Через сколько (когда) менять тормозную жидкость. нужно ли вообще это делать на автомобиле

Как выбрать тормозную жидкость

Независимо от состава присадок, рабочие характеристики жидкости определяют всего четыре важных параметра:

  • температура кипения ТЖ;
  • смазывающие свойства;
  • вязкость;
  • способность активировать коррозионные процессы.

Рассмотрим, каким образом каждая из указанных характеристик влияет на то, какую конкретно тормозную жидкость лучше заливать в автомобиль.

Температура кипения

Согласно законам физики, при интенсивном трении механизмов тормозной системы энергия торможения преобразуется в тепловую. Сильнее всего нагреваются узлы, непосредственно контактирующие между собой – диски (барабаны) и колодки. Немного меньшее греется суппорт, и уже он передает тепло в тормозную жидкость

Как мы уже говорили, важно не допустить её закипания – в противном случае возрастает риск провала тормозной педали, что практически всегда чревато неприятностями. Поэтому этот параметр считается самым важным для ТЖ

Смазывающие характеристики

Хотя движущихся частей в тормозном механизме немного, если смазывающие свойства жидкости будут недостаточными, манжеты цилиндров будут изнашиваться намного быстрее. Страдать будут и автомобили, оснащённые системой АБС. В последнем случае при приобретении ТЖ лучше отдавать предпочтение жидкости категории DOT5, в составе которой имеется силикон, улучшающий смазывающие характеристики и продлевающая ресурс всех узлов тормозной системы.

DOT5.1 (о видах тормозной жидкости мы поговорим чуть позже) – спецификация, созданная специально для авто с антиблокировочной системой, которая хорошо совместима и со всеми уплотнительными элементами тормозного контура.

Вязкость

Как и любая другая техническая жидкость, ТЖ подвержена действию отрицательных температур. Поэтому так важен показатель вязкости, непосредственно коррелирующий с возможностью беспрепятственного тока жидкости при пониженной температуре. Опять же, особенно критична эта характеристика для авто, оснащённых ABS, поскольку в этой системе имеется гидроблок, запитанный на тормозную жидкость. В кроссоверах последних поколений антиблокировочная система функционирует в связке с системой распределения тягового усилия и блоком стабилизации, для которых вязкость также считается значимым параметром.

Коррозионная активность

Система торможения включает множество железных деталей, подверженных коррозии. В наибольшей степени от неё страдают поршни тормозных цилиндров, которые при окислении могут закисать, снижая эффективность торможения. Добавление соответствующих присадок призвано уменьшить данный эффект, но полностью избавиться от него пока невозможно. Дело в том, что для увеличения температуры кипения используется вещество под названием полигликогель. Оно настолько гигроскопично, что при контакте с атмосферным воздухом практически моментально начинает впитывать влагу. Так что при заливке тормозной жидкости в систему в неё наверняка попадёт некоторое количество воды (некритичное для тормозного механизма, и всё же).

Инструкция по замене

Чтобы поменять жидкость в тормозной системе подавляющего большинства автомобилей, достаточно иметь простые инструменты и приспособления:

  • домкрат и ключ для колесных болтов (гаек);
  • ключ накидной размером 8–10 мм для откручивания сливных штуцеров на рабочих цилиндрах;
  • прозрачная трубка того же размера и пластиковая бутылка;
  • шприц медицинский объемом 20 см3.

Условия ведения работ – гараж либо ровная площадка на улице. Когда пришел срок согласно регламенту замены, купите новый состав подходящей марки, привлеките помощника и приступайте к работе в следующем порядке:

  1. Установите и зафиксируйте авто на площадке с помощью противооткатных средств. Ослабьте болты правого заднего колеса и снимите его, подняв машину домкратом.
  2. Поднимите крышку капота, открутите пробку расширительного резервуара. Шприцем вытяните из бачка максимальное количество жидкости.
  3. Долейте новый состав до нормы, попросите помощника занять водительское место.
  4. Захватите штуцер рабочего цилиндра колеса ключом, наденьте трубку и опустите второй конец в открытую бутылку.
  5. Предложите помощнику надавить 5–7 раз педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом состоянии. Отверните ключом патрубок и наблюдайте за истечением старой ТЖ в емкость. Когда струя уменьшится, закрутите штуцер.
  6. Повторите действие несколько раз, наблюдая за уровнем в расширительной емкости и доливая жидкость по мере необходимости. Когда по трубке потечет чистая ТЖ без пузырьков, затяните патрубок и переходите к следующему колесу.

