Ремонт распредвала ваз 2110 своими руками
Содержание:
- Ремонт
- Причины неисправности
- Для чего нужен датчик фаз
- Какие бывают ошибки, определяющие неисправность данного механизма?
- Основные сведения о контроллере положения коленчатого вала
- Способы проверки датчика распредвала
- Замена ремня ГРМ на Ваз 2112 своими руками
- Как заменить датчик распредвала на ВАЗ 2115: подробная инструкция
Ремонт
Перед тем, как проверить ДПРВ или перед началом любых самостоятельных действий, необходимо ознакомиться со схемой подключения датчика распредвала ВАЗ 2110, а так же с особенностями его установки в корпус двигателя.
Тип выполняемых действий зависит от того, какие признаки неисправности были выявлены:
- при видимых механических повреждениях проводки или оголении токоведущих частей требуется ее замена, однако возможен и ремонт в виде повторной изоляции проводов;
- при механических повреждениях датчика требуется его замена. Не рекомендуется выполнять его ремонт или разборку;
- в случае загрязнения разъема необходимо выполнить переподключение с визуальным осмотром и чисткой электрических контактов;
- износ разъема подключения требует его обслуживания или замену датчика. Обслуживание заключается в обеспечении плотного прилегания подключаемых частей;
- при проверке электропроводки или датчика вольтметром и выявлении отклонений необходима замена неисправного элемента. При подключении щупов вольтметра к контактам электрического питания, сопротивление датчика не должно быть ниже 550 Ом или выше 750 Ом;
- при выявлении внутренней неисправности датчика в ходе компьютерной диагностики требуется выполнить его замену.
Замена ДПРВ выполняется с помощью его отключения, демонтажа неисправного, установки нового и повторного подключения разъема питания.
Важно заметить, что после выполнения любых действий, направленных на устранение выявленных неисправностей, необходима повторная проверка работы двигателя. В руководстве по эксплуатации не рекомендуется самостоятельное отключение датчика и дальнейшая эксплуатация автомобиля
В руководстве по эксплуатации не рекомендуется самостоятельное отключение датчика и дальнейшая эксплуатация автомобиля.
Причины неисправности
Основной причиной неисправности датчика фаз является его естественный износ, который происходит со временем для любой детали. В частности, из-за воздействия высокой температуры от двигателя и постоянной вибрации в корпусе датчика повреждаются его контакты, может размагнититься постоянный магнит, повредиться сам корпус.
Другой главной причиной — проблемы с проводкой датчика. В частности, питающие/сигнальные провода могут быть оборванными, из-за чего на датчик фаз не подается напряжение питания, либо с него не приходит сигнал по сигнальному проводу. Также возможен вариант поломки механического крепления на «фишке» (так называемое «ухо»). Реже возможен выход из строя предохранителя, отвечающего, в том числе за питание датчика фаз (у каждой конкретной машины он будет зависеть от полной электросхемы автомобиля).
Для чего нужен датчик фаз
Чтобы разобраться с возможными неисправностями датчика фаз, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе о том, что он собой представляет, а также на принципе его устройства.
Так, основная функция датчика фаз (или сокращенно — ДФ) заключается в том, что определять положение газораспределительного механизма в конкретный момент времени. В свою очередь это необходимо для того, чтобы электронный блок управления двигателем (ЭБУ) давал команду на впрыск топлива в определенный момент времени. В частности, датчик фаз определяет положение первого цилиндра. Также синхронизируется зажигание. Датчик фаз работает в паре с датчиком положения коленчатого вала.
Датчики фаз используются на двигателях с распределенным фазированным впрыском. Также их используют на двигателях, где применяется система изменения фаз газораспределения. В этом случае зачастую используют отдельные датчики для распределительных валов, управляющих впускными и выпускными клапанами.
