Двигатель 3s-fe
Содержание:
- Неисправности: диагностика и ремонт
- Особенности конструкции
- Отличие двигателей серий G и S производства Toyota
- Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с.
- Надёжность Toyota 3S FE
- Двигатель 4S
- Ошибки в работе системы 4WS
- Описание устройства мотора 4SFE 1.8 литра
- Лучшее масло
- Расположение и виды диагностических разъемов
- Тюнинг и доработка двигателя
- Обслуживание
- Двигатель 4S FE — Технические характеристики и тюнинг
- Конструкция
- Технические характеристики 4S FE
- Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE (4A-FE, 4A-GZE)
Неисправности: диагностика и ремонт
Конструкция мотора рассчитана на пробег не менее 300 тыс. км. Однако существуют образцы с пробегом более 600 тыс. км без капитального ремонта. При этом двигатель не относится к категории надежных силовых агрегатов.
Распространенные поломки двигателей:
- Проблемным местом на ранних сериях двигателя 3S-FSE является механический насос. Согласно заводской инструкции, узел имеет ресурс работы 100 тыс. км, после чего производится замена ТНВД. Проверка состояния насоса проводится по показаниям датчика давления. Для этого требуется подключить мультиметр к выходам датчика или колодке контроллера двигателя. Нормативное напряжение лежит в диапазоне 2,0-3,7В. При падении значения ниже 1,3В на холостом ходу происходит остановка мотора (с фиксацией ошибки Р0191).
- Привод насоса выполнен от распределительного вала, полость с топливом отделена от картера двигателя тонким уплотнительным кольцом. Вышедший из строя сальник насоса пропускает бензин в двигатель. Зафиксировать попадание топлива можно при помощи газоанализатора, чувствительный элемент размещается в горловине для заливки масла. Допустимое значение углеводородов СН составляет 200-250 ед.
- При работе двигателя с протекающим сальником насоса наблюдаются скачки оборотов холостого хода и внезапные остановки при перегазовке. Это связано с попаданием паров бензина через систему рециркуляции во впускной коллектор, что вызывает излишнее обогащение смеси. Электроника фиксирует проблему и пытается уменьшить подачу топлива. Из-за этого и возникают сбои в работе.
- Большой расход топлива является следствием загрязнения форсунок, клапана холостого хода и элементов дроссельной заслонки. После проведения чистки расход возвращается к нормативным значениям. В конструкции дроссельного узла имеется датчик ТРС, определяющий положение заслонки. Часто при разборке узла нарушается угол установки детали, что приводит к нестабильной работе двигателя и повреждению приводов. В этом случае приходится выполнять замену ТРС или дросселя в сборе.
- При использовании некачественного бензина и изношенной поршневой группе происходит засорение напорного клапана системы рециркуляции отработавших газов. Ремонт заключается в промывке узла или отключении.
- Затрудненный запуск при пониженной температуре является следствием выхода из строя датчика температуры воздуха на впуске. При проведении диагностики в памяти блока управления будет ошибка с кодом Р0115.
- Нестабильные обороты холостого хода или затрудненный набор оборотов на двигателе 3S FSE — признак загрязнения дросселя, который необходимо промыть. В отдельных случаях требуется снятие впускного коллектора и очистка внутренних полостей (в том числе регулировочных заслонок). Также причиной может стать засоренные топливный и воздушный фильтры.
Для проверки топливной системы необходимо выполнить действия:
- Давление первого насоса при диагностике проверяется манометром. Для проведения замера давления требуется подключить прибор на рейку. После включения зажигания давление должно войти в норму (4,0-4,5 кг/см²) за 2-3 секунды.
- Повышенное давление в рампе указывает на неисправность клапана аварийного сброса давления. В этом случае будут наблюдаться проблемы с пуском горячего двигателя. Поврежденную деталь необходимо промыть в ультразвуковой ванне или заменить.
- Пониженное давление создает проблемы при запуске двигателя с любой температурой. При низких значениях давления топливо просто не пройдет через распылители форсунок.
- Большое влияние на давление топлива оказывает состояние топливных фильтров, установленных в баке. При проведении замены элементов требуется провести разборку и сборку топливной кассеты, расположенной в баке. Ошибки при установке деталей приводят к прекращению подачи топлива.
Проведение компьютерной диагностики позволяет определить поврежденные компоненты электроники, наиболее часто выходящие из строя:
- датчики положения коленчатого и распределительного вала;
- измеритель массы подаваемого в цилиндры воздуха;
- лямбда-зонды;
- датчики положения педали газа и заслонки в дроссельном узле;
- клапаны управления заслонками и фазовращателем.