Опорожнять систему и менять через трубку с непрозрачными стенками не следует – так не удастся заметить воздушные пузырьки и течение новой жидкости. По окончании работ обязательно проверьте тормоза на ходу – после резкого нажатия педали все колеса в автомобиле должны тормозить одновременно. Если в каком-либо контуре останется воздух, машина станет отклоняться от прямой траектории в момент торможения.

Подготовка и замена

Прежде чем приступить непосредственно к замене ТЖ, надо не только разобраться, куда заливать и как заливать, но и провести правильную подготовку. Об этом следует рассказать подробнее.

Подготовка к замене ТЖ

В современных авто, которые оснащены всевозможными «навороченными» системами, замену тормозной жидкости легче и быстрее сделать в автоцентре. Обычно это занимает около получаса, при этом автовладелец защитит систему от завоздушивания и уплатит за это вполне приемлемые деньги.

Тому, кто привык обходиться своими силами, допустим, в целях экономии денег либо от недоверия к профессионализму мастеров в сервисах, следует подготовить некоторые материалы, инструменты и приспособления. Вам потребуется:

  • прозрачная трубочка из мягкого материала — ее диаметр (внутренний) должен соответствовать диаметру (внешний) патрубка в цилиндре;
  • специальный ключ для снятия спускного штуцера;
  • ёмкость под отработанную тормозную жидкость;
  • новая ТЖ;
  • помощник, поскольку одному с процессом замены справиться затруднительно.

Работы удобнее проводить на эстакаде/смотровой яме поскольку возможность зайти снизу к «спускникам», имея ключ и трубочку, избавляет от снятия колес. А значит не потребуется домкрат и баллонник, кроме того, экономится время.

Итак, один из вас устраивается за рулем, другой спускается под машину, захватив ключ, шланг и ёмкость. Вы должны поддерживать непрерывную связь голосом.

Как заменить тормозную жидкость самостоятельно

Порядок работ будет зависеть от разновидности ТС вашего авто.

  1. Диагональная схема предполагает прокачку в следующем порядке: заднее правое, переднее левое, заднее левое, переднее правое колесо.
  2. Параллельную тормозную систему нужно прокачивать в такой последовательности: правая задняя, левая задняя, правая передняя, левая передняя часть автомобиля.

Замена ТЖ

Действия по смене ТЖ и прокачке системы довольно просты. Опишем основные принципы того, как производится полная замена.

  1. Для начала потребуется слить небольшое количество старой ТЖ. Это делается со сливного штуцера 1-го колеса. Отверните штуцер на ½ оборота, при этом второй человек должен немного придавить тормозную педаль.
  2. Когда педаль упадет, штуцер надо сразу же завернуть.
  3. Затем в соответствующий бачок заливаем новую ТЖ. Операцию по сливу следует повторять, пока в ёмкость не польется прозрачная жидкость.
  4. Данные действия производятся со всеми колесами по схеме тормозной системы. По завершению действий надеваем защитные колпаки на штуцера спуска.

Удаляем воздух

Воздух удаляется с помощью напарника, который будет часто нажимать на «тормоз» для нагнетания давления. Надо надавить на педаль раз 6-7, затем удержать тормоз в выжитом положении.

  1. Когда человек внизу сигнал о фиксировании педали, он должен скрутить штуцер с надетым и опущенным в ёмкость шлангом. Когда педаль упадет в пол, штуцер сразу закручивается.
  2. Действия проводятся несколько раз, пока не прекратится выпуск воздуха. Причем тормоз станет работать раньше, прилично «сопротивляясь».
  3. Присутствие воздуха надо проверить на всех колесах и не забывайте отслеживать уровень ТЖ в бачке.