Работа современных датчиков фаз основывается на применении физического явления, известного под названием эффект Холла. Он заключается в том, что в полупроводниковой пластине, по которой протекает электрический ток, при ее перемещении в магнитном поле возникает разность потенциалов (напряжение). В корпус датчика помещают постоянный магнит. На практике это реализуется в виде прямоугольной пластины из полупроводникового материала, к четырем сторонам которой подключаются контакты — два входных и два выходных. По первым подается напряжение, а со вторых снимается сигнал. Все это происходит на основе команд, поступающих от электронного блока управления в конкретный момент времени
Существует два типа разновидностей датчиков фаз — щелевые и торцевые. Они имеют разную форму, однако работают по одному и тому же принципу. Так, на поверхности распределительного вала имеется отметчик (другое название — репер), и в процессе его вращения магнит, входящий в конструкцию датчика, фиксирует его прохождение. В корпус датчика встроена система (вторичный преобразователь), преобразующая полученный сигнал в информацию, «понятную» для электронного блока управления. Торцевые датчики имеют такую конструкцию, когда на их торце имеется постоянный магнит, который и “видит” прохождение репера возле датчика. В щелевых же датчиках подразумевается использование формы буквы “П”. И соответствующий репер на диске распределительного проходит между двумя плоскостями корпуса щелевого датчика положения фаз.
В инжекторных бензиновых двигателях задающий диск и датчик фазы настраиваются таким образом, что импульс от датчика формируется и передается на ЭБУ в момент прохождения первым цилиндром его верхней мертвой точки. Таким образом обеспечивается синхронизация подачи топлива и момент подачи искры для воспламенения топливовоздушной смеси. Очевидно, что датчик фаз оказывает непосредственное влияние на работу двигателя в целом.
Какие бывают ошибки, определяющие неисправность данного механизма?
Код ошибки — 0340
Происходит довольно частое явление, когда светится «мясорубка» на приборной панели (check engine).Этот процесс появляется так: при запуске двигателя стартер работает несколько секунд, а после высвечивается ошибка датчика фаз 0340. Все дело в том, что при запуске автомобиля электронный блок управления двигателя ждет определенный сигнал от датчика фаз. В случае его отсутствия, блок управления не подает импульс на систему зажигания и систему топлива подачи. Следовательно, двигатель не запускается, и зажигается лампочка контроля работы двигателя, фиксируя на ВАЗ 2114 «ошибка 0340». Диагностировать поломку можно при помощи бортового компьютера автомобиля, либо обратиться в специализированный сервисный центр.
Симптомы данной проблемы:
- Повышенный расход топлива.
- Затрудненный запуск двигателя.
- Уловимые шумы при включении ключа зажигания.
Код ошибки — 0343
Обозначает высокий уровень импульса регулятора, эта ошибка датчика фазы ВАЗ 2114 встречается реже, чем первая, и она напрямую связанная с неисправностью самого прибора. Решается проблема полной заменой агрегата, она не требует диагностики и посещений специализированных салонов. Ошибка 0343 может быть связана с простейшим окислением проводов на механизме, которые нужно очистить и проверить их целостность.
Внимание: на клемме механизма и на контакте А должно быть 12В, а на остальных — 0В. Ошибка датчика фазы могут быть вызвана неисправностью функционирования датчика положения коленчатого вала, также возможно — соскочил ремень ГРМ на зуб, вывернуло шпонку шкива ремня генератора, расшатало шестерню коленвала, произошла выработка на верхней и нижней шестернях
Как видно, зацепок может быть много, главное, правильно сделать диагностику и эффективно устранить проблему
Ошибка датчика фазы могут быть вызвана неисправностью функционирования датчика положения коленчатого вала, также возможно — соскочил ремень ГРМ на зуб, вывернуло шпонку шкива ремня генератора, расшатало шестерню коленвала, произошла выработка на верхней и нижней шестернях. Как видно, зацепок может быть много, главное, правильно сделать диагностику и эффективно устранить проблему.
Признаки неисправности датчика фаз на ВАЗ 2114, связанные с этой ошибкой, могут быть:
- ухудшение набора скорости при разгоне автомобиля;
- проблемы в работе двигателя, при старте агрегата;
- стартер крутится при запуске 4 с и загорается чек;
- сбой режима диагностики;
- выхлопные газы становятся прозрачными, повышается уровень выброса углекислого газа.