Регламентные работы включают в себя:
- смену моторного масла и фильтра раз в год или через 10 тыс. км;
- заливку свежей охлаждающей жидкости через 40 тыс. км пробега (либо через каждые 2 года);
- установку новых свечей зажигания — каждые 20 тыс. км (срок службы свечей с платиновым электродом составляет 80 тыс. км);
- фильтры топлива и воздуха меняются через 40 тыс. км;
- каждые 100 тыс. км необходимо проводить замену ремня ГРМ.
Особенности конструкции
Изначально двигатель 5S FE имеет максимальные объемы цилиндров 2,2 л внутри своей S серии и обладает конструктивными особенностями:
- блок цилиндров – чугунный, без гильз, цилиндры выточены в теле;
- головка блока цилиндров – силуминовая с постелями для двух распредвалов;
- привод ГРМ – ременный на впускной распредвал, вращение выпускному распредвалу передается шестеренчатой передачей;
- механизм газораспределения – двухвальная схема DOHC без фазораспределения и гидрокомпенсаторов;
- система зажигания – трамблерного типа, затем DIS-2 с двумя катушками, каждая из которых подает искру на два цилиндра;
- навесное оборудование – высокоресурсное за исключением водяной помпы.
Блок цилиндров 5S-FE
Поршневая 5S-FE Для снижения вибрационных и колебательных нагрузок в блок цилиндров встроены два балансировочных вала. В руководство пользователя собрано описание параметров силового привода и график обслуживания. Возможна модернизация мотора за счет доработки имеющихся систем либо установки турбонаддува.
Перечень модификаций ДВС
Базовая версия имеет характеристики двигателя 9,5 единиц степени сжатия и мощность 130 л. с. Силовой привод комплектовался распредвалом с 7,25 мм подъемом кулачков и 220 фазой. Существует три модификации с другими характеристиками:
- Gen-1 – мощность 135 л. с., распредвал с подъем кулачков 8 мм и фазами 218 для автомобилей Toyota Celica ST204 и Camry XV10, выпускавшихся в период 1993 – 2001 г.;
- Gen-2 – мощность 133 л. с., применялся в Toyota Camry XV20 с 1997 по 1999 год;
- Gen-3 – мощность 136 л. с., модифицирован для Toyota Camry XV20, сошедших с конвейера в 2000 – 2001 годах.
За время производства мотора использовалось одинаковое штатное навесное оборудование.
Плюсы и минусы
Несложное устройство ДВС обеспечивает пользователям следующие преимущества:
- высокий ресурс от 250000 км пробега;
- ремонтопригодность блока цилиндров;
- удобная компоновка навесного оборудования для доступа к обслуживаемым/ремонтируемым узлам;
- низкие требования к качеству масла и топлива;
- отсутствие соударения клапанов с поршнями при обрыве ременной передачи.
Минусами конструкции силового привода 5S-FE являются:
- периодическая регулировка тепловых зазоров клапанов;
- низкая динамика мотора;
- сложный доступ к блоку балансировочных валов.
Выпускался этот силовой привод 11 лет до момента создания 2,4 л модификации мотора 2AZ-FE.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Применялся рядный атмосферный мотор 5S FE исключительно в автомобилях Toyota для внешних рынков:
- Celica ST184 – 5 поколение, широкий лифтбэк GT-S для Гонконга, Таиланда и Северной Америки, привод FWD либо 2WS;
- Celica ST184 – 5 поколение, лифтбэк, кабриолет и купе в кузовах SX и GT для Австралии, Канады и США, привод 2WS или FWD;
- Celica ST204 – 6 поколение, кабриолет, купе и лифтбэк в кузовах GT, ZR, SX-R и SX для Новой Зеландии, Австралии, Северной Америки, привод передний или полный;
- Camry/Scepter – 3 поколение, седан и универсал, сборка в Японии, США и Германии;
- Windom/Lexus ES – 3 поколение, увеличенные габариты кузова, 1991 – 1996 г.;
- Camry Solara – 4 поколение, купе, изготовление в Кембридже (Канада), 1996 – 2001 г.;
- Camry Avalon – 4 поколение, класс Люкс, кузов седан, колесная база увеличена;
- Camry Gracia – 4 поколение, люксовая комплектация, изготавливалась в Японии;
- MR2 – 2 поколение, комплектация G-Limited, кузов тарга или купе, 1990 – 1999 г;
- Scepter – кузов седан, универсал и купе;
- Harrier/Lexus RX – среднегабаритный кроссовер, 1997 – 2001 г.;
- Mark II Wagon Qualis – 5 поколение, кузов универсал, задний привод.
Отличие двигателей серий G и S производства Toyota
Автомобильные моторы серий G и S от Тойота в своем подавляющем большинстве являются довольно удачными, и установлены на многие авто. Двигатели каждой серии имеют различные сильные и слабые стороны.
