предварительно испытать его ареометром. Если значение находится на нормальном уровне, то раствор можно залить в машину и покататься 7 дней. По прошествии недели следует сделать повторное тестирование плотности антифриза:
- показания остались на прежнем уровне – все в порядке;
- небольшое отклонение от нормы – следует перепроверить через 7 дней;
- значительное изменение – необходимо слить охлаждающий компонент и внести новую порцию.
Работа транспорта на фальсифицированном антифризе быстро выведет двигательную систему автомобиля из строя.
Таблица плотности антифриза, зависимость температуры замерзания от плотности хладоносителя
У многих автолюбителей периодически возникают трудности с плотностью антифриза. Это происходит из-за утечки охлаждающей жидкости или тосола. Некоторые владельцы автомобилей летом просто добавляют воды, которая замерзает зимой и нарушает работу системы. Чтобы избежать подобных проблем, нужно уметь пользоваться таблицей плотности антифриза и ареометром для её измерения.
Какой должен быть уровень антифриза на «холодную» и на «горячую»
Многие автомобилисты, чтобы узнать уровень антифриза, выполняют диагностику непосредственно после долгой поездки, пока мотор еще не остыл. Однако вы не должны так поступать. Дело в том, что в расширительном баке находится горячий тосол. Если его открыть, можно обжечься, ведь нагретая до высокой температуры жидкость под давлением брызнет наружу. Однако проверять, сколько в баке охлаждающей жидкости, с закрытой крышкой тоже не нужно. Ведь немного тосола циркулирует по системе, а значит, полученные данные будут необъективными.
Чтобы узнать, какой должен быть уровень антифриза в норме, следует выполнить проверку после того, как машина остынет, к примеру утром. Только в этом случае тосол полностью сольется в расширительный бак. Опытные мастера утверждают, что уровень антифриза должен быть средним (отметка расположена между «Min» и «Max»). Когда объем тосола слишком большой, двигатель не будет охлаждаться должным образом, кроме того, помпа быстро выйдет из строя.
Зная, какой должен быть объем охлаждающей жидкости, можно заметить, что тосол расходуется слишком быстро. В этом случае рекомендуется посетить автосервис, чтобы продиагностировать авто. Если пробило прокладку головки блока цилиндров, то из выхлопной трубы должен идти беловатый дым. Если вы заметили этот признак, следует прекратить движение, вызвать эвакуатор и отвезти машину на СТО.
Что такое закрытая система охлаждения и в чем ее преимущества
Закрытой системой называется герметически отделенная от окружающей атмосферы система водяного охлаждения с паровоздушным клапаном. В ней уменьшается испарение воды из радиатора, что Удлиняет сроки работы трактора между доливками воды и уменьшает образование накипи.
При повышении давления в системе более 1,25-1,30 ат открывается паровой клапан, который выпускает избыток образовавшегося пара. При охлаждении системы происходит конденсация пара и уменьшается объем воды. В связи с этим создается разрежение, под действием которого открывается воздушный клапан и давление в системе становится равным атмосферному.
В чем состоят особенности системы охлаждения тракторных двигателей?
Дизели трактора дт 20, Д-108, АМ-01 и 238НБ имеют закрытую систему охлаждения с термостатом. У двигателей Д-108 и 238НБ установлено параллельно по два термостата. Тепловой режим регулируется у тракторного двигателя трактора дт 20 шторкой, а у двигателей Д-108, АМ-01 и 238НБ при помощи жалюзи.
В открытой системе охлаждения двигателей Д-28, Д-48и Д-50 имеется термостат, и тепловой режим регулируется с помощью жалюзи.
У двигателей трактора хтз, СМД-7 и СМД-14 открытая система охлаждения без термостата, и тепловой режим регулируется шторкой. У двигателей трактора дт 20, Д-28, трактора дт 20, Д-50, СМД-7 и СМД-14 водяной насос установлен соосно с вентилятором и приводится во вращение общей ременной передачей от коленчатого вала. Водяной насос у дизелей трактора хтз, Д-108 и 238НБ помещен в нижней части блока.
Вентилятор тракторного двигателя 238НБ приводится во вращение шестеренчатой передачей.
Емкость системы охлаждения тракторных двигателей указана в таблице 21.
Таблица
Емкость системы охлаждения
В чем состоит технический уход за системой охлаждения?
Уход за системой охлаждения
заключается в своевременной доливке воды, промывке системы и удалении из нее образовавшейся накипи, проверке натяжения ремня и смазке подшипников вентилятора. Заливать систему надо чистой водой, не содержащей большого количества минеральных солей. Этому требованию лучше всего отвечает дождевая или снеговая вода. Если приходится применять воду с большим содержанием минеральных солей (жесткую), то ее надо кипятить или добавлять 6- 7 г каустической или 10-15 г стиральной соды на 10 л воды. Нельзя заливать в систему охлаждения воду, содержащую хлор или сернокислые соли, так как она быстро разрушает тонкие латунные трубки радиатора. Такую воду следует нейтрализовать добавлением 100 г жидкого стекла на 10 л воды. В перегревшийся дизель надо доливать воду постепенно, не останавливая дизель.
Периодически следует промывать в течение 5- 10 мин чистой водой систему охлаждения
, открыв сливные краники на блоке и патрубке нижнего коллектора.
Регулярно необходимо удалять накипь из системы охлаждения, для чего нужно приготовить раствор из 50-60 г стиральной или каустической соды на 1 л воды, спустить воду из системы охлаждения предварительно прогретого тракторного двигателя, залить 2 л керосина и приготовленный раствор и запустить дизель на 5-10 мин, а затем оставить систему охлаждения заполненной раствором на 10-12 ч. После этого вновь запустить дизель на 5- 10 мин, затем остановить, спустить раствор и тщательно промыть систему чистой водой.
Правильное натяжение ремня определяют по величине прогиба, нажав на ремень рукой, или по величине усилия, необходимого для проворачивания лопасти вентилятора при неподвижном коленчатом вале. При нажатии рукой с усилием 6-8 кГ посредине ремня прогиб должен быть в пределах 15-20 мм.
Следует постоянно наблюдать, не подтекает ли вода через уплотнение водяного насоса.
Необходимо периодически смазывать подшипники вала вентилятора и водяного насоса. Надо также следить за прочностью крепления радиатора. Сердцевина радиатора должна быть чистой. Ее следует прочищать от засорений и промывать водой.