Внимание: контрольный сигнал «Check Engine» (светящая лампочка на панели приборов, которая свидетельствует о неисправностях в системе управления двигателя), при исправном двигателе должна погаснуть через 0,6 секунд после запуска. Этого вполне достаточно для того, чтобы система диагностики констатировала, что все в порядке
Если же лампочка продолжает гореть, значит присутствует неисправность, и ошибка на ВАЗ 2114 — точное этому подтверждение. Ее выявить можно с помощью профессионального сканера на СТО или же «своими усилиями». Речь идет о поверхностном диагностировании причины, которая может дать представление о примерном выявлении неисправности изделия. Что делать дальше — решать владельцу авто, можно заменить датчик на новый и избавиться от всех «приборных ошибок», а также можно сделать генеральную очистку проводов механизма, промыть полностью весь датчик в специальной жидкости.
Внимание: бывает такая ситуация — поменял датчик, а через несколько часов лампочка снова зажигается. Такая проблема может возникнуть при заправке некачественным топливом, или же механизм неправильно установлен и требует профессионального вмешательства специалистов! Также может попасться брак, и такое бывает
Необходимо после смены датчика сделать инициализацию, дабы избежать подобной неприятности.
Если авто находится в пути и возникло свечение ошибки 0343 или 0340, то временным вариантом «лечения проблемы» можно применить следующий вариант: провернуть датчик на несколько градусов вокруг своей оси, а после снова надежно закрепить.
Такой метод поможет отрегулировать подачу топлива в правильном режиме и уменьшить расход топлива при движении авто.
При выявлении симптомов неисправности датчика положения распредвала необходимо визуально проверить механизм. Может быть проблема поломки одной из:
- внешнем повреждении;
- образовался конденсат или зачисление на контактах;
- повредилась целостность электропроводки возле агрегата.
Основные сведения о контроллере положения коленчатого вала
Теперь предлагаем ознакомиться с основной информацией касательно . Где находится это устройство, как проверить девайс, какие бывают типы? Ответы ищите ниже.
Место монтажа, назначение и устройство
ДПКВ или датчик коленчатого вала представляет собой небольшой по размерам девайс, предназначенный для передачи информации о положении коленвала. Информация отправляется на модуль управления, то есть блок. Регулятор отвечает за впрыск. От работоспособности ДПКВ зависит правильная работа форсунок двигателя, которые отвечают за подачу топлива. Также ДПКВ влияет на работоспособность системы зажигания в целом. Что касается места расположения, то найти контроллер не трудно — он находится в моторном отсеке, рядом со шкивом коленвала, зафиксирован датчик на масляном насосе с помощью болта.
Принцип работы
Необходимо учитывать, что в «Четырках» могут использоваться разные ДПКВ и отличаются между собой они не только по конструктивным особенностям, но и по принципу работы. К примеру, если речь идет о контроллере индуктивного типа, то он оснащается стальным стержнем с магнитом, использующимся для намагничивания датчика. Сверху стержня располагается обмотка из медной проволоки. В этом случае принцип действия основан на подаче импульса, если рядом располагается металлический предмет.
Есть также датчики, принцип работы которых основан на эффекте Холла, сам контроллер Холла располагается внутри конструкции. Если к ДПКВ поднести металлическое устройство, то состояние датчика поменяется. Кроме того, в «Четырках» используются и импульсные устройства, которые предназначены для генерирования сигналов определенной частоты.
Возможные неполадки и методы их устранения
Как проверить и определить неработоспособность регулятора? Причин, по которым ДПКВ может сломаться, много, начиная от загрязнения устройства и заканчивая выходом из строя самого девайса или повреждением проводки.