Автомобильные двигатели серии G (R6, ремень)
1G-FE – можно считать этот двигатель одним из самых лучших, которые были сделаны японскими инженерами. Его можно представить бывшим лидером неформального рейтинга надежности. Этот силовой агрегат производители устанавливали на заднеприводные модели например (Cresta, MarkII/ Crown /Chaser). Еще нужно помнить, что под одним именем существуют два вида двигателя.
Такие моторы выпускались в отработанном, виде до модернизации двигатель был надежным, но производители не оснастили его техническими изысками, таким двигатель выпускали с 1990 до 1998г (1G-FE тип’90).
Недостатки двигателя были незначительными, например: если масло в двигателе слишком густое, то при запуске «на холодную», ремень ГРМ может перескочить, так же производители оснастили мотор слабым датчиком давления масла.
В общем, это неплохой двигатель, но не стоит ожидать от этого двигателя динамику гоночного.
Самые существенные изменения коснулись механической. Довольно сильно была изменена начинка, а так же и конструкция головки блока, производители установили гидронатяжитель ремня, блок цилиндров был обновлен, за одно с ней изменилась почти вся цилиндро-поршневая группа.
В результате модернизации на немного уменьшился срок эксплуатации, а так же и надежность двигателя упала. Но к сожалению на сегодняшний день практика и говорит, о том, что легендарная неубиваемость и простота обслуживания стала только мифом.
Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с.
Изначально в двигателе Toyota серии А заложен запас надежности, высокая ремонтопригодность и огромный запас запчастей. Выглядит схема двигателя следующим образом:
- R4 – рядная четверка, цилиндры проточены внутри чугунного корпуса, каналы смазки/охлаждения изготовлены во время отливки;
- ремнем приводится в действие и ГРМ, и навесное оборудование;
- моторы созданы для автомобилей C/D классов, семейств Caldina/Carina/Corona 170 – 210 и Corolla/Sprinter 90 – 110.
Блок цилиндров 5A-FE
Изготавливался ДВС в Японии для внутреннего рынка и в Китае для всей Юго-Восточной Азии
Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 5A FE не гнет клапана. Соответствуют технические характеристики 5A FE приведенным в нижней таблице значениям:
Соответствуют технические характеристики 5A FE приведенным в нижней таблице значениям:
Изготовитель | Tianjin FAW Toyota Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant |
Марка ДВС | 5A FE |
Годы производства | 1987 – 2006 |
Объем | 1498 см3 (1,5 л) |
Мощность | 77 кВт (105 л. с.) |
Момент крутящий | 143 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 117 кг |
Степень сжатия | 9,8 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | силуминовый литой |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | схема DOHC 16V, два верхних вала |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 78,7 мм |
Поршни | оригинальные |
Коленвал | литой, 5 опор, 8 противовесов |
Ход поршня | 77 мм |
Горючее | АИ-92-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 4,5 л/100 км
смешанный цикл 5,6 л/100 км город – 6,9 л/100 км |
Расход масла | 0,5 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для 5A FE по составу | Синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,3 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 150000 км
реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 5,3 л |
Помпа | GMB GWT-83A, Toyota 16110-19205, Aisin WPT-018 |
Свечи на 5A FE | Denso K16R-U11, Bosch 0242232802 |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Bosch 1987AE1121, 1987949158, 117 зубьев |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | Vaico V70-0012, Bosch 0986AF1132, 0986AF1042 |
Маховик | под сцепление 212 мм, 6 отверстий для болтов |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки |
Toyota 90913-02090 впускные Toyota 90913-02088 выпускные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 23 Нм
маховик – 83 Нм шкив коленвала – 98 – 147 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм + 90° |
https://youtube.com/watch?v=xhlSkCsQnhQ
https://youtube.com/watch?v=xhlSkCsQnhQ
Надёжность Toyota 3S FE
Мотор Тойота надёжное и безотказное устройство. Ресурс, который в среднем проходят агрегаты до полного капитального вмешательства, составляет 300000 км, уход увеличивает этот показатель до 500000 км, встречались экземпляры, прошедшие 1000000 км. Эксплуатация с допущением ошибок, таких как пропуск замены масла, загрузка автомобиля и прочие, не сильно влияют на работоспособность, двигатель ходит не менее 200000 км.
По надёжности, силовые установки условно делят по году выпуска мотора, 1986 — 1996 годы и 1996 — 2007 годы. Первые двигатели механические, работа сопровождалась шумом, вибрацией, большим расходом масла, подшипник помпы и масляного насоса влияли на службу ремня газораспределительного механизма (ГРМ). Неисправности, присущи модификации силовой установки, следствие недоработки электроники, управляющей агрегатом.