По окончании всей действий хорошо зафиксируйте все штуцеры. Произведите монтаж колес (если они снимались) и провести тестовый заезд.

Меняем тормозную жидкость

Проблемы, которые могут возникнуть при замене

Выполняя все действия аккуратно и не спеша, вы оградите себя от всевозможных негативных последствий. Но ситуации бывают разными, а самой распространенной «бедой» является поломка штуцеров. Как правило, он ломается, из-за чего потребуется замена тормозного цилиндра.

Для максимального упрощения процедуры выкручивания штуцеров попробуйте обработать их WD40, а затем осторожно отстучать их молоточком со всех сторон. Этого бывает достаточно для их быстрого неполного выкручивания

Для работы целесообразно взять удлиненную головку – так усилия будут распределяться равномерно.

Взаимозаменяемость жидкостей

Появление классификации тормозной жидкости неизбежно приводит к появлению вопроса, можно ли их смешивать и что может произойти? Да некоторые виды по своему составу схожи, однако есть и различия.

Все жидкости, которые предусмотрены для работы с АБС системой, категорически нельзя смешивать с другими классами. Активные присадки жидкости Dot 5.1 несовместимы с прочими жидкими составами. Не допускается соединение таких классов: Dot 5 и близкая разновидность – Dot 5.1/ABS.

Если смешать жидкости, у которых разный химический состав, то получится гремучая смесь, которая не поможет, а скорее навредит тормозной системе. То же самое относится к соединению гликолей и силикона – полученный состав не будет удовлетворять по качеству. Какого бы состава не была тормозная жидкость, цена не должна выступать главным критерием выбора!

Но два состава все же совместимы друг с другом – после заливки жидкости класса 3, можно потом перейти на Dot 4

Важное условие: жидкости с более высоким классом нельзя смешивать с составом ниже классом. Приведенный выше пример является соблюдением этого условия

  • autooboz.info
  • www.drive2.ru
  • www.auto-element.com.ua

fb.ru

Применение тормозной жидкости разных классов

Класс DOT 3 отлично подойдет для легковых автомобилей с барабанными тормозами или с дисковыми на передней оси и с барабанами на задней оси. В ее составе находится гликоль, благодаря чему цена жидкости такого класса является доступной. Но обратная сторона такого состава – это высокая всасываемость влаги. Жидкость такого класса быстро накапливает влагу до критического соотношения.

Класс DOT 4 является одним из самых популярных среди автомобилистов. Такая жидкость подойдет для всех авто, в частности, с дисковыми тормозами на всех осях. В ее химический состав входят сложные эфирные соединения в комплексе с борной кислотой. Благодаря такому составу, в жидкости такого класса практически полностью нейтрализуется влага. Такая тормозная жидкость прослужит автолюбителю долго.

Класс DOT 5.1 хорошо подойдет для спортивного авто, тормозная система которого подвергается сильным нагрузкам. Жидкость класса DOT 5.1 имеет такой же состав, как и DOT 4, но за счет улучшенной формулы выдерживает большую температуру закипания и обеспечивает более эффективную абсорбцию влаги.

Класс тормозной жидкости DOT 5 не часто используют на обычных авто. В ее составе находится силикон, что лишает ее гигроскопичности. Но в этом все-таки есть один принципиальный минус. Такая тормозная жидкость способствует скоплению воды в тормозных шлангах системы. Это может привести к окислению элементов системы или замерзанию воды при температуре ниже 0 С.

Жидкость одного класса, но разного производителя можно смешивать друг с другом. Жидкость разных классов не желательно смешивать. Но в случае необходимости, можно совместить DOT 3 и DOT 4, DOT 4 и DOT 5.1. При этом обязательно нужно запомнить правило, что к жидкостям меньшего класса можно добавлять только жидкость такого же или более высокого класса. А вот к жидкости DOT 5 ни при каких условиях нельзя доливать жидкости других классов, так как это может привести к серьезным проблемам в тормозной системе.