Для начала рассмотрим основные симптомы поломки:
- силовой агрегат автомобиля стал нестабильно работать на холостых оборотах — обороты могут произвольно повышаться и уменьшаться;
- также может снизиться мощность автомобильного мотора;
- когда водитель жмет на газ, могут проявляться провалы, при которых мощность авто не увеличивается;
- возникают трудности с запуском двигателя;
- компьютерная диагностика может показать ошибки 0335 или 0336, при таких проблемах, вероятнее всего, причину нужно искать в повреждении электроцепи рядом с разъемом.
Что касается основных поломок:
- поврежден корпус девайса, тогда единственным выходом будет замена датчика;
- произошло замыкание витков на самой обмотке, из-за чего управляющий модуль получает неверные сигналы — также потребуется замена устройства;
- естественный износ датчика — от этого никуда не уйти, датчик придется менять;
- произошло повреждение зубьев на шкиве коленвала, при такой неисправности нужно менять сам шкив (автор — канал AUTO REPAIR).
Как самостоятельно поменять ДПКВ?
Легче всего проверить работоспособность контроллера путем замены его на заведомо рабочий девайс. Если в результате замены симптомы неисправностей больше проявляются, то можно точно сказать, что установленный ранее датчик коленвала является неработоспособным.
Как поменять устройство своими силами:
- Сначала следует отключить зажигание и открыть капот автомобиля.
- Найдите место монтажа контроллера, ищите его на маслонасосе, рядом со шкивом коленвала.
- Если посадочное место датчика грязное, то перед демонтажем устройства его следует очистить. Проследите за тем, чтобы поверхность вокруг девайса была максимально чистой.
- Затем отключите разъем с проводами, подключенный к датчику, открутите винт, который его фиксирует и извлеките контроллер из места монтажа. Визуально проверьте возможное наличие повреждений на корпусе устройства, а также зубчатый шкив.
- Прежде чем установить новый ДПКВ, еще раз прочистите посадочное место. Установите новый контроллер, закрутите винт, который его крепит. При закручивании будьте внимательны и не переусердствуйте при затяжке.
- Используя щуп, следует также проверить зазор между шкивом и сердечником контроллера. В идеале этот зазор должен быть не более 1 мм, допускается незначительное отклонение в 0.4 мм в большую сторону.
- Когда ДПКВ будет установлен, необходимо завести силовой агрегат и проверить его работу. Если вы заметили, что двигатель завелся быстро и уверенно, то замена была выполнена верно (автор видео — канал IZO)))LENTA).
Способы проверки датчика распредвала
Перед выполнением проверки датчика с помощью мультиметра или других электронных приборов необходимо проверить его механическую целостность. В частности, он устанавливается в корпус с уплотнительным кольцом, обеспечивающим его надежное крепление. Нужно проверить его состояние. Также будет нелишним проверить целостность корпуса датчика, наличие на нем трещин или других повреждений. Желательно проверить и задающий диск, не повреждены ли зубья, нет ли на корпусе датчика или поблизости от него металлической стружки.
В интернете можно найти информацию о том, что якобы ДПРВ можно выявить его работоспособность, просто проверив его магнитные свойства. В частности, к его торцу (рабочей чувствительной части) поднести маленькую металлическую деталь, которая должна «прилипнуть» к датчику. На самом деле это не так, и нерабочий ДПРВ может как обладать магнитными свойствами, так и не обладать ими. Соответственно, проверку необходимо выполнять другими методами.
Существует два основных способа проверки датчика положения распределительного вала — с помощью электронного мультиметра и с помощью осциллографа. Первый метод проще и быстрее, однако второй — более точный и дает больше диагностической информации.
Проверка датчика распредвала мультиметром
Для проверки ДПРВ необходим демонтаж. Сделать это несложно, нужно лишь отсоединить от него контактную группу проводов, и отвинтить крепежный болт. Также для проверки вам понадобится небольшой металлический предмет (из черного металла, чтобы он магнитился).
Схема подключения для проверки датчика фаз 21110-3706040
Схема подключения для проверки датчика фаз 21120-3706040
Алгоритм выполнения проверки датчика мультиметром следующий:
- Взять мультиметр и переключить его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В (зависит от конкретной модели мультиметра).