Подробное устройство двигателя 3S FE известно, а конструктивные особенности разрешали отремонтировать, поэтому период эксплуатации агрегата увеличивался. В перечень входила: расточка блока, замена поршней и колец и другие процедуры. Подробный перечень проводимых процедур описан в инструкции по эксплуатации агрегата.
Двигатель 3S FE: блок цилиндров
Конструктивно, третье поколение силовой установки, выпускаемое после 1996 года, уже не применяло такого рода доработку. Размеры под расточку блока и комплекты для восстановления цилиндров и поршней не предусматривались. Так же не дорабатывалось устройство шатунных болтов. Стремясь сделать процесс выпуска экономным, изделие выполнялось с нарушением свойств материала. Это приводило к случаям, когда болты обрывались в неподходящий момент. Ресурс силовых установок, выпущенных после 1996 года, связан с режимом и нагрузками, которые прилагались к агрегату.
Двигатель 4S
В первоначальной модификации мотор 4S имел индекс 4S-Fi и был оснащен моновпрыском. Выпускался с 1987 по 1990 в качестве замены 1S-Ui. С 1990 года мотор получил индекс 4S-FE, распределенный многоточечный впрыск топлива, немного большую мощность и степень сжатия. В таком виде он выпускался до 1999 года.
Технические характеристики
Производство | Kamigo Plant |
Марка двигателя | Toyota 4S |
Годы выпуска | 1987-1999 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | карбюратор/инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 86 |
Диаметр цилиндра, мм | 82.5 |
Степень сжатия | 9.3 9.5 |
Объем двигателя, куб.см | 1838 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 105/5600 115/5600 125/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 149/2800 157/4400 162/4600 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | — |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. |
8.2 5.2 6.7 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 5W-30 / 10W-30 |
Сколько масла в двигателе, л | 4.2 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | 95 |
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике |
— 300+ |
Распространенные неисправности и эксплуатация
- Пришла в негодность ТНВД. Поломка сопровождается протечкой бензина в картер и разбивкой ШПГ. Главные признаки – увеличение масла с характерным бензиновым запахом, дерганье на ходу, неравномерная работа, частая остановка, плывут обороты. Нужно просто заменить ТНВД.
- Заедание клапанной системы EGR – рециркуляции газов-отработки. Причина – образование смолы из-за плохого топлива. Симптомы – перебои оборотов, сбои в ритме агрегата. Клапан нужно периодически чистить или глушить.
- Пропадают обороты, мотор глохнет. Неполадки с холостым ходом лечатся промывкой модуля дроссель-задвижки. Также нужно прочистить коллектор впуска. Возможно, что сломались воздухофильтр или бензонасос.
- Пережог бензина (иногда сильный). Нужно отрегулировать зажигание, прочистить форсунки, холостой клапан и БДЗ.
- Вибрирование. Неполадки вызваны расшатыванием агрегатной подушки либо остановкой одного из цилиндров.
- Перегрев мотора. Виновата радиаторная крышка, ее следует заменить.
При должном уходе 4S – вполне работоспособный и даже резвый агрегат. Ресурс легко переваливает за 300 тыс. км.
Ошибки в работе системы 4WS
Для считывания ошибок необходимо подсчитать количество вспышек лампы 4WS. При этом зажигание должно быть включено, а в контакты TC и E1 в разъеме DLC1 – замкнутыми.
Расшифровка основных ошибок:
- 11 – выход из строя ЭБУ 4WS;
- 12 – поломка основного электромотора заднего рулевого механизма;
- 13 – выход из строя привода управления рулевым механизмом;
- 21 – короткое замыкание в цепи основного электрического мотора;
- 22 – разрыв цепи в системе питания основного электромотора;
- 23 – неисправность блокировки основного электромотора;
- 24 – поломка основного электромотора;
- 31 – повреждение системы электромотора заднего хода;
- 32 – поломка в работе электромотора заднего хода;
- 41 – выход из строя датчика частоты вращения переднего левого колеса;
- 42 – поломка датчика системы 4WS;
- 43 – некорректный сигнал датчика системы 4WS.
Описание устройства мотора 4SFE 1.8 литра
Этот агрегат с распределенным впрыском сменил своего собрата с моновпрыском в 1989 году и по сути больше ничем не отличался: тут такой же чугунный 4-цилиндровый блок цилиндров, 16-клапанная алюминиевая головка без гидрокомпенсаторов и простой ременной привод ГРМ. Как предшественник, он ставился не только поперечно, но и продольно, как например на Mark II.
За время выпуска агрегат пару раз обновлялся и существуют двс первого и второго поколения.