Разновидности тормозной жидкости

В современных тормозных системах работают разные виды жидкости. Первые составы были на смеси бутилового спирта с касторовым маслом. При низких температурах (ниже 0 °C) такая жидкость становилась густой и частично теряла свои свойства. Ее полная замена требовалась ежегодно.

По мере развития автомобилестроения были разработаны более совершенные тормозные жидкости. Все они объединены в рамках стандартов (так называемых DOT), указывающих на температуру закипания и степень вязкости в зависимости от окружающей среды. Самые распространенные ТЖ:

Это интересно: Что такое присадки в бензин, плюсы и минусы, и для чего нужны

DOT 3 — гликолевый вариант жидкости, в основе которой два вещества: полиэтиленгликоль и полиэфир. Этот вид тормозной жидкости подходит для транспортных средств со скромными динамическими характеристиками. Рабочая температура в тормозной системе таких автомобилей не должна превышать 150 °C. Допустимо смешивание жидкости DOT 3 с подобной по составу ТЖ стандарта DOT4.

DOT 4 — состав на основе полиэтиленгликоля и полиэфира, дополненный специальными присадками, предотвращающими закипание. Самый популярный вариант тормозной жидкости эффективен при разогреве системы вплоть до 200-230 °C, что оптимально для большинства современных авто. Совместима с жидкостью стандарта DOT 3.

DOT 5 — тормозная жидкость, в формулу которой входит силикон. Созданная специально для спортивных высокоскоростных автомобилей жидкость DOT 5 обеспечивает безотказную работу тормозной системы при температуре кипения до 260 °C. Ввиду особого состава недопустимо смешивание DOT 5 с жидкостями на основе гликоля. При этом срок использования жидкости на основе силикона составляет всего 1 год.

DOT 5.1/ABS — гликолевый состав, применяемый исключительно в тормозных системах, оборудованных механизмом АБС. Смешивание специализированной тормозной жидкости с другими нежелательно.

Классификация тормозной жидкости по видам

  1. Минеральные ТЖ. В основе минеральное масло LHM, спирта и касторового масла.
  2. Гликолевые ТЖ. В основе эфирные и полигликолевые масла.
  3. Силиконовые ТЖ. В основе этого вида — кремнево-органические полимерные продукты.

Классификация по физико-химическим параметрам

  • По вязкости.
  • По температуре кипения.

Выход за пределы диапазонов вязкости и температуры кипения значительно ухудшают свойства тормозной жидкости. Так, например, если нагреть тормозную жидкость до температуры, превышающей максимально допустимую, то некоторые вещества из состава начнут испаряться и образуется паровая пробка. После этого бывает, что педаль тормоза просто напросто проваливается без усилий.

Замена тормозной жидкости заводским способом

В заводских условиях специалист надевает на горловину бачка штуцер, через него происходит наполнение системы тормозной жидкостью под большим давлением. Мастер, который стоит внизу, должен поочередно открывать штуцеры прокачки на цилиндрах. Из них выйдет воздух, а после этого отработанный состав. После этого штуцер закручивают. Как только данная манипуляция будет произведена со всеми колесами, в тормозной системе будет залита новая жидкость.

Теперь специалист отсоединяет штуцер от горловины бачка, который находится на главном тормозном цилиндре, а затем закручивает пробку бака.

Что если автовладелец самостоятельно заменит тормозную жидкость по данной технологии? В случае, когда вы произвели ремонт системы тормозов, заменили гидравлические элементы, прокачали систему, потому что она была завоздушена, следует использовать метод «качай-держи».

Если ТЖ будет под большим давлением проходить по трубкам и полостям цилиндров, получится устранить завоздушивание.

Но как поступить, когда вам необходимо выполнить замену тормозной жидкости согласно рекомендациям автопроизводителя? На одной модели авто это нужно делать каждые 24 месяца, на другой через 36 месяцев. В этом случае лучше всего пролить систему новой ТЖ. Так как бак находится высоко, отработанный состав стечет вниз к рабочим цилиндрам. Выполнить замену в такой ситуации вы сможете самостоятельно без помощи второго человека.

Сколько тормозной жидкости нужно для замены?