- Отсоединить «фишку» от датчика, отщелкнув фиксатор.
- Демонтировать датчик из его посадочного места.
- На «фишке» датчика 21110-3706040 автомобиля ВАЗ (и на многих других) контакт «А» соответствует массе, контакт «С» — плюсовой провод, идет от реле управления, контакт «В» — сигнальный провод (средний). У фишки датчика 21120-3706040 контакт «А» соответствует массе, контакт «В» — плюсовой провод от реле управления, контакт «С» — сигнальный провод.
- Проверить наличие питания на фишках. Для этого нужно включить зажигание на автомобиле (но не запускать двигатель) и проделать это с помощью мультиметра. Если питания на фишках нет — значит, нужно искать причину. Это может быть неисправная проводка (повреждение изоляции, разрыв проводов), выход из строя управляющего реле, «глюк» электронной системы управления (ЭБУ).
- Далее нужно подсоединить датчики для проверки по приведенным на рисунке схемам.
- Подать на датчик напряжение 13,5±0,5В (хотя допускается и меньшее, например, 12…12,5 Вольта от аккумулятора).
- Если при подаче питания на датчик вольтметр фиксирует отсутствие напряжения на датчике, то это сигнализирует либо о поломке самого датчика, проверку можно завершить и готовиться к замене датчика на новый.
- Замерить напряжение между плюсовым и сигнальным контактом. Оно должно равняться не менее 90% от питающего напряжения (то есть, если значение питающего напряжения равно 12 Вольт, то напряжение на сигнальном контакте должно быть не менее 10,8 Вольт).
- Поднести к торцу датчика (его сигнальной части) приготовленный заранее металлический предмет. Повторно замерить напряжение на сигнальном контакте. Оно должно быть не более 0,4 Вольт. Убрать пластину — значение напряжения должно восстановиться до 90. 100% питающего. Если есть какие-либо отклонения в процессе проверки — значит, датчик вышел из строя и подлежит замене.
Проверка ДПРВ с помощью осциллографа
Электронный осциллограф помогает понять, как работает датчик положения распределительного вала, и выдает ли он импульсы вообще. Обычно пользуются так называемым электронным осциллографом, то есть, просто программой-симулятором, установленным на ноутбук или другое подобное устройство. Необходимо подключиться к датчику распредвала и снять с него осциллограмму. В идеале должна быть ровная диаграмма-расческа с одним выпадающим пиком, который соответствует прохождению рэпера через датчик. Если же осциллограмма имеет другую форму — нужна дополнительная проверка.
При диагностике осциллографом датчика распределительного вала автомобилей «Ниссан» (в частности, Nissan Almera) форма осциллограммы будет другой. Она не будет ровной, а в виде 3 импульсов, потом пробел, далее 4 импульсов — пробел, 2 импульсов — пробел и один импульс — пробел. Для двигателей этого автопроизводителя такая особенность является нормой.
Замена ремня ГРМ на Ваз 2112 своими руками
Снятие ремня ГРМ на автомобиле Ваз 2112 с 16-и клапанным двигателем проводят для его замены в случае если ремень порвался, либо в процессе технического осмотра газораспределительного механизма выявились его повреждения (потертости, трещины и другие дефекты).
Для выполнения ремонтных работ подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
- В первую очередь скажем несколько слов, о том, как без снятия крышки ГРМ, оценить состояние ремня. Для этой цели на передней крышке ремня предусмотрена заглушка, которую следует снять, поддев плоской отверткой. Проворачивая коленчатый вал (если необходимо) оцениваем текущее состояние и принимает решение о целесообразности выполнения снятия и замены ремня своими руками.
- Снимите ремень генератора.
- Торцовой головкой на десять выкручиваем шесть болтов крепления передней крышки ремня и снимаем ее.
- Устанавливаем автомобиль на домкрат и снимаем правое колесо. После чего демонтируем пластиковый щиток моторного отсека. Тем самым по обеспечиваем удобный доступ к механизму газораспределения.