Руководство на русском языке для агрегатов серии S вы можете скачать тут
Много полезных мануалов вы найдете в библиотеке форума Toyota-Camry.ru
Лучшее масло
Какую выбрать вязкость?! Для ответа на этот вопрос необходимо учесть несколько важных моментов:
- местность использования;
- сезонность (лето/зима);
- состояние двигателя и пробег транспортного средства;
Город
считается наиболее нагруженным для мотора, потому как на пути постоянные остановки, короткие дистанции, светофоры, пробки и тому подобное. Лучший, и наименее нагруженный для моторазагородный режим (трасса): со стабильными оборотами и с постоянной скоростью.
Ровно также необходимо учесть климат
. Так, скажем для двигателя Тойота РАВ4 ХА40 который эксплуатируют летом или в жарком климате, идеальным выбором станет 5W-20, 5W-30 а в некоторых случаях и 5W-40, тогда как в холод нужно заливать моторное масло менее густое — 0W-20 или 0W-30. Как результат, двигатель с оптимально подобранным маслом тише работает, лучше запускается в холод и даже позволяет уменьшить расход топлива.
Третий фактор — состояние двигателя
. После 100-150 тыс. км детали двигателя изнашиваются и рекомендовано «переходить» на более густое моторное масло, например с 0W-20 на 0W-30 или с 5W-20 на 5W-30 и т.д., но опять же, это вопрос индивидуальный.
5W-20
- Quaker State Ultimate Durability 5W-20
- Mobil 1 5W-20 Advanced Full Synthetic
- Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-20
- RAVENOL SFE 5W-20
- Redline 5W-20 Motor Oil
- United EcoElite 5W-20
- Wolf Vitaltech 5W-20 D1 Dexos1 Gen2
0W-20
- Amsoil Signature Series 100% Synthetic 0W-20
- Eurol Evolence 0W-20
- Fuchs Titan Syn 0W-20
- Idemitsu Zepro 0W-20
- Kendall GT-1 Full Synthetic with Liquid Titanium 0W-20
- Kixx G1 0W-20
- Lukoil Genesis Special FE 0W-20
- MAG1 Dexos1 0W-20
- Mobil Advanced Fuel Economy 0W-20
- Neste City Pro 0W-20
- NGN Future 0W-20
- Petro-Canada Supreme Synthetic 0W-20
- Profix 0W-20
- RAVENOL ECS 0W-20
- S-Oil Seven Red1 0W-20
- Shell Helix Ultra 0W-20
- TCL Zero Line 0W-20
- Toyota Motor Oil 0W-20 (08880-12205)
- United Eco Elite 0W-20
- Wolf Ecotech 0W-20 D1 FE
5W-30
- Addinol MV 0537 5W-30
- Amsoil Signature Series 5W-30
- Blend Liquid Titanium 5W-30
- Gtoil Energy 5W-30
- Hyundai Xteer Ultra GSL 5W-30
- Idemitsu Zepro Touring 5W-30
- Lukoil Genesis Glidetech 5W-30
- Mobil 1 ESP Formula 5W-30
- Mobil1 X1 5W-30
- Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-30
- Pennzoil Platinum 5W-30
- Pennzoil Ultra Platinum Full Synthetic 5W-30
- Profix 5W-30
- SSU GXO 5W-30
- Wolf Vitaltech 5W-30 ASIA-US
- United Eco Elite 5W-30
- ZIC A 5W-30
0W-30
- Addinol Superior 0W-30
- Castrol Edge 0W-30
- Toyota Engine Oil Synthetic 0W-30
- Mobil 1 Fuel Economy 0W-30
- Petro-Canada Supreme Synthetic 0W-30
- Ravenol SSO 0W-30
- Shell 0W-30 A5/B5
Расположение и виды диагностических разъемов
Автомобили японского производителя Toyota оснащались двумя видами разъемов, позволяющих провести диагностику – DLC1 и DLC2. В более современных моделях используется разъем DLC3 (стандартный OBD-II).
Ошибки «Тойота» могут проявляться следующим образом:
- В случае обнаружения неисправностей в работе двигателя, на приборном щитке загорится индикатор Check Engine.
- А вот если поломка произошла в АКПП, на панели засветится индикатор O\D OFF.
- Лампочка SRS свидетельствует о неисправности в системе пассивной безопасности (подушки, преднатяжители ремней безопасности).
- Индикатор ABS загорается в случае появления ошибок в работе антиблокировочной системы торможения.
- При поломке антипробуксовочной системы на щитке приборов загорится лампа TRC.
В более ранних моделях Toyota разъем для диагностики установлен в моторном отсеке. Как правило, он имеет круглую форму и окрашен в желтый цвет. Нередко его можно найти возле аккумуляторной батареи.