Рекомендуется покупать как минимум 1 литр ТЖ.

Интересный факт: не имеют значения габариты легкового авто, его проходимость, использование антипробуксовочной системы, в любом случае тормозная система вмещает в себя не более 0,5 л ТЖ.

Обратите внимание на то, что при замене отработанный состав и новый перемешиваются, это значит, что потребуется немного больше ТЖ. Оптимальный вариант – купить 1 литр состава любого бренда, так как их все можно смешивать.. Большинство автомобилистов используют DOT-4

Частая замена такого состава требуется по причине активного поглощения влаги из воздуха. В результате повышенной гигроскопичности состав утрачивает свои свойства.

Большинство автомобилистов используют DOT-4. Частая замена такого состава требуется по причине активного поглощения влаги из воздуха. В результате повышенной гигроскопичности состав утрачивает свои свойства.

Таким образом, чтобы своими руками выполнить замену ТЖ, следует загнать машину на эстакаду либо смотровую яму, чтобы вы могли легко подобраться к области, откуда будете заливать в бачок ТЖ в подкапотном пространстве, а также к тормозным цилиндрам колес автомобиля.

Для начала нужно удалить с помощью резиновой груши отработанный состав из бака. Затем залить новую ТЖ до требуемого уровня. Чтобы слить состав из всех цилиндров сразу, следует подготовить 4 трубки, которые плотно надеваются на штуцеры прокачки цилиндров. Концы трубок должны быть помещены в бутыли.

Затем следует открутить штуцеры тормозных цилиндров и удостовериться, что состав вытекает через все 4 трубки

Важно следить за тем, сколько жидкости осталось в баке на тормозном цилиндре, и своевременно доливать новую ТЖ

Обращайте внимание, сколько отработанного состава вытекло в бутыли, которые находятся возле тормозных цилиндров.

Вам придется 3-4 раза отлучаться от наблюдения за тем, как стекает состав из штуцеров тормозных цилиндром, чтобы долить ТЖ в бак на тормозном цилиндре. Только так вы сможете не допустить его осушения.

Быстрее всего наполнится бутыль, в которую стекает состав из шланга от тормозного цилиндра переднего левого колеса. Когда вы заметите, что в емкости примерно 0,2 л отработанной ТЖ, следует закрутить и затянуть штуцер. Данную процедуру необходимо повторить с передним правым колесом. Заканчиваем работу на задних колесах, в бутылях должно быть примерно 0,2–0,25 л тормозной жидкости.

Все, вы закончили менять ТЖ. Теперь необходимо проверить, что вы достаточно затянули штуцеры. После этого можно надеть защитные колпачки и проверить уровень ТЖ в баке главного тормозного цилиндра.

Виды тормозной жидкости в классе DOT

Главными параметрами тормозной жидкости являются абсорбция влаги и температура кипения. Чем температура кипения выше, тем выше качество жидкости и её цена.

Жидкости класса DOT 3 создаются на основе соединений гликолей. Их производство является недорогим, однако вместе с этим гигроскопичность DOT-3 выше, чем других классов, они накапливают влагу быстрее, что вызывает уменьшение температуры кипения.

Жидкости класса DOT 4 имеют более высокие характеристики, используются в машинах, в которых установлены дисковые тормоза. Основой их являются соединения эфиров и борной кислоты. Последняя целиком нейтрализует водный конденсат. Это вызывает уменьшение объёма влаги в сравнении с жидкостями класса DOT 3, способствуя поддержанию установленной температуры кипения и продлевая срок эксплуатации жидкостей DOT 4.

Класс DOT 4 объединяет тормозные жидкости высокого качества.

Тормозные жидкости DOT 5 производят на силиконовой основе, они не гигроскопичны, не поглощают воду при её попадании в систему тормозов, не образуют с ней смесей, что иногда вызывает накопление влаги в нижней части тормозной системы, а также замерзание этой воды, попадающей в систему, в случае низких температур.

Тормозные жидкости, относящиеся к классу DOT 5.1, по составу сходны с DOT 4, однако в них используются присадки, повышающие температуру кипения, что даёт возможность использовать DOT 5.1 для скоростных авто.