Торцовой головкой на семнадцать, проворачиваем коленчатый вал (за болт крепления его шкива) по часовой стрелки до момента совмещения меток на зубчатых шкивах распределительных валов с метками на задней крышке ремня ГРМ.
Снимаем шкив.
Проворачивая коленчатый вал, обратите внимание, риска на маховике должна встать напротив прорези крышки картера сцепления
- Через отверстие в картере сцепления, между зубьями маховика, вставляем плоскую отвертку, тем самым фиксируем его от проворачивания и откручиваем болт крепления шкива привода генератора.
- Снимаем шкив.
- После чего ключом на семнадцать ослабляем гайку натяжного ролика ремня ГРМ.
Установка, регулировка и натяжение ремня ГРМ
Установку ремня выполняем в порядке обратном снятию, предварительно убедившись в совмещение установочных меток коленчатого и распределительного валов.
Сначала ремень одевается на зубчатый шкив коленвала. Натягиваем ремень за обе ветви и заводим переднюю ветвь за опорный ролик, а заднюю, одев на шкив водяного насоса — за натяжной ролик. Затем надеваем ремень на шкивы распределительных валов.
Теперь необходимо проверить совмещение установочных меток, для этого проворачиваем коленчатый вал по ходу его вращения на несколько оборотов. Если метки не совпали, то ремень следует перекинуть несколько шагов в нужную сторону.
Натяжение ремня ГРМ выполняется натяжным роликом, который следует провернуть на один два оборота, а затем закрепить его. Нормальным считается такое натяжение, при котором прогиб ремня в центральной части между шкивами распределительных валов, при нагрузке 100 H (10 кгс) будет составлять ~ 5.4 мм.
На этом ремонтные работы по завершены.
Замена ремня ГРМ на 16-клапанном двигателе ВАЗ-2110, 2111, 2112
В шестнадцатиклапанных моторах ВАЗ 2112 ремень газораспределительного механизма выполняет функцию передаточного элемента, вращая 2 распределительных вала и приводную шестерню водяного насоса от шкива коленвала.
Кроме этого, привод ГРМ 16-клапанников отличается от 8-клапанных двигателей наличием опорного ролика, помогающего направлять ремень.
Ремень ГРМ ВАЗ 2112 изготовлен из армированной резины, и имеет зубчатую внутреннюю поверхность.
Как заменить датчик распредвала на ВАЗ 2115: подробная инструкция
Процедура замены неисправного датчика на другую деталь крайне проста и не потребует наличия специализированного оборудования или профессиональных навыков. Для замены контрольного элемента потребуется только торцевой или гаечный ключ на «10», а также до 10 минут свободного времени. Алгоритм замены датчики осуществляется по следующему сценарию:
- В первую очередь необходимо обесточить систему транспортного средства – для этого достаточно отключить минусовую клемму от аккумуляторной батареи. При этом требуется помнить, что память блока управления двигателем будет сброшена до заводских показателей – если показатели не сбросить, то новый датчик будет барахлить и нормально заработает только спустя несколько запусков двигателя;
- Далее находим непосредственно сам датчик положения распредвала. Деталь будет находиться в торце головки блока цилиндров вблизи воздушного фильтра двигателя;
- Теперь с помощью гаечного ключа откручиваем фиксирующие хомуты и демонтируем индикационный прибор, после чего зачищаем посадочные места от следов герметика;
- Затем можно устанавливать новую деталь, предварительно обработав места контакта прибор новым слоев герметика. При этом после нанесения нового состава желательно выждать до 5-10 минут;
- После установки нового датчика подключаем аккумуляторную батарею и проверяем работоспособность датчика.
Проверить правильность установки прибора достаточно легко – достаточно посмотреть на контрольный чек и плавность работы холостого хода двигателя. Если на щитке приборной панели пропал значок контрольного чека, а двигатель исправно завелся и постепенно выходит на рабочую температуру – то процедура обслуживания была выполнена успешно.
Источники