Тюнинг и доработка двигателя
На автомобили, предназначенные для экспорта, в электронный блок управления установлены щадящие значения топливоподачи и управления зажиганием. Чтобы освободить скрытый потенциал движка нужно провести чип тюнинг.
Чип-тюнинг можно выполнить следующими способами:
- Установить дополнительный модуль, который будет обрабатывать входные и выходные сигналы на центральный блок управления силового агрегата.
- Обновить версию прошивки контроллера управления двигателем.
Повысить эффективную мощность и двигателя можно доработкой его основных узлов.
- Заменить штатную выхлопную систему на паук 4-2-1 или 4-1;
- Установить воздушный фильтр нулевого сопротивления;
- Отшлифовать впускные и выпускные каналы ГБЦ;
- Заменить газораспределительный механизм (установить спортивный распредвал, пере-выставить клапана на опережение или запаздывание).
- Штатные топливные форсунки заменить высокопродуктивными аналогами.
Не рекомендуется устанавливать турбонадув. Конструкция двигателя 4 SFE не рассчитана на , поэтому при установке даже маломощной турбины придется поменять цилиндропоршневую группу, головку блока, распредвалы, говоря проще, родным останется только блок-картер.
Механическая доработка стоит гораздо дороже, но в комплексе с чип-тюнингом можно повысить мощность силового агрегата до 200 лошадиных сил.
Двигатели японского производства принято считать одними из самых надежных, мощных и выносливых во всем мире. Ниже познакомимся с одним из представителей – мотором 4S-FE производства компании Toyota. Двигатель производился с 1990 по 1999 год, и в течение этого периода им оборудовались различные модели японского бренда.
Обслуживание
Для правильной и долгосрочной работы мотора 4S-FE требуется периодически проводить осмотр и замену расходников, деталей и жидкостей.
- Замена масла – рекомендуют проводить через каждые 10000 км. Для смены смазки понадобится менее 4 л масла 5W-30, 5W-40;
Рекомендуется использовать оригинальное масло Тойота SAE 5w-30 или 5w-40
- Замена ГРМ 4С-ФЕ – ремень после пробега в 100000 км;
Ремень ГРМ
- Пробег в 100000 км также обязует произвести регулировку клапанов, подобрать шайбы;
- Замена расходников.
Свечи зажигания, воздушный и топливный фильтры
При пробеге 20000 км меняют свечи зажигания, воздушный и топливный фильтры обновляют раз в 40000 км, антифриз сменяют после 60000 км или после 3-х лет эксплуатации, вспомогательный ремень подлежит замене раз в 100000 км.
Двигатель 4S FE — Технические характеристики и тюнинг
Мотор серии 4S FE начал серийно устанавливаться на автомобили Тойота с 1987 года и смог продержаться на конвейере до 1999 года. Этот движок содержит 4 цилиндра, 16 клапанную головку и ременный привод ГРМ. За время производства двигатель 4S FE зарекомендовал себя как надежный силовой агрегат с высокой степенью бесконтактности и выносливости.
Обзор двигателя
Двигатель Тойота 4SFE представляет собой модернизированную версию старого 4S-Fi и конструктивно является точной копией мотора 3S в уменьшенном объеме.
Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC (двойной верхний распределительный вал).
Данная модель двигателя имеет привод только на один распределительный вал, второй вал приводится в движение от первого через промежуточную шестерню.
Двигатель серии 4S использовался для комплектации Toyota:
- Carina E-ST 170, 170G (Карина);
- Vista SV40 (Виста);
- Carina EDE-ST 180 (Карина);
- Carina EDE-ST 180, 181 «4WS»;
- Chaser – Mark II – Crestae E-SX80SX80Y(Чайзер, Марк, Креста);
- Corona E-ST 170 (Корона);
- Corona Exiv E-ST180, 181 «4WS» (Корона Эксив).
Из особенностей этого силового агрегата можно выделить систему распределенного впрыска топлива и автоматическую систему управления, которая обеспечивают превосходные тяговые характеристики при малом объеме.
Технические характеристики двигателя 4S FE
ПараметрыЗначенияОбщие показателиПроизводительKamigo Plant ToyotaГоды серийного производства1987 – 1999Рабочий оббьем, см31838ДвигательДиаметр цилиндра × ход поршня, мм.
82,5×86Степень сжатия9,5 — 9,3Тип мотораБензиновый, 4RТип системы газораспределенияDOHC 16V с автоматической регулировкой фаз газораспределенияМощность/при оборотах в минуту125/6000Крутящий момент/при оборотах в минуту162/4600Системы двигателяЗажиганияДвухкотушечная DIS-2Подача топливаМноготочечный электронный впрыск (EFI), моновпрыскОхлажденияЖидкостная, принудительная. Оббьем ОЖ – 5,9лЭксплуатационные характеристикиРасход топлива, л на100 км.Магистраль – 5,3Городские условия – 9Смешанный цикл — 6,7Ресурс двигателя, км.300000Рекомендуемые производителем марки, расход маселВязкость моторного масла в зависимости от условий эксплуатацииУниверсальное — 10W40Зимнее — 5W30.Оббьем моторного масла, л3,3 на автомобилях CHASER-MARK II –CRESTA, на всех остальных авто Тойота – 3,9
Важно! Приведенные технические характеристики двигатель 4S FE являются ориентировочными и могут меняться в зависимости от метода проверки, года выпуска узла и модели автомобиля
Эксплуатационные возможности двигателя 4S FE
Тойотовские двигателя обладают неплохим доремонтным ресурсом. Заявленный производителями пробег до капитального ремонта составляет 300 тыс.км. При должном уходе и своевременном выполнении технического обслуживания ресурс агрегата можно увеличить до 500 тыс. км.
Конструкция двигателя допускает выполнение капитального ремонта с расточкой блока и заменой цилиндропоршневой группы до следующего ремонтного размера.
Для двигателя SFE инструкцией предусмотрено следующие ремонтные размеры поршней:
- Номинальный — 82,457-82,467 мм;
- Первый ремонт (0,5) — 82,937-82,967 мм;
- Второй ремонт (0,75) — 83,187-83,217 мм.
Необходимость выполнения ремонта можно определить после сравнения фактического и максимального зазора цилиндропоршневой группы:
- Фактический — 0,053-0,073 мм;
- Максимальный — 0,120 мм.
Совет. Подробная инструкция и схема замены поршневой двигателя 4S FE описана в руководстве по эксплуатации силового агрегата.
Во многом срок эксплуатации двигателя зависит от качественного и своевременного выполнения поточного ремонта.
Конструкция
Рядный 4-цилиндровый двигатель 3S-FSE оснащен поршневой группой с усиленной конструкцией, которая обеспечила безотказную работу при повышенной степени сжатия. В системе подачи топлива применен механический ТНВД, обеспечивающий подачу топлива под высоким давлением (по нормативам завода до 120 бар). Часть выхлопных газов (до 40% объема) отводилась через систему рециркуляции обратно в цилиндры. Такая схема работы позволила сократить количество вредных выбросов в атмосферу.
Блок цилиндров изготовлен из высокопрочного чугуна. Конструкция детали позволила выполнить зеркала цилиндров непосредственно в теле блока. Головка блока литая из алюминиевого сплава, включает в себя 2 распределительных вала. В конструкции ГРМ применена фирменная система VVTi, изменяющая фазы газораспределения вала впускных клапанов. Настройка зазоров в клапанном механизме выполняется при помощи шайб, которые устанавливаются между кулачком и толкателем.
Коленчатый вал имеет 5 опор. Спереди и сзади установлены сальники, предотвращающие течь масла. Система смазки принудительная, запас жидкости объемом 4,5 л находится в поддоне. При нормальных условиях температура масла составляет 80°С. Охлаждение принудительное, циркуляция жидкости выполняется насосом. Объем антифриза зависит от типа коробки передач, находится в пределах 5,7-5,8 л.
Впускной коллектор на двигателе 3S-FSE оснащен механизмом изменения поперечного сечения каналов, на входе установлен электронный дроссель. Регулировка каналов выполняется шаговым электродвигателем. Особенностью конструкции двигателя является корректировка соотношения количества топлива и воздуха для разных условий эксплуатации. На холостом ходу топливная смесь бедная, что способствует снижению расхода топлива и сокращению выбросов. По мере увеличения нагрузки состав смеси корректируется в сторону обогащения.
Инжектор мотора оборудован топливной рейкой и модернизированными форсунками, приспособленными для работы под высоким давлением. Система зажигания оснащена индивидуальными катушками, установленными в свечных колодцах.
Технические характеристики 4S FE
Изначально руководство завода в двигателе использовало меньшие объемы камер сгорания, чем в предыдущем моторе 1,8 л вместо 2,0 л. Использована упрощенная схема двигателя рядная бензиновая а с 16 клапанами и двумя распредвалами по схеме DOHC.
Распредвалы 4S FE
ГБЦ 4S FE
Привод одного распредвала ГРМ у этих движков ременный. Скомпоновано навесное оборудование преимущественно с пассажирской стороны, спереди. Возможен капремонт своими руками и модернизация мотора для увеличения мощности.
Впускной коллектор
Приведенные технические характеристики 4S FE из нижней таблицы помогут рационально использовать владельцу имеющиеся возможности:
Изготовитель | Kamigo Plant Toyota |
Марка ДВС | 4S FE |
Годы производства | 1990 – 1999 |
Объем | 1838 см3 (1,8 л) |
Мощность | 92 кВт (125 л. с.) |
Момент крутящий | 162 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 160 кг |
Степень сжатия | 9,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | DIS-2 |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | литой дюралевый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | литой, 2 шт. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 82,5 мм |
Поршни | оригинальные с цековками |
Коленвал | шатунные шейки 48 мм |
Ход поршня | 86 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-4 |
Расход топлива | трасса – 5,2 л/100 км смешанный цикл 6,7 л/100 км
город – 8,2 л/100 км |
Расход масла | 0,6 – 1,0 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 10W40, 10W30 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | ZIC A, ZIC X5, Dragon SN SAE, Shell HX7, GT Turbo Coat |
Масло для 4S FE по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,3 л на Mark II, Cresta, Chaser, 3,9 л на всех остальных авто Toyota |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 300000 км реальный 350000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 5,9 л |
Помпа | Just Drive JD |
Свечи на 4S FE | BKR6EYA от NGK, K16R-U11, K20R-U11, BC5EY11, Q16R-U11 |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | 13503-63011 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | SA-161 Shinko, 17801-74020 Toyota |
Масляный фильтр | Sakura C1139, VIC C-110 |
Маховик | крепление на 8 болтов, тело облегчено 6 круглыми отверстиями |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze, впускные светлые выпускные темные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 35 Нм шатуны – 25 Нм + 90°
шкив коленвала – 108 Нм крышка клапанная – 44 Нм головка цилиндров – две стадии 49 Нм + 90° |
Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE (4A-FE, 4A-GZE)
Чип-тюнинг. Атмо
Двигатели серии 4A рождены для тюнинга, именно на базе 4A-GE был создан всем известный 4A-GE TRD, в атмосферном варианте выдающий 240 л.с. и выкручивающийся до 12000 об/мин! Но для успешного тюнинга надо брать 4A-GE за основу, а не FE версию. Тюнинг 4A-FE идея мертвая изначально и заменой ГБЦ на 4A-GE здесь не помочь. Если чешутся руки доработать именно 4A-FE, тогда ваш выбор наддув, покупаете турбо кит, ставите на стандартную поршневую, дуете до 0.5 бар, получаете свои ~140 л.с. и ездите пока на развалится. Чтобы ездило долго и счастливо, нужно менять коленвал, всю ШПГ под низкую степень, доводить головку блока цилиндров, ставить большие клапана, форсунки, насос, проще говоря родной останется только блок цилиндров. И только потом ставить турбину и все сопутствующее, рационально?
Именно поэтому за основу всегда берется хороший 4AGE, здесь все проще: для GE первых поколений, берутся хорошие валы с фазой 264, толкатели стандартные, ставится прямоточный выхлоп и получаем в районе 150 л.с. Мало?
Убираем впускной коллектор T-VIS, берем валы с фазой 280+, с тюнинговыми пружинками и толкателями, отдаем ГБЦ на доработку, для Big Port доработка включает в себя шлифовку каналов, доводку камер сгорания, для Small Port еще и предварительную расточку впускных и выпускных каналов с установкой увеличенных клапанов, паук 4-2-1, настраиваем на Абит или Январь 7.2, это даст до 170 л.с.
Дальше, кованая поршневая под степень сжатия 11, валы фаза 304, 4-х дроссельный впуск, равнодлинный паук 4-2-1 и прямоточный выхлоп на трубе 63мм, мощность поднимется до 210 л.с.
Ставим сухой картер, меняем маслонасос на другой от 1G, валы максимальные — фаза 320, мощность дойдет до 240 л.с. и крутиться будет за 10000 об/мин.
Как будем дорабатывать компрессорный 4A-GZE… Проведем работы с ГБЦ (шлифовка каналов и камер сгорания), валы 264 фаза, выхлоп 63мм, настройка и около 20 лошадей запишем себе в плюс. Довести мощность до 200 сил позволит компрессор SC14 либо более производительный.
Турбина на 4A-GE/GZE
При турбировании 4AGE сразу же нужно понизить степень сжатия, путем установки поршней от 4AGZE, берем распредвалы с фазой 264, турбокит на ваш вкус и на 1 баре давление получим до 300 л.с. Для получение еще более высокой мощности, как и на злом атмо, нужно доводить ГБЦ, ставить кованый коленвал и поршневую под степень ~7.5, более производительный кит и дуть 1.5+ бар, получая свои 400+ л.с.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4