Если в тормозной системе уже есть жидкость DOT 5 (но не DOT 5.1), нельзя в эту же систему доливать DOT 3 либо DOT 4, в противном случае тормозная система придёт в неисправность.

Тормозные жидкости, относящиеся к классу ДОТ 4, могут смешиваться с ДОТ 3. Одинаковые тормозные жидкости могут смешиваться между собой.

Требуется соблюдение правила, предусматривающего, что жидкость более высокого класса может добавляться в жидкость более низкого класса, тогда как обратное смешивание недопустимо. К примеру, когда в машину была залита жидкость DOT 3, допускается доливание жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. В результате качества жидкости будут даже улучшены.

Зачем менять

Данный компонент влияет на эффективность тормозов, однако со временем её характеристики снижаются, что приводит к:

  • изнашиванию поршней в цилиндрах;
  • возникновению коррозии;
  • накапливанию влаги и продуктов износа манжет;
  • понижению температуры кипения.

При кипении образуются пузырьки газа, которые объединяются в более крупные. Такие пузырьки являются сжимаемыми и лишают тормозную жидкость одного из её основных свойств – оставаться несжимаемой. в результате это приводит к отсутствию торможения.

Вода накапливается не только во время работы. Поэтому менять жидкость необходимо не только по истечении определённого времени эксплуатации автомобиля, но и даже если он просто простоял в гараже несколько лет.

Как часто вы должны ее менять

С течением времени раствор стареет. Это происходит вследствие накапливания там влаги. Данный фактор, если вовремя не принять меры, может привести к образованию ржавчины, например, в гидросистеме. При этом тормоза становятся неэффективными, что приводит к проблеме при попытке остановить авто. 

Тормозная жидкость или, что более точно, гидравлическая жидкость сглаживает работу тормозов при их включении в работу. Со временем тормозная жидкость может начать поглощать влагу из окружающей среды, поэтому потребуется промывка. Замена же смеси в настоящее время зависит от спецификаций производителя автомобиля. Также есть некоторые другие факторы, которые требуют упоминания.

Нет установленного времени для замены смеси в машине. Выбор времени зависит от типа автомобиля, условий вождения, с которыми вы обычно сталкиваетесь, и рекомендаций производителя. Но есть одно хорошее правило — проверять ее во время регулярной замены масла и ждать замену каждые четыре-пять лет.

Признаки того, что вы должны немедленно проверить свою смесь, включают в себя жидкость, которая имеет обожженный запах, не является прозрачной или прозрачной или находится на более низком уровне, чем это должно быть.

  • тип тормозной системы;
  • условия эксплуатации транспортного средства;
  • класс тормозной жидкости;
  • состав (основа, на которой произведена ТЖ).

Специалисты считают, что нежелательно просто доливать тормозную жидкость время от времени. Даже если большая часть жидкости обновится, ее свойства будут отличаться от характеристик полностью замененной. То же касается и смешивания составов различных марок и классов.

Иногда на необходимость замены может указывать цвет жидкости. Оптимально, если гликолевая жидкость светло-желтая или светло-коричневая, состав на основе силикона темно-красного оттенка. Стоит полностью заменить ТЖ или обратиться к мастерам сервиса, если цвет существенно изменился, жидкость помутнела или в ней появился осадок. Промедление грозит поломкой.

  1. Открыть бачок.
  2. Легким движением отвернуть штуцеры, участвующие в прокачке, на тормозных цилиндрах определенного контура и натянуть на них шланг из резины.
  3. Опустить концы шланга в емкость с водой и полностью выкачать жидкость из системы с помощью педали тормоза.
  4. Заливать новую жидкость в бачок до тех пор, пока из шланга не польется чистый состав.
  5. Закрутить штуцеры и прокачать жидкость нажатием на педаль, чтобы удалить воздух из системы. Как только из шлангов всех четырех трубок начнет выходить жидкость без воздуха, шланги снимаются, а крышка бачка возвращается на прежнее место. Аналогичным образом проводится замена суппортов и цилиндров.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector